Из книги о туризме
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Выписки >>




 

 



 

 

 

 


- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)




"Опасности в туризме, мнимые и действительные"

3-2-с.: Журналистская хлёсткость подобных статей обратно пропорциональна их практическому значению. Уровень изучения не соответствует социальной значимости проблемы

3-п: Эта книга начинает работу над созданием и проведением в жизнь системы мероприятий по обеспечению безопасности туристских походов в нашей стране

- Какие ещё системы мероприятий необходимы?

4-0: Западный опыт у нас не применим, т.к. на Западе туризм сосредоточен в очень локальных районах

4-1: Автор акцентирует внимание на знании каждым руководителем похода, каждым туристом принципов возникновения опасности

4-2: Автор убедительно показал, что бывший своего рода пугалом Кольский полуостров по печальным последствиям во многом уступает традиционному Кавказу

4-3: Ссылки на недостаток и некачественность снаряжения заменяют для многих работников практическую подготовку туристов, однако на деле НС всегда обусловлены только неумением с ним обращаться

Это только две из идей книги в целом

6-1: Травматизм в результате несчастных случаев - одна из главных причин смерти людей

6-2: Для экономически развитых государств гибель от травм в несколько раз превосходит смертность от всех инфекционных и многих других болезней, вместе взятых. Только в ДТП ежегодно погибает 200 000 человек, что равносильно постоянному состоянию войны. В горах гибнет по 100 человек в год во Франции и Японии; 300-400 - в Альпах; до 30 - в Польских Высоких Татрах; до 60 - в долинах, прилегающих к Монблану

Водный и автотуризм забирают людей ещё больше

6-п: Травмы туристов относятся к спортивным. Кроме спортивных имеются также НС на производстве, в быту, на транспорте

Спортивные составляют 2-3 % от общего кол-ва травм

14-2_: Повышенно опасный участок маршрута создаёт объективные условия для травматизма туристов, а кто пострадает на нём, будет в значительной степени делом случая. И наоборот:
травматизм недисциплинированного, невнимательного и неопытного человека есть закономерное явление, а место несчастья определится случаем

14-п: Традиционно опасности делятся на две большие группы:

1. Вызванные недостаточной физической, технической и моральной подготовкой людей и их неправильным поведением

2. Обусловленные рельефом и климатическими факторами

15-0: Бурж. учёный Х.У.Гейдрич утверждал, что на производстве 88 % НС происходит по вине рабочих. Из-за таких недостатков личности как жадность, неосторожность, несдержанность, нервозность, возбудимость, опрометчивость. 10 % - по вине машин и 2 % - непредотвратимые травмы "по вине Бога"

15-2_ и далее: Группа зарубежных учёных предложила рассматривать НС в туризме как эпидемии. Сходства:

1. Переносчиком эпидемии служит человек, который выступает таковым обычно силой личного примера, ошибочного ощущения безнаказанности, нарушения мер безопасности

2. Чёткая географическая локализация НС

3. Эпидемии по-разному поражают различные группы населения (мужчины и женщины, подростки и дети, жители городов и сельских местностей; люди разных возрастов)

4. На частоте и тяжести НС отражаются сезон, погода и характер контакта "больных" со здоровыми

5. Средством борьбы служит прививка знаний, умений, опыта, повышения общей моральной и физической устойчивости людей

16-4_: Тогда причины НС образуют формулу: "Маршрут - Снаряжение - Путешественник - Общество"

16-п: Наиболее характерные травмы нижних конечностей: ушибы, потёртости, ссадины, мелкие порезы, намины. 3/4 приходится на ноги. Типичны также лёгкие ожоги, местные обморожения, повреждения связок (растяжения), суставов (вывихи и переломы), раны от острых (топор) и тупых (камень) предметов

Из заболеваний чаще других встречаются отравления, расстройства желудка, простуды

17-1: По видам туризма больше всего травм в пеших путешествиях

Иные виды туризма: водные, зимние, горные и спелеологические, вело- и мото-туризм

18-п: В Австрии за год на 86 смертельных случаев с горными туристами, альпинистами и горнолыжниками пришлось около 6 000 травм, потребовавших транспортировки пострадавших

22_: Разновидности снежного покрова: сухой, сыпучий, рыхлый, сырой, вязкий, плотный наст, крепкий фирн, "коварная доска", "жёсткий цемент"

21-1: Наиболее опасные тур. районы:

Для самодеятельных групп: Кавказ, Южная Сибирь (Алтай, Саяны), Ср. Азия и Казахстан (Памир, Тянь-Шань), Урал

Плановые маршруты: Кавказ - 43 %, Украина - 18 %, Европ. центр - 17 %, Ср. Азия и Казахстан - 12 %, Юж. Сибирь - 5 %, Урал - 3 %

32-П: На каждые 10 000 туристов смертельный исход поджидает в среднем 4-х в пешем туризме, 5 - в лыжном, 15- в водном, 24 - в горном

32-3: Для сравнения: в Москве за год - на 10 000 единиц автотранспорта - 10 погибших

32-1: 80 % камнепадов, явившихся причиной НС, - искусственные: вызваны неосторожностью, небрежностью или лихачеством (сталкивают со склонов плохо лежащие камни)

34-0: В Крыму в 1977 году подорвалось на минах и снарядах 42 человека. 9 погибли, 33 получили увечья

35-1: На степень субъективной опасности конкретных препятствий влияет её очевидность для человека

38-п: Параметры маршрута: климат, живописность, экзотичность, уникальность, доступность (проходимость), натуральность, обводнённость, возможность рыбной ловли, малонаселённость, труднопроходимость, опасность природной среды, дискомфортность, отдалённость (возможность первопроходства)

39-п: Главные направления для "обезвреживания" маршрутов - последовательное и планомерное благоустройство, сооружение опорных пунктов

Это всё касалось первой части формулы - "Маршрут". Теперь о "Снаряжении"

43-п: Две трети времени путешествия приходится на привалы, ночлеги и бивачные работы

44-1-н.3/3: 9/10 всех обморожений обычно приходится на нижние конечности

44-2: Набор продуктов может быть некачественным, малокалорийным и несоответствующим климатическим условиям маршрута

Проблемы:

- Недоедание
- Истощение
- Желудочные заболевания
- Отравления

Причина - порча продуктов из-за

- Слабой фабричной упаковки
- Отсутствия первоначальной консервирующей обработки
- Слишком коротких сроков хранения

45-0: Обязательное снаряжение:

Для горного похода: основные и вспомогательные верёвки, страховочные альпинистские пояса, ледорубы, лавинные шнуры, защитные шнуры и маски

Водный: спасательные жилеты и средства, гарантирующие непотопляемость судов

Спелеологические: защитные гидрокомбинезоны, предохранительные каски с налобными фонарями, лестницы и верёвки

Мото - шлемы

Любое путешествие: аптечка

Снаряжение делится на страховочное, защитное и спасательное

45-1: Плохое снабжение туристским снаряжением толкает отдельных недисциплинированных людей на совершение путешествий негодными средствами. В результате можно встретить в зимней тайге туристов на узких лыжах и в беговых полуботинках. В горах - в кедах с тёртым рифлением и с бельевой верёвкой для страховки. На воде - без элементарных спасательных средств. Обычно такие группы состоят из новичков и идут по сравнительно простым маршрутам. Но ведь именно такие маршруты и дают львиную долю происшествий

45-п: Групповое снаряжение должно быть однотипным, предметы - взаимозаменяемыми. Велосипеды - однотипны, лыжи - одной ширины

46-0 При потере рукавиц не раз выручали шерстные носки. При порче лыжных ботинок - валенки для дежурных, которые обычно берут на самую крупную ногу в группе

Снаряжение полезно укрепить и усилить. Например, специальные поводки-лыжеудерживатели (на случай самопроизвольного расстёгивания крепления). Дополнительная оплётка колец лыжных палок

47-1-к.: Самодеятельные воздушные ёмкости - резиновые камеры - для байдарки

47-2_: Удачно подобранная расцветка одежды и снаряжения веселит глаз, отвлекает от путевых тягот, снижает утомляемость в условиях монотонного движения

49-1: Намного чаще, чем из-за технических недоделок, неукомплектованности и непродуманности мелочей в снаряжении, угроза травматизма создаётся из-за простой (правильнее - преступной) небрежности: утери топоров и спичек, утопления вёдер, прожигания спальных мешков и палаток и особенно обуви при неумелой сушке у костра

51-3: Экстремальные погодные условия практически никогда не бывают главной причиной НС, а лишь выявляют допущенные туристами недочёты в проведении путешествия

53-1: Факторы, повышающие личную подверженность опасности, делятся на две категории:

1. Повышающие устойчиво (физические недостатки, хронические болезни, функциональные нарушения нервной системы)

2. Повышающие временно (неопытность, слабая физическая и техническая подготовка, утомление)

52-3_: Степень опасности является как бы функцией, зависящей от степени отклонения в поведении путешественника от некоторой средней нормы

- Степень безопасности зависит от степени выполнение требований

53-3: Гибель путешественников объясняют на Западе

1. Бессознательной тягой к самоубийству (согласно Фрейду, её рождает конфликт сознательного и подсознательного, комплекс неполноценности, ощущение тупика, внутренняя готовность покончить с жизнью)

2. Врождённой подверженностью к несчастью ("неудачники")

53-4: Для таких выводов нет никаких оснований. Личность туриста - продукт общественного развития: участвуя в походах, путешественники обычно избавляются от индивидуальных способностей, которые могут отрицательно сказываться на безопасности

55-1: Ходить в путешествия "на зубах" означает преодолевать физическую слабость или болезни волевым напряжением, упорством, целеустремлённостью

55-2: На первом месте сердечно-сосудистые ишемического характера заболевания, эпилепсия и остро-хирургические заболевания: аппендицит, прободение язвы

55-2, 3: От внезапных сердечных приступов ежегодно происходит 700 столкновений на дорогах США. В Высоких Татрах в Польше 23 % смертей. В СССР - 7 %

55-п.: Известен феномен: в очень тяжёлой обстановке (военные действия) кого-то не берут никакие болезни, а после в мирной жизни цепляет каждая эпидемия гриппа или банальная простуда

58-1: Туристские группы глухонемых совершают походы высоких степеней сложности. То есть тот, кто осознаёт свой недостаток, пытается преодолеть его, компенсировать за счёт обострения других чувств, значительно меньше подвергается риску

58-2: Однако нельзя забывать, что у людей с одним зрячим глазом столкновения наиболее часто происходят именно со стороны здорового глаза. То есть урон с неожиданной стороны предусмотреть трудно

52 и далее: Личная подверженность опасности - то есть "Турист" из формулы. Выделяется несколько групп людей, которым противопоказано занятие сложными видами спортивного туризма:

1. Страдающие рядом заболеваний

(53-п. , 54-0 туберкулёз, грыжа, камни в почках, сердце, инфекционные и кожные заболевания и др. Речь идёт о спортивном туризме)

2. Лица с изъянами органов чувств

3. Лица с определёнными функциональными нарушениями связи между сенсорными, чувствующими и двигательными центрами и нарушение координации движений

58-2_: Проблемы: запаздывающая и неточная реакция, несогласованность и неуверенность в движениях, излишняя суетливость

59-3-П:

4. Неуравновешенность протекания эмоциональных процессов

Отличие от малоопытного или нетренированного туриста в том, что последний постепенно становится тренированным, а человек с нарушениями лишь в какой-то степени приспособляется

Чрезмерно острая реакция на раздражители, необдуманные поступки, поспешность выполнения, неожиданная смена радости и печали, подъёма и упадка настроения

59-п: Неустойчивость одних легко передаётся в замкнутом коллективе другим. Раздражители - например, небольшой раздор в группе вызывают рассеянность, беспокойство, взвинченность и как следствие нарушают внимание, координацию, затушёвывают восприятие надвигающейся опасности

Раздражителями могут выступать не только отрицательные, но и положительные эмоции. Резкая смена трудового или бытового режима вызывают жизнерадостное мироощущение, с которым можно не справиться, и даже невинная забава приводит к травмам

60-1: Возрастные особенности несовершеннолетних: импульсивность, недостаточно развитое торможение, малый жизненный опыт, слабая самокритичность

До четверти всех случаев школьного травматизма при падениях происходит от подножек

60-2: Лекарство - самообладание

61-п: Утомление является причиной четверти НС на маршрутах

63-1: Причины утомления:

- Малая тренированность участников
- Непосильный маршрут
- Чересчур напряжённый график движения
- Ухудшение погоды
- Несвоевременное или недостаточное питание
- Нарушения режима дня: недосыпание, особенно поздние подъёмы и движение в темноте

63-2: Усталость - лёгкая форма утомления, предшествующая ему

63-2,3: Предупредительные меры:

- Внеплановый отдых
- Приём легко усваиваемой и витаминизированной пищи
- Снижение монотонности пути интересным разговором, пением

63-3: Профпригодность инструктора должна также определяться умением снимать усталость с туристов-новичков, умением правильно занять их по возможности активными действиями на малом привале, не превращая его в пассивный расслабляющий отдых, после которого требуется время на мобилизацию сил

Опасность неопытности

63-1_: Неопытность туристов включает в себя

- Недостаточную общую и специальную физическую подготовку
- Отсутствие чёткости и координированности движений,
- Походных умений и навыков, сноровки в полевых работах
- Слабое представление о возможных опасностях

Иными словами, отсутствие практического опыта сочетается с теоретической безграмотностью и слабым тактическим мышлением

64-2_: Что даёт опыт путешественнику:

1. Предупреждает вполне понятные ошибки плохо подготовленных, мало знающих, неумелых людей, ещё не научившихся приспосабливаться ко всем требованиям походной обстановки

2. Позволяет избегать ошибок из-за неуверенности, ощущения тревоги, чувства страха за возможную оплошность

Такую неуверенность новички порой пытаются подавить решительностью действий или даже игнорированием установленных мер безопасности, что лишь осложняет положение

3. Позволяет уверенно чувствовать себя в походной обстановке при неблагоприятном воздействии окружающей среды (холод, ветер, недостаток кислорода), знать, когда на них можно не обращать внимание и следовательно экономить расход нервной энергии

65-1: Опытный путешественник движется, ориентируется, преодолевает препятствия, так сказать, автоматически, с наименьшей затратой сил, в результате чего на одном и том же маршруте имеет в запасе значительно больше энергии, чем его менее подготовленный товарищ

Внимание

Внимание - это готовность реагировать на внешний раздражитель

Концентрация внимания

параметр оценка

Степень концентрации внимания

Воспринимать необходимо собственные поступки и окружающую обстановку

Внимание новичка оказывается зачастую рассеянным, а также обостряется непроизвольное внимание - реагирование на внешние эффектный, но маловажный раздражитель: грохот лавины, удары ветра, блеск молнии

66-0: Временное торможение реакции на действительно нужный сигнал - и в результате бездействие или неправильное действие, способствующие возникновению НС

(Нужна схема со стрелками)

Лекарство - тренинги и дисциплина, исключающая лишний шум, суетливость, неорганизованность

67-1: Ещё одно преимущество опытного туриста: умение собрать внимание в кулак, а когда нужно, ослабить его и создать паузу для отдыха

Опытный турист может и на сложном участке одновременно делать два дела: одно - связанное с преодолением препятствия, другое - отвлекающее от него (пение, воспоминание, разговоры)

69: Разработка маршрута

Требование постепенности усложнения препятствий, учёта климатических факторов (благоприятный сезон, встречные ветра, осадки, низкие температуры)

Запасные варианты движения на случай резкого ухудшения погоды или болезни

4. Знание района

70: Тактические ошибки:

Неправильная расстановка туристов:

- Слабейшие туристы должны быть в начале колонны
- Должны иметься замыкающие
- Экипажи лодок должны быть равноценны по силам
- Разбивка людей по различным видам ПХД, по возможностям и по интересам

70-2_: Медицинская неграмотность

71-1: Характерные ошибки:

- Транспортировка лиц с повреждениями позвоночника или сердечными заболеваниями

- Наложение кровоостанавливающего жгута на длительный срок

- "Лечение" алкоголем

- Согревание грелками живота и обильное питьё при острых хирургических брюшных заболеваниях

Правы врачи, утверждающие, что для неспециалистов надо по крайней мере знать те случаи, когда наилучшая помощь заключается в том, чтобы ничего не предпринимать

- Бездействие растерявшихся, нерешительность и выжидание при необходимости немедленного искусственного дыхания, очистки желудка и кишечника при отравлении, отсасывания яда при укусе ядовитой змеи

- Неумение организовать уход за пострадавшим в первые часы после НС

Потеря ориентировки

72-п: В перечень тактических просчётов, допускаемых малоопытными туристами, включаются ошибки, связанные с неправильным подбором и комплектованием группы, отсутствием схоженности у туристов, недооценка объективно имеющихся опасностей, отсутствие предварительной разведки сложных участков, неоправданным изменением трассы маршрута, продолжением движения в условиях плохой видимости, нарушением режима питания, отсутствием постоянной и надёжной связи между отдельными подгруппами, экипажами, связками, неправильным выбором вида действий, их временем и местом (способ, место и время преодоления препятствия, страховки и устройство бивака)

73-1 и далее: Неумение организовать страховку

75-2 курсивом: В трудных условиях коллектив деморализуется. Начинаются безнравственные поступки: неоказание помощи, отказ идти за дровами, загораживание от товарищей тепла костра, присвоение лучших кусков еды

78: Обучение мерам безопасности

78-2_: Следует стремиться, чтобы образное представление опасности у человека сочеталось с одновременным мысленным воспроизведением способов защиты от неё и вызвала действия, способствующие устранению опасности

82: Оверкиль - перевёрнутая лодка

84-2:Умение плавать является необратимым. То есть позволяет, однажды научившись плавать, и после многолетнего перерыва успешно держаться на воде

88-п: Из 200 000 человек, ежегодно погибающих в рез-те морских катастроф, ок. 50 000 не идут ко дну одновременно с кораблём. Они высаживаются в спасательные шлюпки и скоро погибают от страха

86-2: Паника - потеря контроля над своими поступками в рез-те смятения, страха, растерянности

93-94: Мотивы подавления инстинкта самосохранения могут быть разными. Например, чувство долга перед Родиной или во что бы то ни стало добиться победы, продемонстрировать возможности человека

94-2: Скоростные спуски на лыжах были совершены с Пика Ленина (Константин Клецко) и даже с Джомолунгмы (японцы)

97-1: Страх играет роль определённого сдерживающего фактора, охранительного тормоза для людей, не имеющих нужных сведений о районе путешествия, тактических особенностях прохождения маршрута

97-п: Страха не надо бояться. Он проходит, когда человек приобретает нужные сведения об интересующем его объекте или когда потребность самосохранения заменяется другой, более сильной потребностью

Однако если первое - необходимые сведения - гарантирует человеку безопасность, то второе - более сильная потребность - лишь исчезновение страха

123-2_: Известно, что гораздо легче заставить сделать что-то правильно, чем воспитать потребность делать правильные поступки. Поэтому при всех контролирующих, запрещающих и карающих функциях туристских общественных органов, их главной функцией должна быть воспитательная

124-2_: Консультация - авторитетный совет и объяснения сведущего лица

125-1: Чтобы обратить человека в свою веру, нужно не отсечь его, а объяснить ему его роль, указать цель его стремлений и предоставить ему сферу приложения его сил

"ХЛ", М., 1978 г., "Военный лётчик"

Заключение

141 и далее: Подведём некоторые итоги

Есть более и менее опасные виды туризма, сезоны, дни и даже часы путешествий

Безопасность зависит от определённых видов снаряжения и особенностей маршрута. Однако всё же они представляют мнимую опасность. Действительными опасностями в путешествии является сам человек и общество, на него повлиявшее. Травматизм отражает не волю случая или действие неподвластных человеку сил, а является следствием его собственных промахов и заблуждений. Определённое значение имеет повышенная подверженность отдельных путешественников опасности, на что влияют неудовлетворительное состояние здоровья, повышенная реакция на изменение ситуации, уровень утомления, ход течения эмоциональных процессов. Главная же опасность - в малоопытности, слабой технико-тактической и морально-волевой подготовке людей, низкой дисциплине и сознательности некоторых из них

Малоопытность (человек не знает, как поступить в той или иной обстановке или знает, но не умеет этого)

Морально-волевой (знает и может, но не хочет и не делает - или просто не хочет знать)

Не может быть снята ответственность и с тех, кто подготовил, проверил и выпустил человека на маршрут. Тех, кто воспитал его и привил ему определённые взгляды.

Выход в постоянном систематическом применении многих воспитательных средств. Причём не столько для исправления уже готовых нарушителей, сколько для профилактической работы с подрастающими поколениями

- Планомерное расширение системы подготовки руководителей, организаторов и инструкторов

Цель книги будет достигнута, если она поможет обратить пристальное внимание общественности на вопросы безопасности и борьбы с травматизмом

Большая часть книги прочитана в последних числах июня и 1-3 июля 2011 г.

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы: