С. Г. Кара-Мурза
Мы сами копали могилу себе
----
Разрушение советской цивилизации было проведено согласно теории
революции Антонио Грамши - через "молекулярную агрессию"
в культурное ядро общества ("Наш современник", 1998,
6).
----
Психологи ввели в оборот термин "искусственная шизофренизация
(расщепление) сознания"- утрата способности устанавливать
связи между словами и понятиями, разрушение связности мышления.
Люди оказываются неспособными увязать в логическую систему получаемые
ими сообщения и не могут их критически осмысливать. Им не остается
ничего иного, как просто верить выводам приятного диктора, авторитетного
ученого, популярного поэта. Иной выход - с порога отвергать
их сообщения, огульно "не верить никому" - вызывает
такой стресс, что выдержать его под силу немногим.
----
В 1903 году русский психофизиолог В. М. Бехтерев издал книгу
"Внушение и его роль в общественной жизни".
----
Он описал явление массового внушения под влиянием "психического
заражения".
----
У Бехтерева внушение прямо связывается с манипуляцией сознанием,
поскольку представляет собой "вторжение [в сознание] посторонней
идеи без участия субъекта". В этом принципиальное отличие
внушения от убеждения.
----
Во времена, когда ослабевает разум...
----
..., на передний план выходит подсознание и коллективное бессознательное.
В 50-е годы стержнем всей доктрины манипуляции сознанием стал
психоанализ, и прежде всего учение о подсознании. Фрейд оформил
мысль, которая витала в воздухе: в подсознании таится страшная
сила.
----
Виднейший авторитет в социодинамике культуры А. Моль.
----
Помимо мышления и чувств, важнейшим объектом манипуляции сознанием
является воображение. Вдумаемся в само слово. Во-ображение!
Превращение какой-то частички реальности в образ.
Исходя из этих "образов вещей" мы вырабатываем и нашу
линию поведения.
----
Воображение и "внешняя" реальность тесно связаны.
Карл Густав Юнг пишет: "Если некто вообразит, что я его
смертельный враг, и убьет меня, то я стану жертвой простого
воображения. Образы, созданные воображением, существуют, они
могут быть столь же реальными - и в равной степени столь же
вредоносными и опасными, как физические обстоятельства. Я даже
думаю, что психические опасности куда страшней эпидемий и землетрясений".
Отсюда понятно, что для контроля за поведением людей очень важно
влиять на оба процесса - выработки образов, исходя из реальности,
и выработки стратегии и тактики поведения, исходя из возникших
в сознании образов.
----
Используя самые крайние выражения, можно сказать, что за господство
над человеком борются два типа власти: принуждение и манипуляция
сознанием.
----
Брежнев почти открыто обращался к людям примерно с такой мольбой:
"Мужики, не раскачивайте лодку. Мы худо-бедно тянем хозяйство,
все сыты, в тепле и безопасности, живем всё богаче. Но мы не
можем дать воли краснобаям, мы с ними не справимся. Они и нас,
и вас оболтают!". Так оно и получилось. Городской человек
буквально поддался очарованию краснобаев - Горбачева и Жванецкого.
Вместо тугодума Брежнева он посадил себе на шею Хазанова (тогда
это называлось "Жить не по лжи").
----
Общий вывод исследований социодинамики культуры, выраженный
А. Молем, таков: "При современном состоянии культуры логическая
мысль принимает лишь фрагментарное участие в убеждении, выступая
в виде коротеньких последовательностей, связующих соседние понятия
в поле мышления".
----
Давление мозаичной культуры.
----
Нынешнее разрушение университетской культу ры в массе населения,
наблюдаемое сейчас в России, - абсолютно необходимое условие
для прочного господства "демократии". Место рационального
мышления занимает мышление ассоциативное 1 .
----
Мозаичная культура, при которой мы живем, все чаще пользуется
способами убеждения, непосредственно основанными на приемах
ассоциации идей, применяемых творческим м ышлением. Главнейшие
из этих приёмов были определены Уильямом Джемсом:
- ассоциация по совмещению (изображение на одной рекламе банана
и ребенка),
- ассоциация по неожиданности, свойственная сюрреализму (разрез
печени Венеры Милосской, погружающейся в минеральную воду Виши),
- ассоциация по смежности (текст, состоящий из заметок, связанных
только тем, что они напечатаны рядом на одной странице),
- ассоциации по звуковому сходству, которыми пользуются авторы
рекламных лозунгов и товарных знаков.
(Э.Моль)
----
получателя не столько убеждают, сколько "обольщают",
с тем чтобы он в конечном счете принял соблазнительное за убедительное.
----
Известно, что человек, чтобы действовать в своих интересах
(а не в интересах манипулятора), должен реалистично определить
три вещи: нынешнее состояние, желательное для него будущее состояние,
путь перехода от нынешнего состояния к будущему.
----
В 1985 году... основная часть общества была подавлена. Она
не ответила практически ничем, кроме наивной ругани. Часто блистала
газета "День", но это - не ширпотреб, в массы не шло.
----
Три сильные метафоры, направленные против демократов, были
даны, как ни странно, диссидентами самих демократов. "Великая
криминальная революция" С. Говорухина, "Мы целили
в коммунизм, а попали в Россию" В. Максимова и "Убийство
часовог о" Э. Лимонова.
----
Афоризм В. Максимова означает, что Россия и коммунизм - две
разделенные сущности, так что можно целить в одно, а по пасть
в другое. Плохо, мол, прицелились, надо бы получше - и Россия
осталась бы цела (на деле это все равно, что сказать: целился
в шинель, а попал в сердце).
----
А что значит "убийство часового"? Кто были часовые
СССР? КПСС, КГБ, Верховный Совет. Кто же из них убит? Члены
Политбюро? Председатель КГБ Крючков? Депутаты Верховного Совета
СССР?
Убиты миллионы трудящихся, которые этих часовых содерж али и
на них надеялись.
Да, кое-кого из часовых обезоружили, подкупили или дали пинка
под зад. Но никто их не убивал - не было необходимости. Речь
идет о сговоре, халатности или беспомощности часового.
Причины этого надо понять, но метафора нас дезориентирует.
----
"Рыночная экономика - война всех против всех" -
формула Гоббса.
----
Метафора криминальной революции.
Говорухин утверждает, что эта революция свершилась, и криминальное
государство уже создано.
Вывод: хаос закончился. Возник новый порядок, и задача "маленького
человека" - к нему приспособиться.
(Возможности противодействовать установлению этого плохого порядка
нет, а можно вести речь лишь о его свержении, что несравненно
труднее, чем противостоять еще неокрепшему порядку на исходе
хаоса).
Эволюционировать этот порядок будет в сторону смягчения криминальных
страстей. Это известно из истории. Самый жестокий период - первоначальное
накопление, а потом бывшие бандиты отращивают брюшко и мечтают
о благополучной жизни солидного буржуа. Любят чистоту и покой,
жертвуют на церкви и театры, отсылают детей в университеты.
Значит, сегодня - самое трудное для простого человека время
в нашем криминальном государстве.
Перестрелки идут в замкнутом мирке самих преступных элементов.
Уровень насилия у нас куда ниже, чем в Чикаго.
Преступный мир худо-бедно, но перераспределяет доходы, каждый
рэкетир подкармливает 10-1 5 родственников. А иначе как было
бы прожить?
Итак, уголовный мир врагом нации не стал, ужиться с ним можно.
Жить в криминальном государстве можно! Не так страшен черт,
как его малюют.
А что касается расхищения национальных ресурсов, о которых
горюет С. Говорухин, то предполагаемое при рыночной экономике
вторжение иностранных корпораций сделает это расхищение несравненно
более полным - подгребут почище наших мафий. Так пусть уж лучше
наши собственные уголовники попользуются - глядишь, и нам что-то
перепадет.
Однако формула Говорухина неверна.
Никакой криминальной революции еще не произошло.
Криминальной революцией можно считать лишь установление такого
социального порядка, при котором практически каждая трудящаяся
семья оказывается в неизбежном прямом контакте с преступным
миром. К огда у нее просто нет выбора. А Великой криминальной
революцией надо считать создание такого строя, когда одновременно
с низами криминализован и верх - государственные органы, учреждения
и крупный капитал.
Пока что из политических соображений позволили преступным
структурам разграбить страну - для её ослабления или даже уничтожения.
Но эти структуры представляют сравнительно замкнутый и не агрессивный
мир, и с ними действительно можно ужиться. Они во все поры общества
не проникают и на это не претендуют. Это пока еще советский
уголовный мир.
Тот строй, который должен возникнуть, отличается от нынешней
ситуации как небо и земля. Огромная масса людей (более половины)
к нему просто не сможет приспособиться - и эти люди более или
менее быстро погибнут.
В этом - главный обман метафоры С. Говорухина. Она безосновательно
обнадеживает людей.
----
Что означает глубокая криминализация жизни, можно видеть на
примере Бразилии, которую нам уже предлагают как недосягаемый
идеал. У нас, впрочем, ситуация будет несравненно хуже, так
как ядро массы бразильских бедняков происходит в осно вном из
парий колониального общества, включая бывших рабов, которые
за много поколений привыкли видеть свое положение как естественное.
А в России нищими станут дети благополучных еще вчера рабочих
и инженеров. Опускаться на дно болезненнее, чем бороться за
всплытие.
Мне уже доводилось писать о том, что за последние двадцать
лет с Бразилией сделали то, что ceгoдня делают с Россией. Сначала
обезземелили крестьян и создали на их землях плантации крупных
иностранных ко мпаний. Спасаясь от голода, массы хлынули в города
и построили там фавелы - многомиллионные скопления жилищ из
жести и картона. О тех, кто живет в фавелах, и говорить нечего
- это криминальные государства в государстве. Туда не сует нос
полиция, там свои законы, свой суд и скорая расправа. Вступать
или не вступать в банду сыну-подростку, идти или не идти на
панель подросшей дочке - решают не в семье. Приложите это к
своему сыну или дочке! Вам все кажется, что эти ужасы - где-то
за морями, нас лично они никогда не достанут. А они уже ломятся
в нашу дверь. Но еще не вломились, еще многое зависит от нас.
И беда в том, что каждый думает: уж в фавелу-то я не попаду!
В худшем случае, буду болтаться в нижней части среднего слоя.
А там что? Та же беззащитность. Фавелы-то подходят к самому
дому, даже если вполне приличный дом у тебя е сть. В Бразилии
был я по приглашению лучшего их университета, он изолирован
от ужасного мира бедноты. Жить меня пригласил в свой дом, ради
экономии факультетского бюджета, один профессор. Поселок элиты,
хотя и не высшей (как-то позвал меня в гости другой профессор,
живший неподалеку, - так его поселок окружен трехметровой стеной,
по всему периметру которой ходят автоматчики). Дом, где я жил
- за хорошей оградой , во дворе огромный ротвейле р, снаружи
циркулирует по поселку джип с охраной. И все равно, очаровательные
дети профессора не могут одни выйти за ворота. Чтобы возить
дочек в балетную студию, приходится нескольким семьям скидываться
на охранника. Они живут в хрупком, искусственно и за большие
деньги защищенном мирке. И мечтают перебраться в США, стиль
жизни которых им претит до глубины души, - ради детей. Ведь
мальчика не убережешь, в школе старшеклассники, подрабатывающие
сбытом кокаина, насильно заставят его стать наркоманом. Вот
это и есть криминальный социальный порядок - когда ты не можешь
избежать насильственного втягивания в него.
Криминальный порядок повязывает "благополучных"
людей круговой порукой соучастия в убийстве. Стыдливо пряча
глаза от себя самих, отцы семейств отчисляют деньги на содержание
"эскадронов смерти", которые и поддерживают хрупкое
равновесие между фавелами и коттеджами, регулярно расстреливая
проникших на чужую территорию мальчишек-бедняков. Порой эти
расстрелы превращаются в массовые убийства десятков спящих подростков
(совсем недавно - на ступенях центральной церкви в Рио-де-Жанейро).
В большинстве своем эти "социальные чистильщики" -
служащие полиции, хотя и делают эту свою работу в свободное
время. Преступность сверху и снизу смыкается.
----
Есть ли основания считать, что этого не произойдет в России,
если в ней окончательно победит линия Гайдара-Чубайса? Анализ
показывает, что это неизбежно.
Уже создаются крупные контингенты озлобленных подростков - волчат,
лишенных воспитания, образования и детского счастья. Одновременно
формируются отряды охотников на этих волчат и общественное мнение,
готовое эту охоту поддержать.
Разрушается традиционное право России, тесно связанное с понятиями
правды и справедливости.
Прежние виды солидарности режим готовится заменить множеством
обручей преступной круговой поруки. Она разрушит еще недобитое
советское общество, предотвратив и создание общества гражданского.
Это и будет криминальной революцией.
----
Соединяться в солидарные образования, способные установить,
хотя бы локально, криминальный социальный порядок, могут лишь
люди, сохранившие общинные представления о человеке. Такими
были в США эмигранты из Италии и Сицилии, китайцы и в ьетнамцы,
жители негритянских гетто. У них и образуются очаги криминальных
"теневых" государств, но американское общество их
разъедает, индивидуализирует. Так, итальянская мафия уже "американизировалась",
превратилась в систему капиталистических предприятий.
----
То, что грядет, не будет продолжением нынешнего состояния.
Это будет ад, выходить из которого придется по колено в крови,
так что Сталина мы будем вспоминать, как доброго дедушку.
----
Метафора колонизации России.
У нас нет главных признаков колонии. Если бы мы стали колонией,
скажем США, то увидели бы у себя массу колонистов-американцев,
которые трудились бы, строили свои заводы и университеты. И
быстро бы соединились с русскими и сбросили коло ниальную зависимость.
----
Еще предстоит исследовать процесс самоорганизации особого,
небывалого союза: уголовного мира, власти (номенклатуры) и либеральной
части интеллигенции - той ударной силы, которая сокрушила СССР.
----
Конечно, преступная государственность может существовать лишь
короткий исторический срок. Кланы и группировки неминуемо начинают
грызться, как пауки в банке, - начало этого мы уже наблюдаем.
Но пока они друг друга перегрызут, они Росси ю совершенно истощат.
Лучше через все это не проходить, а свернуть как можно раньше.
Единственный выход - "объединиться честным". Об этом
и надо думать. И первое условие для этого - перестать кормиться
сказками о "колонизаторах и компрадорской буржуазии"
и мыслить ложными метафорами.
----
----
----
----
----
----
----
----
----
Как искажено литературой уже наше восприятие истории России!
Прочитав в школе "Муму", мы создаем в нашем воображении
страшный образ крепостного права. Ну что стоило дать в том же
учебнике маленькую справку! Ведь мало кто знает, что
- число крепостных среди крестьян в России лишь на короткий
срок достигло половины,
- а уже в 1830 году составляло лишь 37 процентов.
- Право продавать крестьян без земли было дано помещикам лишь
в 1767 году и отменено уже в 1802 году (были лазейки, но уже
и Чичикову пришлось непросто).
Мы же в массе своей думаем, что помещики направо и налево
распродавали крестьян, да еще старались разделить мужа и жену.
Это же были случаи исключительные!
----
Трудно представить себе, что бы сказал В. В. Розанов, почитав
Войновича.
Таганка Любимова, блатные песни Высоцкого, "самизд ат"
- все это стало оружием холодной войны, независимо от желания
авторов (чаще всего по их желанию). Войны не идеологий, а цивилизаций
- не будем уж притворяться наивными.
----
В 1967 году вышел сильный полудокументальный французский фильм
"Битва за Алжир" - о войне в Алжире (1954-1962 гг.).
В отличие от депортации чеченцев полвека назад, все исполнители
которой давно умерли или на пенсии, алжирскую войну вели как
раз действующие в 1967 году политики (так, Миттеран был прокурором
Алжира и толпами отправлял алжирцев на гильотину - этим кадром
и начинается фильм). Армией французов командовали молодые еще
военные, герои Сопротивления (только компартия была против той
войны). Эти герои совершили геноцид - более 1 миллиона убитых
алжирцев на 8 млн населения. Но абсолютно никакого впечатления
на французов этот фильм не произвел. Дело-то прошлое, уже пять
лет прошло! Миттеран после этого два или три срока президен
том выбирался, поучал Горбачева по поводу прав человека, и никто
ему и слова упрека за старое не мог сказать, в голову бы не
пришло.
----
Язык и внушение.
В культурный багаж современного человека вошло представление,
будто подчинение начинается с познания, которое служит основой
убеждения. Однако в последние годы все больше ученых склоняется
к мнению, что проблема глубже и первоначальной функцией слова
на заре человечества б ыло его суггесторное воздействие - внушение,
подчинение не через рассудок, а через чувство. Это - догадка
Б. Ф. Поршнева, которая находит все больше подтверждений.
----
Человек ощущает потребность во внушении в моменты житейских
неурядиц. Утешения и увещевания оказывают большое целительное
действие.
----
Сила убеждения чисел огромна. Это предвидел уже Лейбниц: "В
тот момент, когда будет формализован весь язык, прекратятся
всякие несогласия: антагонисты усядутся за столом один напротив
другого и скажут: подсчитаем!".
----
Европейцу голову скручивают одной рукой - манипулируют его
рациональным сознанием. Поэтому голова у него скособочена, но
интерес свой он не забывает и даже за ничтожное наступление
на его материальные права назавтр а же выйдет стройными рядами
глотку политикам перегрызть. Какой же второй рукой помогали
скрутить голову нашему Ивану?
----
Красота погубит Россию?
Думаю, что это - свойство русского дорисовывать в своем воображении
целый мир, получив в реальности очень скудный, мятый обрывок
образа.
----
Мало кто знает, что число крепостных среди крестьян в России
лишь на короткий срок достигло половины, а уже в 1830 году составляло
лишь 37 процентов. Право продавать крестьян без земли было дано
помещикам лишь в 1767 году и отменено уже в 1802 году (были
лазейки, но уже и Чичи кову пришлось непросто). Мы же в массе
своей думаем, что помещики направо и налево распродавали крестьян,
да еще старались разделить мужа и жену. Это же были случаи исключительные!
----
В. В. Розанов упрекнул русскую литературу в безответственности.
Но эта особенность русского ума была хорошо изучена советологами
лишь в 70-е годы - и на ней была по строена научно обоснованная
технология ("молекулярная агрессия в сознании"). С
этого момента на безответственность уже не спишешь. Трудно представить
себе, что бы сказал В. В. Розанов, почитав Войновича. Таганка
Любимова, блатные песни Высоцкого, "самиздат" - все
это стало оружием холодной войны, независимо от желания авторов
(чаще всего по их желанию). Войны не идеологий, а цивилизаций
- не будем уж притворяться наивными.
----
В 1967 году вышел сильный полудокументальный французский фильм
"Битва за Алжир" - о войне в Алжире (1954-1962 гг.).
В отличие от депортации чеченцев полвека назад, все исполнители
которой давно умерли или на пенсии, алжирскую войну вели как
раз действующие в 1967 году политики (так, Миттеран был прокурором
Алжира и толпами отправлял алжирцев на гильотину - этим кадром
и начинается фильм). Армией французов командовали молодые еще
военные, герои Сопротивления (только компартия была против той
войны). Эти герои совершили геноцид - более 1 миллиона убитых
алжирцев на 8 млн населения. Но абсолютно никакого впечатления
на французов этот фильм не произвел. Дело-то прошлое, уже пять
лет прошло! Миттеран после этого два или три срока президентом
выбирался, поучал Горбачева по поводу прав человека, и никто
ему и слова упрека за старое не мог сказать, в голову бы не
пришло.
----
Писатели, которые так успешно создавали ложные миры в воображении
русских, должны были бы потрудиться, чтобы починить их сознание
|