Русский космизм и неокантианцы
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир:

>> История >> Наука >> Анализ идеологий >> Неокантианство




 

 



 

 

 

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)



Неокантианство

Здесь рассмотрены два момента. Один демонструирует наше яркое отличие, второй - под вопросом

Теория ценностей и оправдание агрессии

В "Буржуазной философии с. XIX - н. XX века" ("Высшая школа", 1988, с. 175, 2/2) читаем:

Теория ценностей используется неокантианцами для оправдания колониальной агрессии против других народов, как не представляющих какой-либо ценности. Оказывается, различные общества неравноценны: есть общества, воплощающие в себе высшие ценности, а есть и такие, существование которых не представляет никакой ценности. Из этого, естественно, делается вывод о том, что такие общества могут безболезненно перестать существовать, потому что само существование общества не самоцель

"Если мы видим, - заявляет Виндельбанд, - в существовании любого общества абсолютную цель, которую нужно признавать и осуществлять при всяких условиях, то совершенно непонятно, каким образом наше нравственное суждение может признать законным разрушение одного общества другим. А между тем мы, нисколько не колеблясь, выражаем безусловное одобрение, когда европейское общество при помощи своей цивилизации, при помощи своих миссионеров и завоеваний при помощи оружия и броненосцев ("оружия и водки") физически и морально разрушает один "дикий" народ за другим и постепенно стирает их с лица земли. Этим нашим одобрением мы освящали бы лишь грубое право силы, если бы мы не были убеждены, что победоносное общество является носителем высшей нравственной ценности ("представляет собой более высокую этическую ценность") "

(Виндельбанд, сборник "Прелюдии")


Социальные взгляды представителей марбургской школы

(Конспект соотв. статьи "Бурж. философии", стр. 145 - 152)

Неокантианцы стремятся дополнить Маркса Кантом
Точнее, исторический материализм - кантовской этикой
А именно: хотят социализма, но социализма этического (термин Наторпа из "Социальной педагогики") - т.е. достигаемого воспитанием и заключаещегося не в ликвидации классов и эксплуатации, а в сотрудничестве классов и их солидарности

В противовес научному социализму Маркса. Хотя научен ли он - для нас вопрос

Всю главу хорошо бы привести полностью - может, мы в ней не видим чего-то важного? Вроде всю прочитали раза три-четыре...

Наторп призывает организовать всеобщий отказ от зависти, эгоизма и проч.

Если при этом предполагается оставить эксплуатацию (воспитанные рабочие спокойно относятся к имущественному неравенству), то, конечно, неокантианцы дураки :) :(
А если предполагается её исчезновение?

Зная людей и зная Виндельбанда, во второе как-то не верится - но вдруг?
Тогда мы, понятно - в этом - с неокантианцами: тоже предполагаем работу с сознанием с целью просияния человечества

Заметим: Кант писал о просвещённых монархах в XVIII веке. Фёдоров о роли искусства в исправлении души общества - в к. XIX в. Наторп о социальной педагогике - в н. XX-го

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

Русский космизм и неокантианцы
* ?