По Гумилёву "Русь и Великая степь"
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> По прочитанному >>




 

 



 

 

 

 




- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)




Древняя Русь и Великая степь

Лев Николаевич ГУМИЛЁВ

Москва, "Мысль", 1989 г.

Выписки и мысли

Предыстория. Книгу обнаружил в Славянской библиотеке Сергей Зеньков. 23 февраля 2001 года, когда мы пришли туда для участия во встерче солдат и выпускников с ветеранами воёны. Он прочёл её за неделю (760 страниц), хотя брал на месяц, - и передал мне, сообщив затем по телефону номера страниц, наиболее для меня интересных

После записи с Милой в январе 1997-го "Ромео и Джульетты" и написания "Наташе" с Сашей Мысликом в марте 1997-го это, пожалуй, первый пример совместного творчества - чуть ли не единственного рода деятельности, сопровождающегося в моей жизни настоящим счастьем

Страницы продиктованы были следующие
(в скобках - то, что я прочёл):

70 (63-71)
112 (112-113)
154 (153-160)
249 (246-250)
254 (252-255)
298
350 (350-351)
547 (545-550)

(Плюс ещё ряд мест)

ЛЕГЕНДА

Ц - цитата
К - конспект
М - мысли по прочитанному

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ц-1: " ......

70 - это параграф 10 Части Первой ("География этносферы первого тысячелетия н. э. Кто есть кто"), глава 2-я: "Смена фазы"

К-1: "Пассионарный подъем этнической системы характеризуется социальным императивом: "Будь тем, кем ты должен быть". Как только он возникает (всегда стихийно), система деформируется. Это перегрев, охладить который может только пролитая кровь. (стр. 63)

М-1 - Почему "только"? Не может быть!..

К-2: Абассиды, Омейяды, шииты, хариджиты, кайсиды, кельбиты... (64-0, 1, 2). Осораы, белые и красные знамёна, вероломство, "гипертрофированный индивидуализм"... (64-3, 5-1)

"Понятно, что при таком управлении не могло даже быть речи о завоеваниях. Наоборот, потерян ряд земель (к 800 г) и инициатива стала переходить к христианам [65-2]. Хотя арабы и тут чувствовали себя не слишком плохо [здесь же, чуть далее]

Произошло, правда, их первое разделение в идеологического плана: в 656 г. Али убил халифа Османа, в 657 же его самого покинули 12 тыс. воинов, создавшие новое течение- хариджиты. Эти три течения, вначале только политические, создали себе идеологические системы, стереотипы взаимоотношений друг с другом и внутри своих общин и завербовали сторонников из числа покоренных этносов, причем горожане, оппозиционные к правительству, часто предпочитали шиизм, а кочевники становились хариджитами. При этом активно действовали гебры-огнепоклонники, хуррамиты-маздакиты, христиане-монофизиты в Армении и Египте и монофелиты в горах Ливана. И всё это разнообразие было необходимо (лишь - ЛМ) как повод для кровопролития, ибо страсти, сжигавшие сердца арабов, требовали выхода" [66 - 2, 3].

Ц-5: "Соотношение между категориями "этнос" и "культура" крайне вариабельно. Этнос не может без заветов, (запретов? - ЛМ), навыков, представлений о справедливости, родовых святынь. Но когда это все создано, стало привычным, установившийся порядок может существовать как дом, из которого выгнали семью. Когда создатели культурного комплекса оказались в положении угнетенных, а иноземцы - привилегированных. Так было в Арабском халифате IX в". [66-4]


Ц-6: "Возникали многочисленные секты, члены коих называли себя шиитами, чтобы избежать гонений. Секты захватывали власть и обогащались, равно как и правоверные сунниты, когда им удавалось подавить мятежников. А так как самим выдумывать философские концепции сложно, то рассказы о них подслушивали на базарах у приезжих, ибо среди купцов были образованные люди и даже ученые. Оригинальные этнические мироощущения и мировоззрения вытеснялись привозными. Все это называлось "мусульманской культурой" и предлагалось соседним христианским народам как высшее достижение интеллекта

Те реагировали двояко: греки, гордые древней культурной традицией, воспринимали "восточную" философию скептически, французы и испанцы принимали её с восторгом, но с определенной степенью критики, хотя ничего существенного противопоставить не могли. Арианская традиция была к IX в. забыта, а с нею ушла былая грамотность белого духовенства. Таково было обаяние культуры инерционного периода арабского этногенеза" [67-25 строка снизу - 4]

Ц-7: "С победой Аббасидов центр тяжести культуры переместился в новый город - Багдад. В Ираке были другие читатели, нежели в Сирии. Большая часть иракских арабов происходила от буйных воинов Куфы и Басры - военных колоний VII в. К их числу добавились персы и потомки купцов, приезжавших в Басру через 94Персидский залив. Этим пассионариям второго-третьего поколений нужна была собственная идеология: философия и теология. Они обрели таковую и отделились от правоверия. Их так и называли: "мутазилиты" (отщепенцы)" [69-1]

Ц-8: "По сути дела они перестали быть мусульманами. Отрицая несозданность Корана, они отрицали и святость его, что позволяло им толковать суры (тексты) аллегорически, т.е. как угодно. Не признавая предопределения, они выступали против фатализма, т.к. Аллах не предписывает творить зло, а поскольку такое налицо, то оно исходит не от Бога, а от свободной воли. В этом они смыкались с зороастризмом, ибо при отсутствии возможности выбора между добром и злом свободной воле людей негде проявиться. Бога мутазилиты считали непознаваемым, так что не было возможности отличить его от Шайтана. Рай и ад они считали метафорами, а не реальностью.
Вместе с этим они были противниками вольнодумства

Халиф Мамун в 827 г. объявил их учение гос. исповеданием (827 г), учредил инквизицию (михна) (833 г). Этот жестокий режим просуществовал до 850-851 гг., но, увы, \ мусульманская веротерпимость не вернулась; только теперь еретиками считали самих мутазилитов наряду с хариджитами, 1шиитами, "зиндиками"

Кратковременное их господство в халифате имело грандиозные последствия

Небольшой кружок интеллигентов, читавших лекции, переводивших на арабский язык греческих философов и проводивших научные диспуты, встал между правительством и народом. Ради успеха своего учения мутазилиты реорганизовали гвардию; правительство вооружалось против своего народа

Но еще более вредным последствием для ислама было распространение тезиса "батин" (внутренний смысл), допускавшего любой произвол в толковании Корана. Как только это учение попало в руки деловых интриганов, они создали систему исмаилизма, или карматства, основанную на тайной мудрости для посвященных и безусловном повиновении для профанов; а где тайна - там дьявол. И тут кровь потекла еще обильнее" [70-1, 2, 3, 4, 71-1]

Параграф 11. Поборники искажённого света

Карматы окопались в Бахрейне и даже создали там своё государство с центром в Лахсе (899 г). Возникли 1--- они лет на 50 ранее, будучи вышедшими из подполья "зиндиками" (то же, что гностики, т.к. "зенд" по-персидски - "смысл"), загнанными туда исламом с самого начала. (Несмотря на веротерпимость - шариат давал право


Основатель - Абдула ибн-Маймун; его последователь Убейдулла

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы: