Древняя Русь и Великая степь
Лев Николаевич ГУМИЛЁВ
Москва, "Мысль", 1989 г.
Выписки и мысли
Предыстория. Книгу обнаружил в Славянской библиотеке
Сергей Зеньков. 23 февраля 2001 года, когда мы пришли туда для участия
во встерче солдат и выпускников с ветеранами воёны. Он прочёл её
за неделю (760 страниц), хотя брал на месяц, - и передал мне, сообщив
затем по телефону номера страниц, наиболее для меня интересных
После записи с Милой в январе 1997-го "Ромео и Джульетты"
и написания "Наташе" с Сашей Мысликом в марте 1997-го
это, пожалуй, первый пример совместного творчества - чуть ли не
единственного рода деятельности, сопровождающегося в моей жизни
настоящим счастьем
Страницы продиктованы были следующие
(в скобках - то, что я прочёл):
70 (63-71)
112 (112-113)
154 (153-160)
249 (246-250)
254 (252-255)
298
350 (350-351)
547 (545-550)
(Плюс ещё ряд мест)
ЛЕГЕНДА
Ц - цитата
К - конспект
М - мысли по прочитанному
ПРЕДИСЛОВИЕ
Ц-1: " ......
70 - это параграф 10 Части Первой ("География этносферы первого
тысячелетия н. э. Кто есть кто"), глава 2-я: "Смена фазы"
К-1: "Пассионарный подъем этнической системы характеризуется
социальным императивом: "Будь тем, кем ты должен быть".
Как только он возникает (всегда стихийно), система деформируется.
Это перегрев, охладить который может только пролитая кровь. (стр.
63)
М-1 - Почему "только"? Не может быть!..
К-2: Абассиды, Омейяды, шииты, хариджиты, кайсиды, кельбиты...
(64-0, 1, 2). Осораы, белые и красные знамёна, вероломство, "гипертрофированный
индивидуализм"... (64-3, 5-1)
"Понятно, что при таком управлении не могло даже быть речи
о завоеваниях. Наоборот, потерян ряд земель (к 800 г) и инициатива
стала переходить к христианам [65-2]. Хотя арабы и тут чувствовали
себя не слишком плохо [здесь же, чуть далее]
Произошло, правда, их первое разделение в идеологического плана:
в 656 г. Али убил халифа Османа, в 657 же его самого покинули 12
тыс. воинов, создавшие новое течение- хариджиты. Эти три течения,
вначале только политические, создали себе идеологические системы,
стереотипы взаимоотношений друг с другом и внутри своих общин и
завербовали сторонников из числа покоренных этносов, причем горожане,
оппозиционные к правительству, часто предпочитали шиизм, а кочевники
становились хариджитами. При этом активно действовали гебры-огнепоклонники,
хуррамиты-маздакиты, христиане-монофизиты в Армении и Египте и монофелиты
в горах Ливана. И всё это разнообразие было необходимо (лишь - ЛМ)
как повод для кровопролития, ибо страсти, сжигавшие сердца арабов,
требовали выхода" [66 - 2, 3].
Ц-5: "Соотношение между категориями "этнос" и "культура"
крайне вариабельно. Этнос не может без заветов, (запретов? - ЛМ),
навыков, представлений о справедливости, родовых святынь. Но когда
это все создано, стало привычным, установившийся порядок может существовать
как дом, из которого выгнали семью. Когда создатели культурного
комплекса оказались в положении угнетенных, а иноземцы - привилегированных.
Так было в Арабском халифате IX в". [66-4]
Ц-6: "Возникали многочисленные секты, члены коих называли себя
шиитами, чтобы избежать гонений. Секты захватывали власть и обогащались,
равно как и правоверные сунниты, когда им удавалось подавить мятежников.
А так как самим выдумывать философские концепции сложно, то рассказы
о них подслушивали на базарах у приезжих, ибо среди купцов были
образованные люди и даже ученые. Оригинальные этнические мироощущения
и мировоззрения вытеснялись привозными. Все это называлось "мусульманской
культурой" и предлагалось соседним христианским народам как
высшее достижение интеллекта
Те реагировали двояко: греки, гордые древней культурной традицией,
воспринимали "восточную" философию скептически, французы
и испанцы принимали её с восторгом, но с определенной степенью критики,
хотя ничего существенного противопоставить не могли. Арианская традиция
была к IX в. забыта, а с нею ушла былая грамотность белого духовенства.
Таково было обаяние культуры инерционного периода арабского этногенеза"
[67-25 строка снизу - 4]
Ц-7: "С победой Аббасидов центр тяжести культуры переместился
в новый город - Багдад. В Ираке были другие читатели, нежели в Сирии.
Большая часть иракских арабов происходила от буйных воинов Куфы
и Басры - военных колоний VII в. К их числу добавились персы и потомки
купцов, приезжавших в Басру через 94Персидский залив. Этим пассионариям
второго-третьего поколений нужна была собственная идеология: философия
и теология. Они обрели таковую и отделились от правоверия. Их так
и называли: "мутазилиты" (отщепенцы)" [69-1]
Ц-8: "По сути дела они перестали быть мусульманами. Отрицая
несозданность Корана, они отрицали и святость его, что позволяло
им толковать суры (тексты) аллегорически, т.е. как угодно. Не признавая
предопределения, они выступали против фатализма, т.к. Аллах не предписывает
творить зло, а поскольку такое налицо, то оно исходит не от Бога,
а от свободной воли. В этом они смыкались с зороастризмом, ибо при
отсутствии возможности выбора между добром и злом свободной воле
людей негде проявиться. Бога мутазилиты считали непознаваемым, так
что не было возможности отличить его от Шайтана. Рай и ад они считали
метафорами, а не реальностью.
Вместе с этим они были противниками вольнодумства
Халиф Мамун в 827 г. объявил их учение гос. исповеданием (827
г), учредил инквизицию (михна) (833 г). Этот жестокий режим просуществовал
до 850-851 гг., но, увы, \ мусульманская веротерпимость не вернулась;
только теперь еретиками считали самих мутазилитов наряду с хариджитами,
1шиитами, "зиндиками"
Кратковременное их господство в халифате имело грандиозные последствия
Небольшой кружок интеллигентов, читавших лекции, переводивших на
арабский язык греческих философов и проводивших научные диспуты,
встал между правительством и народом. Ради успеха своего учения
мутазилиты реорганизовали гвардию; правительство вооружалось против
своего народа
Но еще более вредным последствием для ислама было распространение
тезиса "батин" (внутренний смысл), допускавшего любой
произвол в толковании Корана. Как только это учение попало в руки
деловых интриганов, они создали систему исмаилизма, или карматства,
основанную на тайной мудрости для посвященных и безусловном повиновении
для профанов; а где тайна - там дьявол. И тут кровь потекла еще
обильнее" [70-1, 2, 3, 4, 71-1]
Параграф 11. Поборники искажённого света
Карматы окопались в Бахрейне и даже создали там своё государство
с центром в Лахсе (899 г). Возникли 1--- они лет на 50 ранее, будучи
вышедшими из подполья "зиндиками" (то же, что гностики,
т.к. "зенд" по-персидски - "смысл"), загнанными
туда исламом с самого начала. (Несмотря на веротерпимость - шариат
давал право
Основатель - Абдула ибн-Маймун; его последователь Убейдулла
|