По "Темпограду" Гуревича
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Выписки >>




 

 



 

 

 

 

См. тж.:

Идеи в воздухе

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)




"Темпоград"

Гуревич

Типы жизненных стратегий
Январцев
Оси Жерома

Разное

Слова, которым следует стать крылатыми

Наши мысли


Типы жизненных стратегий

В пути люди ведут себя по-разному. Одни дремлют всю дорогу на верхней полке, довольные, что их не тревожат. Другие жуют и жуют, разложив домашнюю снедь: пирожки, вареных цыплят, помидоры, бутерброды, крутые яйца. Третьи выскакивают на каждой станции, несутся, сбивая всех с ног, на вокзал, с гордостью приносят свежие журналы, или ведра с яблоками, или местные сувениры. Четвертых интересуют только соседи - они флиртуют, откровенничают, выслушивают откровенности. Пятые вообще не замечают ничего: сидят молча, уткнувшись в свои бумаги, как будто и не едут никуда, как будто и людей нет рядом: день в поезде для них - очередной рабочий день


Январцев

Январцев же принадлежал к шестым, стоящим у окошка. Шестых в пути интересует путь. Приклеив лоб к стеклу, они стоят и стоят у окошка, провожая глазами дома и рощи, ловят названия станций, сверяют с путеводителем, прикидывают, далеко ли до ближайшего города, и гадают, как он выглядит


Оси Жерома

Определение и примеры
Развитие


Определение и примеры

Что такое оси? Термин этот придумал Жером, создавая всеохватывающее описание природы

Ему все хотелось ориентировать человечество, показать, что уже открыто, до какого предела дошла наука и техника. Но в каком направлении шла? Вот и намечены были оси. Например, ось размеров

Допустим, исходная величина - человек - ноль отсчета. Кошка - в десять раз меньше по росту - первый порядок малости, Жук - в десять раз меньше кошки - второй порядок малости. Блоха - третий порядок, Амёба - четвёртый порядок, и так далее по порядкам. Атомы на восьмом порядке, атомные ядра - на двенадцатом, электроны - на тринадцатом... И стоп! Глубже наука не пошла во времена Жерома. Даже рассуждала о неделимых квантах пространства - минимуме размеров

Другой конец той же оси направлен в мир гигантского. Киты, горы, астероиды, планеты, солнца, галактики... Там пройден путь длиннее - двадцать семь порядков

Какие оси были еще у Жерома? Ось времени, например: один конец в прошлом, другой - направлен в будущее. Ось временных промежутков - некое подобие оси размеров. Здесь тоже ничтожно малое - секунды и доли секунд, а также и громадное - годы, века, эпохи, эры, геологические периоды, миллиарды лет... Энергетические оси - скорость, температура, масса, энергосодержание

Захватывающе интересна сложная ось жизни - от вируса до человека и человечества. А дальше что?

Сам Жером насчитывал двенадцать осей, потом к ним прибавили ещё двенадцать, потом еще сотни отростков. Согласились, что и осей бессчетное множество. Но всё же были среди них основные - жеромовские, были и местные, коротенькие, например, ось химических элементов

Параллели

"Ему все хотелось ориентировать человечество" - В первом из трёх пунктов своей речи на 2-м Форуме Левых Сил именно ориентацию предложил ЛЗ для вовлечения масс в общественно-политическую деятельность


Развитие осей

Начало
Продолжение
Психология


Начало

- Откуда ты знаешь про элементы? - спросил наставник. Химию Лев должен был проходить только в следующем году

- Я помню до скандия наизусть, - похвастался мальчик. - И переписал все остальные

- Покажи

Смущаясь и краснея, Лев принес тетрадку, где каллиграфическим почерком были выписаны названия всех элементов, открытых, а также и не открытых ещё с их символами и свойствами, самыми фантастическими:

- трехцветный

- радужный

- оживляющий мёртвых

- полезный для шахматных чемпионов

- разъедающий камни

- склеивающий воздух

Всем этим расчудесным веществам были даны имена и символы - Lv - левий и Jn - януарий в честь первооткрывателя, Mv - мальвиний по имени его матери. Были тут московий, арбатий, смолений, садовий, а также и силий - Si по фамилии наставника


Продолжение

Через месяц-другой наставник застал Льва за составлением новой таблицы - на этот раз списка открытых, исследованных и ещё не обследованных звёздных систем на сорок лет вперёд

За таблицей неоткрытых планет последовала таблица скоростей

Давлений

Размеров - грандиозных и микроскопических

Волн - длинных, коротких и ультракоротких

Животных в порядке сложности

В общем, по всем осям Жерома. И везде за пределы открытия, так, чтобы дать волю фантазии


Психология

Почему же мальчика Льва Январцева так пленили эти оси?

Снова пересказываю мнение Б.Силина, наставника и биографа

"Напрасно я допытывался у Льва, - пишет он, - с какой стати начал он переписывать элементы. Мальчик не сумел объяснить. С трудом припомнил, что в какой-то популярной книжке вычитал, что у железа 26-й номер, а у меди - 29-й. Захотел узнать, какие номера у других веществ. Зачем? "Просто так, интересно". Не только дети, и взрослые не умеют объяснить, почему им нравятся танцы, шахматы или картины импрессионистов. Нравятся... и всё! Но мы, педагоги, обязаны задумываться. Являются к нам в класс - и на Землю - толпы малолетних пришельцев, ничего не ведающих о природе и жизни, но требовательно и жадно любопытных. Мы вываливаем на них кучу фактов, мнений и наставлений, мы осыпаем их сведениями об атомах, звёздах, моржах, плотниках, королях и капусте

Накидываем больше, чем можно вместить, и много больше, чем понадобится в жизни. Что-то оседает, но большая часть выветривается: в одно ухо входит, в другое выходит. Юные головы стихийно, подсознательно сортируют: "Это мне интересно, а это неинтересно"

Однако Январцева, сверхлюбопытного, желавшего знать ВСЁ, не устраивал сумбур разрозненных сведений. Он инстинктивно тянулся к порядку... И вдруг выясняется, что существует некий порядок. Все вещества перенумерованы: у железа N26, у меди N29... Многообразие мира укладывается в короткий перечень. Лев находит этот перечень, переписывает. Мальчик доволен, даже горд, как средневековый монах, переписавший Евангелие. Вся божественная мудрость повторена его рукой. Добавить нечего

Но в отличие от средневековых писцов, считавших доблестью смирение и самоограничение, наши послушники постоянно слышат: "Жизнь идет вперёд, вперёд, вперёд. Открытия делаются, готовьтесь делать открытия, дарить новое, грандиозное, более грандиозное! Впереди больше, чем позади!"

Впереди больше, чем позади, и Январцев не может поставить точку на последнем элементе. Он хочет заглянуть за горизонт. Угадывать не умеет, придумывает

А тут я подливаю масла в огонь. Я приношу ему Яккертову биографию Менделеева. У Яккерта паренёк выхватывает оси. Оси - маршруты науки, с указанием километража, пройденного в XIX, XX и XXI веках. А Менделеев рассказывает ему о закономерностях пути. Можно и угадывать, когда будет поворот и что откроется за поворотом. Лев нетерпеливо ждёт повороты... Он заглядывает вперёд, он торопит события. Все мы пассажиры в Поезде Времени. Январцев из тех, кто стоит у окна. В дороге его интересует дорога"


Разное

Левтл
Таблица поиска решений
Омнеолог
Новое искусство
Проективность в педагогике
Важность языкознания


Левтл

Примерно так произносили его имя инопланетяне

Примечание

"Тл" - типичное звукосочетание языка майя (или инков?) . Например, слово типа "ойкумена" у них - "тлалтикпак"

По одной из версий происхождения жизни во Вселенной и на Земле, то же касается цивилизаций Ориона (откуда прибыли на Землю в палеовремена предки и создатели индейских империй)

Параллели

СЗ - басист группы "Тлалтикпак"


Таблица поиска решений

Упоминается на страницах романа

Параллели

Одна из основных методологических идей у автора сайта - "табличность мира". То есть возможность выстроить все феномены, уложить их в таблицу. То есть не просто классифицировать, а систематизировать - найти закономерности их появления и предсказывать наличие и свойства абсолютно всего

Подобно таблице Менделеева


Омнеолог

(Всеохватник)

Упоминается на страницах романа

В наше время имеются "либо узкие специалисты, знающие всё ни о чём - либо специалисты широкого профиля, знающие ничего обо всём" (с)

Параллели

С подачи ЛЗ одна молодёжная минская тусовка выпустила в 90-х два или три номера журнала "Omnia" ("Всё")

Идея ЛЗ состояла в том, что как бы мир не был разнообразен, а всё же является миром. То есть целым. То есть начав с осмысления единства мира, затем довольно просто плясать к подробностям - а главное, уяснить, что охватить мысленным взором всё - возможно


Новое искусство

Финал романа:

"Мечтатели могут вообразить, писатели - изобразить, а все остальные читатели, загоревшись, засучить рукава

Тянет вас засучить рукава?

Тогда от вас и зависит продолжение"

Параллели

Одна из ключевых методологических мыслей у ЛЗ по поводу задач искусства и общественной деятельности - вдохновление масс


Проективность в педагогике

Как ни странно, ученик повлиял на учителя. Тот задумался, не слишком ли много в школьной программе окончательных знаний, не надо ли подробнее объяснять школьникам, где наука остановилась, что предстоит открыть, над чем предстоит работать. Учитель написал статью о преподавании неоткрытого. Предложил главу о неоткрытом в учебник химии, а потом и целую серию "Энциклопедия неоткрытого для школьников". И в конце концов сам начал составлять такую энциклопедию, ради нее ушел из школы

Параллели

Начатая в школьные годы "Рок-энциклопедия внутреннего мира Льва Зэппелина" с годами выросла в Энциклопедию Счастливого Мира


Важность языкознания

- Как живёшь, Лев? Помнишь меня? Вот захотелось узнать, какую же ось ты выбрал в итоге? Какие подарки решил делать людям?

- Буду филологом, учитель. Выбрал сравнительное языкознание

- Вот тебе на! А я был уверен, что ты направишься в точные науки. Какие же подарки ищешь ты в языке?

- Всевозможные, учитель. Все на свете выражается словами, и у каждого народа свои оттенки - непереводимые идиомы. Вот я и хочу составить "Словарь непереводимого". Тонкости мышления, ускользнувшие от других народов, - разве это не подарок?

Примечания

Если народов когда-то было всего несколько (а то и вообще лишь один), то и языки должны иметь общие корни

От них могли произойти разные слова, но корни - одни

Например, от корня "лёт" происходят и "лётчик", и "лётниско" - аэропорт по-чешски. Скорее всего, однокоренными являются soul - душа по-английски и сули - душа по-грузински. Имеются примеры и вовсе поразительные: "сауле" - солнце и по-литовски, и по-казахски. А вот пример чисто по теме: от корня ГБ происходят и "губа", и "gomba" - гриб по-венгерски

Таких примеров тысячи. Подчас пересекаются даже русский и китайский. Масса совпадений имеется в казахском и ирокезском

Речь не о заимствованиях последних 1-2 тысяч лет (когда слова перетекают из языка в язык) - а именно об общих корнях (когда слова возникли из общих слов-предков)

Мы вправе ожидать родства даже языков Нигерии и Филиппин

В главном деле человечества - обеспечению Соборности (единению на основе любви и в частности, пробуждению родственности во всех народах), главное место сравнительному языкознанию отводил Фёдоров

Параллели

Именно сравнительным языкознанием всю жизнь занимался на самодеятельном уровне и СЗ. Разумеется, знал латынь. Поэтому

- Получив на время случайно книгу на французском языке, сумел прочесть её полностью, никогда сам язык не изучав

- В принципе, то же касается и остальных романских и германских языков

- Знал довольно неплохо и славянские

- Встретив текст на иностранном, мог определить, какой именно это язык хотя бы приблизительно (типа: "Это что-то с Востока Африки, южнее суахилийского побережья")


Слова, которым следует стать крылатыми

Наука - разведка производства

Для будущих людей стараемся


Наши мысли

Налицо целый ряд общих моментов в биографии и в методологических идеях

Новые оси:

- Идеологий

- Состояний сознания

- Фантазии

- Счастья

Оси возможностей, перспектив, эффективности мы называем "Линиями"

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы: