Мирча Элиаде. "Космос и
история". Сборник
Выписки и мысли
1. Книгу мне дали, охарактеризовав автора как румынского космиста.
Однако уже после беглого ознакомления с книгой стало ясно, что если
он и космист, то точно не русский
Космисты есть западные, восточные и пытающиеся синтезировать
оба варианта
Все они постулируют необходимость страданий. Ими (страданиями)
развязывается карма и т.д.
Избавление от страданий постулируют лишь северные, русские
космисты. Всеобщее избавление
В сборнике 4 работы. Среди многочисленных главок типа "Символика
"центра", "Сакральные модели ритуалов",
"Периодичность творения", "Трудности историцизма",
"Дэвы и ауры" (всего - 50 главок) выделяю главку 1
в главе 3 работы 1: "Нормальность" страдания"
Суть её сводится к тому, что во все века народы в своих мировоззрениях
оправдывали страдание, за исключением, например, локаяты и чарваки,
объявлявших достижение благополучия основной целью бытия
Что думает о страдании и благополучии, а также о цели бытия
сам Элиаде, не ясно
2. Элиаде подвергался очень серьёзной критике за:
- Случайный подбор источников
- Их тенденциозность и недостоверность
- За небрежное цитирование и неадекватную интерпретацию
Но интерес к его творчеству неуклонно возрастал с середины
века до 80-х годов
ЛЗ:
1) По поводу первого. Если Элиаде подбирал источники, опираясь
на интуицию, искренне, то всё в порядке. Критики не понимают неслучайности
событий, включая попадание в руки той или иной книги. Не верят в
то, что мир - живой организм, общающийся с человеком с помощью событий
По поводу второго обвинения спорить трудно
Небрежное цитирование свойственно и мне, но неадекватная интерпретация
- пардон
2) Известны типичные огрехи начинающих поэтов:
- Неверное словоупотребление ("Помнишь то освещенье луны")
- Банальные рифмы ("день - тень")
- Не звучащие рифмы
- Банальные мысли и т.д.
А здесь, стало быть, перечислены огрехи маститых учёных. Интересно
----
Жизнь в истории осмысляется Элиаде как принципиально отличный
от космического способ существования
----
1. К определению понятий "Вечное возвращение" и "архетип"
стр. 29 - 141
2. Шаманизм и космология стр. 145 - 172
3. Параллелльно существующие мифы, символы и обряды стр. 172
- 198
4. Пролегомены религиозного дуализма:
диады и противоположности стр. 199 - 251
|