Бердяев. Судьба России
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Разные тексты >> Наши авторы >> Бердяев. Судьба России




 

 



 

 

 

 

 

Конспект конспекта

Конспект 3-го уровня

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

Часть 01
Часть 02
Часть 03
Часть 04
Часть 05
Часть 06
Часть 07
Часть 08
Часть 09
Часть 10
Часть 11
Часть 12
Часть 13
Часть 14
Часть 15
Часть 16
Часть 17
Часть 18

 


Судьба России

Н.А.Бердяев

Конспект

Многие слова употребляются некритически
Смысла и содержания лишены
Соответствуют настроениям

Приобретают силу

Примеры

"Политическая" и "социальная" революция

Противопоставляются
Переворот в России - трактовки
1. Политическая революция
2. Первый этап социальной
(Далее - этапы социально-классовой революционной борьбы)

Социальная революция даже у Ленина представлена неполно
Русская революция считается буржуазной
Настаивают, что её сделал рабочий класс, и что он должен в ней господствовать

Если "социальная революция" = социалистическая, то непонятно, как буржуазная превратится в социалистическую
Насилием

Полит. власть рабочего класса не соответствуюет его социальному весу
Сейчас

Выражение "буржуазная революция" - плохое
Морально безобразно

Буржуазия прогрессивна

Маркс признавал это

- Идиот? Относительно прогрессивна. Относительно истории. Исторически погрессивна. Относительно исторических условий. Условия поменялись - стала регрессивной. В свою очередь требует замены. Маркс говорил об этом. Как мог Бердяев этого не знать? - ЛЗ

Буржуазная революция - всенародна
Освобождает народ

В России она сверхклассовая

Возможная "пролетарская" революция в России исключительно классова, антинациональна и антигосударственна
Приведёт к насильственной диктатуре
За которой цезаризм

Исторический переворот содержит объективную линию, соответствующую общегосударственным историческим задачам

Творческую
Инстинктивную
(Тайный голос судьбы)

Истинная политика - её угадывание

Многое реакционное кажется революционным

Лассаль: крестьянские войны и крайние течения реформации реакционны
Прогрессивен Лютер

Признал бы реакционными большевизм и соц. максимализм

Рев. максимализм лишён творческого ист. инстинкта

И всякий обладающий творческим историческим инстинктом, постигающий судьбу народов, должен признать реакционным срывом все максималистские социалистические течения в нынешний час исторического существования России. Эта истина блестяще подтверждается тем, что при более глубоком взгляде на происходящее у нас не оказывается никакого социального движения и нет никакой социалистической идеи. Социализм есть во всяком случае идея регуляции социального целого; он все хочет привести в соответствие с социальным организмом, он противится хозяйственной анархии. Но то стихийное массовое движение, которое именуется у нас социальным, не вдохновляется сейчас идеей социального целого, идеей регулирующей и организующей всю нашу народную хозяйственную жизнь; в нём явно преобладают интересы личные и групповые в ущерб целому, в нём нет самоограничения, в нем слишком много корыстного и захватного. Этот антисоциальный характер движения есть наследие старого режима, старого рабства, старого отсутствия навыков к свободной общественности, свободного подчинения личности целому. Временное господство этих течений может кончиться лишь такими призраками, как царство Сиона Иоанна Лейденского или Парижская коммуна. Но принудительное водворение "Царства Божьего на земле" всегда пахнет кровью, всегда есть злоба и взаимное истребление. В таком максимализме есть глубокая религиозная и моральная ложь, не говоря уже о его социальной и исторической невозможности


II

Политическая революция в России, столь страшно запоздалая, будет, конечно, иметь свою социальную сторону, как это бывает во всяком великом историческом перевороте. Перед Россией стоит задача очень серьёзных, смелых социальных реформ, особенно в сфере аграрной

Политическая революция в России совсем не означает торжества старого буржуазного либерализма, который давно уже идейно разложился и не может никого вдохновить. И менее всего такой резко антисоциалистический тип либерализма подходит к русскому душевному складу. Россия вступает на путь политической свободы в поздний час истории, отяжелённая опытом западноевропейской истории, на лёгкая и свободная от собственного опыта и собственных связывающих традиций. Вступает она на этот путь в исключительной обстановке мировой войны, потрясающей основы современных обществ. И думается, что в России возможны и даже неизбежны смелые опыты социализации, совершенно внеклассовой, государственной, не похожей ни на какой доктринальный социализм. Грядущий день истории сотворит непредвиденное и, вероятно, обманет ожидания и "буржуазные", и "социалистические". Развитие капитализма в России не может уже быть подобно классическому английскому его развитию. Борьба против тёмных и злых сторон капиталистического развития должна у нас начаться в первоначальных стадиях этого процесса, и организованные рабочие не могут не оказывать воздействия на социальную структуру его. Это ясно должен сознать русский промышленный класс и этим сознанием изготовить себе творческую роль в социальном перерождении России

Идея "социальной революции" по существу не творческая идея, и она предполагает неизбежность социального катаклизма именно потому, что никакого творческого социального процесса, устраняющего зло, не происходило, а происходило лишь фатальное и неотвратимое нарастание социального зла. Классический марксизм и сложился под влиянием английского типа первоначального развития капитализма, который в чистом виде явил злые стороны этого процесса. Но всякое
социальное творчество предотвращает социальную революцию

У нас необходимо напомнить о той выяснившейся окончательно истине, научной и философской, что социальная революция в строгом смысле слова вообще невозможна, её никогда не бывало и никогда не будет

В этой области слово "революция" можно употреблять только иносказательно, лишь в очень расширенном смысле. Так, например, мы говорим, что в XIX веке великие технические изобретения были великой революцией, перевернувшей всю человеческую жизнь. Но по существу нужно сказать, что возможна лишь социальная эволюция с более или менее ускоренным темпом, возможны лишь социальные реформы более или менее смелые и радикальные. Изменение социальной ткани обществ есть всегда длительный молекулярный процесс; оно зависит, с одной стороны, от состояния роизводительных сил, от экономического творчества, промышленного и сельскохозяйственного, с другой - от незримых изменений в человеческой психике. Творческое отношение человека к природе и творческое отношение человека к человеку, то есть творчество экономическое и творчество моральное, изменяет социальную ткань. Заговорами, бунтами, восстаниями и диктатурами ничего нельзя изменить в жизни социальной, все это есть лишь накипь. Насильственные эксперименты, производимые явочным порядком, лишь отбрасывают назад в социальном развитии. И для Маркса социалистическая революция, Zusammenbruch капиталистического общества, предполагает длительный процесс развития капиталистической промышленности, - к ней ведут не диктаторски-насильственные действия пролетариата, а объективная диалектика капиталистического развития, объективный экономический крах капиталистического хозяйства, концентрация, перепроизводство
и кризисы. Марксизм не допускает такого социализма, при котором понизилась бы производительность труда. Социализм может тогда лишь заменить капитализм, когда он может оказаться более производительным

Но марксизм представляет собою крайне некритическое смешение точки зрения объективной эволюции, совершающейся неотвратимо и фатально, с точкой зрения субъективно-классовой, переоценивающей значение революционной активности пролетариата. И критика марксизма шла с двух сторон


III

Марксистские Zusammenbruchstheorie и Verelendungstheorie оказались несостоятельными со всех точек зрения. Эти теории не только научно неверны и совершенно устарели, но с ними связана и ложная моральная настроенность. Развитие капитализма пошло другими, более сложными путями, смягчающими противоречия, ослабляющими зло, увеличивающими значение рабочего класса и его благосостояние внутри самого капиталистического общества. Поэтому социал-демократия подверглась роковому процессу "обуржуазивания". Да и идеалы её в сущности всегда были буржуазными. Духовная буржуазность социализма, его рабство у социальной материи, его отрицание ценностей, его неспособность подняться над ограниченной целью человеческого благополучия до целей более далёких и высоких, совершенно несомненна и обнаруживается всё более и более

И менее всего можно искать противоядия против этой буржуазности в идее социальной революции, которая порождена рабством духа. Марксистская Zusammenbruchstheorie была построена по гегелевской диалектической схеме. Но в этой теории было всё-таки больше уважения к факту социальной эволюции, чем у г. Ленина и большей части русских социал-демократов, которые в сущности соединяют старое русское народничество с старым русским бунтарством

Мировая война поставила в исключительные условия хозяйственную жизнь народов и вызывает неотвратимый процесс государственной регуляции и социализации. Но этот военный социализм, этот социализм бедности, внеклассовой и государственной, не даёт никаких жизненных оснований для возрождения идеи социальной революции. На этом горьком пути вырабатываются навыки, которые будут иметь значение для дальнейшего социального процесса, и вряд ли возможен после войны возврат назад, к совершенно нерегулированной хозяйственной жизни капиталистических обществ. Но это будет лишь новый фазис социальной эволюции, который ни к какому "социализму" в доктринёрском смысле не приведёт

Социализм, как он конструируется в социалистических доктринах, всегда будет или преждевременным, или слишком запоздалым. Когда наступит время для социализма, то он окажется уже ненужным и устаревшим, так как будет уже новая жизнь, не похожая на ту, которая преподносилась в социалистических мечтах, скованных отрицательными связями с буржуазно-капиталистическим строем. В социалистической идее нет почти ничего творческого

Многие из нас, русских критических марксистов второй половины 90-х годов, глубоко пережили крушение идеи социалистического Zusammenbruch'a, идеи социальной революции. Происходившая с тех пор идейная работа не оставила камня на камне от старых социальных утопий; она не только научно, но и религиозно их преодолела. Проблема социальная разбилась и была поставлена в связь с проблемой космической. Для людей духовного опыта и усложненной мысли стало ясно, что невозможна совершенная организация человеческой общественности на поверхности земли, изолированной от мирового целого, от всего божественного миропорядка. Между человеческой общественностью и космической жизнью существует таинственный эндосмос и экзосмос. И столь быстрое восстановление у нас и быстрая победа детски-незрелой, смутной идеи социальной революции есть лишь показатель отсталости и малокультурности широких масс, не только народных, но и интеллигентских, идейного убожества тех кругов, которые со слишком большой гордостью именуют себя демократическими. Для всякого, дающего себе отчет в словоупотреблении, должно быть ясно, что не только у нас сейчас не происходит социальной революции, но социальной революции вообще никогда не произойдет в пределах этого материального мира. Но легко могут принять за социальную революцию социальную дезорганизацию и социальный хаос, восстание частей против целого

Это антисоциальное движение может показаться его сторонникам и противникам революционным в социалистическом смысле этого слова. И следует всеми силами выяснять, что захватная борьба за власть отдельных личностей, групп и классов не имеет ничего общего с природой социального процесса и социальных задач. В один день может пасть власть и замениться другой, да и то после длительного подготовительного процесса. Но в социальной ткани в один день не может произойти ничего, кроме психических и экономических молекулярных процессов и формулировки социальных реформ, подготовленных в соответствии с этим молекулярным процессом. И классам, настроенным враждебно к социализму, следовало бы освободиться от унизительного страха перед социальной революцией

Страх этот несет отраву в нашу народную жизнь. Классы экономически господствующие должны будут пойти на самоограничение и жертвы во имя социального возрождения русского народа. Но упование на революционный социальный катаклизм, который мыслится как прыжок из царства необходимости в царство свободы, есть лишь смутное и бессознательное переживание эсхатологического предчувствия конца этого материального мира. До тех же таинственных времен и сроков может быть лишь социальная эволюция, лишь социальные реформы, регулирующие целое, но всегда оставляющие иррациональный остаток в социальной жизни, но никогда не преодолевающие до конца зла, коренящегося в жизни космической и в приливающих из её недр тёмных энергиях. Перед Россией стоит задача социального устроения, а не социальной революции. Социальная же революция может быть у нас сейчас лишь социальным расстройством, лишь анархизацией
народного хозяйства, ухудшающей материальное положение рабочих и крестьян. И перед теми бесконечно трудными и сложными задачами, перед которыми поставила Россию судьба, всякий розовый оптимизм был бы неуместен и даже безнравствен. Силы зла сильнее в этом мире, чем силы добра, и они могут являться под самыми соблазнительными обличьями и самыми возвышенными лозунгами. И русской демократии предстоит прежде всего пройти суровую школу самоограничения, самокритики и самодисциплины. Нас ждёт не социальный рай, а тяжелые жизненные испытания. И нужен закал духа, чтобы эти испытания выдержать. Все социальные задачи - также и духовные задачи. Всякий народ призван нести последствия своей истории и духовно ответствен за свою историю

История же наша была исключительно тяжёлая и трудная. И безумны те, которые, вместо того чтобы призывать к сознанию суровой ответственности, разжигают инстинкты своекорыстия и злобы и убаюкивают массы сладкими мечтами о невиданном социальном блаженстве, которое будто бы покажет миру наша несчастная, настрадавшаяся бедная родина

"Русская свобода", № 4, 29 апреля 1917 г.


О буржуазности и социализме
http://magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn030.htmI

Многие слова носят характер заклинаний
Многие формулы принимаются без критики и понимания

Пимеры
"Буржуазия" и "буржуазность"

Масса в рабстве у слова
Слово падает в не подготовленную среду
Не просветляет её, но увеличивает тьму
Заклинание
Пробуждает инстинкты
Соответствует интересам

Под "буржуазией" понимают промышленный класс, капиталистов, "третье сословие"
Но в широком смысле Россия и человечество делятся на два непримиримых мира
Зла и добра

Старое религиозное деление
В искажённой форме

СД употребляют эти слова в социально-классовом, материалистическом смысле
Придают социально-классовой точке зрения почти религиозный отпечаток

Принуждены признать, что "буржуазность" - психическая настроенность
Состояние духа

Термин использутся как оценка
Называет не состояние материи, а отношение к ней

"Буржуазность" может быть и у не-буржуя
Буржуа может и не быть "буржуазен"

Антибуржуазны несоциалисты

Ницше и Ибсен
XIX в.
Не пролетарии
Но "буржуазия"
Как все люди духа

К.Леонтьев
реакционер

"Большевики" и "меньшевики" добиваются серого благополучного земного рая

Леон Блуа
Франция
Замечательный писатель
Своеобразный католик, реакционер-революционер
Вскрыл метафизические, духовные основы буржуазности
Как противоположность мистерии Голгофы

"Буржуа"
Видимое предпочитает невидимому
Этот мир - миру иному

Ницше условно:
Дух противоположен горному духу Заратустры

Ибсен условно:
Духу буржуазному противоположен дух одинокого

Духу буржуазному противоположен не дух социалистический и пролетарский, а дух аристократический

Буржуазное царство количеств против царства качеств

Строятся на благе и удовлетворении - на ценностях ради духовной дали

Буржуазный дух не любит и боится жертвы
Антибуржуазный жертвенный, даже когда утверждает силу

Буржуазность создана старым миром
не социализмом

Социализм
Принимает наследие буржуазности
Хочет приумножить и развить его
Довести до универсального торжества
Пассивная рефлексия на буржуазный мир
Целиком им определяется и получает ценности

В нём нет творческой свободы


II

Идеал окончательного устроения этого мира
и окончательного довольства и благополучия в этом мире,
убивающий жажду мира иного,
и есть буржуазный идеал, предел буржуазности,
всеобъемлющее и справедливое распределение и распространение буржуазности

Буржуазный дух антирелигиозен
- прежде всего
Антирелигиозное довольство этим миром
Желание утвердить в нём вечное царство
и прикрепить к этому царству дух человеческий
Предпочтение мира - Богу

И сама идея Царства Божьего на земле, в этом трёхмерном, материальном мире есть буржуазное искажение истинного религиозного упования

- Опа, не понял! - ЛЗ 21 06 2023 г. Четверть века твержу всем, что русская культура стоит на идее ЦБ на З

Еврейский хилиазм
Буржуазность перешла и в социалистическую трансформацию
Буржуа - гражданин этого замкнутого мира и этой поверхностной земли,
ему чуждо гражданство небесное, гражданство иных миров

Для буржуа небо - для земли, мир иной - для мира сего

Антибуржуазность
Ценность выше блага
Внутреннее выше внешнего
Жертва выше удовлетворения
Качество выше количества
Дальнее выше ближнего
Мир иной выше мира этого
Личность выше безличной массы
Любовь у Богу сильнее любви к миру и себе

Это и есть столкновение двух полярных мировых начал. Буржуа есть истребитель вечности во имя временности, раб времени и материи. Лесть миру, лесть человекам и человеческой толпе и есть основное его свойство. Внутренняя свобода духа, победа над властью временности и материальности и есть преодоление "буржуазности". Христос осудил богатство, как рабство духа, как прикованность к этому ограниченному миру. Смысл этого осуждения не социальный, а духовный, обращенный к внутреннему человеку, и он менее всего оправдывает зависть и ненависть к богатым. Эта зависть и ненависть есть буржуазное движение человеческого сердца и обнаруживает всё то же рабство человеческого духа

И нужно решительно сказать, что в социализме нет ничего противоположного духу буржуазности, нет никакого противоядия против окончательного воцарения буржуазности в мире. Рабочий может быть не менее типичным буржуа, чем промышленник или купец, его экономически угнетённое положение не гарантирует ему никаких духовных качеств, оно слишком часто лишает его благородства. Буржуазность не зависит от принадлежности к классу, хотя целые классы в средней массе своей могут быть захвачены духом буржуазности. В сущности всякая классовая психология - буржуазна,
и буржуазность побеждается лишь тогда, когда человек возвышается над классовой психологией во имя высших ценностей, во имя правды

Рабочие и крестьяне в своей чисто классовой психологии, в своих интересах так же духовно буржуазны, как промышленники, купцы или аграрии. И это не меняется от того, что интересы первых более справедливы, чем интересы вторых. Для классового социализма, претендующего на творчество новой культуры, фатально то, что все высшие ценности, ценности духовной культуры, ценности "наук и искусств" созданы буржуазией в социально-классовом смысле. Рабочий класс не создал никаких ценностей, не обнаружил никаких зачатков творчества новой культуры, нового духовного типа человека. Он все заимствует у буржуазии, питается ею духовно и фатально "обуржуазивается" по мере роста своей культурности, своей сознательности, своего приобщения к благам цивилизации. За пятьдесят лет своего наиболее героического существования социалистический пролетариат - этот "класс-мессия" - ничего не сотворил. В сфере религиозной сознательный социалистический пролетариат усвоил себе старый буржуазный атеизм и старую буржуазную материалистическую философию, в сфере моральной - старую буржуазную утилитарную мораль, в сфере жизни художественной он унаследовал буржуазну. Отчуждённость от красоты, буржуазную нелюбовь к символизму и буржуазную любовь к реализму. Уровень пролетарской культуры не подымается выше самого старого, банального и для более культурного слоя давно разложившегося "просветительства". Идейное убожество социалистического движения поразительно. Так ли вступало в дряхлеющий мир христианство с благой вестью о новой жизни? Где можно найти признаки оригинального пролетарского творчества? Не порыв творчества, а позыв интереса управляет классовой психологией

Сама ценность социализма создана буржуазией, буржуазным культурным слоем, к которому принадлежали и первые социалисты-утописты, и Маркс, и Лассаль, и Энгельс, и русские идеологи социал-демократы, и социалисты-революционеры

Социализм
Для пролетариата -
Истолкование его интересов и инстинктов
Для идеологов из культурной буржуазии -
Ценность

Психология и идеология социализма
Проблемы
Самая интересная -
Как интересы и корыстные инстинкты одного класса
могут превращаться в идею и ценность для выходцев из другого

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

Бердяев. Судьба России 01 - Конспект
* 17 06 2023 г.