Паспорт космизма
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир:

>> История >> Наука >> Анализ >> Философий >> >> Паспорта >> Персонализм




 

 



 

 

 

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

 


Персонализм

Авторы Даты Название

Суть Статус Модус

История названия

Материалы

 


Материалы

1) Считается, что термин впервые употребил Шлейермахер в "Речи о религии к образованным людям, её презирающим" (1799)

2) Теистическая тенденция в философии

Личность - высший смысл цивилизации

Этический персонализм
Шелер "Формализм в этике и материальная этика ценностей" (1921)


Персоналистская тенденция в немецкой философии

Критический персонализм
Штерн

Теологическая этика
Тиллике

Проблематика задатков и способностей индивида, глубинных сфер индивидуальной жизни

"Личностный метод" объявляется универсальным средством познания

Россия
Достоевский, Бердяев, Шестов, отчасти Лосский, Булгаков

Эсхатологический персонализм
Бердяев

Различал личность (подобие Бога с невыводимой из природного мира сущностью) и индивида (неделимая часть вещественного природного мира, подчинённая его закономерностям)

Личность уподобляется Богу, идя по пути всегда трагичного творчества
Только на этом пути сохраняет человеческое призвание и перед ней открывается возможность общения с Богом
Эсхатологический характер истории обещает человеку-личности, прошедшему через последний Суд, качественно новое, иное бытие. Шестов, развивая идеи персонализма, говорит о неизбежном одиночестве и трагизме личности, противопоставившей себя людям, миру, необходимости; только в абсолютном одиночестве личности ей открывается персональная истина и персональный бог; жизнь творческой личности – это осознание неизбежности смерти, постоянное ожидание смерти.

Последовательные персоналистские учения в современной западной мысли разрабатываются американскими и французскими философами. Американский персонализм возник в кон. 19 в. Его основатель – Б.П.Боун, главные представители – Дж.Хауисон, Р.Флюэллинг, Э.Брайтмен, У.Хоккинг. Понятие личности трактуется ими как процесс развития личностного начала, которое достигается путем единения с Богом. В центре американского персонализма – религиозно-этическая проблематика; основное внимание уделяется вопросам свободы и нравственного воспитания. Моральное самосовершенствование граждан должно привести к общественной гармонии. Персонализм во Франции сформировался в нач. 30-х гг. 20 в. Его основоположник – Э.Мунье; печатный орган – журнал "Эспри" ("Esprit", основан в октябре 1932); основные представители – Д.де Ружмон, П.-Л.Ландсберг, М.Недонсель, Ж.Лакруа, Г.Мадинье. В кризисные 1930-е гг. левокатолические сторонники французского персонализма выступили с идеей создания философского учения о человеческой личности как главнейшей заботе человеческой цивилизации. Концепция личности складывалась в ходе осмысления гуманистической традиции в истории философии, идущей от Сократа, Августина и Платона через Лейбница, Канта, Мальбранша, Руссо, Кьеркегора к Шелеру, Буберу, Бергсону, Бердяеву, Н.Лосскому, Маритену, Ясперсу, Г.Марселю; большое значение придавалось концепциям человека, выдвинутым экзистенциализмом и марксизмом. Сторонники личностной философии перетолковали многие проблемы христианской концепции человека, стремясь ослабить свойственный ей догматизм и ввести в нее новое содержание, соответствующее требованиям современности. Личность в персоналистской трактовке выступает как единство трех основных характеристик: экстериоризации, интериоризации и трансценденции. Экстериоризация – это осуществление личности вовне; интериоризация – внутренняя сосредоточенность личности, её духовный мир; и экстериоризация, и интериоризация, находясь в глубинной взаимосвязи, увлечены движением трансцендирования, нацеленным на высшие, божественные, ценности – истину, красоту, благо. Одной из центральных идей в понимании личности является мысль о вовлеченном существовании, означающем активный диалог христиан с современностью, вовлечение верующих в социальные движения на стороне прогрессивных сил; религиозное миропонимание призвано играть роль конструктивного фактора в преобразовании мира на гуманистических основах. Персоналисты акцентируют воспитательную функцию личностной философии, видя в ней педагогику, нацеленную на пробуждение личностного начала в человеке. Большое значение в этой связи отводится проблеме личностного общения, в котором сторонники персонализма видят цель и назначение человеческого существования. Персоналистская концепция коммуникации близка к этическому учению Шелера и феноменологической этике Левинаса. В ней утверждается действенный характер личностного общения, когда каждый индивид "имеет цель в себе и в то же время во всех", а встреча Я и Ты в Мы создает особый опыт – коммуникацию душ, осуществляемую "по ту сторону слов и систем". Персоналистская философия широко опирается на искусство и эстетику: в эстетической концепции в значительной степени конкретизируется смысл понятий "личность", "творчество", "коммуникация", "сообщество", "культура". Социальная концепция "личностной философии" строится на основе критического анализа капиталистической и социалистической общественных систем, в ней разрабатывается проект новой цивилизации как третьего пути между социализмом и капитализмом, где изживаются недостатки этих систем и основой общественной организации является примат личности и её духовных ценностей. Идеи французского персонализма получили широкое распространение. Под их влиянием сложились персоналистски ориентированные концепции в Италии, Швейцарии, в Скандинавии, Латинской Америке, они стали теоретической основой различных направлений социальной теологии, способствовали переориентации официальной доктрины современного католицизма. Учение католических философов, группирующихся вокруг "Эспри", в послевоенное время проделало значительную эволюцию. Ж.-М.Доменак, бывший директором журнала в 1957–77, стремился к соединению идей персонализма с идеологией реформизма; с 1977 в журнале превалирует ориентация на учения о постиндустриальном обществе. В 1980-х гг. во Франции наблюдается оживление идей персонализма: создаются ассоциации и объединения ("За новую жизнь", "Продолжение", "Актуальность персонализма"), ставящие своей целью возродить подлинный персонализм, связанный с именем его основоположника Мунье, продолжить начатые им исследования и развернуть широкую работу по внедрению идей персонализма во все сферы общественной и индивидуальной жизни людей

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

10 03 2013 г.