Из "Основ идеологии современного государства"
Бабосова
Е.М. 01
Минск Амалфея 2004, 2-е издание, дополненное
1.1. Сущность идеологии, её особенности
Когда говорят о сущности какого-либо предмета или явления, то имеют
в виду то, что составляет его суть: совокупность существенных свойств,
внутреннее содержание в устойчивом единстве многообразных форм
Нам представляется, что сущности и содержанию рассматриваемого социального
явления наиболее соответствует следующее определение. Идеология
- это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований
о целях развития общества и человека, а также средствах и путях
достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях,
волевых актах, побуждающих человека (людей) в своих действиях стремиться
к целям, которые он (они) перед собой поставил(и)
Хотелось бы обратить особое внимание на два компонента этого определения
- верования и волю, которые чаще
всего отсутствуют в учебниках и словарях. Без твердой веры и убежденности
идеология не сможет овладеть массами. А воля и убеждения, сформированные
идеологией, требуют перевода теоретических положений в конкретные
лозунги, которые могут и должны быть претворены в конкретные практические
действия, ориентированные на достижение целей
Но сущность идеологии - это не только система идей, взглядов, ценностных
установок и верований, это еще и установление связи между мировоззрением
и нормами поведения людей; выяснение смысла тех процессов и изменений,
которые происходят в обществе. Это также объяснение и оправдание
возникающих в обществе новых явлений, структур, отношений через
принятую и одобряемую данной общностью (партией, народом, обществом)
систему ценностей и идеалов
Идеология - это еще и рационально-эмоциональное
восприятие и оценка мира и жизни, позволяющая человеку найти свое
место, определить жизненную стратегию и наиболее приемлемый путь
К тому же идеология - это и специфический духовный
"реактор", вырабатывающий идеалы, цели и ценности, к которым
следует стремиться и которые желательно реализовывать в реальной
действительности
Следовательно, идеология представляет собой нормативно-символическую
систему, дающую возможность индивидам и социальным слоям определиться
в окружающем социально-политическом и социокультурном пространстве,
выработать для себя определенную позицию и стремиться к изменению
социальной действительности в соответствии с собственным проектом
Если рассматривать приведенные качественные характеристики идеологии
не в отрыве друг от друга, а во взаимосвязи и взаимообусловленности,
то мы сумеем более или менее рельефно представить, в чем состоит
сущность такого многосложного и многокачественного социального феномена.
Одна из отличительных особенностей идеологии
заключается в том, что в процессе своего формирования она
вживает в себя существенные компоненты общественного сознания, социальных
настроений и преобразует их в интегральное духовное образование.
Свойственные ей духовные конструкции функционируют не только в виде
определенных идей, воззрений, мифов, но и как различного рода верования,
обычаи, стереотипы, ритуалы, а нередко и просто предрассудки, настроения,
мнения. Столь широкий диапазон восприятия, комбинирования и преобразования
различных по содержанию, форме и смыслу элементов, их соединение
в целостную систему дает идеологии возможность в предельно концентрированном
виде выражать желания, а нередко и необходимые для общества идеи.
Именно это позволяет идеологии приобрести высокий уровень духовно-психологического
воздействия на массы, активную действенность в обществе
Вторая особенность идеологии состоит
в том, что она является своеобразной формой общественного сознания,
которая существует в системе других духовных явлений наряду и во
взаимодействии с философией, нравственностью, искусством, наукой,
религией, правом, политикой
Идеология, однако, не смешивается с ними, а выполняет только ей
свойственную специфическую объединительную (интегративную) роль.
Она вырабатывает и вносит в широкие массы такие идеи, призывы, лозунги,
которые способны объединить людей даже вопреки тому, что составляет
их своеобразие - имущественное, религиозное и т.п. В силу этого
она способна помочь индивидам и разнообразным социальным группам
и общностям - национальным, социальным, территориальным, культурным,
религиозным - сложиться, сгруппироваться в единую целостность. Именно
идеология дает этим различным группам общий для них язык символов,
смыслов, ценностей, на котором происходит общенациональный (общестрановой)
диалог, ориентированный на то, чтобы определить устройство общества,
цели и пути его развития
Третья особенность идеологии
в том, что она неразрывно связана с интересами определённых социальных
классов, слоев и других социальных общностей, активно пропагандирует
и отстаивает эти интересы. Еще Г. Гегель отмечал: "Ничто не
осуществляется... помимо интереса" сноска
1 . Придавая этой идее материалистическое наполнение, К. Маркс
подчеркивал, что "идея" неизменно посрамляла себя, как
только она отделялась от "интереса" сноска
2
Интерес представляет собой активную направленность человека на те
или иные объекты действительности, освоение и потребление которых
представляется ему в качестве блага. Поэтому интерес всегда мотивирует,
побуждает к определенным действиям, приобретая в чувствах и мыслях
каждого конкретного человека форму привлекательного образа, манящей
идеи или цели. Интересы, даже если они не очень четко продуманы
и аргументированы, всегда эмоционально окрашены и связаны с ценностями
человека (социальной группы, их общности). А это означает, что характер
и содержание интересов - экономических, политических, эстетических
и др. - обусловлены объективным положением человека (социальной
группы) в социально-экономической и политической структуре общества,
его политическими и социокультурными предпочтениями, мировоззренческими
принципами. Интерес, внутренне осознанный и прочувствованный, становится
источником и движущей силой определенного поведения, побуждает к
формулированию целей, приобретая вследствие этого более или менее
четкое выражение в элементах идеологии, которая побуждает к осуществлению
конкретных экономических, политических и иных действий
Четвёртая особенность идеологиив том,
что она как способ осознания и оценивания действительности выражает
потребности развития тех или иных социальных групп либо общества
в целом; несет в себе цели такого развития, воплощенные в категориях
смысла жизни, справедливости, гуманности и т.п. Но специфика здесь
состоит в том, что призывы и требования идеологии выступают не в
целевых теоретических конструкциях, а в форме долженствования (императивности).
Вследствие этого сами желаемые и заявленные цели формируются, например,
как лозунги. Так, лозунг Великой французской революции звучит: "Свобода,
равенство, братство"
Пятая особенность идеологии состоит в
том, что она всегда представляет собой более или менее отчетливо
сформулированное выражение чувств, настроений, побуждений социальных
общностей (национальных, классовых, религиозных и др.) на языке
объяснения настоящего и программы желаемого будущего, одухотворенной
привлекательной мечтой, такой, например, как "Все для человека,
для блага человека" или "За сильную, процветающую Беларусь"
Шестая особенность заключается в том,
что идеология не придумывается в тишине кабинетов учеными, политиками
и экспертами, не заимствуется из чужого опыта, а вызревает из опыта
народа, обозначаемого такими понятиями, как "нравы", "обычаи",
"традиции", "исторические судьбы". Бессмысленно
и непродуктивно копировать чужие идеалы и ценности. Они только тогда
становятся путеводной звездой того или иного народа, когда выходят
из духовного мира и опыта именно данного народа, выстраданы, взлелеяны
им, стали естественным продуктом его собственного, неповторимого,
совершенного им самим исторического развития. Только собственные
идеалы, традиции, ценности и цели могут стать духовной основой существования
народа, квинтэссенцией его духовного мира
Седьмая особенность идеологии в том,
что она как система идей, ценностей, чувств и верований выполняет
организующую и консолидирующую роль по отношению к той общности
(нации, народу, классу, партии и др.), внутри которой она зародилась
и сформировалась, интересы которой она выражает и отстаивает. Именно
это позволяет идеологии стать основным фактором самосознания, самовыражения
и самоутверждения данной социальной общности, её сплочения в целостность.
Такое своеобразие идеологии характерно и для политической партии,
и для религиозной организации, и для государства или общества в
целом
Идеология обладает еще одной - восьмой
по счету, но не по значению - особенностью: она неразрывно связана
с общественной психологией, представляющей собой многогранную и
многокачественную совокупность привычек, чувств, настроений, стремлений,
побуждений, верований, сомнений, влечений, эмоций, психологических
механизмов заражения и подражания, а также установок, выражающих
готовность индивидов и (или) их групп к определенной активности,
к созидательной или разрушительной деятельности. Г.В. Плеханов прав,
утверждая: "...все идеологии имеют один общий корень - психологию
данной эпохи" сноска 3
Только в той мере, в какой идеология обретает возможность, с одной
стороны, вырастать из народных настроений, желаний, стремлений,
чувств и верований, а с другой - органично "вживляться"
в сферу общественной психологии, облекаться в форму массовых переживаний,
эмоций, установок и т.п., она оказывается влиятельной и действенной
Девятая особенность идеологии заключается
в её политической ориентированности, способности выражать коренные
интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики -
наций, классов, политических партий, общественных движений. Это
превращает её в специфическую форму санкционирования существующей
в обществе системы господства и подчинения, определенного режима
власти либо, напротив, их радикального преобразования
Определяя цели политики и средства их достижения, идеология вырабатывает
ориентиры политической деятельности, выявляет наиболее приемлемые
пути её реализации, мобилизует широкие социальные слои для участия
в политических действиях. Но во взаимодействии идеологии и политики
должна существовать определенная мера. Если происходит чрезмерная
политизация идеологии, то она превращается в политическое словоблудие
или доктринерство. Если же, напротив, осуществляется гиперидеологизация
политики, то политические лидеры и поддерживающие их социальные
силы (партии, движения, государственный аппарат) оказываются не
в состоянии адекватно воспринимать происходящие в обществе социально-политические
изменения, улавливать новые тенденции и сдвиги в политической сфере,
а следовательно, эффективно решать назревшие проблемы
Только органическое единство идеологии и политики, их тесное взаимодействие
на основе глубоких знаний об обществе, тенденциях и путях его развития
создают благоприятные возможности для выработки рациональной, научно
обоснованной и социально выверенной политической ориентации государства,
для правильного восприятия и поддержки её большинством народа
Десятая особенность идеологии в том,
что она выступает в качестве специфического способа социализации,
т.е. включения в общественно-политическую и социокультурную деятельность
подрастающего поколения. Это осуществляется посредством внесения
в формирующийся мир детей и юношества определенных идеалов, ценностных
ориентации, убеждений, стремлений, установок, в чем важная роль
принадлежит детским дошкольным учреждениям, школам, детским организациям,
молодежным общественным движениям и объединениям (например, Белорусский
республиканский союз молодежи и др.)
И, наконец, одиннадцатая особенность
идеологии состоит в том, что она призвана обслуживать включение
народа или страны в общемировой контекст цивилизационного, социально-политического
и социокультурного развития. Речь идет о такой включённости страны
в мировое сообщество наций и государств, где основными приоритетами
становятся факторы экономического благосостояния, высокого качества
жизни, высоких стандартов образования и культуры, обеспечения свобод
и прав гражданина
Применительно к Беларуси эта особенность идеологии должна реализовываться
в том, что для нашего народа неприемлема ни коммунистическая идеология
"альтернативного (по отношению к капиталистическому) развития",
ни националистическая идеология "самобытного изоляционизма",
ни либерально-вестернизаторская стратегия "догоняющего развития"
В качестве духовно-идейного ориентира на пути движения нашей страны
к лучшему будущему может быть только идеология независимого и самостоятельного
политического, экономического и духовно-культурного развития на
основе сохранения и обогащения национального своеобразия, традиций,
исторического опыта белорусского народа, его самоопределения, самосознания
и самоутверждения.
Все эти особенности идеологии проявляются не в отрыве друг от друга,
а в едином взаимодействии и взаимоусилении, образуя в процессе реализации
сложную, динамично развивающуюся систему
Посредством реального проявления всех охарактеризованных особенностей,
которые воплощаются в идеях, чувствах, взглядах, верованиях, идеология
выступает как духовное освоение мира человеком, а посредством убеждений
и волевых актов, воплощаемых в реальных поступках, в действиях,
она предстает в качестве практического преобразования мира
В силу неразрывного единства этих двух сторон идеология функционирует
в обществе как мощное средство духовно-практического преобразования
человеком окружающей действительности. Лишь при таком понимании
идеология выступает не в качестве самодовлеющего фактора, а пронизывает
собой все виды и сферы человеческой деятельности (экономическую,
политическую, социальную, духовную), являясь важным моментом каждой
из них
(Пропущена подытоживающая Схема 1.1.
Архитектоника особенностей идеологии)
1 Гегель Г. Лекции по истории
философии. М.; Л., 1935. Т. 3. С. 238 Назад
2 Маркс К. Святое семейство // Маркс К., Энгельс
Ф. Соч. Т. 2. С. 89 Назад
3Плеханов Г.В. Основные вопросы марксизма //
Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. Т. 3. М., 1957. С. 180 Назад
|