Научная картина мира, экономика и экология
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир:   >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Выписки >>




 

 



 

 

 

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

 


С. Г. Кара-Мурза
Научная картина мира, экономика и экология

1. Рыночная экономика и природа: современные формулировки

Индустриальная цивилизация создала природоразрушающий тип хозяйства
- "рыночную экономику"

Она привела планету к системному кризису

Таков итог Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992; Рио-92)

Требуется переход к устойчивому развитию

Главные идеологии, конкурирующие в рамках индустриализма - либерализм и марксизм - на Рио-92 не ответили

Использование и распространение разрушительной модели продолжается

Поведение хозяйственных агентов диктуется определенной экономической логикой. Поиски злого умысла неуместны

Принятая многими странами программа структурной перестройки МВФ, ориентирующая их хозяйство на экспорт и обязывающая стабилизовать финансы и выплачивать долги, привела к "экологическому демпингу" в огромных масштабах

- Размещения грязных производств с очень низкими затратами на природоохранные мероприятия
- Вырубка лесов

Второй причиной усиления нагрузки на природу является быстрое обеднение населения

Хозяйство перестает быть "народным", и само понятие "страны" по сути дела стирается

Обещания "поддержки отечественным товаропроизводителям" в РФ лишены смысла: само понятие "отечественный" принципиально устранено программой МВФ

2. Культурные основания экономической логики рынка

- "Экологическая чувствительность" гражданского общества Запада сегодня весьма высока
- "Зелёные" стали влиятельным политическим течением
- Экологическая тематика занимает одно из главных мест в СМИ...

Устойчивость траектории индустриальной цивилизации объясняют

- Материальный интерес "pационально мыслящих pеалистов"
- Их ценности, идеалы и вся метафизика индустриального общества, корни которой в религии (представлениях о мире и человеке)

Протестантская Реформация и Научная революция произвели, благодаря их кооперативному эффекту, десакрализацию и дегуманизацию мира

Аристотелевский Космос, в котором человек был связан невидимыми струнами с каждой частицей, разрушился

"Cтановится ясная задача абсолютного господства над землей" [Хайдеггер, 6, c. 311]

Новая наука предложила метод, включающий рациональное теоретизирование, наблюдение и эксперимент ("допрос Природы под пыткой")

Глашатай новой науки Френсис Бэкон

Новый тип рациональности - автономный от морали ("Знание - сила", и не более того)

"Философия Пpосвещения: механистический матеpиализм и меpкантилизм

Механистический матеpиализм -

1. Близнец идеализма: в обоих случаях человек выпадает из схемы
2. Условие воспpоизводства отчуждения, котоpое делает возможным эксплуатацию тpуда капиталом"

[С.Амин 10, с.79]

Отношение человека Запада к природе не является естественным, присущим человечеству как виду. Это - продукт специфической идеологии

В традиционных обществах, в частности, в России, мироощущение иное:

- пpиpода есть пpе-культуpа

- и в то же вpемя над-культуpа

Ньютоновское мироощущение определило

- главные догмы философии хозяйства

- антропологическую модель

3. Взгляд из политэкономии

Итак, принципы "рыночной цивилизации":

- дескарализация и дегуманизация мира, механистическое (техноморфное) мировоззрение

- воля к власти (идея свободы) и потребность в непрерывной экспансии (идея прогресса)

- индивидуализм

Для структурного анализа идеологий

Адам Смит - Лютер политэкономии (Маркс)

Предметом экономики же является распределение ограниченных ресурсов. Представление о бесконечности мира преломилось в постулат о неисчерпаемости природных ресурсов и они были исключены из рассмотрения классической политэкономией как "бесплатная" мировая константа

Попытки развить в рамках немеханистического мировоззрения (холизма) начала "экологической экономики", предпринятые в XVIII веке Линнеем и его предшественниками ( Oeconomia naturae - "экономика природы", "баланс природы"), были подавлены

В XIX веке так же не имел успеха и холизм натурфилософии Гете, который впоследствии пытались развить фашисты с их "экологической мистикой"

Политэкономия стала радикально картезианской, разделив экономику и природу так же, как Декарт разделил дух и тело

Попытка физиократов примирить "частную экономику" с "природной" - экономическое с экологическим - не удалась

Джевонса "Угольный вопрос" (1865): "Мы встаем перед необходимостью регресса"

Смену научной картины мира предложил Р.Клаузиус ("О запасах энергии в природе и их оценка с точки зрения использования человечеством" (1885) )

Экономическая литература обошла книги молчанием

Почти бесплатным "природным агентом" для западного капиталиста является уже и рабочая сила, "произведенная" природой и обществом "Юга"

Попытки ввести в экономику энергетическое измерение - "энергетическая социология" В.Оствальда - критиковали и либералы (Макс Вебер, 1909), и эсдэки (Ленин, 1909)

Оствальд определял прогресс как расширение источников энергии и повышение эффективности её использования

Вебер доказывал, что прогресс определяется только монетарным методом - на рынке


4.

Текста нет


5. Внешние эффекты экономической деятельности - externalities

Это социальные последствия экономической деятельности, которые исключаются из политэкономической модели. Пример - "парниковый эффект"

Методологический конфликт развивается аналогично

"Антитовар" (углекислый газ и "парниковый эффект") навязывается потребителю без компенсации

При действительно свободном рынке ни о каких ста миллионах автомобилей в США не могло бы быть и речи

Равновесная модель рынка содержит в себе подлог

Возможна лишь благодаря силе Запада


6. Постулаты хрематистики в политэкономии марксизма

Установки Энгельса

- на исторически обусловленный характер "экологической слепоты"

- на отрицание субъект-объектного отношения к природе ("Мы властвуем над природой, находясь внутри неё")

не превратились в элементы политэкономической модели Маркса

Принципы марксизма:

1. Природные ресурсы (минеральные и трудовые) неисчерпаемы и бесплатны

2. Политэкономия рассматривает товары не как вещи, а как отношения между людьми

Под производством понимается производство стоимости и прибавочной стоимости, а не их материальных оболочек

Допущение о соизмеримости считал слишком сильной абстракцией Отто Нойрат (O.Neurath, 1882-1945) - один из ученых, трудом которых строился мостик между экономикой и экологией

"Килограмм груш несоизмерим с книгой в ту же цену, так как при производстве груш энергетические запасы Земли возрастают, а при производстве книги - снижаются"

Меновые стоимости, "не заключающие в себе ни одного атома потребительной стоимости", создали свой особый мир, оторванный от реального хозяйства

В мире "фиктивных" денег в считанные часы погружаются в кризис страны масштаба Мексики - вне связи с её реальным положением. Истоки - развод между словом и вещью, меновой и потребительной стоимостью

Материализм наизнанку: из экономического устраняется всё материальное

Товарный фетишизм - видеть физические вещи там, где на самом деле есть лишь меновые стоимости (Маркс)

Это - хрематистика

Реалистичное видение отношений оказывается у Маркса продуктом "недоразвитости" человека и общества

На деле эти отношения несравненно богаче

Объяснение сути эксплуатации при капитализме имело огромное социально-философское и идеологическое значение и привлекло к марксизму массы людей, которые ощущали себя жертвами эксплуатации

Но вместе с тем марксисты включили в свое сознание всю идеальную трудовую теорию стоимости как адекватное реальности описание хозяйственной деятельности. Это создало вокруг марксизма "железный занавес", отделивший его от экологического чувства, а также привело к другим тяжелым последствиям.

(Как только, после смерти И.В.Сталина, в официальную идеологическую догму была возведена "политэкономия социализма" с трудовой теорией стоимости, в советском обществе стало распространяться мнение, что работники являются объектом эксплуатации. В воображении был создан и "класс эксплуататоров" - бюрократия)

Аналитическая сила модели капиталистического производства в большой степени обусловлена её высоким уровнем абстракции её можно уподобить модели идеального цикла тепловой машины Карно, которая заложила основы целой новой картины мира. Там, где инженеры искали лучшую конструкцию, лучшие материалы или рабочее тело (пар), Карно увидел взаимный переход двух универсальных категорий, объема и давления, при разных температурах. Он исключил из рассмотрения и топку, и топливо, и дым из трубы, и объяснил идеальный процесс, сделал его прозрачным

Маркс описал идеальный цикл воспроизводства

Отличия:

- У Карно фундаментальные параметры цикла соизмеримы и "вернуться" к реальности из модели легко

- Модель Карно была развита


7. Марксизм и экологический взгляд на экономику

Марксизм имел больше возможностей соединиться с экологическим, а не техноморфным представлением о мире и открыть путь для разрешения нынешнего кризиса индустриальной цивилизации, чем либерализм

Ненависть к эксплуатации не только человека, но и природы не привела к проблеме прав будущих поколений

Марксизм задержался в плену механицизма и не освоил главных современных ему достижений термодинамики

Но термодинамика была внимательно изучена классиками и поставлена в один ряд с эволюционным учением

Второе начало термодинамики утверждало невозможность бесконечного использования энергии Вселенной и накладывало ограничения на идею прогресса. Энгельс называет концепцию энтропии "нелепейшей теорией" (письмо Марксу от 21 марта 1869 г.)

"Излученная в мировое пространство теплота должна иметь возможность каким-то путем, - путем, установление которого будет когда-то в будущем задачей естествознания, - превратиться в другую форму движения, в которой она может снова сосредоточиться и начать активно функционировать" ("Диалектика природы") - вечный двигатель второго рода

Либеральная политэкономия культурный и философский смысл второго начала просто игнорировала, а марксизм отверг сознательно

Контакт Маркса и Энгельса с Подолинским, глубоко изучившим "Капитал" и одновременно творчески освоившим второе начало термодинамики, был счастливым случаем, начиная с которого вся траектория марксизма могла соединиться с экологической мыслью. Этого не произошло

Подолинский показал, что труд есть деятельность, которая связана с регулированием потоков энергии. Трудовая теория стоимости должна быть дополнена энергетическим балансом - политэкономия должна была соединиться с физикой

"Принцип Подолинского": устойчивым развитием общества следует считать такое, при котором затраты одной калории человеческого труда вовлекают в оборот 20 калорий солнечной энергии [15])

Он сыграл важную роль в становлении взглядов В.И.Вернадского

Энгельс: попытка выразить экономические отношения в физических понятиях невозможна

8. Влияние трудовой теории стоимости на становление советской экономики

Хозяйство СССР было насильно втиснуто в понятийные структуры хрематистики. Была создана химера "политической экономии социализма" - вопреки всей хозяйственной и культурной реальности

Ленин, став во главе правительства, моментально смог проникнуться мышлением и чувством экономики в смысле Аристотеля

Маркс отмечал кардинальное отличие капиталистического общества ( хрематистики ) от хозяйства некапиталистического ( экономики ) в отношении использования техники: в экономике уководит сбережение труда, а не сбережение цены труда"

Маркс показывает, что в условиях капитализма введение машин приводит к интенсификации труда

Адам Смит видел смысл разделения труда лишь в том, чтобы рабочий производил больше продукта

Сталин: "При наших нынешних социалистических условиях производства закон стоимости не может быть "регулятором пропорций" в деле распределения труда между различными отраслями производства"

Дав определение Аристотеля для экономики и хрематистики, он предупредил о непригодности трудовой теории стоимости для объяснения советского хозяйства

После смерти Сталина его сторонников загнали в угол, а давление "рыночников" соединилось с интересами партийно-государственной номенклатуры и привело к реализации "программы Горбачева-Ельцина"

Cоветская экономическая наука стала пользоваться языком и интеллектуальным аппаратом хрематистики, что в конце концов привело к её фатальной гибридизации с неолиберализмом в его разрушительной версии.

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы: