Истина Православия
Н.А.Бердяев
Конспект
(Не начат)
Христианский мир знает внешние и по преимуществу отрицательные
стороны Церкви
Далее - характеристики Православия
1. Замкнутость (Недостаточная актуализации и выявления вовне)
- Лишено духа прозелетизма - Долгое время не имело мирового значения
(актуальной роли в истории) - Оставалось в стороне от религиозной
борьбы - Охранялось империями (Византия и Россия) - Не было воинственно
- Потому истина наименее в нём исказилась - Были моменты исторического
греха, главным образом в связи с внешней зависимостью от государства
2. Ортодоксия жизни А не ортодоксия учения
Церковь предания (Католическая - Церковь авторитета) (Протестантские
- церкви личной веры) Не имела единой внешне-авторитарной организации
Наиболее связана с перво-христианством (сверхличный духовный опыт
и его преемственность от Апостолов)
Еретики ошибаются не в теории, а на практике Не доктрина, не организация,
не поведение, а духовная жизнь Сущность христианства - духовное
делание Наименее нормативно (в смысле нормативно-рациональной логики
и морального юридизма) Наиболее духовно Это источник его внешней
слабости Аналог - духовная жизнь Индии
Православие имело патристику, но не схоластику Опирается на восточных
учителей Запад считает это признаком отсталости, замирания творчества
Но это результат умеренности рационализированности (Больша свобода
в истолковании догматов) Русская мысль XIX в. более свободна и духовного
одарена, чем западная
3. Онтологизм Изначальный и нерушимый Явление жизни, затем мысли
Запад силён интеллектуализмом (рефлексией и критикой). Схоластический
интеллектуализм, рационализм, эмпиризм, крайний идеализм Субъект
противопоставлен объекту. Нарушена цельность мышления и связь с
жизнью. Связь познающего с первожизнью. Познание выводилось из жизни,
мышление выводилось из бытия. Великие завоевания, но изначальный
онтологизм мышления разложился, оно не погружалось в глубину
Православная Церковь не определима в рациональных понятиях. Понятна
лишь для живущих в ней, для приобщённых к её духовному опыту. Православие
почти не имеет схоластических учебников
В Православном представлении нисходит Троичность, а не восходит
человек Запад более христоцентричен и антропоцентричен Восток раскрывает
тайны тринитарного и христологического догматов Запад учит о благодати
и свободе и об организации церкви Мысль Запада более богата и разнообразна
В Православии наиболее раскрывается Дух Святой Не приняло filioque
(субординационизм в учении о Духе) (Саровский)
+ Серафим Саровский - величайший русский святой
Задача мировой жизни в преображении Святой Троицы По существу
пневматично
4. Эсхатологизм Великое ожидание религиозной новизны в мире, излияния
Духа Святаго, явление Нового Иерусалима
Почти целое тысячелетие Православие не развивалось в истории
Эволюционизм чужд, но таилась возможность религиозного творчества
Как бы приберегалась для новой эпохи Это выявилось в русских религиозных
течениях XIX и XX века
Православие более резко разграничивает божественный и природный
мир, Царство Божие и царство кесаря, и не признаёт тут возможных
аналогий, как католическая теология
Энергия Божественная действует скрытно Тварный мир ни божественен,
ни вне-божественен Бог - бесконечен; природная жизнь - ограничена
и конечна Энергия божества переливается в природный мир, воздействует
на него и просветляет Это православное видение Духа Святаго Противоположение
естественного и сверхъестественного Фомы Аквината - форма секуляризации
мира
5. Пневматичность (Последовательный Тринитаризм) Благодать не
посредник; а действие Бога Делает Православие наименее законченным
(Выявляя преобладание новозаветных начал над ветхозаветными) Задача
жизни - стяжание благодати Духа Святаго
Запад - законническое понимание божественного мира
6. Литургийность Научение не столько проповедями, сколько литургическим
действием (Прообраз преображения жизни) Образами Святых (Не нормативны;
благодатно просветлены)
7. Ненормативность и не-юридизм Делает его труднее Внутренняя
свобода (Совести) Выявлена в XIX и XX в. Отличие от Протестантизма:
не индивидуализм (право автономию личности) и Своеобразный коллективизм
Взаимопроникновение личности и коллектива Авторитет не Церковь,
а церковный народ (благодатное единство любви и свободы) Подлинная
свобода раскрывается в личности не автономной, а в сознающей себя
в единстве духовного организма Моя личная совесть не внеположна
и не противоположна сверхличной Cвобода органически сочетается с
соборностью
Соборность Действие Духа Святаго на религиозный коллектив Жизнь
церковного народа Не имела внешних юридических признаков Лишь внутренние,
духовные
Авторитет Вселенских Соборов не от легальности, а от признания
их народом Критерий подлинности Собора - излияние Святаго Духа Излияние
же Духа Святаго не имеет внешних юридических критериев Узнаётся
церковным народом по внутренним духовным свидетельствам
8. Космизм Онтологическое понимание Церкви Не организация, а религиозный
духовный организм Космическая природа Церкви. Тело Христово, охристовленный
космос Космогоническое значение явления Христа Новый день миротворения
theosis - обожение Спасение = обожение (Не судебное оправдание)
Запад антропологичен Юридическое понимание искупления (Разрешения
судебного процесса)
Тайна Распятия может заслонить собой тайну Воскресения Тайна Воскресения
- предельная тайна Православия Она не только человеческая, но и
космическая Восток всегда космичнее Запада Запад человечнее Воскресение
- последняя цели Христианства Центральный праздник - Пасха В Католичестве
- Рождество В Католичестве Христос - Распятый В Православии - Воскресший
Спасение понимается как индивидуально, так и соборно Аквинат:
праведник в раю будет наслаждаться муками грешника в аду
Большая часть восточных учитилей церкви, от Климента Александрийского
до Максима Исповедника, были сторонниками апокатастасиса (Всеобщего
спасения и воскресения)
9. Эсхатология
Меньшая привязанность к миру и земной жизни и большая обращённость
к небу и вечности (Царству Божьему), чем на западе
Апокалиптизм на западе выражен наименее На Востоке же возникли
апокалиптические течения
Православие наиболее консервативно В нём же заложена возможность
наибольшей религиозной новизны (Не мысли и культуры, а религиозного
преображения жизни) Примат целостной жизни над дифференцированной
культурой На почве Православия не создалось великой культуры, как
на почве Католичества и Протестантизма ЦБ - рез-т преображения,
а не эволюции
Православие нельзя узнать по трактатам Оно узнается в жизни Должно
выйти из замкнутости Тогда преобретёт мировое значение Наиболее
чистая форма христианства Следует беречься от самодовольства Не
следет отрицанить значение западного христианства Следует узнать
западное христианство и многому учиться у него Стремиться к единению
Наименее подвергалось секуляризации Поэтому может много дать для
христианизации мира Христианизация не должна означать обмирщения
Должно быть победителем мира, а не побеждённым
От редакции:
Бердяев православный, но свободный мыслитель
Настаивая на пневматологическом характере православного богословия
и говоря об "ожидании нового излияния Духа Святаго в мире",
имеет в виду эсхатологию Евангелия ("Небесный Иерусалим")
"Апокатастасис" противополагаем западному учению о "предопределении",
но не считается детерменированным
"Вестник русского западно-европейского патриаршего экзархата",
Париж; N 11, 1952 г., стр. 4-11
|