Бердяев. Самопознание 04
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Разные тексты >> Наши авторы >> Бердяев. Самопознание 04 >> Конспект




 

 



 

 

 

 

Конспект конспекта - выделено жирным

Конспект 3-го уровня

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

Глава 01
Глава 02
Глава 03
Глава 04
Глава 05
Глава 06
Глава 07
Глава 08
Глава 09
Глава 10
Глава 11
Глава 12

 


Самопознание 04

Н.А.Бердяев

Глава IV. Мир философского познания. Философские истоки

Я моралист, историк и теософ
Философия истории и этики, метафизика свободы

Пафос долженствования преобладал над пафосом бытия

Ближе всего к Баадеру
(по типу, а не по взглядам)

Вольтер не имел философского значения, но поддерживал свободомыслие
Способность быстро ориентироваться в умственных течениях
Понимать их смысл и соотношение

Острота ума
Связана со знанием противоположностей
(и видением зла)

Монизм
Наивен

Гегель
Диалектик
Борьба противоречий

Интуиция
Не только интеллектуальна, но и эмоциональна

Мир
Страсть
(не мысль)

Охлаждение страсти создаёт обыденность

Логика
Не имела значения

Философия - борьба с конечностью

Моя мысль интуитивна и синтетична
(Платон о припоминании и Лейбниц о монаде как микрокосме)

Познаю
- Совокупностью духовных сил
- Волей к торжеству смысла
- Напряжённой эмоциональностью
(не одним интеллектом)

Бесстрастие в познании (Спиноза) - искусственно

Философия - любовь к мудрости, любовь страстна

Познание тайны не снимает
Лишь углубляет
Познание уничтожает лжетайны, вызванные незнанием
Познание тайны есть углубление подлинной тайны
Рациональное богопознание ложно
(Отрицает Тайну Бога)
Познание радость, освобождение - и горькие плоды
Падение иллюзий
Крушение ложных иллюзий может расчистить путь к подлинной Тайне

Меня интересовала судьба мира
Конец вещей
(не исследование мира)

Моя философия профетическая и эсхатологическая
(не научная)

Начинаю знать, что ничего не знаю

Не позитивист
А-теист
(не атеист)
(Признание духовного начала при отрицании традиционных понятий о Боге)

Не пантеист
Этический нормативный идеализм
Вера в становящегося Бога
Связь с германским идеализмом (Фихте)
Преодолевал
Вера в существование истины и смысла, независимых от мировой и социальной среды
В марксистской и в православной среде боролся за свободу и независимость философской мысли

Презрение к профессорской философии
(не настоящяя, не первородная)
Источники
- Шопенгауер
- Толстой
- "Индивидуалистический" характер (до барства?)
- Революционизм
- Мистицизм

"Экзистенциальный" тип философии
(не Гейдеггер и Ясперс, а Августин и Паскаль, Кирхегардт и Ницше)
Хотел, чтобы философия была не о чём-то, а чем-то, обнаружением первореальности самого субъекта

Поиск традиции русской философии

Неокантианство
Исказило Канта
Закрыв главное

Кант
Метафизик
(Своей метафизики не развил)

Германский идеализм
Шёл в ложном направлении
(монизм, устранение вещи в себе, замена трансцендентности Божества становящимся Божеством, эволюция, утеря свободы в необходимости торжествующего мирового Логоса)

Кант - критика
- Этический формализм (категорич. императив)
- Закрытие вещей в себе
- Невозможность духовного опыта
- Религия в пределах разума
- Преувеличение значения математического естествознания
(Соответствует лишь одной эпохе)

Против морали долга
За мораль сердечного влечения

Антикантианец

Мотивы тех лет - в книге "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики"
Очень для меня важна
Отрицаю обеты
Родственность Кирхегардту и Шестову - в иной волевой направленности
Хранитель общеобязательного нравственного закона безнравственен
Отверженный им - нравственен
Исполнивший свой священный долг беззакония
Отверженность переживаю как отвержение мной
Моя философия - философия конфликта
Всегда был персоналистом

Гносеология
От Канта
Своеобразна
Совершенствую всю жизнь
Неспособен был создать системы
Против рационализма
(вера в выразимость бытия в понятии)
Бытие - продукт мысли
Рационально лишь потому, что предварительно рационализировано и что само есть понятие

Первая формулировка: первичное бытие до рационализации - подлинное
Познаваемо не через понятие
Приблизительно различению между вещью в себе и явлением

Кант
Не объяснил, почему
- Образовался мир явлений
- Подлинный, нуменальный мир (вещь в себе) непознаваем, мир же вторичный и неподлинный (феномен) познаваем
В этом отличие Канта от Платона
Учение о трансцендентной иллюзии (Schein) гениально
Из неокантианских ближе течение Виндельбанда, Риккерта и Ласка
Признаёт иррациональное
Молодым человеком слушал лекции Виндельбанда в Гейдельберге
Но уже отошёл от кантианства
Ставил задачу развить и преодолеть Канта
(Оправдать возможность познания первореальности до рационализации)
Различение первичного и вторичного сознания
Вторичное связано с распадом на субъект и объект, объективирует познаваемое

Поздняя формулировка: отчуждение в процессе объективации единственно подлинного субъективного мира
Парадокс: субъективное объективно, объективное же субъективно
Обоснование: субъект есть создание Бога, объект - субъекта
Субъект - нумен, объект - феномен
Реальность не тождественна бытию и ещё менее объективности
Мир же субъективный и персоналистический есть единственный подлинно реальный

Женева, 1904 г.
Филос. конгресс
Встреча с Плехановым
Ходили с ним по Женевскому бульвару

Плеханов
Плохой философ
Интересовался философией

Я:
Рационализм наивен
(Основан на догме о рациональности бытия)
Рациональный мир детерминиован
Вторичен
Вряд ли Плеханов это понял

Цель - раскрытие мира свободы
Не подчинённого рационализации и не объективированного

Наиболее значительные книги написал под старость
"Философия свободного духа" лучше "Философии свободы"

В центре - проблемы свободы, личности, творчества, проблемы зла и теодицеи
В сущности, проблема человека
(Назначение, оправдания творчества, нужда Бога в творческом акте человека)

"Смысл творчества. Опыт оправдания человека"

Для суждения о моём философском миросозерцании наибольшее значение имеют книги:
"О назначении человека. Опыт парадоксальной этики"
(наиболее систематическая)
"Я и мир объектов. Опыт об одиночестве и общении"
"Дух и реальность. Основы бого-человеческой духовности"
"О свободе и рабстве человека. Опыт персоналистической философии" (самая радикальная)

Связь с некоторыми мыслями Канта отличает меня от других течений русской религиозной философии
(связь с Платоном и Шеллингом)

Экзистенциализм
Тождество личной судьбы и мировой судьбы в мысли
Преодоление объективации
Существование - субъект познания
(не объект)
Вне распадения на субъект и объект
Достоевский, Шестов
Августин, Паскаль, отчасти Мен-де-Биран и Шопенгауер
Элементы у Спинозы и Гегеля
Гейдеггер и Ясперс наименее экзистенциальны

Гейдеггер
В категориях академической рациональной философии
Рациональные категории на экзистенциальный опыт
(не применимы)
Создаёт невыносимую терминологию
Терминология оригинальнее мысли
Напряжённость и сосредоточенность

Ясперс
Различает философию профетическу и научну
Научен
Более психолог

Интересует смысл существования и судьба субъекта
(не объект)

Философия есть борьба

Философское познание обусловлено духовным опытом человека
Философствует конкретный человек, а не гносеологический субъект, не отвлечённый универсальный дух
Философия религиозна

Романтик ли я в философии?
Не классик

Романтизм
Определения нет
Восстание природы против разума
(нормы и закона, начал цивилизации и общежития)
Реакция против него - между двумя войнами
Особенно Сейлльер о романтизме и империализме
"Всё, что не нравилось"
Всё значительное, талантливое, оригинальное
Особенно XIX в.
Все - от Руссо
Здесь я романтик
По вопросам:
- Примат субъекта над объектом
- Противление детерминизму конечного и устремление к бесконечному
- Неверие в достижение совершенства в конечном
- Интуиция против дискурсии, антиинтеллектуализм и понимание познания как акта целостного духа
- Экзальтация творчества
- Вражда к нормативизму
- Противоположение индивидуального власти общего

Русский ренессанс н. XX века можно назвать русским романтизмом
Здесь я антиромантик
Проблема романтизма и классицизма
Особенно во французском сознании
Преувеличена и неверно поставлена
Ни один великий писатель не не вмещается в категории "классик" или "романтик"
Я - не от Руссо
- Не верю в естественную доброту человеческой природы
- Не считаю природу "божественной"
- Чужда экзальтация эмоциональной жизни
- Не признаю абсолютного примата эстетики и искусства

Я против восстания "природы"
За восстание духа
Примат духа и над природой, и над обществом
Не преображенная природа есть необходимость
Подчинена каузальным связям (Кант)
Дух же есть свобода

Немецкий романтизм
Шлегель, Новалис, Шеллинг, Шлейермахер
Чужды
- Идеализация "органического" - реакционна
Иначе понимаю положительные цели освобождения

Романтики
Не понимают по-настоящему принципа личности и свободы
Нужно стать по ту сторону романтизма и классицизма, натурализма и рационализма

Вяч. Иванов
Знаток дионисизма

Дионисизм
Экстаз, для которого важно "как" и безразлично "что"

Мне это чуждо
(Пантеистическая тенденция)
Никогда не хотел раствориться ни в какой первостихии

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

Самопознание 04
* 12 12 2018 г.