Соловьёв. Русская идея. Читка
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Разные тексты >> Наши авторы >> Соловьёв. Русская идея >> Читка




 

 



 

 

 

 

См. тж.

Конспект

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)




Русская идея

В.С.Соловьёв

Первая читка (сокращение текста, не тянущее на конспект)

Анатоль Леруа-Болье и Виконт де Вогюэ - писатели, знакомящие европейскую публику с Россией. Первый дал правдивое и полное изложение нашего политического, общественного и религиозного положения "Империя царей". Второй - ряд блестящих работ по русской литературе

Но знакомство с русскими делами оставляет открытым самый важный вопрос о смысле существования России

Россия

- Два века выступала на мировой сцене - Приняла европейскую цивилизацию по многим второстепенным вопросам, упорно отбрасывая её по важным, сохраняя оригинальность

Национальная идея -

- Открываемая человечеству глобально программная мысль - Идеальный принцип, одушевляющий страну - Призвание

Мы признаём существенное и реальное единство человечества. Это религиозная истина, оправданная рациональной философией и подтвержденная точной наукой. Человечество - социальный организм, где члены - нации. Их функции - национальные идеи. Они установлены Богом в Его плане

Нации и индивиды моральны. Их особая функция - в моральном обязательстве. Мысль Бога - рок для вещей и долг для существа морального

Моральное существо свободно. Долг может быть

- Выполнен или не выполнен - Выполнен хорошо или дурно - Принят или отвергнут

Но изменить провиденциальный план или лишить моральный закон его действенности нельзя

Моральное воздействие Бога столь же могущественно, как и физическое

Закон жизни - когда долг выполнен. Закон смерти, когда нет

Освободиться от власти божественной идеи нельзя

Но можно носить её в сердце и в судьбе как благословение или как проклятие

Когда эти идеи предлагаются в общих формах, возражений нет. Но их применение к национальному вопросу вызывает протест. Общее место внезапно превращается в "мистическую мечту", и аксиома становится "субъективной фантазией"

"Кому была открыта мысль Бога? Народу надлежит преследовать свой национальный интерес. Долг патриота - поддерживать свою страну. Источник информации об интересах нации и её миссии - общественное мнение"

Это эмпирическое средство неприменимо, т.к мнение нации почти всегда дробится

Примеры

1) Мнения католиков и франкмасонов во Франции 2) Мнения официальной России, староверов, нигилистов 3) Общественное мнение евреев о Христе

Единственный в своём роде и таинственный народ пророков и апостолов, Иисуса Христа и Пресвятой Девы Его ожидает полное возрождение и обновление: "Весь Израиль спасётся" (Рим. XI, 26) [2]

Обоснование связи евреев с христианством - в законченности христианской Библии (от сотворения мира - через падение и восстановление человечества - к пересозданию мира). Впротивовес Библии евреев, отвергающей великую универсальную развязку своей национальной истории и заставлющей признать, что творение, миссия Моисея, чудеса Исхода, подвиги и гимны Давида, мудрость Соломона привели лишь к манифесту языческого царя, повелевающего построить второй Иерусалимский храм. [Её финал - слова Кира: "Ягве повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме"]. Бедный и разрушенный солдатами Тита

III

С точки зрения националистов, в судьбе России также есть

- Величественное начало: акт национального самоотречения (призвание скандинавских князей, затем водворение христианства и колоссальный Пётр Великий) - Жалкий конец: века мрака и грубого варварства (московское благочестие стало упорствовать в нелепых спорах об обрядовых мелочах)

Национальное дело для лжепатриотов - добить Оттоманскую империю и разрушить монархию Габсбургов. Стравив ряд маленьких национальных королевств. Однако это "великая идея" сербов и болгар. В итоге Россия должна стать её орудием!

Цель - Константинополь, победа над панэллинизмом? Во имя языческой идеи абсолютного государства, принципов цезарепапизма, заимствованных нами у греков и уже погубивших Византию? Слепым национализмом и необузданным обскурантизмом? В этом случае наше место займёт другая национальная сила, менее одарённая, но более устойчивая. Болгары - "Развитость" вместо "одарённости". Одарены все народы одинаково . Не у всех есть возможность развить одарённость

IV

Русскую идею выразит национальная совесть, засвидетельствованная

- Религиозным характером народа - Важнейшими событиями и величайшими личностями нашей истории - Словом Божиим (см. выше:

- Смысл существования евреев - не в них самих, но в христианском откровении - Смысл существования наций - не в них самих, но в человечестве - Молчание Библии о России)

- Не о России, а обо всех народах?.

Человечество не едино? Рука и нога существуют, а человек нет? Известны животные (медузы, полипы), представляющие дифференцированные органы. Таково было и человечество до Христа: разделённые племена. Сейчас же вселенское тело Богочеловека существует. Оно несовершенно, но совершенствуется вовне и внутренне во Вселенской Церкви

Идея отдельного органа - не в его обособлении и противоборстве с остальными органами, но в его единстве с ними

Она приложима ко всему человечеству, которое есть живое тело Христа

Истинная цель всякого народа - участвовать в её жизни, в развитии великой христианской цивилизации, по мере сил и дарований

Христос в последнем слове признал существование и призвание всех наций (Мф 28:19),

Национализм - национальный эгоизм

V

Задачи России:

- Всем сердцем и душой войти в общую жизнь христианского мира - Приложить все свои национальные силы - Достичь Соборности

Русская Церковь

- Сохраняет истину веры, непрерывность преемственности от апостолов и действенность таинств - Скрыто (т.к. вековые цепи, сковывающие тело нашей Церкви с нечистым трупом) участвует в единстве Вселенской Церкви, основанной Христом - Поддерживает партикуляристический и односторонний характер

VI

Один из вождей "русской партии", славянофил И.С.Аксаков, стоявший выше панславистов по таланту и добросовестности

[Сочинения И. С. Аксакова, т. IV, стр. 124, 125, 126, 84, 100, 72, 91, 42, 35, 43, 91, 92, 111, 93, 83, 84, 127]:

Наша церковь уже не Христова

- Поступила на службу к государству - Стала гос. учреждением, полезным для видов государственных, - дисциплины нравов - Колоссальная канцелярия - Прилагает к пасению стада Христова порядки немецкого канцеляризма (гос. формализм) с неизбежною официальною ложью - Возымела необходимый порядок - Но в ней - Убыла душа - Подменён идеал (государство вместо церкви) - Правда внутренняя замещена правдой формальною, внешнею - Разумение стеснено - Смысл церкви малодоступен - Лица, требующие церковных законов, малочисленны

Между тем в своде законов, определяющих покровительство государства церкви и отношение полиции к вере и верующим - более тысячи статей. Единство церкви может держаться насилием только там, где нет живого внутреннего единства

[Пример насилия - жестокое преследование против штундистов на юге России]

Доказывать же правоту острогом - значит посягать на самое существенное основание веры (искренность и свободу) и давать оружие противнику

Искренние и разумные защитники церкви (Погодин): религиозная свобода приведёт половину православных крестьян в раскол, а половину высшего общества - в католичество. Они православны только по наружности и под страхом вместо правды и любви. Растление при внешнем порядке. Однако главная опасность в том, что зло получило право гражданства, и такая аномалия есть порождение нормы

- Боятся правды - Младшие трусят старших - В ходу "ложь во спасение" - Допускаются компромиссы

Причина - недостаток веры в силу истины Мы примирились. Если это не предательство, то поражение

Рекомендации: "Дух истины, дух любви, дух жизни, дух свободы"

VII

Как выявиться русской идее, когда она заточена в тюрьму?

Религиозное и умственное освобождение России - дело такой же необходимости, как и освобождение крепостных тридцать лет тому назад

Система правительственного материализма привела к севастопольскому разгрому. Совесть русского народа нашла правдивое выражение в лице его монарха. Освобождении крестьян - только начало

Позволительно надеяться, что религиозное чувство, добрая воля и здравый смысл, отличающие ныне царствующего императора, оградят его от превратно мыслящих советников, желающих навязать ему губительную политику

Крепостная зависимость в своё время была полезна. Официальная опека национального духа была благодетельна, когда этот дух был в детском состоянии. Сейчас она может только придушить. Наш национальный организм полон здоровья и силы, но задушить можно не обязательно слабого и больного

Вторичное крещение духом истины и огнём любви необходимо для правящей ("которая думает и действует") части нашего общества. Она должна отречься от национализма - нового идолослужения, менее грубого, но не менее нелепого и значительно более вредоносного, чем идолослужение предков, отвергнутое Владимиром

VIII

Принести в жертву Богу наш национальный эгоизм

Провидение поставило нас в особые условия

Закон повелевает примириться с братом, прежде чем принести жертву

Это не вопрос чувства

Хотя и чувство должно иметь место во всех человеческих отношениях

Между сантиментальной политикой и политикой эгоизма и насилия есть политика нравственной обязательности или справедливости

Притязания поляков на восстановление их старого королевства? Дело в несправедливости русификации. Она убивает нацию:

- Имеющую развитое самосознание - Славную историю - Опередившую нас в научной и литературной деятельности

Сила, даже победоносная, ни на что не пригодна, когда ею не руководит чистая совесть

Причина поражения в Балканской войне - наш исторический грех

Систему гнёта отягчает противоречие освободительным идеям. Лживостью

Нам даны два урока: - В Севастополе - В Берлине

Третьего ждать не следует Раскаяться в исторических грехах, отречься от национального эгоизма, отказавшись от политики русификации и признав без оговорок религиозную свободу

Проникнуть в истинный смысл христианства

IX

Вот уже около тридцати или сорока лет, как более или менее почтенные писатели проповедуют и пророчествуют идеальное христианство и идеальную церковь

Каков же путь и средства?

Идеал всегда - совершенствование уже данного

Разрушением Церкви мы к идеалу не придём

Уранос Кронос Зевс

В извращённой природе жизнью правит закон отцеубийства. Новое поколение достигает пользования действительностью, лишь неблагородно вытесняя предков. Преступное существование поэтому недолговечно; это скорее смерть, чем жизнь

Человечество ждало Сына Бога, который не был бы соперником своего Отца

Но упраздненный закон смерти пытаются ввести под новой маской

Традиция и идеал равно необходимы для создания Богочеловечества

Благочестие, справедливость и милосердие должны образовать устойчивую и нерасторжимую связь между тремя основными действующими силами социального и исторического человечества, между представителями его прошлого единства, его настоящей множественности и его будущей целостности

Принцип прошлого = Принцип отчества = Отческий принцип в церковной монархии:

В единой семье общий отец. Церковь должна объединить все национальные и индивидуальные элементы и служить им живым образом и свободным орудием небесного отчества

Осуществлён в Церкви священством, духовными отцами, старцами. Кафоличность Церкви требует общего, интернационального, священства, централизованного и объединенного в лице общего Отца всех народов, верховного первосвященника

Национальное священство не может быть представителем общего. Соединение национальных клиров может быть осуществлено лишь при посредстве интернационального центра

Вселенское священство отображает первый возраст человечества. Тогда все народы были соединены общностью происхождения и тождественностью идей и правил

Сейчас человечество многообразно. Нации стремятся сплотиться в законченные государства с независимым центром. Интересы человечества в целом не существуют

Вселенская Церковь

- Включает многообразие, но не санкционирует борьбу - Уважает государство, но противоборствует его абсолютизму

Национальные различия должны пребыть до конца веков

Но центростремительная сила вселенского организма должна существовать в социальном теле для противодействия множеству центробежных сил, раздирающих человечество

Совершенное единство начинается с реального. Единство свобод - с послушания. Вселенское братство - со вселенского сыновства, признания авторитета общего отца

Желаемая будущность человечества - вселенское братство, исходящее из вселенского отчества и сыновства

X

Общество, направляемое Вселенской Церковью, назовём теократическим

Вселенская Церковь направляется тремя его чинами:

- Первосвященник - Светская власть - Пророк

Первосвященник

- Духовный авторитет - Представляет прошлое человечества - Находит свою жизнь лишь в жизни своих детей - Утверждает единство предания

Светская власть

- Образ и орудие Сына и вечного Царя - Творит волю Отца - Желает быть прославленной лишь для того, чтобы прославить Отца - Олицетворяет интересы, права и обязанности настоящего - Мыслит и действует как истинный сын Вселенской Церкви - Поддерживает целостность общества

Пророк

- Глава человеческого общества в целом - Открывает будущее - Согласует личные вдохновение и свободу со вселенским преданием и сыновним благоговением - Уважает законные власти и права - Становится истинным орудием Святого Духа - Побуждает стремиться к совершенству

Аналогично Троице, каждый чин обладает властью, выполняя три основные функции коллективной жизни

В Византии первородный грех националистического партикуляризма и абсолютического цезарепапизма впервые внёс смерть в социальное тело Христа. Русская империя - преемница Византии - повторяет её ошибку

Россия являет наиболее полное развитие, наиболее чистое и наиболее могущественное выражение антихристианского принципа абсолютного национального государства, отвергающего единство Церкви и исключающего религиозную свободу

Это обратная сторона принципа христианского государства, царской власти Христа

Это второе начало социальной троицы

Россия должна утвердить его вторым из трёх главных деятелей вселенской социальной жизни

Подчинить власть государства (царственную власть Сына) авторитету Вселенской Церкви (священству Отца) и отвести подобающее место общественной свободе (действию Духа)

Русская империя, отъединённая в своём абсолютизме, есть лишь угроза борьбы и бесконечных войн

"Не добро быть человеку одному". То же можно сказать и о всякой нации

Мы были крещены во имя животворящей Троицы, а не бесплодного единства. Русская идея, исторический долг России требует осуществление социальной троицы. Это новый аспект христианской идеи. Для его осуществления нужно действовать не против других наций, но с ними и для них

Париж, 23 мая 1888 г

---- aid Национальный эгоизм. "Русский народ - более христианский, чем остальные, а Церковь имеется исключительно у нас; русские имеют монополию веры и христианской жизни". Церковь делают атрибутом национальности и орудием мирской власти

[1] Опубликовано: Владимир Соловьёв. Спор о справедливости. Москва-Харьков, 1999 [2] Я пытался сделать это в двух этюдах по еврейскому вопросу, из которых один был подвергнут разбору в "Revue franeaise", сентябрь и октябрь 1886

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

* 05-12 06 2017 г.