Самопознание 04
Н.А.Бердяев
Глава IV. Мир философского познания. Философские истоки
Я моралист, историк и теософ
Философия истории и этики, метафизика свободы
Пафос долженствования преобладал над пафосом бытия
Ближе всего к Баадеру
(по типу, а не по взглядам)
Вольтер не имел философского значения, но поддерживал свободомыслие
Способность быстро ориентироваться в умственных течениях
Понимать их смысл и соотношение
Острота ума
Связана со знанием противоположностей
(и видением зла)
Монизм
Наивен
Гегель
Диалектик
Борьба противоречий
Интуиция
Не только интеллектуальна, но и эмоциональна
Мир
Страсть
(не мысль)
Охлаждение страсти создаёт обыденность
Логика
Не имела значения
Философия - борьба с конечностью
Моя мысль интуитивна и синтетична
(Платон о припоминании и Лейбниц о монаде как микрокосме)
Познаю
- Совокупностью духовных сил
- Волей к торжеству смысла
- Напряжённой эмоциональностью
(не одним интеллектом)
Бесстрастие в познании (Спиноза) - искусственно
Философия - любовь к мудрости, любовь страстна
Познание тайны не снимает
Лишь углубляет
Познание уничтожает лжетайны, вызванные незнанием
Познание тайны есть углубление подлинной тайны
Рациональное богопознание ложно
(Отрицает Тайну Бога)
Познание радость, освобождение - и горькие плоды
Падение иллюзий
Крушение ложных иллюзий может расчистить путь к подлинной
Тайне
Меня интересовала судьба мира
Конец вещей
(не исследование мира)
Моя философия профетическая и эсхатологическая
(не научная)
Начинаю знать, что ничего не знаю
Не позитивист
А-теист
(не атеист)
(Признание духовного начала при отрицании традиционных понятий о
Боге)
Не пантеист
Этический нормативный идеализм
Вера в становящегося Бога
Связь с германским идеализмом (Фихте)
Преодолевал
Вера в существование истины и смысла, независимых от мировой
и социальной среды
В марксистской и в православной среде боролся за свободу и независимость
философской мысли
Презрение к профессорской философии
(не настоящяя, не первородная)
Источники
- Шопенгауер
- Толстой
- "Индивидуалистический" характер (до барства?)
- Революционизм
- Мистицизм
"Экзистенциальный" тип философии
(не Гейдеггер и Ясперс, а Августин и Паскаль, Кирхегардт и Ницше)
Хотел, чтобы философия была не о чём-то, а чем-то, обнаружением
первореальности самого субъекта
Поиск традиции русской философии
Неокантианство
Исказило Канта
Закрыв главное
Кант
Метафизик
(Своей метафизики не развил)
Германский идеализм
Шёл в ложном направлении
(монизм, устранение вещи в себе, замена трансцендентности Божества
становящимся Божеством, эволюция, утеря свободы в необходимости
торжествующего мирового Логоса)
Кант - критика
- Этический формализм (категорич. императив)
- Закрытие вещей в себе
- Невозможность духовного опыта
- Религия в пределах разума
- Преувеличение значения математического естествознания
(Соответствует лишь одной эпохе)
Против морали долга
За мораль сердечного влечения
Антикантианец
Мотивы тех лет - в книге "О назначении человека. Опыт парадоксальной
этики"
Очень для меня важна
Отрицаю обеты
Родственность Кирхегардту и Шестову - в иной волевой направленности
Хранитель общеобязательного нравственного закона безнравственен
Отверженный им - нравственен
Исполнивший свой священный долг беззакония
Отверженность переживаю как отвержение мной
Моя философия - философия конфликта
Всегда был персоналистом
Гносеология
От Канта
Своеобразна
Совершенствую всю жизнь
Неспособен был создать системы
Против рационализма
(вера в выразимость бытия в понятии)
Бытие - продукт мысли
Рационально лишь потому, что предварительно рационализировано и
что само есть понятие
Первая формулировка: первичное бытие до рационализации - подлинное
Познаваемо не через понятие
Приблизительно различению между вещью в себе и явлением
Кант
Не объяснил, почему
- Образовался мир явлений
- Подлинный, нуменальный мир (вещь в себе) непознаваем, мир же вторичный
и неподлинный (феномен) познаваем
В этом отличие Канта от Платона
Учение о трансцендентной иллюзии (Schein) гениально
Из неокантианских ближе течение Виндельбанда, Риккерта и Ласка
Признаёт иррациональное
Молодым человеком слушал лекции Виндельбанда в Гейдельберге
Но уже отошёл от кантианства
Ставил задачу развить и преодолеть Канта
(Оправдать возможность познания первореальности до рационализации)
Различение первичного и вторичного сознания
Вторичное связано с распадом на субъект и объект, объективирует
познаваемое
Поздняя формулировка: отчуждение в процессе объективации единственно
подлинного субъективного мира
Парадокс: субъективное объективно, объективное же субъективно
Обоснование: субъект есть создание Бога, объект - субъекта
Субъект - нумен, объект - феномен
Реальность не тождественна бытию и ещё менее объективности
Мир же субъективный и персоналистический есть единственный подлинно
реальный
Женева, 1904 г.
Филос. конгресс
Встреча с Плехановым
Ходили с ним по Женевскому бульвару
Плеханов
Плохой философ
Интересовался философией
Я:
Рационализм наивен
(Основан на догме о рациональности бытия)
Рациональный мир детерминиован
Вторичен
Вряд ли Плеханов это понял
Цель - раскрытие мира свободы
Не подчинённого рационализации и не объективированного
Наиболее значительные книги написал под старость
"Философия свободного духа" лучше "Философии свободы"
В центре - проблемы свободы, личности, творчества, проблемы
зла и теодицеи
В сущности, проблема человека
(Назначение, оправдания творчества, нужда Бога в творческом акте
человека)
"Смысл творчества. Опыт оправдания человека"
Для суждения о моём философском миросозерцании наибольшее значение
имеют книги:
"О назначении человека. Опыт парадоксальной этики"
(наиболее систематическая)
"Я и мир объектов. Опыт об одиночестве и общении"
"Дух и реальность. Основы бого-человеческой духовности"
"О свободе и рабстве человека. Опыт персоналистической философии"
(самая радикальная)
Связь с некоторыми мыслями Канта отличает меня от других течений
русской религиозной философии
(связь с Платоном и Шеллингом)
Экзистенциализм
Тождество личной судьбы и мировой судьбы в мысли
Преодоление объективации
Существование - субъект познания
(не объект)
Вне распадения на субъект и объект
Достоевский, Шестов
Августин, Паскаль, отчасти Мен-де-Биран и Шопенгауер
Элементы у Спинозы и Гегеля
Гейдеггер и Ясперс наименее экзистенциальны
Гейдеггер
В категориях академической рациональной философии
Рациональные категории на экзистенциальный опыт
(не применимы)
Создаёт невыносимую терминологию
Терминология оригинальнее мысли
Напряжённость и сосредоточенность
Ясперс
Различает философию профетическу и научну
Научен
Более психолог
Интересует смысл существования и судьба субъекта
(не объект)
Философия есть борьба
Философское познание обусловлено духовным опытом человека
Философствует конкретный человек, а не гносеологический субъект,
не отвлечённый универсальный дух
Философия религиозна
Романтик ли я в философии?
Не классик
Романтизм
Определения нет
Восстание природы против разума
(нормы и закона, начал цивилизации и общежития)
Реакция против него - между двумя войнами
Особенно Сейлльер о романтизме и империализме
"Всё, что не нравилось"
Всё значительное, талантливое, оригинальное
Особенно XIX в.
Все - от Руссо
Здесь я романтик
По вопросам:
- Примат субъекта над объектом
- Противление детерминизму конечного и устремление к бесконечному
- Неверие в достижение совершенства в конечном
- Интуиция против дискурсии, антиинтеллектуализм и понимание познания
как акта целостного духа
- Экзальтация творчества
- Вражда к нормативизму
- Противоположение индивидуального власти общего
Русский ренессанс н. XX века можно назвать русским романтизмом
Здесь я антиромантик
Проблема романтизма и классицизма
Особенно во французском сознании
Преувеличена и неверно поставлена
Ни один великий писатель не не вмещается в категории "классик"
или "романтик"
Я - не от Руссо
- Не верю в естественную доброту человеческой природы
- Не считаю природу "божественной"
- Чужда экзальтация эмоциональной жизни
- Не признаю абсолютного примата эстетики и искусства
Я против восстания "природы"
За восстание духа
Примат духа и над природой, и над обществом
Не преображенная природа есть необходимость
Подчинена каузальным связям (Кант)
Дух же есть свобода
Немецкий романтизм
Шлегель, Новалис, Шеллинг, Шлейермахер
Чужды
- Идеализация "органического" - реакционна
Иначе понимаю положительные цели освобождения
Романтики
Не понимают по-настоящему принципа личности и свободы
Нужно стать по ту сторону романтизма и классицизма, натурализма
и рационализма
Вяч. Иванов
Знаток дионисизма
Дионисизм
Экстаз, для которого важно "как" и безразлично "что"
Мне это чуждо
(Пантеистическая тенденция)
Никогда не хотел раствориться ни в какой первостихии
|