Маоизм
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Анализ >> Идеологий >> Исторический >> Марксизм >> Маоизм




 

 



 

 

 

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

 


Маоизм

Идеи Мао Цзэдуна , маоцзэдунъидеи [1]

Википедия:

Течение в коммунистическом движении, возникшее в рамках марксизма-ленинизма и связанное именем Мао Цзэдуна . Считался официальной идеологией Коммунистической партии Китая до 1976 г., наряду с "теорией Дэн Сяопина" и "идеей о трех представительствах" Цзян Цзэминя составляет основу идеологии Компартии Китая по настоящее время

В 1960-е - 1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции На Западе. Многие коммунистические партии Европы Латинской Америки п вслед ЗА советско-китайским конфликтом раскололись На группы, ориентированные На СССР , и т. н. "Антиревизионистские" группы, ориентированные На Китай п Албанию (в свою очередь, "антиревизионисты" пережили несколько расколов после смерти Линь Бяо , а затем Мао Цзэдуна, ареста Цзян Цин п обнародования албанским лидером Энвером Ходжей критики Мао). Маоизм утратил популярность на Западе, после того, как стали достоянием гласности многочисленные факты зверств п преступлений времён Культурной Революции

В настоящее время маоистские движения весьма активны во многих странах Азии и Латинской Америки. На Филиппинах и в Индии маоистские повстанцы ведут вооружённую борьбу с правительством


Содержание

1 Характеристика
2 См. также
3 Примечания
4 Литература

Характеристика

Официальная наука в КНР в состав "идей Мао Цзэдуна" включает следующие теоретические разработки:

в области философии - в теории познания Мао определил значение общественной практики как источника познания, разработал проблемы этапов развития процесса познания, целей познания и критериев истины;

в области политэкономии достижением Мао было объявлено учение о плановом товарном характере социализма, а также разработка вопроса о различных формах распределения при сохранении главенствующей роли распределения по труду;

в области научного социализма Мао Цзэдуном была разработана теория "новой демократии", в которой указан "правильный путь взятия политической власти китайского образца" - "теория окружения города деревней"; разработано учение о стратегии и тактике революции;

в области экономики - программа "новодемократической революции", предусматривавшая параллельное развитие различных общественно-экономических укладов;

в области международных отношений - теория "трёх миров", принцип независимости и самостоятельности в международных отношениях[2].

Соответственно, в современной официальной науке идеи Мао 1930-50 гг. отделены от его решений, принятых в 1960-70 гг., которые КПК признала ошибочными.

Критики маоизма указывают на следующие черты[3][4][5][6][7][8]:

Создание террористического подполья.
Экспорт революций в другие страны.
Культурная революция, направленная против традиционализма, как хаос, создаваемый и направляемый высшим партийным руководством.
Совмещение коммунистических идей с великоханьским шовинизмом и китаецентризмом (в КНР).

Советские пропагандисты в годы раскола делали акцент на его решениях и идеях периода до Культурной революции и самой Культурной революции. Но основное внимание они уделяли расхождениям маоизма с марксизмом-ленинизмом и характеризовали маоизм как мелкобуржуазное антимарксистское учение, создающее преграды к строительству социализма и раскалывающее мировое коммунистическое движение.[9][10][11] Некоторые современные исследователи указывают на неадекватность такой критики[12].
См. также

Маоисты (Непал)

Примечания

^ Показывать компактно

^ Правильным переводом выражения ????? является словосочетание "идеи Мао Цзэдуна". Именно оно используется в официальных пекинских изданиях на русском языке в 1960-1970-х годах. См., напр., сделанный Линь Бяо Отчётный доклад на IX Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая

, статью Чжан Чуньцяо О всесторонней диктатуре над буржуазией

и брошюру "Teoрия председателя Мао Цзэдуна общей три один - ogromnый vklad marksizm ВТ-leninizm

. Термин "маоизм" использовался советской пропагандой в годы советско-китайского раскола и имел уничижетльную окраску
^ Смирнов, 2005 , с. 232-233
^ Богословский В. А. и др. Великодержавная политика маоистов в национальных районах КНР. М.: Политиздат, 1975.
^ Богословский В. А., Москалев А. А. 1984. Национальный вопрос в Китае (1911-1949). М.: Наука.
^ Кузьмин С. Л. Скрытый Тибет: история независимости и оккупации. С.-Петербург: изд. А. Терентьева, 2010, с.288-474

^ T Рахими. Национализм и shovinizm - наборы политик gruppы Мао Czэ-Дунай. М.: Mыslь 1968 года.
^ Маам Д. Маогийн бодлогод хэлмэгдэж буй Товд орон. Улаанбаатар: Улсын хэвлэлийн газар, 1975, х.40-72.
^ Смит WW тибетской нации. История тибетского национализма и китайско-тибетских отношений. Boulder: Westview, 1996, p.341-359
^ Маоизм в Большой Советской Энциклопедии

^ Опасный Курс, в. 1-4. М., 1969-1973
^ Идейно-политическая сущность маоизма. М., 1977.
^ Лукин А. В. О некоторых проблемах сравнительных исследований политических систем КНР и СССР

Литература

Смирнов Д. А. Идейно-политические аспекты модернизации Китая. - М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2005. - 324 с. - 300 экз.

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы: