Тетради - Морская 04
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир:

Творчество >> ЛЗ >> Тетради >> Морская 04




 

 



 

 

 

 

См. тж.:

Морская 01
Морская 02
Морская 03

Морская 05
Морская 06
Морская 07

Полностью

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)


Морская 04

231
n
Барятинский: Буратинский, Бурятинский, Буря Тина

232
Иссл.
Идеал - Высший : счастье с рядом характеристик

alt: нирвана, ограниченное счастье, рай, коммунизм, положительный гуманизм

Путь - вдохновение, воспитание масс, пробуждение в них лучших психологических черт, "воспитание взрослых", просвещение, просветительство, правда

alt:

...

- социальный детерминизм: ленивые, пьющие, преступающие закон - порождение общества
- социальный экологизм: есть отбросы общества, но может быть и общество без отбросов, экологически чистое
- свобода воли: есть и она, но в современном обществе есть моральное право выбирать зло

233
IL ОДв
Космический вестник

234 Перенесено на сайт
index
Суть РК - ...

Далее следуют:

Диалог (обсуждаем и рассуждаем вместе с вами)

Монолог: 1) Излагаем систему идей
2) Создаём свою партию
3) Пропагандируем языком искусства

(убрать "раскидано по")

235 + 229 + 240
Проза

Высоцкий рассказывает:

- После того как Чэпмен облажался со своим покушением * , Джон понял, что это предупреждение судьбы: Битлз надо возрождать. И в 1980-м они заиграли вновь. Дали турне по Британии, по Штатам - а летом приехали на Олимпиаду. 27-го июля отыграли в Лужниках, 26-го - в Олимпийской деревне, а 25-го побывали у меня в гостях. Пить водку при таких людях было неудобно, да и работа не позволяла - так и не умер я тогда

----

* Имеется в виду известная история с неудавшимся покушением на Леннона, когда Марк Чэпмен, отправляясь на "Дело", забыл зарядить свой револьвер
(Другая версия - швейцар всё просёк, заговорил Чэпмену зубы - и тот просто прозевал Леннона)
(Третья - Чэпмен воображал себя Ленноном и начал пальбу по собственному отражению в витрине)

236
Иссл. = sh

В природе всё взаимосвязано
В обществе - как части природы - тоже

В природе царит закон необходимости
В обществе - как в особой части природы - может царить закон совести

237
?? [r] [234]

Отличие харизматика от пассионария?

238 Перенесено на сайт
si_alt ?

Править должны

- учёные
- старцы
- буржуа
- пролетарии
- царь
- женщины
- народ
- пассионарии
- харизматики

В любом случае власть со временем выродится в келейность, элитаризм

"Темпераментностный" собор

Партия Ложа Секция харизматиков, пассионариев, сильных мира сего, ...

239
lines
И сказал ./ Битлам:
- Зачем устраивать бедлам?

240 + 229 + 235
Проза
Битлз без Ринго

241
IL встречи

Битлз и Довлатов
Битлз и Никулин

242
velikije

Чкалов и М. Дитрих

243
лл
Славяне - Патриоты - Тесла

244
lines
Люди жили в Антарктиде
10 000 лет назад
Сам я этого не видел -
так газеты говорят

Я газеты не читаю,
Но читают их друзья
Я по Арктике гуляю
... не зря

245
иссл.
Запоминая прочитанный факт, человек может стремиться к разным целям:

- При случае впечатлить (вызвать уважение осведомлённостью, рассмешить)
- Встроить факт в своё мировоззрение

246
qs
Стремление - желание достичь чего-то осознанно
А если столь же активно, но не осознанно? (Читает анекдоты, например?) Видимо, то же

247 Перенесено на сайт
si
Существуют группы
Преобразуют энергию из одного вида в другой
Им требуется подпитка

Они организуют потребление:

- разведка, добыча, транспорт, переработка
- идеологическое обоснование этой деятельности

248
qs
Вооружённость знаниями - осведомлённость
Как назвать "коллекционную" осведомлённость, о предметах не серьёзных (новые анекдоты)?

249
а/б
Гена Шкиль
Витя Ализарчик
Игорь Степанченко
Саша Сафонов
Саша Коршунов

Лена Кострома

Олег Портянко
Андрей ?
Сергей Дорох
Юра Рахимжанов
Юра Сарвилин

Гена Ефимчик
Эдик Котляренко
Чиба
Батя

Наташа Горелик
Ира Куницкая

250
Иссл.
Общение - несколько процессов:

- Познание человека, его народа
- Влияние
- Повышение мастерства общения

251
Вып.
Древнегреческая философия, с которой в конечном счёте берёт начало и современная...

- "В конечном счёте берёт начало"!

Всё-таки восприятие личности в целом накладывает отпечаток и на восприятие её зэхеров. Хорошим людям мы можем простить многое

Вот Черноушеку я охотно прощаю несуразность "начала в конце" (хотя это может оказаться и огрехом переводчика)

Чем больше будет хороших людей, тем меньше мы будем раздражаться - и пусть остаются несуразности

Плохие люди исчезнут не сразу, но и на их зэхеры мы обратим внимания гораздо меньше. Случись приведённая несуразность в речи Буша - "по привычке" прощу её теперь и ему...

Или нет? Или рассмеюсь?

"Кому-то можно, а кому-то нет"?

Есть двойные стандарты, а есть признание заслуг?

Итак:

1) Имеет ли право хороший автор на словесные огрехи? - Да
2) Имеет ли его плохой автор? - Нет
3) Имеет ли смысл рассуждать об этом? - ...
4) ...

252
sh
"...отличить одно от другого - и дай мне возможность учиться менять то, что я сейчас изменить не в силах"

253 Перенесено на сайт
si_alt
"Вплоть до Божьего Идеала"

развитие полемика

Развитие:

Идеалы вправе устанавливать только Бог
Человек может устанавливать только цели

Разница между идеалом и целью

Человек не вправе судить об идеале, установленном Богом (оценивать его)
Если идеал Бога не включает в себя счастье на земле или всеобщее счастье, то их быть и не должно

- Ради чего?
- Ради блага большинства
- Но большинство - это все
- Все не должны быть счастливы
- Почему?
- Так хочет Бог
- А почему Он так хочет?
- ...

alt 1 Это не Высший Идеал, но это Божий идеал
alt 2 Идеал Бога всегда Высший

Полемика:

- Если критерий высоты - соответствие идеям Бога, то вы правы
Если же это количество счастливых, то нет

Но мы предлагаем считать критерием идеала кол-во счастливых, утверждая, что у Бога критерий тот же

! Делить alt'ы на последовательные и непоследовательные, давать разными цветами

Ответ на alt 1: - Ждём ответа на вопрос "Почему идеал Бога - не Высший?"
Ответ на alt 2: - Т.е. с идеей "Вплоть до ВИ" вы согласны, а различия начинаются на уровне "критерий высоты идеала"? Но если у нас - КСО, то что у вас?

254 -> 253 Перенесено на сайт
si_alt
Вплоть до рая, коммунизма, N-го рейха,
Вплоть до Высшего идеала, эвдемосферы
Дискуссию о высоте - сравнительный анализ социальных идеалов - мы решили поместить отдельно

255
sl
Об'ожение
Богочеловечество - сотрудничество божественных и человеческих энергий (Семёнова)

256
Эссе
Пример с улиткой несовершенен

- Человек обязан жить так, чтобы у животных не было нужды преодолевать созданное им
По крайней мере, чтобы неумение преодолеть это не было фатальным или мучительным
Короче, жить по совести обязан человек

Кстати, можно сложить песню
[ дописка 29 10 2017 г., 00:47; идее - годы ]

Заменим поэтому асфальт большим камнем

Тогда пример с улиткой правилен, но вывод "Взаимопомощь глупа или вредна" из него не последует

1) Сталкиваясь с улиткой на камне, следует отличать ситуацию, требующую помощи от не требующей
2) Следует знать, как помочь

Вот и всё. "Учиться взаимопомощи" - вот и весь вывод

Теперь подробнее

Улитка научится преодолевать камни, если они будут попадаться ей во всё большем размере
Если она сразу попадёт на каменное плато, то погибнет
(Почему и пример с асфальтом плох: никто не сказал, что это асфальт преодолимого размера)

И птица может отлететь слишком далеко от берега, и пурга может длиться экстремально долго для овец, и тигр чаще всего оказывается гораздо проворнее, и т.д.

Обучить экстремальным задачам нельзя
Обучить обычным задачам можно не всегда
Причём второе - нельзя как субъективно (учитель плох, времени не хватило), так и объективно (некоторые умения просто не предусмотрены гармоничной природой: например, альбатрос не умеет взлетать с ровного места и всегда садится на вершине, а сев на ровном месте, погибает от голода)

Отсюда и необходимость помощи извне

Есть простое правило для решения, помогать или не помогать: "Просят - помоги"
Следует только отличать просьбу от скрытого требования - раз

Лентяй, например, на самом деле не просит - он требует, маскируясь под неспособного (уставшего, больного, неумелого, дружественно настроенного)

Или боящийся: можно перейти речку по камням, но он боится. И просит его перенести, хотя мог бы и сам - вот пример для воспитательного отказа в требуемой помощи. Но взаимопомощь возможна и здесь: в виде вдохновления на преодоление препятствия; внушения уверенности; показа способов выполнения задачи; личным примером
И даже проведя боязливого за руку

Этими же способами можно помочь даже лентяю

Есть опасность более сложная: обилие законных просьб См. отдельно

В случае, когда просьбы о помощи не поступает, но она явно нужна, рекомендуем слушать своё сердце. Если улитку жалко, то переползание камня будет стоить ей слишком дорого. Умрёт или проживёт недолго, стерев свой слизистый покров
То же, если чувствуешь угрызения совести
Или если чувствуешь, что позже будешь жалеть - третий вариант
И если чьи-то советы рекомендуют эти чувства в себе заглушить, прими их как поправку ("Взаимопомощь нужна, но она должна быть умела"), а не как отмену твоего пути ("Помощь не нужна")

----
Никто не сказал, что мир всегда будет требовать обучения
Никто не сказал, что мир всегда будет требовать обучения способами, опасными для жизни или здоровья

257 Перенесено на сайт
si_alt
Критерий идеала - справедливость: адекватное возмездие за грехи

Счастливых должно быть столько, сколько заслужили счастье. Остальные -

- в ад (христиане, мусульмане)
- в забвение, в вечный позор (атеисты)
- в тюрьмы (атеисты)
- в сансару (очередное перерождение) (буддисты, индуисты)
- ? (конфуцианцы, джайны, кришнаиты, тэнгрианцы, синтоисты...)

258 Перенесено на сайт
si_ist_mysli

Русская мысль к. XIX - н. XX вв. - активное христианство (и далее по "Софиологии")
Фёдоров в "Софиологии" охарактеризован как "..."
Семёнова: 62

259 Перенесено на сайт
si_alt
"Дело не всеобщее"

260
Иссл.
Национально-географические группы:

Нац. (армяне - азерб.)
Рас. (чёрные - белые)

Геогр. (Пески- Микрага)

Эк.-геогр. (деревенские - городские)

Возрастные (Отцы - дети)
Половые (М / Ж)

Идеологические:

Религ.
Политич.

Политэк. (Эксплуататоры - эксплуатируемые)

261
Иссл.
Чтобы что-то изобрести, необходимы условия социального (изобретательства, развития)

Взаимоотношения с новым, тяга к переменам:

1) Стремление к новому

- понимание его необходимости

- знание существующей ситуации
- её оценка как плохой
- признание сменить её лучшей

- Желание нового

2) Представление о нём

Условия для психологической работы:

3) Возможность сосредотачивать внимание на новом

Психологические качества:

4) Жизненный багаж (опыт, знания)
5) психологический багаж (смекалка)

У древних людей, живших по 30 лет, таких условий не было
Поэтому пещерный век длился так долго

Прогресс есть овладение условиями социального изобретательства

??): Почему нет ВИ? Энергия социума ушла в технику?

+): Различать изобретённое (палка-копалка, колесо, дамбы, пирамиды, телескоп) и сложившееся (города, цивилизация, демократия)

262 Перенесено на сайт
si_alt
Хуже-лучше

- Идеал справедливости лучше
- Но если бы не было греха, не нужна была бы и справедливость
=> идеал праведного мира лучше
- Но грешники уже были и есть! Они уже должны получить по заслугам, независимо от того, возможен ВИ или нет!
- Грешников нужно простить, а они сами должны покаяться

??): Праведность выводится из требования полезности ("Каждый д.б. полезен"), а покаяние с прощением - из чего?

- Грешники есть разных уровней. Кого-то можно простить и непокаявшегося. Общество достаточно сильно, особенно при ВИ, чтобы позволить ему бессильно злобствовать и пакостить по мелочам
(Это говорят те, кто в ВИ не верит; мы считаем, что при ВИ непокаявшихся не будет)
Но кого-то нельзя прощать и раскаявшимся
- Почему? Если так, то мы согласны. Но так ли это?
- Так. Потому что грех д.б. наказан!
- Почему, почему?
- А чтоб другим неповадно было! И чтобы искупить страдания пострадавшего

[Следует длительная пауза. Позже человек скажет: "Я тогда подумал было, что есть ещё третья цель: перевоспитание. Но в условии уже сказано, что он раскаялся"]

Всё...

- Так... Будет, значит, рай с сотнями миллиардов счастливых праведников - и будет ад с двумя дюжинами непростимых негодяев. Первые будут ходить туда на экскурсии (1) и ощущать при этом справедливость возмездия (2)
Хороший идеал для мира, в котором возможны нераскаявшиеся, есть гарантия влияния их судьбы на праведников, особенно новорождённых, есть необходимость искупать страдания

??): Кстати, что это значит?
??): А если их простят все? Люди, Бог, все прочие? Будем бессильно рыдать, гладя на их страдания? Странно как-то, особенно для всемогущего и всепрощающего Бога

и есть возможность их искупать

Слабая сторона такого идеала та, что праведники-то по-прежнему слабы, как и мы: без примера грешников могут впасть в грех!

Плюс уже упоминавшиеся: наличие нераскаявшихся, наличие необходимости искупать страдания и т.д.

- Таков мир!
- Докажите
----
Мир не таков

Раскаяться может каждый
Простить может каждый
Стать устойчивым к соблазнам может каждый
Человечество может стать Богочеловечеством
Богочеловечество может устроить эвдемосферу

- И я?!
- Да
- Ну уж нет!
- Ну, не становись. Мы подождём
- Чего?
- Когда тебя не станет
- А я воспитаю себе смену!
- С каждым годом это будет всё труднее
- Ну, посмотрим

263 Перенесено на сайт
s
Текст первого уровня с объяснением всех ВПС и E

Текст второго уровня должен иметь ссылку на первый с его легендой

Но это одна линия текстов

А если есть другая - там тоже давать легенду?

Линии: si, wtd, crr, enc

i: bio, people

264
wtd_sites

Публикация материалов сайта на Самиздате.Ру и т.п.

265 Перенесено на сайт
si
Чел. комиссия. Функции:

- Рассмотрение вопросов о том, что хорошо, что плохо, что хуже, что лучше

Вопрос д.б.

1) В её компетенции (сажать ли кукурузу в Заполярье, решать не чиновнику, а агроному)
2) Важным

Что мы думаем = Система идей (si)

+): Нерешённые вопросы (qs), Исследования (issl), Информация (i) и Инфобанки (b)
+): Альтернативные мнения (alt)

Что предлагаем (wtd)

База b - Осмысление issl - Идеология si - Развитие issl

266
??
Почему нужно знать биографии творцов?

267
proeto ххх

268
буд.
Встречи рокеров с космистами

60-70-летние старики с гитарами - и мы

Когда РК станет нац. идеей России
Когда движение Неприсоединения, ось Стабильности станут регионом Надежды, а надежда будет - (на эвдемосферу

269
g
Овладение соло: октава, 15, 135, 1-5, 1-5?

270 ххх
proeto


271
к-т [ТЦН]

Жизнь - это (сила), способная (работать) с несовершенством мира:

1. Ощутить это несовершенство (через боль и горе)
2. Оценить его как несовершенство (зло; природное и социальное)
3. Начать изменение этого мира
3-1. Инстинктивно уклоняясь от раздражителя и приспосабливаясь - на нижних уровнях развития
3-2. Создав теорию и организовав процесс - на высших:

а) Описание мира (ввод понятий "зло-добро", "горе-счастье, "Мир, бытие, порядок бытия" и др.)
б) Проект иного порядка бытия (Идеал и Путь к нему)

Примечание 1. 1 и 2 доступно всему живому, 3 - человеку

272 = 135' с. 49
z-n
Машина не может заменить ручной труд, а клоны - людей, как инкубатор не может заменить курицу

273
Вып. [134]

Читка:
Перечитка: 18.03.07, утро: 1 - 27 (на работе, по дороге домой, дома на кухне)

6-п Ленин: "Люди всегда были и будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов"

sl Мессианизм - мистическое учение об исключительности своего этноса Примечание

Примечание Должно стать научным

Волна интереса к Фёдорову: 7-3_-к. + сноска 3

Отношение сегодняшних богоискателей к фидеизму и к софиологии в частности выражено в одном из выступлений современного литератора, заявившего на страницах ж-ла "Наш современник", что русскому интеллигенту для его духовного становления нужен не "Монтень" и "прочие католики" - ему нужно изучать православных философов, чтобы "быть личностью"

("Наш современник", 1981, № 11, с. 83-84)

Кант

Характер философии располагает к компромиссу (между религией и наукой) - 134, 8-0

Кн.: 4-1-к.

Н. XX В. - Богоискательство

Утончённая апологетика православия:
Примечание

Критика официального православия
Критика социалистических идей Подробнее
Идея "нового религиозного сознания" Подробнее
Объединение интеллигенции с церковью
Превращение социальных преобразований и культуры в религиозное дело осуществления идеала богочеловечества

Подробнее В марксизме имелось течение "легальных марксистов". Целый ряд его представителей со временем оставил это течение. Многие перешли к идеям религиозного обновления

Подробнее Новое религиозное сознание - т.е. освобождённое от консерватизма и рутины

Ленин: они выступали "против крайностей клерикализма и полицейской опеки <i> для усиления </i> влияния религии на массы"

Причины: усиление рев. настроений в массах и самокомпрометация церкви поддержкой царизма

Кн.: (4-1-к.) : "Вопросы религии" (1906-08), "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918) + масса журналов

Включало в себя течения:

- неохристианство
- неоправославие
- софиология (к. XIX - н. XX)
- оккультизм
- антропософия

2 направления:

1) Сочиняющие новую религию на основе сочинений Соловьёва, Достоевского и др., а тж. Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора

: Мережковский, Бердяев, Шестов

2) Софиологи, оживлявшие православие ("освящение плоти" = "обоготворение материи") на основе Соловьёва

: Булгаков, Флоренский

Развивалось волнами
Имелось противоборство внутри между разными группами

Софиология - наукообразная форма идеализма и мистики

Компромиссный вариант между ортодоксальным ("академическим") и светским богословием

Центральное понятие - София ("София-(пре)мудрость")
Существует в космосе как особая сила, стремящаяся к проявлению в мире по мере его становления в виде идеального человека (святого, Богочеловека), идеальной организации (всемирной церкви), идеального мира

Церковь мыслится как хранительница и умножительница национальной и общечеловеческой культуры

Опирается на идеи Соловьёва

: Булгаков, Флоренский

Осуждена как ересь в 1930-х, возрождается в 1970-80х (8-3) :

"Крутой поворот, означающий серьёзную философско-мировоззренческую переориентацию церковной иерархии, подготавливался в течение века, а произошёл практически на наших глазах в последние 10 - 15 лет. Наиболее важные заявления по этому поводу были сделаны начиная с 1977 года, когда русская церковь праздновала 60-летие восстановления патриаршества. Именно в это время официальные идеологи Московской патриархии дали позитивные оценки идей софиологов, завершившие важнейший богословский выбор

(Иванов В., Русское добротолюбие, Моск. патриархат, 1917 - 1977, М., с. 80 - 88)

В настоящее время (1986) эти сдвиги получают дальнейшее развитие

(Журнал Московской патриархии, 1982, № 7, с. 24) "

Соловьёв - "светский" богослов. Учение - "метафизика единства"

Булгаков - легальный марксист - неокантианец - православный обновленец - еретик

Флоренский - признан с оговоркой, что признаётся не всё

Бердяев - религиозный экзистенциалист

Франк - соловьёвец

Примечание Это сказано о софиологии (8-1), но так же не раз характеризуется и богоискательство в целом

В ряду с Соловьёвым - Достоевский, Фёдоров, Трубецкой, Розанов, В.И.Несмелов

Они содействовали процессу, начатому славянофилами: пробуждение интереса к метафизике

Метафизика

Если метаистория - это история тонкого мира, то метафизика - это его физика
Мета - рядом (греч.)

Тонкий мир - мир "духовных" (невидимых ныне) сущностей: личностей (домовые, ангелы, Бог, недавно умершие и др.), объектов (свои варианты Солнца, наших государств, ландшафтов и др.), энергий. Базируется на том же пространстве, что и наш, но живёт по несколько иным законам. Состоит из слоёв, где одни и те же феномены существенно отличаются друг от друга (иначе течёт время, разное количество измерений, Солнце выглядит по-разному и т.д.)
См. описание например у Даниила Андреева в "Розе мира"

??): Кто ещё описывал тонкий мир?

<разместить вопрос в Иссл.>

Быт: религиозно-философские собрания 1890-х
Суть - сближение интеллигенции с духовенством (19-п)

Места: Петербург, Москва, Киев, Тифлис, др.

Характеристика среды - неоднородность: богоискателями были даже монархисты

??): Какая ещё кроме либеральной бывает интеллигенция?
??): Как увязать идеи "богоискательство - идеология либ. интеллигенции" и "богоискательство было разношёрстным"?

Ответ:

Очень просто. Есть народ - 90% населения. Есть правящие классы - 12% населения. И есть интеллигенция - 8%

(Цифровка для России XIX-XX требует уточнения, но нередко так и есть)

Часть интеллигенции настроена лояльно к существующему строю, часть - оппозиционно

Если в стране монархия, то оппозиционеры в основном либералы и социалисты
Если бурж. республика - монархисты и социалисты
Если соц. республика - монархисты и либералы

??): Кто есть ещё?
??): Какие варианты строя есть ещё? (Ответ: да вроде больше никаких. Мелкие группы - это варианты названных)

В годы, когда власть доводит народ до рев. ситуации, опасность начинают чувствовать даже в лояльных кругах - особенно из тех, кто устроен похуже (и наименее защищён). Эти лица начинают высказываться в духе "Что-то у нас началось не то" и постепенно переходят в стан реформаторов

Поэтому среди богоискателей были даже монархисты и священники-модернизаторы (= церковные либералы; = обновленцы)

Славянофилы: А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин

Богоискатели: критик А.Л. Волынский (пионер борьбы с материализмом в лит. критике)

Православные декаденты: Мережковский, Розанов

Круг Мережковского: публицист Д.Философов

Обновленцы: Б.В.Титликов

Программные слова: "Самодержавие идёт к упадку. Если в этот критический момент церковь останется в прежнем положении, то она неразрывно уже свяжет свою судьбу с самодержавием. Надо перейти на церковно-общественную платформу" (Б.В.Титликов)

Программные документы: 3 записки премьер-министру (председателю комитета министров) С.Ю.Витте с требованиями вывода церкви из паралича:

- от ряда церковных деятелей
- от профессоров петербургской Академии - от имени митрополита Антония (Вадковского)
- от 32 молодых петербургских священников

Левые обновленцы: Г.Петров, архимандрит Михаил (Семёнов)

В 1840-х было 4 группы интеллигентов:

1) Очень религиозные, бывшие масоны, иногда шедшие в монахи
2) Набожные ("верующие по привычке") - 70 %
3) Неверующие, но ходившие в церковь по мере необходимости
4) Неверующие открыто, вольтерьянцы - 2 - 3 %

(По словам Толстого, записанным А.Б.Гольденвейзером)

В 1860-х имели место две тенденции:

- подъём религиозности
- направленность к православию

(Мнение М.Шагинян)

sl Собор - уточнение: По словам Толстого, это определение относится к православной церкви. Но Толстого оно удивляет: "Это произвольная подстановка одного понятия под другое. Почему именно православная церковь является таким собранием? Скорее, наоборот" (Воспоминания Гольденвейзера)

??): Что значит наоборот? Что чем является? Где основания для заявления "Люди, объединённые любовью, естественно будут исповедовать православие?" Где основания для "Православная церковь есть собрание объединённых любовью"?

??): Если Хомяков писал о православии, то как же назвать собрание людей, U-х любовью, не обозначая конфессиональной принадлежности, если не Собором?

Кн.:

А.Л.Волынский, "борьба за идеализм. Критические статьи", СПб., 1900
А.Б.Гольденвейзер, "Вблизи Толстого" (воспоминания), М., 1959
М.С.Шагинян, "Человек и Время", М., 1980

1909: "Вехи" и веховство: поворот от защиты народа к защите режима и прямой союз с либ. буржуазией Цитата-пример

"Понятие революции ... не имеет самостоятельного содержания, а характеризуется лишь отрицанием ею разрушаемого" (Булгаков)

Призыв "благословлять" царскую власть за то, что она "одна своими штыками и тюрьмами ещё ограждает нас от ярости народной"

"Реакция "бросилась" на религию" "не случайно, но в силу необходимости". "Одной палки, одного кнута мало; палка всё-таки надломана. Веховцы помогают передовой буржуазии обзавестись новейшей идейной палкой, духовной палкой" (Ленин, ПСС, 20-129)

Суть палки - в проведении идеи исключительности русского православного народа

Причина:

Капиталистам в ходе эволюции приходится искать опоры в массах или настраивать их на самоотверженную работу (когда гнёт становится нестерпим, когда требуется массовый энтузиазм для бурж. революции или войны и т.д.)

Вдохновить светлыми идеями они не могут (капитализм держится на идее "Человек человеку волк") и поэтому используют наиболее "популярные" (льстящие тёмным массам) идеи - шовинизм, ура-патриотизм, национализм, черносотенство... Поначалу маскировка более изощрённа, используются искренние философы, желающие спасения мира; затем маску можно и сбросить, особенно если обстоятельства позволяют (Гитлер)

Наряду с веховством имелись тенденции:

- Буржуазно-демократическая
- Либеральная
- Консервативная

(Нередко маскировавшиеся социалистическими заявлениями) (См. В.А.Кувакин, "Религиозная философия в России", М., 1980, с.20)

Не понято: 21-к. 23-п. 26-1-к. 145-1 144-1 147-1-2и3/3 147-п-2/2

22-1 Богоискательство, как известно, состояло не только из писателей-декадентов и религиозных философов. В нём значительную роль также играли священники-модернисты – "новоправославное движение"

22-2-3 Оно стало складываться накануне революции 1905 – 07 г.г.

"И дальновидные и недальновидные церковные либералы видели, что самодержавие идёт к упадку... Если в этот критический момент церковь останется в прежнем положении, то она неразрывно уже свяжет свою судьбу с судьбой самодержавия. Надо... перейти на церковно-общественную платформу, опереться на церковное общество: вот основная мысль либерально-церковного направления"

(Титлинов Б.В., Церковь во время революции, Пг., 1924, с. 11-12)
(Титлинов Б.В. – один из видных обновленцев)

23-0-9 (2) Умеренное крыло обновленцев

Филос. база – Соловьёв, Достоевский
Идейное кредо –

1) Записка ряда церковных деятелей "О современном положении православной церкви" предкоммина Витте ("русская церковь в параличе", необходимо восстановить соборность)
2) Записка профессоров петербургской академии (от имени петербургского митрополита Антония (Вадковского) с аналогичными требованиями
3) Записка 32 молодых петербургских священников "О неотложности восстановления канонической свободы православной церкви в России" с проектом программы обновления церковной жизни

Предложения:

- активизация деятельности церковного прихода
- перевод священников на твёрдое жалованье
- проведение церковного собора

(23-0-3/4)

Левый фланг умеренных обновленцев – "христианский социализм" (свящ. Г. Петров, архим-т Михаил (Семёнов) (23-0-11)

Во время реакции – конфликт "буржуазии клерикальной с буржуазией антиклерикальной" (Ленин)

Чрезвычайно острый характер классовых противоречий обусловил быстрый отказ буржуазных идеологов от абстрактных форм идеализма и переход на религиозные позиции

"Реализм" религиозно настроенных либералов состоял в том, чтобы апеллировать к чувствам и предрассудкам отсталой части рабочего класса и крестьянства, заигрывать с духовенством и религиозной интеллигенцией (23-1)

??): Цитаты?

Итог веховства: "Либеральная буржуазия решительно повернула от защиты прав народа к защите учреждений, направленных против народа" (Ленин) (24-п.-3)

Прочтено по ходу: Ленин, ПСС: 9-21 ("Поп Гапон" - читано и ранее), 20-..., 22-..., 23-...,

Далее взято из Деловой февраля 2007 (28.03.07, ЦРМ):

В 1905 году была опубликована книга Макса Вебера "Протестантская этика и дух капитализма", в которой автор выдвинул версию о том, что сущность буржуазного общества ("дух" бережливости) следует искать не в экономической системе, а в идеологических изменениях, происшедших в результате протестантской Реформации

Подобно Веберу, выводившему европейскую культуру с её "духом капитализма" из реформированного христианства, русские религиозные мыслители тоже считают капитализм продуктом особой разновидности христианской веры. Но в отличие от воззрений немецкого социолога, с его апологией буржуазного "порядка" и обоснованием принципа возрастающей "рациональности", они резко критикуют Европу именно за рационализм. Европейское просвещение, выросшее из итальянского Возрождения XIV - XVI веков, и сложившийся на этой основе рационализм, как особый тип миросозерцания и действия, понимается ими как отход от первооснов христианского вероучения, а потому объявляет источником всех бед современного человека

В рамках европейского мышления есть два типа рационализма: рационализм светский, связанный со скептицизмом и атеизмом, и "рационализм" религиозный, вырастающий из Реформации, тесно спаянный с иррационализмом и мистицизмом. Русские софиологи возражают главным образом против светского рационализма (138-1,2,3)

Например -> Булгаков о Реформации:

- Она шла об руку с так называемым гуманизмом, который внушал человеку веру в свою неповреждённость и духовное здоровье. И становились уже не нужны ни искупление, ни благодатная помощь церкви... Тонкий духовный соблазн и подмен, не примеченный при возникновении, в дальнейшем развитии закономерно привёл к грандиозным последствиям, среди которых мы и живём (138-к.)

Критика европейского мышления идёт, в общем, по трём линиям:

1. Критика рационализма Подробнее
2. Осуждение материализма Подробнее
3. протест против разрыва идеи и действия

1. Ни Соловьёв, ни его последователи не сомневались в реальности внешнего мира. Но этому миру они противопоставляют в качестве истинного мир духовной реальности, центром которой является бог. "Все великие исторические события, - по словам Булгакова, - прежде всего совершаются в мире духовном, зарождаются в человеческих душах, в их религиозном самоопределении" ("Церковь и демократия", М., 1917, с. 6)

Рационализм же есть отход от постижения божественного всеединства, доверие, подчинение и служение "внешним фактам", т.е. утрата свободы духа; искажённое (логицированное) христианство

Его воплощением они считали немецкий разум, особенно Гегеля, и идеи французской революции (139) Пример -> "Суеверное преклонение перед "волей народной", лежащее в основе культа демократии родилось из обожествления греховного человека... Глашатаем этой веры ещё в XVIII веке явился Руссо... Это учение о непогрешимости человечества в его групповом, классовом или государственном объединении ещё больше утвердилось в XIX веке, особенно в Германии" ("Церковь и демократия", М., 1917, с. 11)

В рационализме, как известно, содержалась могучая вера в силу человеческого разума. Именно разум стремится раскрыть сокровенные тайны природы и общества. Вл. Соловьёв в своих статьях по гносеологии пытается подорвать доверие к разуму, опираясь на сам разум. По Соловьёву, рационализм приводит к выводу о большей значимости в общественной жизни материального начала (к чему, по мнению богослова, склоняются все социалисты), а также ведёт на практике к революциям, как это было во Франции. На примерах из истории социализма Соловьёв пытается доказать, что разум человека не способен к познанию социальных процессов, а потому не может решить проблему социального неравенства. Он указывает, что возвещённое фр. рев-й общество разума привело в конечном итоге к насилию плутократии и к хаосу (140-п)

2. Вслед за английской и французской буржуазией Пример ->

Известный последователь Маркса и Энгельса Поль Лафарг писал в 1900 году: "...В начале XIX века наша буржуазия, покончив дело рев. разрушения, принялась отрицать свою вольтерианскую философию; в моду опять вошёл католицизм, который Шатобриан размалёвывал... романтическими красками, и Себастиан Мерсье импортировал идеализм Канта, чтобы добить материализм энциклопедистов, пропагандисты которого были гильотинированы Робеспьером.

В конце XIX века, который будет носить в истории название века буржуазии, интеллигенты пытаются раздавить при помощи идеализма Канта материализм Маркса и Энгельса" (140-1,2)

Борясь с рационализмом, софиологи критиковали как социализм, так и капитализм. Однако с иных позиций, нежели

лл 142-2 К концу XIX и началу XX века на Европу ("скопидомную мещанку" - Булгаков) обрушивают обвинения многие православные мыслители. В их числе все славянофилы, Н. Данилевский, К. Леонтьев, Соловьёв и др.

144-3 кн. Флоренского:

В своих работах "Философия культа", "Иконостас", "Закон иллюзии", "Обратная перспектива", созданных уже после революции, Флоренский даёт критическую оценку всей современной западной культуры. Особенно резко – в статье "Итоги"

Чтобы пояснить существо идей Флоренского, сделаем перевод важнейших терминов, используемых им в статье "Итоги":

"ирреализм" – неприятие социальным субъектом божественной реальности (т.е. материализм, атеизм)
"перспективизм" – признание прогресса и оценка настоящего с позиции будущего
"схемо-строительство" – формирование социального идеала и внедрение его в жизнь
"иллюзионизм" – общий признак этих явлений (145-2_)
"люциферическое евангелие Пайк'а" – рев. идеологии (т.е. дух классового принуждения в условиях военного коммунизма)
"титанизм" – атеизм + вызов Богу и богочеловеческому закону; "вечно алчет и вечно напирает" (146-2)
"реализм" – "адекватное" постижение Бога
"техника" – исполнение, сродни мастерству иконописца, стремящегося воплотить в идеал божественный образ (147-1-1/3)

147-п-1/2 мерилом значимости всех культурных явлений Флоренскому служит его метод взаимного "просвечивания разных областей знания друг в друге"

148-2-н. В статье "Итоги" Флоренский обрушился на перспективизм за отход христианского онтологизма, в результате чего человек стал руководствоваться не всесторонним целостным подходом, а узкой, ограниченной "точкой зрения", само наличие которой свидетельствует, по мнению философа, о неспособности воспринимать "всеединую истину"

149-п Если по Веберу возрастание рациональности неизбежно увеличивает власть буржуазной бюрократии, то Флоренский видит избавление от этого – в церкви (соборности)

150-2_, п. Если говорить о действительном смысле религиозных исканий софиологов, то они по сути дела выдвигают требование тотальной религиозности, то есть распространения религии на все сферы современной культуры. "Не должно быть ничего принципиально "светского", - писал С. Булгаков, - не должно быть никакой нейтральной зоны, которая была бы религиозно индифферентна, не имела бы того или другого религиозного коэффициента"
"Церковная ограда, - прямо заявлял Булгаков, - должна вместить в себя не один только дом для инвалидов, богадельню, для которых в ней находилось место до сих пор, но и рабочую мастерскую, и учёный кабинет, и художественную студию"

151-2_-2-к. За последние десятилетия в русской церкви произошли серьёзные изменения. Сдвиг начался с отказа от старой социальной доктрины православия, основанной на разрыве между религией и земными судьбами человечества. Что касается софиологов, то они добились прежде всего благосклонного отношения церковной иерархии к своим утончённым и усложнённым идеям. А это, разумеется, был для них немалый успех

152-п. Самоапология (оправдание) православия:

- в теоретическом плане – построение религиозно-философских систем, содержащих обоснование христианской веры (для привлечения к христианству высокообразованных людей, ставших безразличными к религии под влиянием цивилизации - Лосский)

- в практическом плане – реализация идеи Соловьёва о "вселенской церкви" (международное объединение церквей и создание всемирной церковной организации, которая смогла бы воплотить основные черты православного идеала в рамках "экуменического" движения)

156-п -> 157-0

Славянофильская формула "богоизбранности" русского народа, принявшая у позднейших представителей этого направления определённо националистический характер, трактуется Соловьёвым в прямо противоположном смысле: роль России заключается в способности к "национальному самоотречению"
Миссия русского народа видится ему в осуществлении синтеза "начал западного и восточного христианского мира", что в конечном счёте должно привести к воссоединению церквей

158-п.
Экклезиологические воззрения Соловьёва получили дальнейшее обоснование у его последователей, в частности у Флоренского, о чём свидетельствует его работа "О церкви"
Написал он его ещё в студенческом возрасте и большое внимание уделяет внутренней структуре церкви: мир, клир, харизма

159-п магнит

"Церковь есть не только собрание людей, но прежде всего то, что их собирает, т.е. данная людям свыше существенная форма объединения, посредством которой они могут быть причастны божеству"
"Силовое поле магнита по отношению к магниту, - замечает он, - и есть Церковь в её отношении ко Христу; опилки же – верующие"

162-1 экстерриториальность (= нонконформизм)

162-2 Гиппиус о Флоренском: "сильная личность", "самый, кажется, умный и жестокий священник"

163-2-н. кн. "Христианский экуменизм" Ю.В.Крянева

Дальше см. стр. 97 Деловой

164-I-п. Главная задача, которую ставили перед собой софиологи, это теоретическое и практическое оправдание России и православия путём всемирной религиозной организации

164-II: минус "уже... в условиях": 11.12...

Организационное оформление альянса софиологов произошло 11 декабря 1923 г.
Митрополит Евлогий утвердил "Устав православного братства" во имя св. Софии Премудрости Божией", а 31 января 1924 г. состоялось (по-видимому, в Праге) первое заседание "Софийского братства":

С.Н. Булгаков Г.В. Вернадский В.В. Зеньковский П.И. Новгородцев Г.В. Флоровский

Главой избран Булгаков

Позже в него вошли

Н.С. Арсеньев В.Н. Ильин А.В. Карташев (б. министр вероисповеданий Врем. пр-ва)

Некоторые софийцы (ильин, Вернадский, Флоровский) примыкали к евразийцам, но отошли от них, когда там обострились внутренние противоречия

Противниками были деятели "карловацкой церкви" (иерархии), карловчане – напр., Г. Граббе

Размеры и влияние "ордена" до сих пор не выяснены

Ядром стал кружок, возникший в Московском университете в 1904 году формально как секция истории религии, примыкавшая к философскому семинару профессора С.Н.Трубецкого.
Председательствовал С.А.Котляревский – в последствии видный бурж. деятель
на первых ролях были: Флоренский (с физмата), Владимир Эрн (его друг со школьных лет), Алексей Петровский (химик), Борис Бугаев (поэт Андрей Белый), Валентин Свенцицкий ("вечный" студент)
Собирались в МУ, а когда полиция занимала аудитории – из-за студенческих волнений – то на квартире Свенцицкого и Эрна

Февраль 1905: создание радикального крыла ("Христианское братство борьбы") во главе со Свенцицким. Печатали листовки с призывами к созданию новой, "истинной", церкви и разбрасывали по Москве

1905: приходят литератор А.С. Волжский (Глинка) и Булгаков (б. легальный марксист)

На юге России прокламации распространяли Евгений Лундберг (1883 - 1965) и Иван Беневский (1880 - 1922)

В Киеве издавали газету "Народ"

Сентябрь 1905 – умирает С.Н. Трубецкой

Март 1906 – арест Флоренского и Свенцицкого; пропагандистская кампания "народа" в связи с этим ("Гонения – необходимое условие и признак церковного Возрождения"); народом поддержаны не были, движение угасло

Пред-софиологи:

Кружок Трубецкого
Кружок Новосёлова
Круг Флоренского в духовной академии

168_п/п Помня, что церковь немного стоит без клира и проповедников, софиологи вместе с другими религиозными философами создали в Париже Православный богословский институт, за полвека издали огромное количество религиозной литературы, проникли в студенческое движение на Западе, чтобы держать под контролем молодёжь русской национальности

169-2:
РПЦ была вынуждена осудить софиологию и завести дело на Евлогия из-за молений за русскую церковь, организованных его группой в Париже (весна 1930 г.): они носили выраженный политический характер и имели целью мобилизацию общественных сил Запада на крестовый поход против СССР
Евлогий и Булгаков ездили по Европе и даже США

После этого софиологи, видимо, распались, т.к. в 170-1 читаем: "Эстафету в "оцерковлении" культуры приняли в эмиграции от софиологов "евразийцы"

Евразийство – религиозно-философское и культурологическое движение, возникшее в начале 1920-х. Входили: Н.Н.Алексеев, П.М.Бицилли, Г.В.Вернадский, В.Н.Ильин, Л.П.Карсавин, П.Н.Савицкий, Д.П.Святополк-Мирский, Н.С.Трубецкой и др.
Это правоведы, историки, литературоведы, филологи, лингвисты
Здесь софиологическая идея расщепляется, теряя чисто богословский характер и переходя от проблем религиозно-богословских в область культурологии, гражданской истории, философии языка – пытаясь выработать научные методы для выявления сущности русского этноса и, по сути, демифилогизируя русское религиозное сознание
Это привело некоторых из них к признанию советской власти и даже возвращению на Родину (Святополк-Мирский и др.)
Другая часть выделилась как наиболее реакционная и мистически настроенная

Богоискатели:

- кантианцы
- софиологи

Осмысление софиологии требует усилий, т.к. она обладает закрытым, эзотерическим ядром (170-2_)

кн. Федотов Г.П., И есть и будет. Размышления о России и революции, Париж, 1932

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

Тетради - Морская 04
* не позже 02 2014 г. Хотя судя по отметке "В тетради 215 номеров на 30.05.2007 г.", именно 30.05.2007 г. и создана
(На деле в тетради 468 номеров)
Разбита на 7 частей 23 09 2023 г.