Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого
Н.А.Бердяев
Конспект
Не полного текста, а удалённой с сайта выдержки
Человек сложен
Понимание человека запутывается
Личность - результат борьбы
Душа есть творческий процесс, активность
Истинное "я" и несколько воображаемых
И голос божества (внутренний голос)
Человек мало вместителен - Может вместить вселенную
Совмещает высоту и низость (Лучше всех выразил Паскаль)
Раздельное состояние эмоций и интеллекта существует лишь в абстрактном
мышлении, в конкретной действительности всё предполагает душевную
жизнь
Ослабление духовности в человеке (утрата центра) ведёт к распаду
(Диссоциация личности)
Соотношение сознательного и бессознательного
- Сознательное индивидуально, бессознательное сверхиндивидуально
(Карус)
Это узко: в глубине бессознательного человек выходит за границы
сознания и приобщается к космическим стихиям. Но ядро индивидуальности
лежит глубже сознания
Раздор естественен
Любовь сверхестественна, духовна
Следует утверждать не естественное (право, мораль, разум), а духовное
Ошибочно относить целостность и свободу человека к примитивному
Плохое значительно зависит
- от закрытости людей
- от слабости синтезирующей духовности
Единство человечества духовно, единство судьбы
- НЕ духовно (а лишь судьбы)?
Поиски совершенной человеческой жизни в индивидуальном совершенствовании,
приводят к необходимости социального совершенствования
Поиски путей социального совершенствования приводят к необходимости
совершенствования людей
Гуманизм (гуманитаризм)
Критика
Истинная и ложная
Истинная
- Ложь в идее самодостаточности человека
(самобоготворении, в отрицании богочеловечности)
Подъём человека, предполагает существование высшего
Ложная
- Отрицание положительного значения гуманистического опыта
- Отрицание человечности человека
Существо выше блага
(Христианство, персонализм)
Моралистический нормативизм и легатимизм легко может делаться бесчеловечным
(Кант, Толстоq)
Самоутверждающаяся человечность легко переходит в бесчеловечность
Социологическое миросозерцание заменяет теологию социологией
Утверждается примат общества
Экзистенциальная диалектика об изначальной доброй природе человека
(Руссо, Аквиант)
Отсюда огромная роль естественного разума, естественной морали,
естественного права
Зло не от природы, а от воли
Руссо кончает социальным контрактом о новом устройстве общества.
Это новое угнетение
(Отрицается свобода совести)
Человек ничто в кальвинизме и в бартианстве
Ницше экзальтурует дерзновение
Человек исчезает в сверхчеловеке
Маркс открывает возможность неогуманизма
Диалектика отношений богочеловеческого и человекобожеского у Достоевского
Человечность - основа должного, желанного общества
Критика политики
Маккавеллизм - сущность политики
Революция может насиловать
Человечность требует духовной революции
Христианское смирение - не покорность злу, а духовный акт преодоления
эгоцентризма
Человечность есть не специализация, а спиритуэлизация человеческой
жизни
Социальный вопрос есть вопрос человечности
Происходят колебания между тоталитаризмоми демократией
Правда в третьем, в творческом трудовом обществе
Человечность есть раскрытие полноты человеческой природы, т. е.
раскрытие творческой природы человека
Человечность связана с духовностью
Завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни
Духовность
Понимать шире, чем обыкновенно
Нужна и для борьбы
Философия духовности
Не отвлечённый школьный спиритуализм
(Форма натуралистической метафизики)
Дух не есть субстанция
Дух - реальность не только не природного мира
Дух есть свобода и смысл
Не природа
Энергия, прорывающаяся в мир
Относительная правду дуализма
Не духа и материи, а свободы и необходимости
Не составная часть человеческой природы, а высшая качественная
ценность
Духовная качественность и духовная ценность человека определяются
не какой-либо природой, а сочетанием свободы и благодати
Ошибки
Освобождение идёт от материи (Эмансипаторы)
Дух подчиняет авторитету ("Защитники духа"; Церковь?)
Готовили погром духовности
Дух и духовность перерабатывают, преображают, просветляют природный
и исторический мир, вносят в него свободу и смысл
Происходит объективация духа
(Воплощение и реализация)
Объективный дух отчуждён от себя, теряет силу
.Духовность субъективна
(Или стоит по ту сторону субъективного и объективного)
Эволюции в духовной истории мира нет
alt/: Гегель и за ним многие
Истори мира - объективация духа
Объективация духа есть его умаление
Положительно преодоление животной природы
Противоположна трансцендированию
(Движение к Богу)
Обнаружение подлинной духовности невоможно
Не противополагается душе и телу
Овладевает ими и преображает их
Дух - освобождающая и преображающая сила
Человек должен принять ответственность за свою судьбу, судьбу ближних,
своего народа, человечества и мира
Постоянно совершать творческий акт в отношении к себе
Опасность гордыни
Выделить себя из народа и мира и гордо пребывать на духовных вершинах
Результат разрыва богочеловеческой связи
Примеры
Брамины
Некоторые формы оккультизма
Постоянная борьба с множественностью ложных "я"
Страстьи могут создавать ложные "я"
Борьба за личность - за подлинное, глубинное "я"
Процесс распадения - и процесс интеграции
Человек более нуждается в психосинтезе, чем в психоанализе
(Может привести к разложению и распаду личности )
Духовность
Идёт из глубины
Образует и поддерживает личность
Биология имеет феноменальное значение
Личность - нуменальное
"Личность формируется обществом
Организованное общество - источник высшей нравственности"
Но воздействие извне требует приспособления к охранительной лжи
Пафос правды ведёт к конфликту
Духовно значительное идёт изнутри
Примат общества ведёт к превращению религии в орудие государства
и к отрицанию свободы духа
Римская религия
Основанна на сильных социальных чувствах
Духовно самый низкий тип религии
Историческое христианство
Было искажено социальными приспособлениями
Социальная муштровка человека вела к равнодушию к правде
Социальный монизм враждебен свободе духа
Конфликт духа с законничеством вечен
Понять это как индивидуализм и асоциальность ошибочно
Есть внутренняя социальность
Человек есть социальное существо
Полная реализация себя возможна лишь в обществе
Лучшее общество может быть созданно лишь из экзистенциальной социальности
человека
(Не из объективации)
Общество обоготворенное реакционно
Прорыв духовности в социальную жизнь
Источник всего лучшего
"Человек - создание социальной среды"
(идея 2/2 XIX в.)
Ложна
Социальная среда - создание человека
Действует на человека
Рабья - рабьего состояния
Если нет Бога, то я раб мира
Существование Бога есть существование моей независимости от мира
~"Человек иногда верит в Бога из гордости"
(Не соглашается поклоняться миру)
(Достоевский)
Хорошая гордость
Обретение внутренней силы
~"Бог - отчуждение моего богатства" (Фейербах)
Безумие
Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого.
Париж. С. 137-167
|