Из "Образца 1919"
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Выписки >>




 

 



 

 

 

 




- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)





Из НФ рассказа "Образца 1919-го"
Владимир Григорьев

- Вы, судя по всему, привыкли к более роскошной обстановке, - сумрачно заметил командир.

Подозрительные предположения уже кружились у него в голове, и он наконец дал им ход.

- Роскошь? - рассеянно удивился перебежчик. - Я категорически против неё. Лишний вес.

- А мы за роскошь, - строго сказал командир. - За такую, чтоб для каждого. Нужники из золота

отливать будем!

- А я слышал, - голландское, кафельное лицо гостя исполнилось хитростью, - что за бедность вы.

Чтоб все были бедными.

...

- Кто так говорит, отчасти и прав. Пускай мы за бедность. Но "бедность" и "богатство" - эти

понятия не имеют точного определения. Они существуют только во взаимоотношении. Не так ли?..

Все промолчали.

- Поэму "Кому на Руси жить хорошо" помните? ... бедные ли, богатые, а счастливых нет. А потому

отбросим на время промежуточные понятия и скажем так: мы за общество, где человек был бы

счастливым. А?

И он вопросительно взглянул на гостя. Но тот и глазом не моргнул.

- Вы можете определить понятие счастья? - Гость снисходительно усмехнулся.

Комиссар тоже усмехнулся. А замечали вы, если собеседники стали усмехаться, оставаясь внешне

спокойными, значит, разговор прошёл критическую зону и, значит, один из собеседников начал брать

верх.

- Ну что же, - глаза комиссара Струмилина смеялись, - начнём. Счастье - такое состояние разумного

существа в мире, когда всё в его существовании идёт по его воле и желанию. ... Это Кант. ...

Заметьте акценты: "разумного существа", "всё в существовании", "всё"!, "по его воле". Так вот,

мы за счастье. А теперь сами разберитесь в соотношениях с этим бедности и богатства.

- Ах, товарищи! Неверную линию допроса взяли. Бедность не порок, счастье не радость! ...

Документы!

(с. 341)

----

Г. Гор, "Странник и время"

- Нужно ли бессмертие?

Я ответил вопросом:

- Зачем гадать, нужно ли, разве оно возможно?

Обидин улыбнулся своими тонкими умными губами:

- Уж кто-кто, а вы-то знаете не хуже меня, что принципиально оно возможно. И что...

- И что, - перебил я его, - запланирован опыт замедления жизни. Мгновение, остановись!

- Я спрашиваю не о том, возможно ли оно, а нужно ли? Не таит ли оно в себе философскую

бессмыслицу? Не противоречит ли оно нравственной сущности человека?

- Ответить на ваш вопрос мог бы только тот, кто испытал это счастье или несчастье на себе.

- Беда в том, что нам не представилась бы возможность его об этом спросить. Но шутка шуткой, а

последние два года я очень много думаю об этом. Есть "за" и есть "против".

- Меня больше интересует "за".

- Меня тоже. Мне кажется, что, помимо всего прочего, смерть несёт для личности интеллектуальную

трагедию. Каждому хочется знать - что дальше? А смерть отбирает это "дальше" и не позволяет

человеку задавать вопросы. Бессмертие нужно хотя бы для того, чтобы продолжать спрашивать. Нет,

смерть необходимо убрать с дороги, которая ведёт человека вперёд.

- А если это не соответствует человеческой сущности?

- Так чёрт с ней, с этой сущностью! Что она - вечна и неизменна? С возможностью победы над

временем и смертью изменится и наша сущность.

- Усталость. О ней вы забыли?

- Физическая усталость?

- Нет, духовная, нравственная усталость. Духовный, интеллектуальный организм вовсе не

приспособлен для очень длительной жизни.

- Приспособится.

...

- ...Дальнейший прогресс науки требует удлинения человеческой жизни.

- ...но... освободите человека от смерти, и он превратится в бездушное существо.

- Не знаю, - ответил резко Обидин. - И никто не знает. Пока об этом можно только гадать.

(с. 159-160)

----

Я едва успевал пожимать протянутые руки.

- Астронавигатор Винцент Карпов, - сказал быстро Катаев, подведя к седому высокому человеку. -

Проложил трассу за пределы солнечной системы. Знакомьтесь... Астрогеолог Альфред Ланц. Открыл

залежи урана на Венере. Астросадовод и космоботаник Васильева. Создала фруктовый сад на

космической станции в окрестностях Марса. Астрофилолог и космолингвист Алексей Дрин. ... Изучает

диалекты, возникшие у переселенцев и старожилов космических станций. А также вопрос, как влияет

изменение среды на язык. Астроневропатолог и физиолог Аронсон. Специалист в области изучения

космической энтомологии Валерий Поэтов. Вахрамеева. Знакомьтесь. Исследование вопроса "Лирика и

космос". Старший научный сотрудник Института литературы солнечной системы. Художник-пейзажист

Матисс Коломейцев. Космические пейзажи. Большой знаток живописи Ван Гога ... Луи Севастьянов.

Астромикробиолог. Уполномоченный нашего общества на Луне. Архипов. Межпланетный пропагандист и

лектор. Гимильтис. Жан Жак Пьер. Крупный специалист в области изучения и применения

гравитационных сил. Судьбин. Эстетика и астрофизика. Платон Петров. Генетика и нуклеиновые

кислоты. Ламлай. Автор памятников Вернадскому и Циолковскому на Марсе. Цапкина. ...

----

Однажды историк Светлана Щеглова и писатель тиомец Бом спросили меня, как я понимаю слово

"счастье", живя ещё в XX веке. Я, по-видимому, поспешил и ответил неудачно. Я сказал:

- Счастье - это удовлетворение всех желаний.

Тиомец Бом молча усмехнулся, а Светлана возразила:

- Ну нет. Счастье, по-моему, не в этом. По-настоящему счастлив только тот, кто никогда не бывает

удовлетворённым. По-моему, настоящее счастье - это реализация всех твоих способностей на благо

всего коллектива. Ведь счастье - это не только итог, но и путь к цели. И если этот путь слишком

лёгок, если он не требует никаких усилий, разве он может сделать человека по-настоящему

счастливым? Самыми счастливыми людьми в нашем обществе считают тех, кто меньше всех щадил себя,

прокладывая путь в будущее. Счастье не может быть очень спокойным.

И мы все долго спорили о том, что такое счастье.

(с. 142)

----

Живя в необыкновенном мире, я постепенно знакомился с новыми нравами и обычаями. Где бы я ни

появлялся - в сельской ли местности, на фабрике ли фотосинтеза, в научно-исследовательской

лаборатории, в гостях у друзей (а их становилось всё больше и больше), - я везде ощущал

захватывающий ритм гармоничного коммунистического бытия, видел новые, истинно человеческие

отношения. Изменилось не только мышление, но и словарь. Из бытового разговорного языка исчезли,

отражавшие эгоцентризм, цинизм мысли, грубость и пошлость чувства. Сердечность и мужество - эти

черты были свойственны и детям, и юношам, и старикам. Каждая отдельная личность чувствовала своё

постоянное единство, духовную слитность со всем огромным коллективом. Вот эта духовная слитность каждого гражданина с обществом и создавала ту особую атмосферу эпической красоты и величия, которая была ни с чем не сравнима. В каждом человеке, и в ребёнке и во взрослом, отражалось всё величие огромного коллектива, всего коммунистического человечества, превратившего Землю в центр творческой, никогда не удовлетворённой мысли, мысли, рвущейся вперёд, в бесконечность ещё не освоенных миров

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы: