Макар и его телята
Статья Фёдора Раззакова
В начале 70-х советская идеология, напуганная чехословацкими событиями
и началом еврейской эмиграции из СССР (с 1971-го), резко повернула
руль своего пропагандистского аппарата в сторону державного курса.
На эстраде были отодвинуты на задний план (их убрали из телеэфиров,
сократили тиражи грампластинок и т.д.) исполнители еврейского происхождения
(Майя Кристалинская, Вадим Мулерман, Аида Ведищева, Нина Бродская,
Лариса Мондрус и др.), а вместо них на эстраду пришел настоящий
интернациональный десант из представителей Центра (РСФСР) и союзных
республик (Лев Лещенко, София Ротару, Кола Бельды, Виктор Вуячич,
Валентина Толкунова, Юрий Богатиков, Сергей Захаров, Евгений Мартынов,
Надежда Чепрага, Роза Рымбаева, Тамара Шакирова, Геннадий Белов,
Яак Йоала и др.). Появление этого десанта, который должен был символизировать
нерушимую дружбу советских народов, заметно обогатило тогдашнюю
эстраду, влив в нее свежую и мощную струю
У этого курса были противники из числа либеральной интеллигенции.
В основе их протеста лежало два мотива: страх, что будет похоронена
их мечта о либеральных свободах, и чувство солидарности с изгнанными
с эстрады соплеменниками (ведь многие советские либералы были евреями,
в том числе и наш герой - Макаревич)
Русскоязычная рок-музыка была ориентирована на антипафосную волну.
То есть если в официальной эстраде её исполнители прославляли коллективизм
(ту же дружбу народов) и воспевали прекрасное настоящее (а также
будущее), то рокеры главным образом пели о человеческом одиночестве,
тоске и серых буднях
Фарцовщикам из мира искусства власти создавали тепличные условия,
особенно если эти фарцовщики были "завязаны" на нужных властям
людей. Так было, к примеру, с окружением Владимира Высоцкого. Вокруг
самого певца власти намеренно создавали ореол гонимого, а сами разрешали
ему делать многое из того, чего другим гонимым делать запрещалось:
выступать в самых вместительных залах (во дворцах спорта), по шесть
месяцев в году находиться за границей. Также власти закрывали глаза
на многие "художества" певца вроде левых концертов, нарушений
трудовой дисциплины, наркомании и т. д. Та же история происходила
и с "Машиной времени", которая в своей среде считалась этаким
"рок-н-ролльным Высоцким". Так что, по большому счету, никакой
особенной борьбы "Машины времени" с советским режимом не было,
а была всего лишь ловкая имитация этой борьбы, которая целиком и
полностью контролировалась и направлялась из ЦК КПСС и КГБ
Имитация эта проводилась с одной целью: держать под контролем молодежную
(рок-н-ролльную) среду и влиять на нее
Именно с согласия ЦК КПСС и КГБ Макаревич и К° и были назначены
властью Главными Художниками в рок-среде (как Аркадий Райкин в сатире,
Владимир Высоцкий в бардовской песне и т. д.). Как пишет сам Макаревич
в своих мемуарах (лукаво не имея в виду себя): "Выбирался один
Главный Художник в каждом направлении - в живописи, скульптуре,
литературе, музыке, и через них власть общалась (в одностороннем
порядке, разумеется) со всей остальной творческой интеллигенцией..."
Это была обычная практика советских времен, однако со второй половины
60-х в ней стали происходить существенные сдвиги. Они объяснялись
соглашательской политикой коммунистических партий Запада в отношении
социал-демократии (из этого соглашательства в итоге родится могильщик
"развитого социализма" - еврокоммунизм), которая вынудила и
советские власти делать еще более значительные уступки своим либералам.
Отсюда - разгром "сталинистской" группировки Шелепина, начало
еврейской эмиграции, послабления диссидентам политическим, а также
и культурным. Особенно заметными эти уступки стали во второй половине
70-х, в разгар разрядки. Например, в молодежной культурной политике
это выглядело следующим образом
Осень 1974 - миньоны западных рок-групп ("Битлз", "Роллинг
Стоунз", "Свит", "Ти Рекс")
Осень 1975 - хит-парады
Август 76 - приехал Клифф Ричард
79 - Элтон Джон
Январь 77-го - "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады"
Декабрь 1978 - "Бони М"
78 - студии звукозаписи, где за 1 рубль можно было записать 10
минут на магнитофонную ленту не только любую западную группу, но
и любой её альбом (начиная от старых и заканчивая новинками).
1979 - рок-фестиваль в Таллине
1980 - в Тбилиси
Концертной базой якобы гонимой "Машины времени" к тому времени
был не какой-нибудь захолустный клуб на окраине Москвы, а... Министерство
мясной и молочной промышленности РСФСР, располагавшееся в самом
центре столицы!
О каком застое можно говорить, если в те годы в СССР существовали
сотни (!) рок-групп
за 70-е годы было создано столько шедевральных хитов, что один
их перечень займет несколько страниц
либералов из ЦК КПСС и КГБ (в своих мемуарах сам Макаревич проговаривается
и называет их "бесшумной мягкой лапой, останавливающей любые
поползновения в нашу сторону")
В 1979 имитация противостояния утратила актуальность, и было решено
форсировать события - начать открытую вербовку рок-музыкантов для
будущей либеральной "перестройки"
Этот процесс активно заработает на закате брежневской эпохи - в
1982 году, когда либералы во власти станут готовить почву для прихода
в Кремль своего диктатора - Юрия Андропова. Именно под его приглядом
в тому году в Ленинграде будет создана рок-лаборатория, которая
объединит большинство советских рок-групп (чуть позже такая же структура
возникнет и в Москве)
"Машина" никогда никакой борьбой не занималась, а лишь ловко
паразитировала на надеждах поклонников
Гонения были не опасны и даже шли ему же во благо:
- стимулировали творчество
- добавляли популярности
гардероб каждого "машиниста" тянул чуть ли не на тысячу полновесных
советских рублей!)
Макаревич был тогда женат на номенклатурной "единице" - дочери
известного политического обозревателя ЦТ Игоря Фесуненко.
Назовите хоть одну "отрубленную голову" в той же рок-среде!
По-настоящему серьезные гонения на советский рок случились лишь
однажды - в 1984 году, когда державники во власти в пику либералам
попытались составить "черные списки" рок-групп и лишить их
официальной господдержки. Однако эта попытка тут же и провалилась,
поскольку уже меньше чем через год к власти пришел ученик Андропова
- либерал Михаил Горбачёв (человек, которому Макаревич сегодня,
по его словам, готов в ножки поклониться).
режиму, который начал формироваться при Горбачёве рок-н-ролл в
том виде, что он существовал до этого, был уже не нужен.
в СССР Макаревич зарабатывал 100-200 тысяч рублей в год
теперь его гонорар вырос в десятки тысяч раз (несколько миллионов
долларов в год)
Фёдор РАЗЗАКОВ, 25/12/2008
"страдальцев от Советской власти" типа: Сванидзе, Новодворской,
Киселевых, Соловьевых, Грызловых, Черномырдиных и прочих сволочей
от chorist на 25/12/2008
в деревнях конца 60-х еще ходили в лаптях. А моя мать,1938 года
рождения, первый раз настоящий хлеб попробовала в 1957 году. В городах
жили неплохо, (рабочие получали 300-400 рублей в сталелитейном цеху),
но в колхозе даже гвоздь бесплатно не давали на постройку дома.
В то же время в городах давали бесплатно квартиры, да еще и за халявную
квартплату. Когда пацаном я работал на току, за месяц я получил...1,5
рубля!!!
от Moreman на 26/12/2008
Ну, уж и не знаю, где и в какие времена жил chorist, но я свою первую
в жизни зарплату получил именно в деревне. Была у нас для пацанов
такая специальность - телят пасти. Огромное стадо 250 бычков, -
два пацана-пастуха. Потому что телята-бычки, они как дети, носятся
весь день, как угорелые, и взрослым не набегаться за этими хулиганами.
А платили очень хорошо. За первый месяц особенно много, потому что
включали туда ещё и перегон стада на пастбище. Это весьма утомительное
занятие - гнать много километров стадо ещё слабеньких после зимы
телят. Одним словом, первая моя зарплата была - 301 рубль (триста
один рубль). Понятное дело, я такого не ожидал. Пошли с бабушкой
в магазин, накупили всего к школе, одежду-обувь, велосипед новый
"Минск" - 63 рубля он тогда стоил, как сейчас помню. И ещё
куча денег осталась. Даже папа мой всерьёз обиделся на жизнь, говорил,
мол, я, начальник отдела крупного треста, получаю меньше! Дескать,
может всё бросить, да поехать в деревню - крутить хвосты телятам?
И вообще, у нас деревенские жили гораздо зажиточнее городских. Машины
у многих, в каждом практически дворе была какая-то техника, как
минимум мотоцикл или мотороллер, приусадебные участки, сады, наделы
земли колхозникам, свежие фрукты-овощи, молоко, коровы, свиньи,
бессчетные стада уток, куры, гуси, и т.д. Вся пацанва на мопедах,
что постарше - на мотоциклах. Нам, городским, обо всём этом можно
было только мечтать. Зажиточно жили колхозники в нашей деревне,
колхоз наш был - миллионер. Но знаю, что были в те времена и бедные
колхозы, убыточные, поездил по стране - сам такие видел. Но их было
явное меньшинство. Где-то видел статистику, всего лишь около 1%
колхозов были убыточными.
от rels на 26/12/2008
Мы сами не правильно живем, если не можем по доброму относиться
друг к другу
от Patron на 27/12/2008
Есть много талантливых людей,но не все они становились Личностью.
от mihail на 29/12/2008
chorist Я сам горожанин, но в деревне живал подолгу. Платили там,
конечно, меньше чем в городе, но уж не 1,5 руб. в смену (сам работал
на току, знаю), а как минимум, в несколько раз больше. На дискотеки
ходили постоянно, что тоже хорошо помню.
от pauker на 04/01/2009
Самой большой ошибкой Советской Власти во все времена в отношениях
с деятелями искусства были ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ: "рядовой"
поэт шагу не мог сделать за рамки традиционной поэзии и "социалистического
реализма". А весьма и весьма либеральные Евтушенко и Вознесенский
колесили по всему миру и по советским стадионам! Потому что нужно
было показывать "Западу", что и у нас есть свобода слова
прочтите замечательную книгу Макара "Занимательная наркология"
(не пугайтесь, она не о "том"). У нас параллельно существовало
две совершенно разных страны. Великий Советский Союз с его выдающимися
научными, социальными и экономическими достижениями и грязный, циничный,
ХОЛУЙСКИЙ СОВОК.
|