Бердяев. Самопознание 05 01 Конспекты
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Разные тексты >> Наши авторы >> Бердяев. Самопознание 05 01 >> Конспекты




 

 



 

 

 

 

Часть 05 02

Конспект 3-го уровня

Конспект 4-го уровня

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

Глава 01
Глава 02
Глава 03
Глава 04
Глава 05
Глава 06
Глава 07
Глава 08
Глава 09
Глава 10
Глава 11
Глава 12

 


Самопознание 05 01

Н.А.Бердяев

Конспекты

Выделены материалы для конспекта 2-го уровня
Имеются вставки из 05 02

Глава V. Обращение к революции и социализму

Марксизм и идеализм

Хронологическое изложение невозможно

Уход из аристократического мира
Уединение
Близких по духу не встречал
В самом начале духовного влиявших на меня не было
Общался с женщинами
- Менее отталкивали
- Давали иллюзию понимания
- Были почитательницами
(не "последователями")
Вступил в мир революционный

Двойственный характер революционности
(Революционность и аристократические инстинкты)
Рефлектирующего раздвоения не вызывал
- Восстание духа
(не народной массы)
Свободы и смысла
Против рабства и бессмыслицы
Против революций
Против рабства в революции
- Духовно реакционны
- Нелюбовь к свободе
- Отрицание ценности личности

Хотел нового мира
Обосновывал его на свободе и творческом акте человека
(не на социальном процессе, диалектически проходящем через момент революции)

Источники
- Неприятие миропорядка
- Невозможность подчиниться
- Неспособность к конформизму
- Желание изменить мир

Мне говорили: статья или выступление очень смелы

История наполнена преступлениями
Признавал смысл истории
Философию истории считал своей специальностью
Признание священных исторических традиций не удавалось
Вызывало отвращение

Отвращение к "политике"
(не равнодушие)
Самая зловещая форма объективизации человеческого существования

Основана на лжи
Фикция
Паразитарный нарост
Политические революции не являются духовными
Революции неизбежны
При отсутствии или слабости творческих духовных сил
Всякое государство и всякая революция подпадает господству князя мира сего
Дух есть свобода и революция, материя - необходимость и реакция

н. XX в.
Тенденция имитации народного примитивизма
Наивной, докритической стихии
(Некоторые религиозные течения)

Мой иррационализм или сверхрационализм
База - "просвещение" по Канту
(Формулировал вечную правду "просвещения" и с ней связывал своё учение об автономии)
(не в русле фр. течений XVIII века)

Толстовская прививка в глубоком презрении ко лжесвятыням
Не толстовское чувство истории
~"Человек - животное политическое, и тот, кто по своей природе не является частью гос-ва, есть существо деградированное или превосходящее человека"
[Аристотель, "Политикеа"]
Не считаю себя ни тем, ни тем
Принятие миропорядка русскими и западными людьми различно

Дворянское общество
Не мило
Возмущало

Университет
Любил общество евреев
- Не дворяне
- Не родственники

Мать
Употребляла слово "жид"
При мне - "израелит"

... первее ...

Всякое гос.учреждение представлялось инквизиционным
Из добродушных и любезных людей
Светское общество иное
В функциях власти люди преображаются в полузвериную сторону
Жандармы ведут себя по-разному в гостях и при допросах
Историческая массивность не импонировала

Иерархия - различие людей по положению, вне личных качеств
Титулы - условные знаки
Противные реальности
Освящение злой "эмпирической" действительности
Представление её доброй
Все: "Человек может быть дурным, но представляемый им чин хорош"
Я: "К плохому человеческому прибавляется плохое чина"
Священно не общество, не государство, не нация, а человек
Персоналистически-анархическая тенденция
Хилиастическая надежда
(не анархическая утопия)
Сохранил в зрелом возрасте

Чины часто импонируют даже революционерам
Хотя и при отрицательном знаке
Победившие революционеры легко делаются чинами
То же в науке и искусстве

Революциость породила отношение к возможным испытаниям
Закал личности
Христианский период такого не создавал
Аскеза выносливости к преследованиям
Не собирался быть профессиональным революционером
Идеологом

Петербург, лит.вечер радикальных и даже марксистских кругов
Приведён Туган-Барановским
Круг журнала "Мир Божий"
(Марксистские статьи)
(Там я начал печататься)
Чувство чуждости
Не настоящесть
Как и во всех кругах
Выход - религиозный разрыв с обществом?
Не как монашеский аскетизм
Не пуританизм

К революции и к религии привели одни мотивы

Социализм и коммунизм, христианство и православие могут быть буржуазными
Не любил торжествующих
Столкновение между силой и ценностью
Б'ольшая сила ценности низшей, меньшая ценность силы высшей
Этическое обоснование социализма
Этическая революционность
(не социальная)
Взгляды эволюционировали

Михайловский
Народник
1870-е
Больше близок
Социолог, философ слабый
Господство позитивизма - Конт, Милль, Спенсер
Моя база - нем. идеализм - Кант

"Субъективный метод в социологии"
Угадана несомненная истина
Выражена философски беспомощно

Теория "борьбы за индивидуальность"
Примат индивида над обществом
Индивидуалистический социализм
Тж. Герцен
Конфликт личности и общества - основная

Встреча с марксизмом
1894 г.

Давид Яковлевич Логвинский
Товарищ по факультету
Единственный, с кем дружеские отношения
Одарён умственно
Расположенность к туберкулёзу
- Колоссального роста
- Очень узкая грудь
Длительное заключение - Сибирь - умер от туберкулёза
- Арестован позже меня
- По делу с-д типографии
- Мой отец улучшил его положение в Сибири
Одна из мучительных русских историй
Отношения надорвались
(Мой поворот к идеализму)
Вывел на студентов-марксистов

Луначарский
Не был вполне тоталитарным марксистом
Соединял Маркса с Авенариусом и Ницше
Начитанность и одарённость
Печать легкомыслия
Не был жестоким
Постоянные споры
Его позиция:
- Итина классова
- Философ несвободен в познании
Я был свирепым спорщиком
Впечатление обиды Луначарского
Доклад на квартире поляка
(Со мной сослан в Вологодскую губернию)
Первый услышанный
Отталкивание, тоска, удушье

Далее - постоянное самоинспектирование
(Что побудило стать марксистом?)

Критический марксизм

Пленил историософический размах, широта мировых перспектив
Европеизация русской интеллигенции
Выход на больший простор
Маркс гений

Ленин
Никакого соприкосновения

Потребность осуществлять идеи
Лекции в Киевском с-д комитете
Считали идейным руководителем

В Швейцарии
Встречи с основателями русской с-д

Привёз много с-д лит-ры в фальшивом дне сундука из-за границы
Ленин был в ссылке

Странное явление
Враждебное интеллигенции течение в рабочей среде
Требовали самостоятельной активности рабочих
Яркий представитель - типографский рабочий Л.
Высокий красно-рыжий еврей
Особенно отрицател с-д
Но любил ходить ко мне
Надеялся, что возглавлю
Прощал мне ереси
Даже интересовался ими
Мне было легче других с народным слоем
Вероятно, во мне меньше свойств интеллигенции
(Связаны с желанием быть руководителями)
Равное отношение ко всем

Не испытывал особенных "страданий за идею"
Но сидел, был в ссылке, был выслан
Тюрьма была более патриархальна и мягка, чем в советском режиме
Ужасов Петропавловской крепости и Алексеевского равелина не видел
Стража видела в заключённых врагов правительства
В СССР - "врагов народа"
Начальник тюрьмы управлял патриархально
Звери тоже бывали
В СССР управление отражало террор

Первый арест
Киев
На несколько дней
Участие большой студенческой демонстрации
Арестованы были все
Сидели вместе в арестантских ротах
Ожидали стрельбу
Окружили казаки
Были столкновения
Кончилось пустяками
Пошёл по чувству долга
В студ. движении участия не принимал

Студ. движение
Очень организованный характер
С-д относились свысока
(Считали делом пропаганду и агитацию среди рабочих)

1898 г.
Арест по первому в России большому с-д делу
Исключён из ун-та
Арестовано ~150 человек
Весь с-д комитет
Большой душевный подъём у меня
- Жизненных сил
- Но не творческой мысли
(Много сил - на конфликт со средой)
Один из лучших периодов в жизни
Период наибольшей популярности
Долгий период непопулярности позже

До ссылки - в Петербург
По спец. разрешению
Обедал у дв. брата кн. С.В.К. с Треповым
Вечером встречался со Струве и Туган-Барановским
У Струве - Скворцов-Степанов
(Известный большевик, редактор "Известий", пропагандист безбожия
Позже не встречались)
Они - правое течение, я левое
Лит. связь с критич. марксистами

На допросах - воинственность
Также в советский период
Победное настроение у всех
Ждали резонанса в Зап. Европе
Прочёл ряд докладов в тюрьме

На следующий день киевский генерал-губернатор Драгомиров
С жандармским генералом и прокурором
Сказал нам речь
Запомнилось: "Ваша ошибка в том, что вы не видите, что общественный процесс есть процесс органический, а не логический, и ребёнок не может родиться раньше, чем на девятом месяце"
Жандармский генерал терпеть не мог Драгомирова
Делал на него доносы
Очень подозрительно на него посмотрел

Одиночка
С открытой дверью в коридор
Удавалось проникать в верхний коридор
Где сидели знакомые дамы
На прогулках - собрания
Я бывал председателем

Одиночка с запертой дверью
Читал
Сидел месяц
Благодаря связям отца скоро освобождён
Без права выезда из Киева
Ссылка на три года в Вологодскую губернию
Как и почти все с-д
Немногие в Сибирь
Общались
Дело продолжалось около двух лет
Начал писать
Первая статья "Ф. А. Ланге и критическая философия в её отношении к социализму"
1899 г.
По-немецки
В "Neue Zeit"
Первая книга "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии"

"Neue Zeit"
Марксистский ж-л
Ред. Каутский

Переписка с Каутским
Приветствовал статью
Возлагает надежды на русских марксистов
Для развития теории
(Немецкие слишком заняты практикой)
Вряд ли бы он приветствовал выбранное мною направление

Русские марксисты вполне своим меня не считали
Идейный конфликт

Струве
Более политик, чем я
Возлагал на меня надежды
Менее левый, чем я
Поворачивал от социализма к либерализму и национализму
Веротно, пафоса социализма и не было
Автор программы с-д партии
Близок взглядам Бернштейна

Бернштейн
Обозначил кризис нем. марксизма

С.Булгаков
Более тесная связь
Знакомство в приезд из ссылки

"Субъективизм и индивидуализм в общественной философии"
Предисловие Струве
Юношеская и несовершенная
Отражала моё миросозерцание
Недостаточно выражала более интимные стороны
Опыт синтеза марксизма с кантианством и Фихте
Гегелианцем не был
Вышла во время ссылки
Создала широкую известность
Большая часть критична
Одна статья была основана на опечатке
Начали считать изменником, хотя я изменился мало
Стал одним из главных выразителей течения "от марксизма к идеализму"
(название Булгакова)
Стал развивать идеи
Существенно в книге: истина, добро, красота внеклассовы
(Определяются не средой, а трансцендентальным сознанием)
Кантовское a priori
(Не психологический, а логический и этический характер)
От среды зависит психология
Классовая истина - словосочетание нелепое
Но не классовая ложь
Буржуазная
Причастны к греху эксплуатации человека человеком

Познание зависит от ступеней социальной общности людей
Общеобязательность познания имеет социологический характер
Познаёт не универсальный разум (германский идеализм), а конкретный человек
- С известной душевной структурой
- С зависимостью от социальных отношений
a priori
- Находится в трансцендентальной сфере
- Ничего не гарантирует

Это привело меня к экзистенциальной философии
Выражено в книге "Я и мир объектов"
Нужна социология познания
Дурное предчувствие, связанное с марксизмом

Пролетариат свободен от него
Благоприятные условия для истины
Максимальное сближение психологического и трансцендентального сознания
Философское обоснование рев. социализма

Теория мессианства пролетариата
Идеалистическая
Материалистическое понимание истории, но отказ придавать ему метафизическое значение и связывать его с материализмом общефилософским

Аристократический радикализм

Плеханов
Понял это
Встреча в Цюрихе
"С такой философией нельзя остаться марксистом"
~"Опасный индивидуализм"

Внутренний переворот
Самый плохой период
До сих пор

Примкнул к Союзу освобождения
Участие в двух съездах за границей
Природа привлекала более

к-д
Не вошёл
"Буржуазная"

Петербург
Считался реакционером

Революция 1905 г.
Оттолкнули её характер и моральные последствия
Кончился героический период русской интеллигенции
Началось моральное разложение
Предсказал победу большевиков

Отошёл от политики
Борьба за сознание интеллигенции


Конспект 2-го уровня

Уединение

Любил общество евреев
- Не дворяне
- Не родственники

С.Булгаков
Более тесная связь
Знакомство в приезд из ссылки

1894 г. - Встреча с марксизмом

Двойственный характер революционности
К революции и к религии привели одни мотивы
- Неспособность к конформизму
- Желание изменить мир
Революциость породила отношение к возможным испытаниям
Идеолог
(не проф. революционер)

Критический марксизм
Сверхрационализм

История наполнена преступлениями
"Политика" - самая зловещая форма объективизации
Политические революции не являются духовными
Дух есть свобода и революция, материя - необходимость и реакция
"Просвещение" по Канту
Презрение ко лжесвятыням
Историческая массивность не импонировала
Социализм и коммунизм, христианство и православие могут быть буржуазными
Этическое обоснование социализма
Философское обоснование рев. социализма
Теория мессианства пролетариата

"Субъективизм и индивидуализм в общественной философии"
- От среды зависит психология
- Классовая истина - словосочетание нелепое
- Но не буржуазная ложь
- Причастны к греху эксплуатации
- Познание зависит от ступеней социальной общности людей
- Познаёт не универсальный разум, а конкретный человек

Луначарский - постоянные споры
С Лениным - никакого соприкосновения
Встречи с основателями русской с-д в Швейцарии
Переписка с Каутским

Сидел, был в ссылке, был выслан
Большой душевный подъём у меня
Один из лучших периодов в жизни

Начал печататься

Странное явление
Враждебное интеллигенции течение в рабочей среде
Еврей Л. любил ходить ко мне

Внутренний переворот

Примкнул к Союзу освобождения
Природа привлекала более

В к-д не вошёл: "буржуазная"

Петербург
Считался реакционером

Революция 1905 г.
Оттолкнули её характер и моральные последствия
Начало морального разложения русской интеллигенции
Предсказал победу большевиков

Отошёл от политики
Борьба за сознание интеллигенции


Конспект 3-го уровня

Уединение
Любил общество евреев

С.Булгаков
Более тесная связь

1894 г. - Встреча с марксизмом

Двойственный характер революционности
Идеолог

Критический марксизм
Сверхрационализм

Политические революции не являются духовными
"Просвещение" по Канту
Этическое обоснование социализма

Луначарский - постоянные споры
С Лениным - никакого соприкосновения
Встречи с основателями русской с-д в Швейцарии
Переписка с Каутским

Сидел, был в ссылке, был выслан
Один из лучших периодов в жизни

Начал печататься

Враждебное интеллигенции течение в рабочей среде
Еврей Л. любил ходить ко мне

Внутренний переворот

Петербург
Считался реакционером

Революция 1905 г.
Начало морального разложения русской интеллигенции
Борьба за её сознание


Конспект 4-го уровня

Интерес евреев

1894 г. - после уединения - встреча с марксизмом

Двойственный характер революционности
Идеолог
Сидел, был в ссылке, был выслан
Один из лучших периодов в жизни
Начал печататься

Внутренний переворот в ссылке

Петербург
1905 г. - начало морального разложения русской интеллигенции
Борьба за её сознание

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

Самопознание 05 01 Конспекты
* 28 04 2019 г.