Из "Идеологии" Бабосова 01
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Выписки >>




 

 



 

 

 

 

См. тж.:

Часть 02

Наши мысли

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

 

Из "Основ идеологии современного государства"

Бабосова Е.М. 01

Минск Амалфея 2004, 2-е издание, дополненное

1.1. Сущность идеологии, её особенности

Когда говорят о сущности какого-либо предмета или явления, то имеют в виду то, что составляет его суть: совокупность существенных свойств, внутреннее содержание в устойчивом единстве многообразных форм

Нам представляется, что сущности и содержанию рассматриваемого социального явления наиболее соответствует следующее определение. Идеология - это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих человека (людей) в своих действиях стремиться к целям, которые он (они) перед собой поставил(и)

Хотелось бы обратить особое внимание на два компонента этого определения - верования и волю, которые чаще всего отсутствуют в учебниках и словарях. Без твердой веры и убежденности идеология не сможет овладеть массами. А воля и убеждения, сформированные идеологией, требуют перевода теоретических положений в конкретные лозунги, которые могут и должны быть претворены в конкретные практические действия, ориентированные на достижение целей

Но сущность идеологии - это не только система идей, взглядов, ценностных установок и верований, это еще и установление связи между мировоззрением и нормами поведения людей; выяснение смысла тех процессов и изменений, которые происходят в обществе. Это также объяснение и оправдание возникающих в обществе новых явлений, структур, отношений через принятую и одобряемую данной общностью (партией, народом, обществом) систему ценностей и идеалов

Идеология - это еще и рационально-эмоциональное восприятие и оценка мира и жизни, позволяющая человеку найти свое место, определить жизненную стратегию и наиболее приемлемый путь

К тому же идеология - это и специфический духовный "реактор", вырабатывающий идеалы, цели и ценности, к которым следует стремиться и которые желательно реализовывать в реальной действительности


Следовательно, идеология представляет собой нормативно-символическую систему, дающую возможность индивидам и социальным слоям определиться в окружающем социально-политическом и социокультурном пространстве, выработать для себя определенную позицию и стремиться к изменению социальной действительности в соответствии с собственным проектом

Если рассматривать приведенные качественные характеристики идеологии не в отрыве друг от друга, а во взаимосвязи и взаимообусловленности, то мы сумеем более или менее рельефно представить, в чем состоит сущность такого многосложного и многокачественного социального феномена.

Одна из отличительных особенностей идеологии заключается в том, что в процессе своего формирования она вживает в себя существенные компоненты общественного сознания, социальных настроений и преобразует их в интегральное духовное образование. Свойственные ей духовные конструкции функционируют не только в виде определенных идей, воззрений, мифов, но и как различного рода верования, обычаи, стереотипы, ритуалы, а нередко и просто предрассудки, настроения, мнения. Столь широкий диапазон восприятия, комбинирования и преобразования различных по содержанию, форме и смыслу элементов, их соединение в целостную систему дает идеологии возможность в предельно концентрированном виде выражать желания, а нередко и необходимые для общества идеи. Именно это позволяет идеологии приобрести высокий уровень духовно-психологического воздействия на массы, активную действенность в обществе

Вторая особенность идеологии состоит в том, что она является своеобразной формой общественного сознания, которая существует в системе других духовных явлений наряду и во взаимодействии с философией, нравственностью, искусством, наукой, религией, правом, политикой

Идеология, однако, не смешивается с ними, а выполняет только ей свойственную специфическую объединительную (интегративную) роль. Она вырабатывает и вносит в широкие массы такие идеи, призывы, лозунги, которые способны объединить людей даже вопреки тому, что составляет их своеобразие - имущественное, религиозное и т.п. В силу этого она способна помочь индивидам и разнообразным социальным группам и общностям - национальным, социальным, территориальным, культурным, религиозным - сложиться, сгруппироваться в единую целостность. Именно идеология дает этим различным группам общий для них язык символов, смыслов, ценностей, на котором происходит общенациональный (общестрановой) диалог, ориентированный на то, чтобы определить устройство общества, цели и пути его развития

Третья особенность идеологии в том, что она неразрывно связана с интересами определённых социальных классов, слоев и других социальных общностей, активно пропагандирует и отстаивает эти интересы. Еще Г. Гегель отмечал: "Ничто не осуществляется... помимо интереса" сноска 1 . Придавая этой идее материалистическое наполнение, К. Маркс подчеркивал, что "идея" неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от "интереса" сноска 2

Интерес представляет собой активную направленность человека на те или иные объекты действительности, освоение и потребление которых представляется ему в качестве блага. Поэтому интерес всегда мотивирует, побуждает к определенным действиям, приобретая в чувствах и мыслях каждого конкретного человека форму привлекательного образа, манящей идеи или цели. Интересы, даже если они не очень четко продуманы и аргументированы, всегда эмоционально окрашены и связаны с ценностями человека (социальной группы, их общности). А это означает, что характер и содержание интересов - экономических, политических, эстетических и др. - обусловлены объективным положением человека (социальной группы) в социально-экономической и политической структуре общества, его политическими и социокультурными предпочтениями, мировоззренческими принципами. Интерес, внутренне осознанный и прочувствованный, становится источником и движущей силой определенного поведения, побуждает к формулированию целей, приобретая вследствие этого более или менее четкое выражение в элементах идеологии, которая побуждает к осуществлению конкретных экономических, политических и иных действий

Четвёртая особенность идеологиив том, что она как способ осознания и оценивания действительности выражает потребности развития тех или иных социальных групп либо общества в целом; несет в себе цели такого развития, воплощенные в категориях смысла жизни, справедливости, гуманности и т.п. Но специфика здесь состоит в том, что призывы и требования идеологии выступают не в целевых теоретических конструкциях, а в форме долженствования (императивности). Вследствие этого сами желаемые и заявленные цели формируются, например, как лозунги. Так, лозунг Великой французской революции звучит: "Свобода, равенство, братство"

Пятая особенность идеологии состоит в том, что она всегда представляет собой более или менее отчетливо сформулированное выражение чувств, настроений, побуждений социальных общностей (национальных, классовых, религиозных и др.) на языке объяснения настоящего и программы желаемого будущего, одухотворенной привлекательной мечтой, такой, например, как "Все для человека, для блага человека" или "За сильную, процветающую Беларусь"

Шестая особенность заключается в том, что идеология не придумывается в тишине кабинетов учеными, политиками и экспертами, не заимствуется из чужого опыта, а вызревает из опыта народа, обозначаемого такими понятиями, как "нравы", "обычаи", "традиции", "исторические судьбы". Бессмысленно и непродуктивно копировать чужие идеалы и ценности. Они только тогда становятся путеводной звездой того или иного народа, когда выходят из духовного мира и опыта именно данного народа, выстраданы, взлелеяны им, стали естественным продуктом его собственного, неповторимого, совершенного им самим исторического развития. Только собственные идеалы, традиции, ценности и цели могут стать духовной основой существования народа, квинтэссенцией его духовного мира

Седьмая особенность идеологии в том, что она как система идей, ценностей, чувств и верований выполняет организующую и консолидирующую роль по отношению к той общности (нации, народу, классу, партии и др.), внутри которой она зародилась и сформировалась, интересы которой она выражает и отстаивает. Именно это позволяет идеологии стать основным фактором самосознания, самовыражения и самоутверждения данной социальной общности, её сплочения в целостность. Такое своеобразие идеологии характерно и для политической партии, и для религиозной организации, и для государства или общества в целом

Идеология обладает еще одной - восьмой по счету, но не по значению - особенностью: она неразрывно связана с общественной психологией, представляющей собой многогранную и многокачественную совокупность привычек, чувств, настроений, стремлений, побуждений, верований, сомнений, влечений, эмоций, психологических механизмов заражения и подражания, а также установок, выражающих готовность индивидов и (или) их групп к определенной активности, к созидательной или разрушительной деятельности. Г.В. Плеханов прав, утверждая: "...все идеологии имеют один общий корень - психологию данной эпохи" сноска 3

Только в той мере, в какой идеология обретает возможность, с одной стороны, вырастать из народных настроений, желаний, стремлений, чувств и верований, а с другой - органично "вживляться" в сферу общественной психологии, облекаться в форму массовых переживаний, эмоций, установок и т.п., она оказывается влиятельной и действенной

Девятая особенность идеологии заключается в её политической ориентированности, способности выражать коренные интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики - наций, классов, политических партий, общественных движений. Это превращает её в специфическую форму санкционирования существующей в обществе системы господства и подчинения, определенного режима власти либо, напротив, их радикального преобразования

Определяя цели политики и средства их достижения, идеология вырабатывает ориентиры политической деятельности, выявляет наиболее приемлемые пути её реализации, мобилизует широкие социальные слои для участия в политических действиях. Но во взаимодействии идеологии и политики должна существовать определенная мера. Если происходит чрезмерная политизация идеологии, то она превращается в политическое словоблудие или доктринерство. Если же, напротив, осуществляется гиперидеологизация политики, то политические лидеры и поддерживающие их социальные силы (партии, движения, государственный аппарат) оказываются не в состоянии адекватно воспринимать происходящие в обществе социально-политические изменения, улавливать новые тенденции и сдвиги в политической сфере, а следовательно, эффективно решать назревшие проблемы

Только органическое единство идеологии и политики, их тесное взаимодействие на основе глубоких знаний об обществе, тенденциях и путях его развития создают благоприятные возможности для выработки рациональной, научно обоснованной и социально выверенной политической ориентации государства, для правильного восприятия и поддержки её большинством народа

Десятая особенность идеологии в том, что она выступает в качестве специфического способа социализации, т.е. включения в общественно-политическую и социокультурную деятельность подрастающего поколения. Это осуществляется посредством внесения в формирующийся мир детей и юношества определенных идеалов, ценностных ориентации, убеждений, стремлений, установок, в чем важная роль принадлежит детским дошкольным учреждениям, школам, детским организациям, молодежным общественным движениям и объединениям (например, Белорусский республиканский союз молодежи и др.)

И, наконец, одиннадцатая особенность идеологии состоит в том, что она призвана обслуживать включение народа или страны в общемировой контекст цивилизационного, социально-политического и социокультурного развития. Речь идет о такой включённости страны в мировое сообщество наций и государств, где основными приоритетами становятся факторы экономического благосостояния, высокого качества жизни, высоких стандартов образования и культуры, обеспечения свобод и прав гражданина

Применительно к Беларуси эта особенность идеологии должна реализовываться в том, что для нашего народа неприемлема ни коммунистическая идеология "альтернативного (по отношению к капиталистическому) развития", ни националистическая идеология "самобытного изоляционизма", ни либерально-вестернизаторская стратегия "догоняющего развития"

В качестве духовно-идейного ориентира на пути движения нашей страны к лучшему будущему может быть только идеология независимого и самостоятельного политического, экономического и духовно-культурного развития на основе сохранения и обогащения национального своеобразия, традиций, исторического опыта белорусского народа, его самоопределения, самосознания и самоутверждения.
Все эти особенности идеологии проявляются не в отрыве друг от друга, а в едином взаимодействии и взаимоусилении, образуя в процессе реализации сложную, динамично развивающуюся систему

Посредством реального проявления всех охарактеризованных особенностей, которые воплощаются в идеях, чувствах, взглядах, верованиях, идеология выступает как духовное освоение мира человеком, а посредством убеждений и волевых актов, воплощаемых в реальных поступках, в действиях, она предстает в качестве практического преобразования мира

В силу неразрывного единства этих двух сторон идеология функционирует в обществе как мощное средство духовно-практического преобразования человеком окружающей действительности. Лишь при таком понимании идеология выступает не в качестве самодовлеющего фактора, а пронизывает собой все виды и сферы человеческой деятельности (экономическую, политическую, социальную, духовную), являясь важным моментом каждой из них


(Пропущена подытоживающая Схема 1.1. Архитектоника особенностей идеологии)

1 Гегель Г. Лекции по истории философии. М.; Л., 1935. Т. 3. С. 238 Назад
2 Маркс К. Святое семейство // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 89 Назад
3Плеханов Г.В. Основные вопросы марксизма // Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. Т. 3. М., 1957. С. 180 Назад

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы: