Речь Лукашенко об идеологии - стр. 4
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Разные тексты >> Близкие по духу >>




 

 



 

 

 

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

 


Сильная и процветающая Беларусь
должна иметь прочный идеологический фундамент

Доклад президента Лукашенко на семинаре руководящих работников
по вопросам совершенствования идеологической работы

27 марта 2003 г

Стр. 1 Вступление
1) Основы белорусской государственной идеологии
2) История становления идеологии независимой белорусской государственности
Стр. 2 3) Беларусь и белорусы в современном мире. Мировоззренческая основа белорусской государственной идеологии
4) Основные идеи политического, социально–экономического развития Беларуси
Стр. 3 5) Система идеологической работы
Стр. 4 Система идеологической работы (Окончание)
Стр. 5 6) Культура и идеологическое воспитание
7) Государственная идеология и общественные объединения
Стр. 6 8) Государственная идеология и средства массовой информации
9) Духовные опоры человека - семья, церковь, коллектив

 

Все организационно–структурные преобразования вполне реально осуществить без дополнительного финансирования и в рамках сегодняшней численности работников. Денег на все, о чем я сказал, не ждите. Они вам отданы. Ищите в "своей численности" людей, которые должны координировать и планировать эту работу. А работой заниматься должны мы с вами. Руководитель - это первый идеологический работник. Потому что кого люди больше слушают и понимают? Кто имеет власть, кто распоряжается средствами, кто является руководителем. Того люди больше всего понимают, слушают и верят ему, а не случайному человеку

На работе с идеологическими кадрами остановлюсь особо. Кто они - сегодняшние идеологи? Такой специальности в вузах нет. Значит, нужна система их отбора, расстановки и повышения профессионального уровня. Академия управления при Президенте Республики Беларусь должна уже с нового учебного года начать на плановой основе подготовку идеологов

Но и этим мы задачу не решим. Убежден, что идеологическим работником, по существу, должен быть каждый (я только что сказал об этом), кто трудится в органах власти и государственных учреждениях. Недопустимо, когда чиновники или преподаватели учебных заведений не разделяют государственной идеологии, а иногда открыто выступают противниками власти и того курса, который якобы они проводят и сами или должны проводить, будучи вмонтированными в эту систему власти. Хорошо можно делать только то, во что веришь. С теми же, кто идет вразрез с государственной политикой либо колеблется, нужно, товарищи, решительно расставаться. Я убедился, ничего из них не получится. Приведу пример. Приходит Мясникович, будучи главой Администрации. Есть у него "большой друг" - Петр Кравченко. Я не критикую Михаила Владимировича, потому что я с ним тогда был согласен. Говорит: Александр Григорьевич, не дурной же Петр, а болтается по Минску, мне прямо стыдно, что я когда–то с ним работал (Кравченко - бывший секретарь горкома партии). Ну давайте мы ему еще раз поверим. Давайте мы его направим послом. "Куда, Михаил Владимирович? Идите, думайте". Приходит: в Японию, там и работа не такая уж большая, давайте хоть туда. Так он нам там такое учудил, что от императора до бомжа в Японии все вздрогнули. Закончился срок, его просто по окончании срока отзываем в страну, чтобы заменить (дипломат может работать три года, а по решению Президента и больше, если на данный момент некем заменить. Но он же не является незаменимым). Уже и работу нашли ему нормальную, а человек отказывается ехать. Сбежал за 200 километров, печать спрятал. Ищут его в Японии, найти не могут. Я уже спецслужбам, простите меня за откровенность, даю указание - разобраться и привезти в страну. (Смех в зале.) Кто–то, наверное, передал - явился и сразу прямиком в оппозицию. Вот вам пример. Я могу десятки таких примеров привести

А сколько я сам себе, своему авторитету нанес вреда? Что подумали обо мне люди, которые часто бескорыстно, не ради должности - да больше половины таких людей сидит здесь в зале - помогают, борются за Президента и на выборах - и на местных, и на парламентских, и на президентских, и на референдумах. Они же смотрят и думают: так что, надо быть в оппозиции, чтобы Президент куда–то назначил. Так порой получается

И многие люди ко мне приходят, которые бескорыстно работали всегда и везде, делом занимались. Они говорят: как же так, Александр Григорьевич? Он же вот там был, по ту сторону. И вдруг он, смотрите, чуть ли ни в Администрации Президента у вас работает. Я тогда начинаю интересоваться этим человеком, всякое же бывает. А может, хорошо работает? Но я не могу назвать ни одного примера, ни одного человека с гнильцой внутри, который бы где–то хорошо работал. Поэтому для меня лично - это вопрос решенный. Не будет с него толку. А вот вокруг этой "гнили", если он попадает то ли к Латыпову, то ли в Академию управления, то ли в правительство, столько "гнилья" образовывается в течение короткого промежутка времени, что потом приходится хирургическим образом вырезать. А это для живого организма, особенно в управленческом звене, очень сложно, и последствия затратные, которые порой в деньгах даже оценить сложно

Поэтому я всегда говорю: ректоры вузов, из числа "свядомых", не согласны, спокойно заявление напишите, не указывая причины. Ну можете указать: не согласен с Вашим курсом, поведением, направлениями действий нашей власти и так далее. И тихонько уйдите. Я вас буду уважать в 10 раз больше, когда вы так честно, откровенно признаетесь и уйдете в оппозицию

Поэтому не надо бояться идти в оппозицию, идите, спокойно работайте. Мы еще этот уход профинансируем, потому что нам будет дешевле. Если вы останетесь, вы много горя принесете, это будет дороже

И посмотрите, что происходит в наших вузах. Если ты не воспринимаешь идеи, которые декларируются властью и Президентом, не иди работать в государственный вуз. Но коль ты работаешь в государственном вузе, есть государственные стандарты. Плохое государство, хорошее, но есть государственный стандарт, он утвержден, и, пожалуйста, работай по государственным стандартам. Что ты туда приходишь и мямлишь там, лепечешь непонятно что. Кто во что горазд. Вот он так считает, так и преподает курс. Скажите, в каком государстве это возможно?

Я подхожу к идейно–нравственному воспитанию в системе образования

Особая роль в воспитании гражданских качеств принадлежит национальной системе образования

На Западе говорят, что самые лучшие инвестиции - это инвестиции в образование. У нас, в "бедной" в кавычках Беларуси, качественное образование более доступно, чем в богатых США и Англии.

Все эти годы я твердо стою за то, чтобы каждый желающий и способный мог честно поступить в вуз и получить бесплатно образование такого качества, за которое на Западе пришлось бы платить несколько десятков тысяч долларов - по нашим меркам, это целое состояние

Во всем мире система образования формирует не только специалиста, но и гражданина с определенными моральными устоями

И если с формированием специалиста мы еще как–то справляемся, то с воспитанием гражданина дело обстоит из рук вон плохо

Проблема воспитания гражданина средней и высшей школой многогранна и говорить о ней можно очень много. Я остановлюсь только на двух важнейших компонентах этой работы: учебники и живая личная воспитательная работа наставника

Говорят, лучший воспитатель - хороший учебник. Что греха таить, очень малая часть школьников и студентов читает дополнительную литературу - все знания из учебника и со слов преподавателя. В минувшем году я дважды созывал совещания по учебникам по гуманитарным дисциплинам. Делал это в ответ на потоки обращений людей, не согласных с тем, что в школьных и вузовских учебниках искажается наша история

Качество учебников по гуманитарным дисциплинам, объективное освещение истории - это отдельный большой вопрос, к которому мы еще не раз будем обращаться

Что же пишут школьные и вузовские учебники по теме нашего сегодняшнего семинара - о государственной идеологии Беларуси?

Да практически ничего

Еще на втором съезде учителей в 2001 году я говорил о необходимости приблизить к жизни наши социально–гуманитарные науки. Тогда мною было дано поручение Национальной академии наук и Минобразования разработать и представить проект государственной программы развития социально–гуманитарных наук

Поручение выполнено. Недавно мне представили этот научный трактат. "Талмуд" получился увесистый. А подход предлагается старый - вялотекущего, полусонного осмысления динамично развивающихся общественных процессов. Более того, единого мировоззренческого стержня для всех обществоведов в этой программе и близко нет

Правительству, Национальной академии наук надо еще раз тщательнейшим образом проработать эту программу с учетом итогов нынешнего семинара

По учебникам приведу еще один пример. Один из моих преподавателей Яков Иванович Трещенок написал мне: если Вы хотите быстро, как я замыслил - за 5 лет, что–то там создать и переломить ситуацию, то надо лично взять под контроль написание учебников. Я преподаватель, учитель, хорошо знаю, что такое учебник, и вы все хорошо знаете. Что там говорить, сколько из нас по монографии учились? Немного. Все по учебникам. И дай бог, чтоб к экзаменам хотя бы учебник прочитали. А некоторые не читали, по лекциям там или еще какими–то методами сдавали экзамены, но учебник - это основа. И его надо создать и привлекательным, и достаточно научным, и сложным, но в тоже время не отталкивающим студента и обучающегося

Принципы, какой нужен учебник, известны. Но особенно важна объективность. Это касается прежде всего филологии, истории, обществоведческих наук, гуманитарного цикла

Второй вопрос - живая работа наставников по идеологическому воспитанию учеников и студентов

Серьезную озабоченность вызывает эта работа в высшей школе. Чем живет–дышит молодежь, к сожалению, преподавателей не волнует. Оттарабанили по желтому конспекту лекцию - и до свидания!

А сами побежали на "почасовку" в частный вуз. И там - спиной к студентам, быстрей–быстрей

Вопросы мировоззренческие, вопросы судьбы своей страны и своего народа, избранного пути развития, отношения к обществу, к своему общественному долгу - словом, все важнейшие аспекты формирования гражданина стали частным делом наставника

Для примера, посмотрите, что происходит в Соединенных Штатах Америки. Американцы же не глупые люди. Наверное, процентов 85 не поддерживают и понимают, что происходит в Ираке. Но вы где–нибудь видели, чтобы кто–то вышел, который причастен к этому, и сказал: нет. Я не беру Голливуд - это люди особые. И то, какой был прессинг

А у нас преподаватель что захотел, то и сказал. Нравятся лектору идеи либерализма - он строит свой лекционный курс на том, что в Америке все хорошо, а в Беларуси "усе дрэнна"

Сплошь и рядом - демагогия о демократии, плюрализме мнений, свободе молодого духа. Пока ты учишься, студент, гуляй, веселись. Митингуй, "шукай шлях у Эўропу". Ничего, что твоей стране трудно, - все пройдет, власть изменится, счастье само тебя найдет. Подобные рассуждения, как ржавчина, разъедают студенческую среду

Кто же в таком случае выйдет за вузовский порог? Абсолютно ясно: ни специалиста, ни гражданина, ни хорошего семьянина государство, за редким исключением, не получит

Не от хорошей жизни я как Глава государства взялся за то, чтобы у студентов выступить в каждой аудитории. Я очень надеюсь, что в дальнейшем вы, ректоры, также не будете отсекать "неудобных" студентов от встречи с Президентом. Не надо подбирать аудиторию перед Президентом. Тем более мы очень жестко это контролируем. Мы изучаем, как вы туда приглашаете студентов. Мне важно, чтобы там было больше сомневающихся

И я вижу, с какой жадностью молодежь воспринимает, лучше сказать, впитывает информацию о том, что делает и планирует делать руководство страны в политической, экономической и других областях. Многое, если не все, они слышат впервые. Спрашивается, а где же идеологическая "вертикаль", армия преподавателей, наставников? Более того, я всегда чувствую человека. Вот смотрю на студентов, на преподавателей - они рты раскрыли не потому, что я им что–то говорю неестественное. Они смотрят, а у них вопрос в мозгах: так нам же говорили, что он якобы "вообще ненормальный колхозник", что он такой, сякой и прочее, а он вроде и правильно рассуждает. Я же это чувствую, когда выступаю перед людьми 4 - 5 часов. Думаю, когда они уже шуметь начнут, устанут? Сидят молча и, когда ухожу, они просто вскакивают и устраивают гром аплодисментов

Вот и вопрос, где "вертикаль" идеологическая? Где армия этих наставников, преподавателей? И проректор по учебно–воспитательной работе есть, и кафедра социально–гуманитарных дисциплин, целое управление воспитательной работы по 10 - 12 человек, кураторы групп, все получают госзарплату. А чем занимаются? В лучшем случае организацией развлечений. Ну ладно, я понимаю, развлекайтесь. Но как развлекаются? Кто как может. Аж стены порой дрожат. Трещины после этих развлечений. Давай гроши на ремонт общежития или каких–то залов. А что творится в общежитиях? Я представляю иногородних людей, которые своих детей отдают. Туда порой войти страшно…

В течение этого года состояние идейно–воспитательной работы в вузах (и государственных, и частных) должно быть коренным образом изменено. Иначе мы просто потеряем нашу молодежь. То же самое я мог бы сказать и о средних специальных учебных заведениях, и о школах, особенно минских

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы: