Из "Истоки и смысл русского коммунизма"
(Бердяев)
С одной стороны Русский коммунизм - явление мировое и интернациональное,
с другой стороны - явление русское и национальное
Русский народ по своей душевной структуре народ восточный. Россия
- христианский Восток, который в течение двух столетий подвергался
сильному влиянию Запада и в своем верхнем культурном слое ассимилировал
все западные идеи
В типе русского человека всегда сталкиваются два элемента - первобытное,
природное язычество, стихийность бесконечной русской земли и православный,
из Византии полученный, аскетизм, устремленность к потустороннему
миру
Элемент природно-языческий вошел и в русское христианство
в Московский период в русской церкви было наименьшее количество
святых. Лучший период в истории русской церкви был период татарского
ига, тогда она была наиболее духовно независима и в ней был сильный
социальный элемент
Приемы Петра были совершенно большевистские (уничтожить старую
Россию, вырвать с корнем те чувства, которые лежали в основе её
жизни)
Но большевистская революция путем страшных насилий освободила народные
силы, призвала их к исторической активности, в этом её значение.
Переворот же Петра, усилив русское государство, толкнув Россию на
путь западного и мирового просвещения, усилил раскол между народом
и верхним культурным и правящим слоем
По своим понятиям о собственности русские крестьяне всегда считали
неправдой, что дворяне владеют огромными землями. Западные понятия
о собственности были чужды русскому народу, эти понятия были слабы
даже у дворян. Земля Божья и все
трудящиеся, обрабатывающие землю, могут ею пользоваться.
Русский народ с одинаковым основанием можно характеризовать, как
народ государственно-деспотический и анархически-
свободолюбивый, как народ склонный к национализму и национальному
самомнению, и народ универсального духа, более всех способный к
всечеловечности, жестокий и необычайно человечный, склонный причинять
страдания и до болезненности сострадательный. Эта противоречивость
создана всей русской историей и вечным конфликтом инстинкта государственного
могущества с инстинктом свободолюбия и правдолюбия народа
Интеллигенция была у нас идеологической, а не профессиональной
и экономической группировкой, объединенная исключительно идеями
и притом идеями социального характера
проблема теодицеи, проблема оправдания страдания, которая есть
основная русская проблема и источник русского атеизма,
проблема цены прогресса, которая будет играть большую роль в социальной
мысли 80-х годов
нигилизм нужно признать религиозным феноменом
Это есть вывернутая на изнанку православная аскеза, безблагодатная
аскеза
Нигилизм считает греховной роскошью не только искусство, метафизику,
духовные vemmnqrh, но и религию. Все силы должны быть отданы на
эмансипацию земного человека, эмансипацию трудового народа от непомерных
страданий, на
создание условий счастливой жизни, на уничтожение суеверий и предрассудков,
условных норм и возвышенных идей, порабощающих человека и мешающих
его счастью. Это - единое на потребу, все остальное от лукавого
Греховными почитались государство, право, традиционная мораль,
ибо они оправдывали порабощение человека и народа
Если тип русского революционера-народника был по преимуществу эмоциональный,
то тип русского революционера-марксиста был по преимуществу интеллектуальный
Большевизм - по-русски трансформированный марксизмом. Он воспринял
не научную сторону марксизма, а его религиозную сторону, допускающую
экзальтацию революционной воли, выдвигающую на первый план революционную
борьбу пролетариата, руководимую организованным меньшинством, вдохновленным
сознательной пролетарской идеей
Если это незначительное меньшинство целиком одержимо титанической
идеей пролетариата, если его революционная воля экзальтирована,
если оно хорошо организовано и дисциплинировано, то оно может совершать
чудеса, может преодолеть детерминизм социальной закономерности.
Ленин доказал на практике, что это возможно. Он совершал революцию
во имя Маркса, но не по Марксу
Народ не принял революционной интеллигенции. Нужен был новый революционный
миф. И миф о народе был заменен мифом о пролетариате. Марксизм разложил
понятие народа, как целостного организма, разложил на классы
Произошло как бы отождествление русского народа с пролетариатом,
русского мессианизма с пролетарским мессианизмом.
Поднялась рабоче-крестьянская, советская Россия. В ней народ - крестьянство
соединился с народом-пролетариатом
вопреки всему тому, что говорил Маркс, который считал крестьянство
мелкобуржуазным, реакционным классом
Большевизм оказался наименее утопическим и наиболее реалистическим,
наиболее соответствующим всей ситуации, как она сложилась в России
в 1917 году, и наиболее верным некоторым исконным русским традициям,
и русским исканиям универсальной социальной правды, понятой максималистически,
и русским методам управления и властвования насилием.
Это было определено всем ходом русской истории, но также и слабостью
у нас творческих духовных сил. Коммунизм оказался неотвратимой судьбой
России, внутренним моментом в судьбе русского народа
Русский коммунизм должен представляться людям Запада коммунизмом
азиатским. И вряд ли такого рода коммунистическая
революция возможна в странах Западной Европы, там, конечно, все
будет по иному. Самый интернационализм русской коммунистической
революции - чисто русский, национальный. Я склонен думать, что даже
активное участие евреев в русском коммунизме очень характерно для
России и для русского народа
Революции - напоминание христианам о неосуществленной ими правде
Она уродлива и насильственна, как уродливо и насильственно рождение
ребенка, уродливы и насильственны муки рождающей матери, уродлив
и подвержен насилию рождающийся ребенок. Таково проклятие греховного
мира. И на русской революции, быть может больше, чем на всякой другой,
лежит отсвет Апокалипсиса. Смешны и жалки суждения о ней с точки
зрения нормативной, с точки зрения нормативной религии и морали,
нормативного понимания права и хозяйства. Озлобленность деятелей
революции не может не отталкивать, но судить о ней нельзя исключительно
с точки зрения индивидуальной морали
Природа русского народа женственна. Она всегда подвергалась изнасилованию
чуждым ей мужественным началом
В коммунизме есть здоровое, верное и вполне согласное с христианством
понимание жизни каждого человека, как служения сверхличной цели,
как служения не себе, а великому целому. Но эта верная идея искажается
отрицанием самостоятельной
ценности и достоинства каждой человеческой личности, её духовной
свободы. В коммунизме есть также верная идея, что человек призван
в соединении с другими людьми регулировать и организовывать социальную
и космическую жизнь. Но в русском коммунизме эта идея, нашедшая
себе самое радикальное выражение у христианского мыслителя Н.Федорова,
приняла почти маниакальные формы и превращает человека в орудие
и средство революции
Правда и ложь так перемешаны в коммунизме именно потому, что коммунизм
есть не только социальный феномен, но и феномен духовный. В идее
бесклассового, трудового общества, в котором каждый работает для
других и для всех, для сверхличной цели, не заключается отрицания
Бога, духа, свободы и даже наоборот, эта идея более согласна с христианством,
чем идея, на которой основано буржуазное капиталистическое общество
Тоталитарным может быть лишь царство Божье, царство кесаря всегда
частично
Движение к социализму - к социализму понимаемому в широком, не
доктринерском смысле - есть мировое явление. Этот
мировой перелом к новому обществу, образ которого еще не ясен, совершается
через переходные стадии. Такой переходной стадией является то, что
называют связанным, регулированным, государственным капитализмом
Лучший тип коммуниста, т.е. человека целиком захваченного служением
идее, способного на огромные жертвы и на бескорыстный энтузиазм,
возможен только вследствие христианского воспитания человеческих
душ, вследствие переработки
натурального человека христианским духом
Национальный человек - больше, а не меньше, чем просто человек,
в нем есть родовые черты человека вообще и есть черты индивидуально-национальные
Нация есть динамическая субстанция, а не переходящая историческая
функция, она корнями своими врастает в таинственную глубину жизни
Уход из национальной жизни, странничество - чисто русское явление,
запечатленное русским национальным духом
В основу русской идеи легло создание русского человека, как всечеловека
И если русский империализм не будет выражением этого русского народного
духа, то он начнет разлагаться и приведет к распадению России. Великая
империя, верящая в свою силу и свое призвание, не может превращать
своих граждан в бесправных париев, как то было у нас с евреями.
Это ведет к распадению империалистического единства. Лишь свободные
граждане могут быть опорой империи. Большое количество бесправных,
гонимых и всячески озлобляемых, представляет опасность
У женщин очень слабо развито чувство истории, их очень трудно довести
до сознания исторической задачи и исторической ценности, их взгляд
на жизнь - безнадежно и безвыходно "частный". Женское
частное сострадание может привести к увеличению страданий, ибо оно
не видит общей перспективы человеческой жизни, целиком захвачено
временно-частным.
Такое женски-частное и женски-сострадательное отношение к жизни
всегда бывает результатом решительного преобладания чувства над
волей. Если бы в мире господствовало исключительно женственное начало,
то истории не было бы, мир остался бы в "частном" состоянии,
в "семейном" кругу. Менее всего можно бы
в отношении к жизни русских людей есть как бы преобладание женственного,
господства чувства женственного сострадания,
женственных "частных" оценок, женственного отвращения
к истории, к жестокости и суровости всего исторического, к холоду
и огню восходящего ввысь духа
Главная беда России - в слабости русской воли, в недостатке общественного
самовоспитания и самодисциплины
Не раз уже указывали на то, что сам русский атеизм религиозен
Все своеобразие славянской и русской мистики - в искании града
Божьего, града грядущего, в ожидании сошествия на землю Небесного
Иерусалима, в жажде всеобщего спасения и всеобщего блага, в апокалиптической
настроенности
Русский дух, устремленный к абсолютному во всем, не овладевает
мужественной сферой относительного и серединного, он отдается во
власть внешних сил. Он хочет святости в жизни абсолютной … и готов
мириться с грязью и низостью в жизни относительной плоть и кровь
не наследуют вечности, и вечной может быть только Россия духа. Россия
духа может быть раскрыта путем мужественной жертвы жизнью в животной
теплоте коллективной родовой плоти. Возрождение России к новой жизни
может быть связана лишь с мужественными, активными и творящими путями
духа, с раскрытием Христа внутри человека и народа, а не с натуралистической
родовой стихией, вечно влекущей и порабощающей
Розанов - гениальный выразитель ... русской стихии
бабье и рабье
Русский человек, человек земли, чувствует себя беспомощным овладеть
этими пространствами и организовать их. Он слишком привык возлагать
эту организацию на центральную власть, как бы трансцендентную для
него. И в собственной душе wsbqrbser он необьятность, с которой
трудно ему справиться. Широк русский человек, широк как русская
земля, как русские поля. Славянский хаос бушует в нем. Огромность
русских пространств не способствовала выработке в русском человеке
самодисциплины и самодеятельности, - он расплывался в пространстве
Русский человек не очень ищет истины, он ищет правды, которую мыслит
то религиозно, то морально, то социально
Русский народ, быть может, самый духовный народ в мире
Но духовность его плавает в какой-то стихийной душевности, даже
в телесности. В этой безбрежной духовности мужественное начало не
овладевает женственным началом, не оформляет его. А это значит,
что дух не овладел душевным. На этой почве рождается недоверие,
равнодушие и враждебное отношение к мысли, к идеям. На этой же почве
рождается и давно известная слабость русской воли, русского характера
Земля есть Каинова, и земля есть Авелева. И твоя, русский, земля
есть Каинова. Ты проклял свою землю, и земля прокляла тебя. Вот
нигилизм и его формула. - Мы не уважали себя. Суть Руси, что она
не уважает себя
Можно уважать труд и пот, а мы не потели и не трудились
Да, была оппозиция. Да, царь скапризничал. Но когда же на Руси
"хватало" чего-нибудь без труда еврея и без труда немца?
Христианство вдруг все позабыли, в один момент, - мужики, солдаты,
- потому что не вспомоществует, что оно не предупредило ни войны,
ни бесхлебицы справедливость с нами. Но решительно везде, где могут,
- стараются жить на счёт друг друга, обманывают, сутенерничают.
И думая о счастье - впадают все в большее и большее несчастье
Мы, как и евреи, призваны к идеям и чувствам, молитве и музыке,
но не господству
Русские имеют свойство отдаваться беззаветно чужим
Но чем эта "отдача" беззаветнее, чище, бескорыстнее,
даже до "убийства себя", тем таинственным
образом она сильнее действует на того кому была "отдача"
Весь русский социализм в идеальной и чистой своей основе, основе
первоначальной, женственен; и есть только расширение "русской
жалости"
И, овладев, в сущности, испортили 1/6 часть суши
Русские в странном обольщении утверждали, что они "и восточный,
и западный народ", не замечая, что скорее они и не западный,
и не восточный народ
На Востоке они ободрали и споили бурят, черемисов, киргиз-кайсаков,
ободрали Армению и Грузию. В Европе явилось, как Герцен и Бакунин
"внесли социализм". Но принесли ли мы семью? добрые начала
нравов? Трудоспособность? Ни-ни-ни. Евреи - весь свет Азии, весь
смысл её, но они гигантскими усилиями, неутомимой деятельностью
становятся мало-помалу и первым народом Европы
Я за всю жизнь никогда не видел еврея, посмеявшегося над пьяным
или над ленивым русским
Среди "свинства" русских есть, правда, одно дорогое качество-интимность,
задушевность. Евреи-то же.
И вот этою чертою они ужасно связываются с русскими. Только русский
есть пьяный задушевный человек, а еврей есть трезвый задушевный
человек
жена "обладает мужем чарующим "безволием"
Что будет "мило" мне, то, поверьте, станет и "законом"
мне
|