Новое сектантство
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Разные тексты >> Нейтральные >>




 

 



 

 

 

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

 



Михаил Эпштейн,
Москва, 1984 - 1988

НОВОЕ СЕКТАНТСТВО

типы
религиозно-философских умонастроений
в России 70 - 80 гг. XX в.


"Лабиринт", 1994 г., культурологическая библиотека журнала "Апокриф"

конспект и полемика Льва Зэппелина

В "нейтральные" работа помещена исключительно в надежде на убеждённость автора в том, что он приближает светлые времена


ОГЛАВЛЕНИЕ:

1.1. От автора

1.2. Новое сектантство как проблема религиоведения

2. Каталог сект:

Религиозно-бытовые секты: Пищесвятцы, Домовитяне, Вещетворцы
Религиозно-мещанские секты: Дурики, Провы, Серые
Религиозно-национальные секты: Кровосвятцы, Красноордынцы, Хазаряне
Религиозно-атеистические секты: Афеяне, Доброверцы, Греховники
Религиозно-эсхатологические секты: Ковчежники, Удаленцы, Пустоверцы, Стекловидцы
Религиозно-литературная секта: Пушкинианцы

3. Приложение: Из рецензий на эту книгу [не конспектировалось]

Иван Дедов. Даль русской мысли
Пьер Даниэль. Первая социалистическая философия
Густав Шнейдер. От атеизма к язычеству
Роберт Коэн. Несчастное религиозное сознание

4. Послесловие: КОМЕДИЯ ИДЕЙ

1) Век идей
2) Pars pro toto
3) Сколько может быть идеологий?
4) Идеософия
5) Третья комедия
6) Энциклопедия как жанр

Именной и предметный указатель [Не конспектировался]

----

< ЛМ: - Лично для меня самым интересным оказалось - как я и предполагал - Послесловие, Комедия идей
Люблю обобщения: читаешь-читаешь - а затем узнаёшь, в каком русле прочитанное, что в этом русле есть ещё, какие русла есть ещё - всё становится как на ладони, ориентация называется...

Но начну с самого увлекательного: с краткой характеристики сект. Увлекитесь и дочитайте до конца >

----

ПИЩЕСВЯТЦЫ (они же Диетарии. Разновидности: Постники, Сыроеды, Вегетарианцы, Бессахарники, Бессольники, Янианцы - более 40 направлений) - Освящают акт принятия пищи

ДОМОВИТЯНЕ (= Домовники) - религиозно-культурный орден; освящают жилище

ВЕЩЕТВОРЦЫ (= Вещесвятцы; идеологию называют "Вещелюбие", "Вещемудрие") - Исповедуют ценности домашнего обихода и творчески их преумножают. Вещетворцы то же делают с вещами. Ищут спасения в предметном мире. Отличаясь от основной массы граждан нестяжательским отношением к нему

ДУРИКИ - нарочно глупят по жизни, слегка придуриваясь и порою доводя коллег по работе. Современные юродивые. Стараются чувствовать себя нормально в мире идиотизма, сверхточно соблюдая придуманные этим же миром правила. Или: если нужно в отчёте написать три нуля, пишут четыре. "Глупость мира сего - это и есть премудрость Божия"

ПРОВЫ (= Московские провинциалы; название одновременно идёт от типичного в прошлом провинциального имени Пров) - нарочитые провинциалы: новенькие шмотки из провинциальных универмагов в одежде, книжные штампы в речи... Считают Россию, планету, Солнечную систему, Галактику провинциями - соответственно планеты, Галактики, Вселенной

СЕРЫЕ (= Партия Серых, ответвление - Пассивисты) - считают, что малодушие, соглашательство. пассивность - путь к принятию страдания, каковое понимается как сораспятие со Христом

КРОВОСВЯТЦЫ (= Кровославцы; примыкают Христиане Крови, Иоанновы) - исходят из библейской фразы о духе, воде и крови. "Крещение водой - это начало христианского пути; распятие и крещение кровью - его конец". Чтут также землю, где была пролита кровь (служат богослужения на местах великих битв)

КРАСНООРДЫНЦЫ (примыкают к Восточничеству; противостоят Западникам и Славянофилам) - чтут Золотую орду и считают, что Ленин - это воскресший Чингисхан, а революция - повторение татарского нашествия

ХАЗАРЯНЕ (Хазариане) - чтут Хазарский каганат, где мусульманское меньшинство прекрасно уживалось с христианским меньшинством. а сам каган был иудеем. Уважают все три религии

АФЕЯНЕ (от того же корня, что и "атеисты") - допускают, что Бога нет (уже нет), но жить стараются так, словно Он есть, не ожидая посмертного воздаяния за добрые дела

ДОБРОВЕРЦЫ (= Доброверы; ветви - Поможенцы, Добротаинцы) - Примерно то же; причём одна из заповедей - ненавязчивость. Видишь весною пробивающийся ручеёк - помоги, убери с его пути щепку. Но ходить по городу, выискивая, кому бы помочь - излишне

ГРЕХОВНИКИ (= Братья во грехе, Греховные братья) - самая извращенческая секта. Грешат нарочно, ради спасения других. Например, убивают притеснителя, дабы избавить его от греха притеснения, а притесняемого - от соблазна убить. Покрывают преступников и даже совершают те же преступления, что и они - дабы тем "не было стыдно"

КОВЧЕЖНИКИ (= Искатели Ковчега, Строители Ковчега, Ноевцы) - строят индивидуальные убежища по примеру Ноя

УДАЛЕНЦЫ (= Удаляющиеся от Бога; = Мусорщики, Краесёлы, Умруны, Истощенцы) - Переворачивают религиозные ценности с ног на голову. Куча мусора - их алтарь. Селятся на краю сёл. Исходят из фразы Библии о том, что в последние дни мира "первые станут последними, а последние - первыми"

ПУСТОВЕРЦЫ (= Пустосвятцы, Землесвятцы, Нашенцы, Степняки, Равнинники, Широтники) - любят в России... пустоту. Россия не должна ждать конца света, т.к. она и так уже конец всему, а значит - место присутствия Бога. Их молитвенные собрания - буквально переливание из пустого в порожнее. Их вера - "ничто". В Библии выделяют места о пустынях

СТЕКЛОВИЦЫ (= Стекольщики, Стеклоделы, Глассары) - профессионально-религиозный союз типа масонов ("Вольных каменщиков") или карбонариев ("Вольных Угольщиков"). Последние времена будут "Временами прозрачными" (по Библии; имеется в виду ясновидение, телепатия), а символ прозрачности - стекло. Занимаются "невидимой работой"

ПУШКИНИАНЦЫ (ветви: Трезвленцы и Упоенцы) - первые чтут Пушкина как Бога, соблюдая всё же какие-то трезвые мысли; вторые же меры знать не хотят

< Дочитали? Насколько легче стало жить, почувствовали?. . Вот то-то, что "фиг его знает"

Жить легче станет не от смакования чьих-то зэхеров, а при избавлении от своих и общественных. (Общество от секты следует отличать). Автор, смею надеяться, мечтал именно об этом. Хотя кто его знает, может и конкретный социальный заказ выполнял, несмотря на неприятие этого термина

Идём дальше и убеждаемся в наличии скрытого "творческого умысла" >

----

Послесловие. КОМЕДИЯ ИДЕЙ

1. Век идей

XX век, видимо, войдёт в историю как век идей. Никогда ещё идеи так не властвовали над умами, приобретая форму национальных и классовых идеологий, государственных идеократий, личных идеоманий и идеофобий. Идеи становятся материальной силой, меняющей мир. Планета опутана (окутана) идеосферой. (Красное небо в отличие от голубого неба - атмосферы). Чем объяснить величественные бойни XX века, как не битвой идей? Стрела пронзает одного, бомба разрывает сотни тысяч, идея ведёт на смерть миллионы

< ЛМ: - Пардон. От того, что бойня огромна, величественной она не становится

Второе. Битва шла не между идеями, а между людьми, как и раньше. Просто раньше идеологическое оружие не требовало такой сложности

Третье. Материальной силой идеи были всегда и всегда меняли мир. Просто масштабы были поменьше: раньше - по частям меняли, сейчас - можно и весь мир полностью. Хотя и части-то были - ого: Египет - маленькая страна? Или Китай, Месопотамия, Греция? А конкистадоры, а португальцы в Африке? >

Однако сама перенасыщенность жизни идеями (политическими, педагогическими, экономическими, административными, религиозными) - всё более приобретает характер трагикомедии

< ЛМ: - Вот насчёт перенасыщенности - это верно. Домовитяне и дурики, христиане евангелькой веры и христиане веры евангельской, демократы - народники по-гречески - и республиканцы - народники по-латыни... >

Постепенно власть идей сходит на нет. Человечество убеждается, что есть ценности более важные: любовь, жизнь, природа, способность очаровываться неповторимым...

Идеи уступают место мудрости. Образуется социосфера

< ЛМ: - Как бы не так. Либерализм и неолиберализм сменяют коммунизм - вот и вся социосфера. Слепец. Про способность очаровываться тебе и коммунист расскажет, и либерал. Идея - не альтернативная этой способности (любви, жизни, природе) ценность, а оружие в борьбе за обладание возможностью эту способность в себе воспитать и затем применять на практике. И в том, что без этого оружия можно как-то обойтись, или что достичь желаемого можно без борьбы, никто ещё, увы, отнюдь не убедился >

Идеи в этой новой сфере - словно останки исполинских ископаемых, разделённые по десятилетиям: 20-е, 30-е, 40-е...

"Социальный заказ", "Коллективизация", "Соцреализм", "Борьба с космополитизмом", "Завоевание космоса", "Кровь и почва"... Мы осматриваем их с любопытством, не понимая, как эти чучела, набитые трухой, могли когда-то внушат ужас и восторг, как могли они выдерживать собственную тяжесть и не разрушиться от простого земного притяжения

< ЛМ: - А "Золотой миллиард" чем лучше, "шоковая терапия", "борьба с терроризмом"? "Полноценные и неполноценные нации" (идея времён изобретателя массовых казней Колумба, кстати, а вовсе не Геббельса)? "Освоение Запада" (достойными Колумба продолжателями столь же неблизких времён)? Огораживание и казни согнанных с земель крестьян, ставших бродягами? Идеологии под последнее действительно не подводилось - точнее, не было её пропаганды - но разве идеологии не было? >

В их живучести - загадка, но чувство нелепости всё более нарастает

< ЛМ: - Расизм более живуч, но автора он явно заботит меньше. Видимо, оттого, что коммунизм его коснулся лично, а расизм - нет >

Мы - в кунсткамере идей, где они уже снабжены этикетками

2. Pars pro toto

< ЛМ: - А вот за этот фрагмент низкое автору гутен морген! >

Pars pro toto на латыни - это "Часть вместо целого". Отсюда слова "партийность" (="частичность"; "партия" = "часть") и "тоталитаризм" ("целостность")
Приведено это выражение здесь для того чтобы показать: такой принцип политического мышления как партийность есть возведение в ранг абсолютного некоей частности, а тоталитарность есть стремление загнать миллионы людей в щёлку одного - "единственно правильного" - мировоззрения

Если в какой-то системе участвуют несколько элементов - например, болт и гайка - то становится возможным создать две идеологии: "болтианцев" и "гаечников". Одни будут считать, что болт нужно вкручивать в гайку, другие - что гайку заворачивать вокруг болта. Одни предпочтут пользоваться ключом, другие - отвёрткой. Одни назовут критерием истины прямоту, другие - всеохватность. Одни провозгласят первичной заострённость, другие - закруглённость

Стоит только разбить целое на части и придать каждой значение целого - как тут же из них нарождается множество идеологий, режущих и кромсающих друг друга со страстью осколков

3. Сколько может быть идеологий?

История показывает, что тоталитарность у нас в крови. Видимо, это свойство российской земли: на равнине далеко видно вовсе стороны. Что ни появись - стремится раскатиться в широту и беспредельность

< ЛМ: - Это плохо или хорошо? Бывает ли хорошая тоталитарность, или любая тоталитарность - плохо? Тем более что вот и сам природа способствует…
Или же это искушение?
Вопрос не ясен. Из факта кромсания друг друга частями делается вывод, что сектантство - плохо. Тут же возникает понятие "тоталитарность" (с чего вдруг?) - и эта оценка переносится на неё. С какой стати тоже? >

Но всякий тоталитаризм был у нас весьма однобок: тотальность политики доминировала над всеми остальными сторонами жизни: эстетикой, музыкой, техникой, спортом, литературой, профессиями, наукой, увлечениями…

< ЛМ: - Если нечто тотально, то оно доминирует по определению. Потому и тотально, что доминирует

Следовало сказать: "всякий тоталитаризм был у нас весьма однобок: он был политизирован. Политика подчиняла себе все остальные стороны жизни…" >

Что, если бы мироспасительная идея пошла бы у нас отовсюду: от каждой науки, профессии, личности, даты, трав и пчёл, вещей и слов, морей и закатов, отцов и детей, высот и пустот! От ковыряния в носу и праздного взгляда в окно!

< - Прошу прощения у читателя за то, что не изменил пример с носом на более приятный. Отнесёмся к нему спокойно. Есть нос, есть пыль, есть железы и особая секреция - слава богу! Высохший нос, потрескавшаяся слизистая - это нестерпимая боль
И чистить нос, даже нормально функционирующий, увы, всё ещё необходимо
[Нет-нет, если читатель увидел в этих словах зарождение новой идеологии, то ему следует поучиться улавливать смысл в текстах и оценивать его]
Но делать это (продолжаем про нос), к счастью, можно таки с разными чувствами
Конечно, ощущать тревогу за судьбы мира или рабочий настрой постоянно - не только утомительно, но и чревато сдвигами психики. Но если человек, очищающий нос, думает при этом, что на ближайшие три - семь часов создаёт себе комфортные условия для работы - чем плохо? Пусть думает
Не думает - тоже нормально

Опасность не в том, что идея может "идти" отовсюду (т.е. что любое явление станет ассоциироваться с задачами всей жизнедеятельности). Опасность в захлёстывании человека одним мировосприятием. В том, что он станет воспринимать каждое проявление мира только в одном ракурсе: с точки зрения его пригодности для своего Пути

+ Неполитический тоталитаризм (доминирование "закатного", "вещного", "тоталитаризма" - точнее, установленной цели жизнедеятельности) >

Образовалось бы столько тоталитаристских союзов и групп, что политическая тоталитарность просто затерялась бы среди них

< ЛМ: - Не понял. Куда бы она делась? Может быть, все стороны жизни оказались бы подчинены одной идее? Или - имелось бы огромное количество идей?

Что такое - "неполитическая тоталитарность"?

+ Что такое "тоталитарность" литературы? Это [ не закончено ] >

Вопрос в том, можно ли из тысячи разных тоталитаризмов составить один-единственный плюрализм

< ЛМ - Запись ноября 2006: - Книга явно писалась как наезд на засилие псевдо-коммунистических идеологов в СССР. С целью, понятно, отстранения оных от власти. Что говорит о неуменнии автора отличить

- идеологию от идеологов [засилие рождается ими, а не идеологией]

- ком. пропаганду от псевдо-ком. пропаганды [пропаганда в СССР была намеренно гипер-академична и голословна: дабы настропалить народ на смену строя. Строй свергли - а власти остались]

- тоталитарность от Соборности [у нас в крови Соборность, а не тоталитарность. Тоталитарность - искажение Соборности, рождаемое угнетением. А оно в свою очередь порождено инфовирусами ]

- мучителя от угнетённого, победившего угнетателя [ см. ниже ] и попавшего в лапы другому угнетателю [ см. выше через пункт ]

- засилие капиталистической идеологии (либерализма) при неявных формах пропаганды оной - от де-идеологизированного общества [идеология на Западе столь же мощна, как и в СССР]

- обещания от не слишком-то и скрываемых замыслов ["Свергнете коммунистов - станете свободны и богаты" наряду с "На территории России экономически целесообразно проживание 15 миллионов человек"]

- диалог от плюрализма [в СССР нужен был Диалог! - между властями и народом (скажем, книга - ответ на "Архипелаг" нужна была как воздух), между церковью и атеистами (здесь он даже вёлся, но всё с теми же зэхерами: гипер-академичность и заумь, плюс ещё масса малоприориретных вопросов), между Западом и нами... Засилие вместо Диалога было ещё одним приёмом для настропаления народа. Куда смотерли Косыгин с Устиновым, я не понимаю, но куда смотрели Яковлев и Немцов, ясно как день... Так вот, не за плюрализм следует ратовать, а за Диалог. В мире, где третьи идеи - те, что не ком-м и не либ-м - роли не играют, следует всё же держаться той, что требует меньше жертв (1) и хотя бы на словах провозглашает счастье (2). (Коммунисты уничтожили гораздо меньше народу, чем капиталисты; причём всё больше из тех, кто в своё время проявил себя больше как насильник, нежели труженик (чуть подробнее здесь); труд при них был гораздо свободнее, надежда на Перестройку была - типа "Ну, теперь точно будет дело", а не "Ну, теперь отольются вам наши слёзы" - при капитализме такое без давления извне невозможно). Вот; и в рамках Диалога уже пытаться улучшить существующее, а не менять его на худшее ]

Автор всего этого не понимает - либо намеренно врёт >

4. Идеософия

Идеология знает только одно отношение к провозглашённым идеям: восторженно-утвердительное. Идеософия объемлет целый спектр таких отношений, которые в разной последовательности проводятся при изложении новой идеи

1. Научно-нейтральное, доверчиво-серьёзное: идея излагается в своём строго понятийном объёме

2. Восхищение героическими порывами идеи, её растущей монументальностью, стремлением объяснить и изменить мир

3. Начало сомнений, недовольство её выспренностью, тенденциозностью, неприятие её тоталитарного размаха и спрямляющего, упрощённого подхода к действительности

4. Смеховое восприятие идеи, как пародийной, несообразной в своих абсолютистских претензиях с её конкретным малым содержанием

5. Укол жалости, содрогания и любви к этой бедной заблудшей идее - ограниченной и обречённой, как всякое создание человеческого ума

6. Радостное и сочувственное постижение той малой истины, которая содержится в этой идее и оправдывает её начальный импульс: стать на защиту одной из реальностей, осмыслить её изнутри и возвести в перл

7. Трезвое созерцание этой идеи в свете премудрости, нашедшей для неё единственное место в своём мироустроительном замысле

Здесь важно провести различие между идеологией и религией

Для первой высшей ценностью является идея, для второй - Личность. Идею можно понять и постичь, Личность - нельзя. Если Она сама не раскроет Себя в Откровении. Религия, если она не превращается в идеологию, никогда не доходит до тоталитаризма, т.к. допускает своё несовершенство по отношению к Абсолюту (находящемуся вне её) - в отличие от идеологии (её Абсолют внутри неё: свобода, диктатура и др.). Т.е. религия допускает свою способность заблуждаться

Идеософию можно сравнить с терапией, исцеляющей травмы сознательного подобно тому как психология исцеляет травмы бессознательного
Идеология - это фиксация сознания на той или иной травме. Травма ущемлённого национального достоинства порождает националистическую идеологию. "Комплекс неполноценности" того или иного класса - идеологию классового превосходства и грядущего всемогущества. Травма технологической отсталости - идеологию космизма, покорения космоса и ресурсов других планет. Богатые, нетравмированные общества освобождены от засилия идеологий

Идеософия призвана работать с идеологическим сознанием, освобождая его от приверженности идеям-фикс

…Идея - сжатая до обобщения страсть, приобретающая тем самым всеохватную и принудительную силу. Эта книга - ОБЗОР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СТРАСТЕЙ, возведённых в степень концепции, пылающих не только в сердце, но и в голове

Как все идеи - рассеянные частицы мудрости, так все страсти - рассеянные частицы любви. Соберите любовь - и тысячи идеологий соберутся в единую мудрость

< ЛМ: - Что, по идее, приведёт к идеальному устройству мира, характеризующемуся чистотой его самого и счастьем населяющих его граждан. Но что, по факту, всё ни к чему подобному не привело. Несмотря на уход ком. идеологии с политической арены - уж тут-то точно что-то не так, не правда ли? >

5. Третья комедия

Поль Валери сказал: "После написания Данте "Божественной комедии", а Бальзаком - "Человеческой комедии", настало время написать "Интеллектуальную комедию"

Почему именно комедию? Потому что - по словам Бальзака - именно она в наибольшей степени зависит от состояния общества и в наименьшей - от воли автора

Данте жил в обществе, монументально спаянном христианской верой. Бальзак - в обществе, где движущей силой были люди, их характер, страсти, интересы. Валери жил в бальзаковском обществе и третьей комедии потому не написал, хотя данными для того обладал всеми: широчайшей эрудицией, тончайшим интеллектом и художественной гениальностью

…"Божественная комедия" явилась отражением средневекового, феодального общества, как "Человеческая комедия" - общества частнособственнического, буржуазного. И написаны они в странах, явивших классические образцы соответствующих социально-духовных устройств: предренессансной Италии и послереволюционной Франции

Моделью третьего типа общественного устройства - условно говоря, социалистического - явилась послереволюционная Россия. Именно здесь обнаружилось действие новых сил: идей, которые совершают массу дел: революцию, войну одну, потом вторую, создают фабрики - и всё не для того, чтобы что-то произвести, чтобы добиться чего-то полезного - а для того, чтобы доказать продуктивность самих идей. Социализм - самое "умышленное" общество на свете. Общество, бедное и духовно и материально, зато сильное идеологически

< ЛМ: - Специально для людей, не слыхавших о Копернике: под войной "одной" автор имеет в виду не Первую мировую, а Гражданскую. Вопрос о силах, "совершивших" Первую мировую, он умышленно обходит стороной

Ответственность за Вторую мировую он возлагает на СССР. Оспаривать не буду нарочно. Пусть возлагает. Мы и тогда победили, и сейчас победим

О бесполезности производимого в СССР он не говорит. Хотя впечатление такое создаётся. Он говорит: полезное производилось не ради пользы людям, а ради доказательства продуктивности идей. Но с чего он это взял, не ясно >

…Вождь - всего лишь олицетворение идеи
Конечно, именно оно должно было стать почвой для написания третьей комедии. Рядом с "Архипелагом ГУЛагом", трагедией замученных и обезглавленных, вырастает его огромная тень - балаган тех идей, что выступили в роли мучителя Назад

6. Энциклопедия как жанр

"Божественная комедия" осуществлена в жанре поэмы, к чему располагал сам предмет - восхождение души, ищущей слияния с Богом. "Человеческая комедия " выполнена в серии романов, поскольку определением именно этого жанра является сосредоточие на судьбе отдельного человека - уже не в соединении с высшей волей, но в борении с внешними обстоятельствами

Как поэма обращена в высь божественного, а роман - в глубь человеческого, так энциклопедия - в ширь многообразного мира идей

Этот жанр излюблен в социалистическом обществе. Огромным, многомиллионотомным произведением энциклопедического жанра становилась у нас вся культура

…Как картины великих художников нельзя сводить к фотографии, так и великие энциклопедии прошлого нельзя сводить к фактографии: они содержали систему представлений о мире

…Вообразим энциклопедии, трактующие один и тот же предмет, но выдержанные в противоположных мыслительных манерах: импрессионистической, абстракционистской, сюрреалистической, экзистенциалистической, структуралистской… Возможен и концептуальный стиль

…Марксизм, либерализм, технократизм, экологизм, консерватизм, почвенничество, западничество… За такими признанными политическими идеологиями разыгрывается комедия идей гораздо более тонких, зыбких, странных, выплывающих из глубин коллективного бессознательного. Да и в голове каждого из нас, а пожалуй что и в сердце - сотни тысяч ещё более мелких идеологий

…Когда вы научитесь на домашнем конструкторе мастерить по собственному заказу любую идеологию, никакая идеология уже не будет способна смастерить из вас идеомана, идеофила, идеократа

И заканчивается книга следующим текстом:

- Идеи всех умов, времён и народов, идеи всех ремёсел, наук и искусств, идеи всех царств природы и всех общественных классов, идеи каждой капельки и травинки, идеи созвездий и галактик, голов, сердец, животов, дыханий, идеи дружбы, любви, ревности, братства, соперничества, идеи возвышенные и повседневные, сложные и простые, гениальные и талантливые, умные и безумные, ясные и туманные, достоверные и невероятные -

разъединяясь в идеологиях, ищут единства в премудрости


Небольшая выдержка для памяти:

"Апрельство":

"Эта жизнь, рвущаяся из-под снежной пелены, этот дурманящий запах воздуха, зелёный пух на деревьях, зыбкие льдистые облачка в пронзительно синем небе - всё это жизнь в чистейшем своём выражении, уже пробудившаяся, ещё не загрубевшая, - таинственный вздох, нежность младенчества, глубже всего обнажающая тайну живого в самой жизни. Март ещё слишком скован, угловат, май уже пышноват. разухабист в сравнении с этой тончайшей, теплоё, живой прелестью апреля"

Так писал бы идеолог апреля в своих "Новых апрельских тезисах". И в тезисе №12 - об октябре - был бы поставлен самый жирный минус

Точно так же возможны Майство, Августианство, и т.д.

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы: