Бердяев. Истина Православия - конспект
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Разные тексты >> Наши авторы >> Бердяев. Истина Православия >> Конспект




 

 



 

 

 

 

Полный текст

Конспект
конспекта

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)





Истина Православия

Н.А.Бердяев

Конспект

(Не начат)

Христианский мир знает внешние и по преимуществу отрицательные стороны Церкви

Далее - характеристики Православия

1. Замкнутость (Недостаточная актуализации и выявления вовне)

- Лишено духа прозелетизма - Долгое время не имело мирового значения (актуальной роли в истории) - Оставалось в стороне от религиозной борьбы - Охранялось империями (Византия и Россия) - Не было воинственно - Потому истина наименее в нём исказилась - Были моменты исторического греха, главным образом в связи с внешней зависимостью от государства

2. Ортодоксия жизни А не ортодоксия учения

Церковь предания (Католическая - Церковь авторитета) (Протестантские - церкви личной веры) Не имела единой внешне-авторитарной организации Наиболее связана с перво-христианством (сверхличный духовный опыт и его преемственность от Апостолов)

Еретики ошибаются не в теории, а на практике Не доктрина, не организация, не поведение, а духовная жизнь Сущность христианства - духовное делание Наименее нормативно (в смысле нормативно-рациональной логики и морального юридизма) Наиболее духовно Это источник его внешней слабости Аналог - духовная жизнь Индии

Православие имело патристику, но не схоластику Опирается на восточных учителей Запад считает это признаком отсталости, замирания творчества Но это результат умеренности рационализированности (Больша свобода в истолковании догматов) Русская мысль XIX в. более свободна и духовного одарена, чем западная

3. Онтологизм Изначальный и нерушимый Явление жизни, затем мысли

Запад силён интеллектуализмом (рефлексией и критикой). Схоластический интеллектуализм, рационализм, эмпиризм, крайний идеализм Субъект противопоставлен объекту. Нарушена цельность мышления и связь с жизнью. Связь познающего с первожизнью. Познание выводилось из жизни, мышление выводилось из бытия. Великие завоевания, но изначальный онтологизм мышления разложился, оно не погружалось в глубину

Православная Церковь не определима в рациональных понятиях. Понятна лишь для живущих в ней, для приобщённых к её духовному опыту. Православие почти не имеет схоластических учебников

В Православном представлении нисходит Троичность, а не восходит человек Запад более христоцентричен и антропоцентричен Восток раскрывает тайны тринитарного и христологического догматов Запад учит о благодати и свободе и об организации церкви Мысль Запада более богата и разнообразна

В Православии наиболее раскрывается Дух Святой Не приняло filioque (субординационизм в учении о Духе) (Саровский)

+ Серафим Саровский - величайший русский святой

Задача мировой жизни в преображении Святой Троицы По существу пневматично

4. Эсхатологизм Великое ожидание религиозной новизны в мире, излияния Духа Святаго, явление Нового Иерусалима

Почти целое тысячелетие Православие не развивалось в истории

Эволюционизм чужд, но таилась возможность религиозного творчества Как бы приберегалась для новой эпохи Это выявилось в русских религиозных течениях XIX и XX века

Православие более резко разграничивает божественный и природный мир, Царство Божие и царство кесаря, и не признаёт тут возможных аналогий, как католическая теология

Энергия Божественная действует скрытно Тварный мир ни божественен, ни вне-божественен Бог - бесконечен; природная жизнь - ограничена и конечна Энергия божества переливается в природный мир, воздействует на него и просветляет Это православное видение Духа Святаго Противоположение естественного и сверхъестественного Фомы Аквината - форма секуляризации мира

5. Пневматичность (Последовательный Тринитаризм) Благодать не посредник; а действие Бога Делает Православие наименее законченным (Выявляя преобладание новозаветных начал над ветхозаветными) Задача жизни - стяжание благодати Духа Святаго

Запад - законническое понимание божественного мира

6. Литургийность Научение не столько проповедями, сколько литургическим действием (Прообраз преображения жизни) Образами Святых (Не нормативны; благодатно просветлены)

7. Ненормативность и не-юридизм Делает его труднее Внутренняя свобода (Совести) Выявлена в XIX и XX в. Отличие от Протестантизма: не индивидуализм (право автономию личности) и Своеобразный коллективизм Взаимопроникновение личности и коллектива Авторитет не Церковь, а церковный народ (благодатное единство любви и свободы) Подлинная свобода раскрывается в личности не автономной, а в сознающей себя в единстве духовного организма Моя личная совесть не внеположна и не противоположна сверхличной Cвобода органически сочетается с соборностью

Соборность Действие Духа Святаго на религиозный коллектив Жизнь церковного народа Не имела внешних юридических признаков Лишь внутренние, духовные

Авторитет Вселенских Соборов не от легальности, а от признания их народом Критерий подлинности Собора - излияние Святаго Духа Излияние же Духа Святаго не имеет внешних юридических критериев Узнаётся церковным народом по внутренним духовным свидетельствам

8. Космизм Онтологическое понимание Церкви Не организация, а религиозный духовный организм Космическая природа Церкви. Тело Христово, охристовленный космос Космогоническое значение явления Христа Новый день миротворения theosis - обожение Спасение = обожение (Не судебное оправдание)

Запад антропологичен Юридическое понимание искупления (Разрешения судебного процесса)

Тайна Распятия может заслонить собой тайну Воскресения Тайна Воскресения - предельная тайна Православия Она не только человеческая, но и космическая Восток всегда космичнее Запада Запад человечнее Воскресение - последняя цели Христианства Центральный праздник - Пасха В Католичестве - Рождество В Католичестве Христос - Распятый В Православии - Воскресший

Спасение понимается как индивидуально, так и соборно Аквинат: праведник в раю будет наслаждаться муками грешника в аду

Большая часть восточных учитилей церкви, от Климента Александрийского до Максима Исповедника, были сторонниками апокатастасиса (Всеобщего спасения и воскресения)

9. Эсхатология

Меньшая привязанность к миру и земной жизни и большая обращённость к небу и вечности (Царству Божьему), чем на западе

Апокалиптизм на западе выражен наименее На Востоке же возникли апокалиптические течения

Православие наиболее консервативно В нём же заложена возможность наибольшей религиозной новизны (Не мысли и культуры, а религиозного преображения жизни) Примат целостной жизни над дифференцированной культурой На почве Православия не создалось великой культуры, как на почве Католичества и Протестантизма ЦБ - рез-т преображения, а не эволюции

Православие нельзя узнать по трактатам Оно узнается в жизни Должно выйти из замкнутости Тогда преобретёт мировое значение Наиболее чистая форма христианства Следует беречься от самодовольства Не следет отрицанить значение западного христианства Следует узнать западное христианство и многому учиться у него Стремиться к единению Наименее подвергалось секуляризации Поэтому может много дать для христианизации мира Христианизация не должна означать обмирщения Должно быть победителем мира, а не побеждённым

От редакции:

Бердяев православный, но свободный мыслитель

Настаивая на пневматологическом характере православного богословия и говоря об "ожидании нового излияния Духа Святаго в мире", имеет в виду эсхатологию Евангелия ("Небесный Иерусалим")

"Апокатастасис" противополагаем западному учению о "предопределении", но не считается детерменированным

"Вестник русского западно-европейского патриаршего экзархата", Париж; N 11, 1952 г., стр. 4-11

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

Бердяев. Истина Православия - конспект
* 05-12 06 2017 г

Начато и закончено 10 12 2018 г.