Коммуны
история, типология, роль, пути развития
Самые известные российские коммуны:
Община Льва Толстого
Коммуны постперестроечной России:
Китеж
Община Виссариона
В Москве:
Дебаркадер
За рубежом:
Йокнапатофа одного из амер. писателей XIX - XX вв. (Фолкнера?
Стейнбека?)
Джонстаун (религ.-обществ. орг-ция из неск.
сотен американцев, спасаясь от ЦРУ, эмигрировала в Кооперативную
республику Гайана, где их всех однажды и нашли умерщвлёнными)
В 1870-х деятели рев. эмиграции в США И. К. Дебогорий-Мокриевич,
Г. А. Мачтет, А. К. Маликов, Н. В. Чайковский пытались создать
там земледельческие коммуны
Бесчисленные коммуны:
Хиппи
Сквоты (брошенные дома, обжитые беспризорниками
- обычно для оринтировки исписаны и изрисованы из баллончиков)
----
??): Причислять
ли к коммунам группы беспризорников в России? Наверное, нет:
коммуной следует называть поселение добровольцев
??): А
резервации индейцев?
??): Различие
между коммуной и общиной?
??): Общий термин
для коммун, общин, резерваций?
??): Входят
ли в эту группу монастыри? Хутора?
----
Из Шубина (видимо, один из активных коммунитариев; текст взят,
вроде бы, с Альтруизма.Ру)
В мире существуют сообщества, сознательно стремящиеся жить
по иным законам и правилам, чем окружающий индустриальный или
доиндустриальный мир. Многие их участники надеются, что они
- основа уклада, который в будущем приведет мир к более гуманным,
свободным и справедливым отношениям, основанных на самоуправлении
Группируются они в несколько "побегов", растущих
из корня социалистической мысли и социальных экспериментов XIX
века:
- альтернативные поселения (общины),
- синдикалистские профсоюзы,
- территориальное самоуправление в городах
(не путать с полу-назначаемыми официальными "советниками"),
- самоуправляющиеся предприятия и кооперативы
Общины бывают разными: от простой соседской общины в городе
- до поселений в сельской местности
Синдикалистские профсоюзы, по существу, играют по правилам
Системы. Они полезны как конкурент официальных, но отношений
работника и нанимателя не меняют
----
Плюсы общинной жизни:
1. Она другая; у человека появляется выбор образа жизни
2. Она предоставляет возможность организовать быт максимально
удобно для себя (хотя и в рамках ограниченных материальных возможностей),
создает предпосылки для народовластия, которые можно при желании
реализовать
3. Правила игры более гуманны, чем в городской среде
4. Человек в случае социальных и даже медицинских проблем опирается
на "большую семью". Нет городской атомизации и дефицита
общения
5. Возможна мобилизация сил всех жителей на важное дело.
Практически по тем же причинам - недостатки:
1. Община как правило оторвана от мира (а если не так, появляется
новый букет проблем). Это создает эффект замкнутости, затрудняет
вхождение и выход из привычного общинного быта, даже если "достало"
2. Общинный труд пока менее эффективен, чем работа при капитализме.
Его сложнее организовать:
- много разговоров - меньше времени на дело;
- человека нередко надо убеждать, трудно наказать;
- неясности с разделением труда;
- границы "свое-чужое" размыты, из чего вытекает множество
недоразумений и конфликтов (общие орудия труда можно оставить
под снегом, а за свое - устрою скандал)
3. Соответственно - очень скромный уровень потребления (даже
с частичным подключением ко внешнему рынку и небольшой материальной
помощи со стороны товарищей из внешнего мира)
4. Менее высок, чем в крупном городе, и уровень информированности
(специфическое во многих отношениях исключение - киббуцы)
5. Люди перегружены общением, трудно закрыться (защищать внутренний
мир), даже незначительные обиды могут перерасти в скандал или
накапливаться до серьезного конфликта
6. Высокая активность внутри общины не означает высокой гражданской
активности её населения вовне
Но есть пути совершенствования:
1. Создание системы общин может позволить решить проблему разделения
труда, обмена людьми, более широкого информационного обмена,
влияния в обществе в целом. Пример киббуцев показывает, что
это влияние конвертируется в повышение уровня жизни
2. Важно развитие реального самоуправления, демократических
механизмов в общине, даже если сначала жители не готовы к компетентному
и требующему усилий участию в принятии решений
3. Община должна быть продумана как экономический проект
4. Подбор людей в общину должен проводиться по принципу совместимости.
Поскольку люди меняются, должен существовать щадящий механизм
выхода из общины (или переезда в новую общину)
5. Общинники должны воспринимать свое дело как часть более
широкого проекта преобразования мира. Община - не самоцель |