С. Г. Кара-Мурза
Нужен смысл
"Завтра", N 42, 1999 г.
Конец века для человечества - как день рождения для человека.
Даже самый грубый человек в этот день задумается и взгрустнет
о тех ошибках, что он совершил за год, о своих грехах и злых
делах. Оглянется назад, подведет что-то вроде итога.
* Что же говорить о конце тысячелетия! Это как большой юбилей,
когда невольно приходит мысль: а доживу ли до следующего? Тут
уж думаешь о детях и внуках - что им оставляю, на какой путь
их наставил? Сегодня эти раздумья тяжелы у человечества в целом,
а у нас, русских, вдвойне. Мы любили назвать себя "Святая
Русь" и дать урок человечеству. И вот, оказались банкротами.
По большому счету, а не в частностях. Есть слабое утешение в
том, что мы - совестливая точка человечества, и поэтому раньше
других это банкротство ощущаем, не хорохоримся. Но это - тоже
частность.
* Что же с нами произошло за этот век? Дважды оказалось, что
тот стержень, на котором мы строили нашу совесть, нас не держит.
Неважно, в стержне ли этом изъян или в нас самих. Выбаливает
его наш организм, да еще с гноем. И обратно его уже не вобьешь.
Прилепить можно, а держать не будет - деревянная лошадка, не
она тебя везет, а ты сам её толкаешь.
* Можно понять, как страдали в начале века наши духовные пастыри
при виде того, как русский народ-богоносец изживает из себя
религию. Не помогли и поиски православных философов-полуеретиков
или полных еретиков вроде Льва Толстого. Думаю, это было бы
легче перенести, если бы просто русские стали как европейцы
- просвещенно-безрелигиозными. Можно было бы списать на прогресс,
образование и т.п. Так нет, потребность в совести оказалась
даже страстной - до самоистязания. Построили себе русские новый
религиозный стержень - коммунизм. С ним совершили революцию,
провели индустриализацию, разгромили фашизм. Продержал он нас
почти век. А дальше - снова такой же кризис.
* И так же, как В.В.Розанов в начале века, сегодня страдает
А.А.Зиновьев: русские оказались не на высоте великой миссии
коммунистов, "не по Сеньке шапка". Видимо, так, но
наивно винить Сеньку. Шапку надо подбирать по голове. Да и потом,
наш Сенька с честью носил эту боевую шапку почти столетие. В
чем-то, значит, изменилась погода, если он шапку эту сбросил.
* Но все это не оправдание. Надо честно подводить итоги и следить
за собой. Кризис кризисом, но и в маразм впадать нельзя. Тому,
кто заливает горе вином при голодных детях, ни при каком "стержне"
или даже без оного нет прощения. Тут уж не совесть, а инстинкт
должен говорить.
* Каковы же итоги? Прежде всего, произошло именно то, что без
злорадства, а с горечью предсказывали философы-эмигранты: как
только мы стали жить сытно и благополучно, коммунизм наш отболел
от сердца, ссохся в официальную оболочку, а потом и осыпался.
Смешно винить в этом Горбачева и Яковлева: мол, пожил бы Брежнев
еще лет двадцать - глядишь, все обошлось бы. Дело как раз в
том, что русский народ стал "выделять" из себя не
Ленина и Сталина, а Горбачева и Ельцина. И таких же "коммунистов"
помельче, вплоть до секретарей первичных организаций. Это факт,
и ни на какие происки масонов списать его невозможно.
* Другой факт в том, что выход из новой катастрофы, в которую
мы втягиваемся, полурассыпанный народ не ищет в коммунизме.
То, что он "выделил" из себя в виде КПРФ, ничего от
классического, марксистского коммунизма в себе не несет. Имя
себе оставили в память о славном прошлом, не позволяют рушить
Мавзолей из религиозного чувства, как храм - а в остальном вся
доктрина КПРФ сводится к обыденному и во многом противоречивому
чувству справедливости в сфере распределения. Эта доктрина без
натуги могла бы сочетаться с самыми разными идеологиями. Скажите
"православие, самодержавие, народность" - годится!
Так что напрасно серчали на Степашина за то, что он в США заявил,
будто "коммунисты к власти в России не придут". Он
простодушно отразил реальность и вовсе не имел в виду КПРФ.
Она, может быть, и придет к власти в нашей лишенной государственности
стране, но что в ней есть от коммунизма и марксизма?
* Я пишу это вовсе не как упрек Зюганову или идеологу КПРФ
Ю.Белову. Они отражают состояние ума и чувства партии, это бесспорно.
И не только партии. Если бы в народе были другие, марксистские
"коммунистические дрожжи", то возникла бы иная партия,
фракция, хотя бы кружки. Ничего этого нет. Ибо нет конфликта
труда и капитала. За долгие годы сытой, что ни говори, жизни
мы утратили не только навыки, но и память об этом конфликте.
У нас остался обманщик Мавроди и обманутый Леня Голубков. По
сути они мало чем отличаются - Леня Голубков партнер Мавроди,
он хотел через него получить нетрудовой доход. К кому же в народе
могут обратиться настоящие коммунисты? Как говорится, нет на
них спроса.
* Все это не имеет прямого отношения к политике. Как ни называй,
вокруг Зюганова собралась партия с определенной платформой.
Она не просто лучше других: справедливый и честный политик,
конечно, лучше хищного вора. Но это разница количественная -
ибо все политики не абсолютно честны и не абсолютно воры. Разница
в векторе, в направлении. Главное в том, что справедливость
и честность Явлинского несет в себе пресечение пути России.
Его утопия "цивилизованного" капитализма, замаскированная
интеллектуальными словечками, не даст нам вылезти из ямы. Да
и утопия номенклатурного социал-демократического порядка, которую
выражает Е.М.Примаков, не даст выхода. Уж слишком дружен уважаемый
академик и разведчик с мадам Олбрайт. И если бы дело было только
в дипломатичности.
* КПРФ лучше именно тем, что она этим утопиям органически чужда,
хотя бы и пыталась рядиться под социал-демократию. её преимущество
в том, что она в это промежуточное, постылое время никуда не
поведет. Она, сохраняя тепло жизни, будет топтаться на месте,
пока мы не почувствуем, куда надо идти. Это - партия организации
жизни в условиях неопределенности. С ней можно продержаться
в окружении, без связи и боеприпасов. На прорыв, похоже, поведут
другие, но им надо еще вырасти. Так что отступление это я сделал
только для того, чтобы не смешивать главный вопрос с политикой.
Голосовать надо за КПРФ, но дело не в этом.
* ***
* Дело в том, что нам надо продержаться "в окружении",
не имея хорошо выраженного стержня. Надо, конечно, насколько
возможно, оберегать остатки старых устоев - и православия, и
коммунизма, у кого что осталось. Но в целом "выехать"
на них, видимо, не удастся.
* Человек Запада оказался устойчивее. Там за последние два
века главной формой общественного сознания стала теория. В нее
не обязательно верить - из нее надо исходить, пока она "работает",
а потом её сменит другая теория. Средний европеец и не знает,
что мыслит на языке внедренной в его голову теории (не все же
мы знаем, что говорим прозой). Иногда разговариваешь с таким
европейцем и поражаешься, какую чепуху он мелет. Как ты можешь
верить в эти нелепые утверждения? А он ответит примерно так:
"Я и не верю, это же теория. Пока нет другой, я должен
следовать этой - лучше плохая теория, чем никакой, это мы начиная
с теории флогистона знаем".
* У русских иначе. Мы верим в идею - а потому уж благосклонно
принимаем связанную с ней теорию. Усомнились в идее - сразу
теряем веру в нее, без сомнений и обсуждений. А о теории при
этом и не вспоминаем, так её забываем, что будто и "не
учили". Это поразительным образом произошло с марксизмом.
О его теоретической части будто и не слыхали, и разговор о ней
интереса не вызывает. Остались немногочисленные хранители святынь,
которые лают на всякого, кто к ним приближается.
* То же самое произошло, как это ни прискорбно, и с Православием.
Сейчас объявилось много верующих - это на время как партбилет.
Научились креститься, и при виде церкви у них искренняя слеза
на глаза навертывается. В том-то и дело, что искренняя. И при
этом - дремучее невежество в "теории", в богословии.
Доходит до того, что всерьез объявляется, будто социализм -
это и есть Православие, только другими словами выраженное. В
советское время религия была в большей безопасности, чем сегодня.
При отделении от государства и идеологии церковь еще могла уцелеть
даже при атеистическом правительстве. Настоящие испытания -
нынешний взрыв религиозности.
* Наше состояние "без стержня", возможно, в перспективе
спасительнее, чем прагматичное следование плохой теории, пока
нет другой. Но спасительнее именно в перспективе - если уцелеем.
Так болезнь вылечивается лучше при высокой температуре, если
только больной не умирает. Бытие "без стержня" - многообразное
явление, это какой-то аномальный многомерный порядок, который
выглядит хаосом. Если бы был просто кризис в виде хаоса, в нем
бы возникли сгустки творчества и появилась воля к созданию нового
порядка, на целый исторический период. Возник бы "проект"
- план жизнеустройства, устремленный в будущее. Из многих главных
признаков нашего состояния я скажу о двух, которые остро проявились
сегодня, когда произошел скачкообразный переход к "жизни
с терроризмом". Это - как эксперимент ("допрос Природы
под пыткой"), когда благопристойные и молчаливые общественные
типы вскрикивают от удара.
* Первое наше довольно общее свойство в жизни без стержня -
утрата способности выстраивать устойчивую логику умозаключений.
Нет системы принципов (догм, теорий, норм) - и мы не можем в
уме овладеть ходом событий. Мы идём от ситуации к ситуации,
которые создаются не нами, и мыслим так, как предусмотрено манипулятором.
Мы - марионетки, хотя бы и были несгибаемыми противниками манипулятора.
* Возьмем нашу самую интеллектуальную и раскованную газету
- "Завтра". За весьма короткое время она выбросила
ряд лозунгов, между которыми - пропасть, несовместимость. Переход
от одного к другому должен был бы, казалось, означать философское
крушение, сожжение идолов. Ничего подобного - плавный переход,
никаких душевных потрясений.
* Вот, читаем: "Русский, учи албанский!". Это - об
албанцах, которые при странных обстоятельствах и с неясными
целями захватили склады с оружием. Вскоре оказалось, что эти
албанцы стреляют в наших братьев-сербов, и призыв учить албанский
язык негласно сняли. Прилетели самолеты НАТО бомбить сербов,
и мы читаем новый призыв: "Сербы, разбомбите Берлин!".
В статьях пояснение: не можете разбомбить с воздуха, так хотя
бы взорвите парочку-другую жилых домов. Но дома были взорваны
не в Берлине, а в Москве. И тогда - новый призыв: "Путин,
разбомби Чечню!".
* Путин, конечно, поступает именно так, как ему рекомендует
"Газета Государства Российского", и блок "За
Победу", как сказано в заявлении, "гордится отважными
авиаторами". В тот же день, как я купил газету, авиаторы
разбомбили в Чечне три моста и телецентр (может быть, телевидение
врет, но в данном случае оно врет "по шерсти"). С
каким сарказмом наше демократическое телевидение подчеркнуло,
что пока что российская авиация не нанесла в Чечне таких же
разрушений, как авиация НАТО в Югославии. Горючего, мол, у России
маловато, а по сути подход один и тот же - утритесь, патриоты
и коммунисты, гордые отважными авиаторами.
* Те, кто авиаторами гордится, чуть ли не вчера пытались отрешить
от власти Ельцина, в частности, за то, что послал авиацию бомбить
Чечню. О каком проекте, который сплотил бы русских людей, можно
мечтать, если каждое слово разрушает все предыдущие! Когда боевое
заявление "Патриотического информбюро" завершается
фразой из "Репортажа с петлей на шее". Люди, будьте
бдительны! Как в Рязани?
* Да и предыдущая фраза сводит с ума: "В России идет война".
Вчера говорилось, что идет Третья Отечественная война, и всемирное
зло - МВФ. Это еще куда ни шло, понять можно. Теперь же оказывается,
что война идет не с Россией, а "в России". Какая война?
Кто враг? Он - везде? Путин, разбомби Россию?
* ***
* Только при массовой бессвязности мышления могли взрывы жилых
домов принести такой драгоценный подарок режиму Ельцина (режим
этот, кстати, давно уже тяготится самим Ельциным и прекрасно
без него обошелся бы). Организованная оппозиция по сути исчезла
- её инакомыслие подавлено желанием "объединиться перед
лицом врага". По странице рассыпаны призывы: "Мочить
беспощадно... Всегда и во всем стоять за своих...". Всегда
и во всем! Как будто нет в России раскола по важнейшим вопросам
бытия. Как будто десяток наемных бандитов (еще неизвестно кем
нанятых и снаряженных) сняли все противоречия России. Замечательно
само единение в языке: бандиты, премьер-министр Путин и газета
оппозиции выражаются теперь одним словом: "Мочить!".
* И это можно было бы принять за какую-то линию - есть же в
обществе ниши для тоталитарно мыслящих людей. Газета могла бы
передвинуться в такую нишу - и дело с концом. Не первая и не
последняя. Но ведь и такой линии нет! В этом же номере на первой
странице рисунок: "Кремлевский спрут, тебе капут!".
Значит, в Кремле - не свои? Тогда как понять такую мысль: "Мы
начали уничтожать врагов Родины... У нас есть еще бомбардировщики,
вакуумные бомбы, химическое и бактериологическое оружие, напалм
- посмотрим, как горят ваххабитские гнезда. А то и вплоть до
тактического ядерного оружия...". У кого это "у нас"
есть все эти штуки? Разве это выдается со склада без подписи
"спрута"?
* Рядом с рисунком призыв: "Памяти жертв 93-го... Вечная
память и слава героям! Не забудем и не простим убийцу!".
А как же "всегда и во всем стоять за своих"? Ведь
и Коржаков, и жертвы - свои, чеченцем там был только Хасбулатов.
И почему "не простим убийцу", а не "убийц"?
Ведь Ельцин убийца метафорический, а были и исполнители. Почему
за взрывы надо "мочить беспощадно" несчастных исполнителей
"с их тетками-бабками", а за жертвы 93-го - не "мочить",
а всего лишь символически "не простить"?
* Подчеркну, что я не обсуждаю здесь ту или иную установку,
это уже бесполезно - я лишь указываю на факт расщепления сознания.
Это плохой признак.
* Нынешняя неспособность выстроить связный проект делает русских,
ставших действительно объектом большой информационно-психологической
войны, в этой войне беззащитными. Им не на что опереться, чтобы
устоять. Потому они и голосуют за Ельцина и Лебедя. Без оберегаемого
оппозицией хотя бы минимального ядра принципов мышление людей
теряет связность.
* Тип мышления создает общий фон, на котором разыгрывается
наша драма. Второе, о чем я скажу, более конкретно. Соединяясь
с Путиным в доктрине "мочить", оппозиция наконец-то
встает под знамена Бжезинского. Чтобы уничтожить Россию как
цивилизацию и как страну, было необходимо и достаточно заставить
её принять ту "технологию крови", на которой стоит
Запад. Ибо именно с этой технологией сильнее всего связаны самые
главные понятия о добре и зле - то, что и определяет тип цивилизации.
* Думаю, ни Бжезинский, ни Олбрайт не ожидали, что глашатаи
патриотов-антизападников в России так легко и даже с каким-то
облегчением сдадут свои позиции и кинутся в ученики к НАТО и
Моссаду. Правда, самые патриотические патриоты не хотят быть
учениками - они круче НАТО. Вот их стратегия, изложенная в газете
"Завтра": "И - круглосуточные ковровые бомбежки,
чтобы на их фоне Косово показалось райским местом... Их там
- горстка. Каждый день бомбежек - по тысяче трупов. За год -
триста тысяч. Посмотрим, сколько эти "свободолюбивые"
выдержат".
* Киселев, Лобков и вся их рать счастливы: российские генералы
показывают журналистам видеозаписи бомбардировок заводов и телецентра
в Грозном - точь-в-точь, как генералы НАТО. Но вдовойне они
счастливы оттого, что этому аплодируют их бывшие оппоненты-патриоты.
* И это, конечно, могло бы быть связной линией поведения, какую
имеют те же киселевы и лобковы. Но у лобковых есть стержень,
а у патриотов нет - и опять происходит расщепление сознания.
Даже если отвлечься от проблемы добра и зла, можно увидеть,
почему для России применение "технологии крови" Запада
означает ликвидацию её как страны и государства. Современный
Запад за первые два века своего становления практически изжил
этническое многообразие и создал государства-нации. Иногда,
как в США, для этого даже применялся крупномасштабный геноцид.
Поэтому когда Запад "мочит" вьетнамцев, арабов или
сербов, он убивает "чужих" и не подрывает основы своего
государства-нации.
* ***
* Россия изначально не складывалась и не сложилась как государство-нация.
Она была и до сих пор есть, вопреки усилиям Ельцины и его лобковых,
государство - семья народов. Здесь дать в газете на развороте
подборку "Русский, время мстить!" - значит взорвать
принцип самой государственности России.
* При такой подборке было бы логичным хотя бы с этого номера
снять слова "Газета Государства Российского". Сама
идея "мстить!" - антигосударственная. Государство
не мстит, а карает и предотвращает зло. Идея "русский мстит"
- антироссийская. Она отрицает изначальный смысл собирания земель
в Россию как семью народов. Почему же "русский мстит",
а "чуваш не мстит"? Он уже не согражданин русскому?
А если взорвут дом в Чувашии, то русский мстить тоже не будет?
* Было совершенно ясно, почему С.Ковалев из бункера Дудаева
настойчиво кричал на весь мир: "Русские танки давят чеченских
женщин! Русские самолеты бомбят чеченские дома!", - а ТВ
это активно транслировало. Большой проект Запада состоит в том,
чтобы стравить русских с мусульманами, и для этого было много
сделано. Но не хватало силы - пассивно сопротивлялись и русские,
и мусульмане. Теперь к созданию образа этнической войны подключились
и патриоты: "русские войска, русские солдаты". Что
они делают? Автоматной очередью "превращают в фарш чеченские
внутренности".
* Здесь уже мышление снижено с уровня государства даже не до
уровня народа, а до уровня племени - причем племени дохристианского.
Это - разрушение образа русского народа, который складывался
как суперэтнос и очень рано перерос племенное мышление. Несовместимо
с типом российского государства, русской культуры и русского
народа предлагать как метод борьбы "охоту за старейшинами,
террористами и членами их семей как за дикими зверями".
* Есть ли возможность создать на время жизни "без стержня"
какие-то временные шунтирующие идейные конструкции, которые
укрепили бы мышление? На мой взгляд, есть. И они не только играют
сплачивающую роль как замены идеологии, но и становятся эффективным
политическим проектом среднесрочного уровня. Пример - сознательная
разработка и осуществление интифады, мирной революции палестинцев.
Она позволила блокировать и государственный терроризм Израиля,
и манипулируемый Моссадом терроризм "исламских фундаменталистов".
* Однако для того, чтобы вести конструктивный разговор, требуется
хотя бы признание его необходимости со стороны организованной
оппозиции. Для этого надо чуть-чуть успокоиться и задуматься.
Но это, похоже, слишком трудно.
|