Из соч. "Сербский народ как раб Божий"
Николая Сербского
Николай Сербский Велимирович (ум. 1956) - православный святой,
выдающийся богослов, епископ
Сочинение "Сербский народ как раб Божий" написано, по-видимому,
годах в 1920-х
Из Предисловия:
- Владыка Николай напоминает нам о том, что на протяжении столетий
главными хранителями сокровища веры были христианские народы, в
ряду которых сербы - признанные носители древнего идеала героизма
и мученичества - занимают достойное место
Его слова: "По крови мы - арийцы, по фамилии - славяне, по
имени - сербы, а по сердцу и духу - христиане"
Сербы верят, что неповторимый лик некогда христианской Европы вновь
проступит сквозь плотную пелену чужебесия, мрака и одичания. Верят
в покаяние европейских народов, в их скорое восстание [в смысле
- из пепла - ЛМ] - по пророчеству преподобного Серафима Саровского
и святого Николая Сербского - и в осуществление всего, что им предстоит
ещё совершить
Илья Числов
стр. 17, 31
Начинатель восьмисотлетней истории сербской - Стефан Неманя. Создатель
Сербского государства и династии Неманичей. Объединил в себе всех
святых и страдальцев, бывших до него - Часлава, Воислава, Бодина,
Иоанна-Владимира, Прохора, Иоанна Осоговского, Иоанна Рильского,
Параскеву Сербскую...
Последние годы жизни провёл в монашестве под именем Симеона
(После смерти назван Симеоном Мироточивым: мощи источают миро)
Он "показал пример", пишет Николай Сербский, а один из
его сыновей - Савва - "направил сербов далее" по пути
т.н. феодулии - гос. устройства, при котором основанием для всех
дел служит вера
Николай Сербский на протяжении брошюры напоминает об этом ещё не
раз: "Феодулия есть путь и церкви и государства в равной мере"
(45 стр.), "Феодулия есть богослужение" [в смысле, служение
Богу, а не церковная служба - ЛМ] (29 стр.) и др.
Почему мудрый Савва не говорил, как надо устроить собственный дом
и королевский двор, и как организовать государство, и подготовить
войско, и распределить дела и обязанности? Почему - не это, а лишь
о вере и только о вере? Потому что вера есть истина, а истина -
свет, а без света не видно ни пути, ни цели, без света не отличишь
брата от недруга, не узнаешь, зачем живёшь и кому служишь, кто воздаст
и чем воздастся за нашу службу. Истина - первая, главная и основное,
всё прочее приходит само собой
стр. 26
Какова разница между теократией и феодулией? Как между навязанным
господином и добровольным слугой
Теократия может быть двоякой: клерикальная (священническая) и светская
Клерикальная теократия единственно и известна - и страшно ненавистна
- в Европе; светская же теократия известна в мусульманском мире,
где калиф, шейх или шах является носителем божественной власти
стр. 32
Какой ещё народ в мире тек неприкрыто и нелицемерно говорит правду
и любит истину?
стр. 37
Сербская история не знает борьбы церкви с гос-вом. В отличие от
западных народов, история которых полна кровавых войн. Чем объяснить
первое, а чем второе? Первое - феодулией, а второе - теократией
Возьмём, к примеру, двух смирных волов, что, впряженные в одно
ярмо, тянут один воз и служат одному хозяину. Это феодулия. А теперь
возьмём двух волов, разъярившихся друг на друга, так что левый вырывается
из ярма и бодает своего товарища справа, заставляя его в одиночку
тянуть воз, а правый делает то же самое и с ним. Это - теократия:
война церкви против государства и война государства против церкви,
папы против королей и королей против папы. Ни один вол не желал
под ярмом служить Хозяину, каждый из них хотел играть роль Хозяина
и подгонять своего подъяремного оварища. Поэтому Хозяйский воз так
и остался на месте, а нива - невозделанной, и под конец заросла
сорняками
стр. 45
Савва ввёл феодулию и избежал западной аномалии, по которой церковь
якобы одна должна служить Богу, а не вместе с державой; должен пап
- но не вместе с королём, священник - но не вместе с гражданином
и воином.
Где бы церковь ни отделилась от государства, там непременно пребывает
в болезненном состоянии либо церковь, либо держава, либо же оне
обе.Разделённые церковь и гос-во - это означает служение двум разным
господам. То есть один служит Богу, другой - его противнику, сатане
стр. 46
То церковь была на службе у противников Божиих из-за теократии,
то держава - из-за автократии
То первая - из-за клерикализма - неправильного служения Богу, то
вторая - из-за профанации - полного отрицания службы Богу
Не по разуму, но по злобе разобщенных сторон. А злоба помрачает
разум, почему и стоит в Священном Писании предостережение: "Берегись,
чтобы злоба не помрачила твой разум"
стр. 48
Титулы сербских правителей: король, царь, деспот, автократор, севастократор
Все они писались под тем, что было самым первым и значимым - раб
Христа Бога
И это не было мёртвой буквой на бумаге. Они защищали веру - истину
Божию - решительно и неустанно. В этом они превзошли даже императоров
византийских
Они не копили богатства и не тратили их на строительство своих
дворцов, но всё отдавали на возведение храмов, народу на пользу
и своей душе во спасение
Насколько эти из задушбины послужили к пользе сербского народа,
о том и сам народ с благодарностью высказался в песнях своих, а
все историки признали и подтвердили
стр. 52, 80
Благородную страсть сербов - возведение задушбин (храмов во спасение
своей души) - невозможно встретить - в такой степени и масштабах
- ни у одного другого народа. Безчисленными и прекрасными задушбинами
они украсили не только свою землю, но и Албанию, Грецию, Хорватию,
Болгарию, Румынию, Валахию, Паннонию, Венгрию - вплоть до Карпат,
Святую Гору, Палестину, Южную Русь. В некоторых из этих стран задушбины
и по сей день являются самыми главными и самыми красивыми святынями
стр. 54
Пишут историки, будто некоторые Неманичи были великие грешники,
пишут о том, как брат предавал брата, как отец ополчался на сына,
а сын - на отца. Это - не неправда, но неправда, что только это
и составляло всё содержание их жизни, что это - всё их жизнеописание.
Они, историки, сказку сказывают до известного места, но не до конца.
Как если бы рассказ о Савле, обратившемся из гонителя христиан в
апостола Павла, останавливался бы лишь на первой части и до обращения
Савла в христианство бы так и не доходил
Действительно, некоторые из Неманичей грешили как люди - по человеческой
слабости, но они каялись в грехах и умирали как раскаявшиеся грешники
стр. 66
Национализм сербский всегда был универсально христианский, никогда
не был узким и глупым шовинизмом. Вот как можно было бы определить
сербский святосавский национализм: наводить поярдок в своём доме
и излишком своей силы и своего богатства помогать каждому народу
навести порядок в своём доме. Или: служить Христу Богу на своей
земле, по возможности же и по другим землям, близким и далёким,
вплоть до России и до горы Синайской, и даже до отдалённых концов
Вселенной. Христианский национализм в универсализме и универсализм
в христианском национализме
Сербы суть единственные носители этого идеала, в значительной степени
и доселе осуществляемого, а наряду с сербами ещё одни только русские
- из членов православной семьи народов Божиих на земле
стр. 74
Ни у одного православного народа не было такого числа правителей,
которые добровольно сошли с престола и ушли в монастырь
стр. 75
Раздоры между церковью и гос-вом всегда порождали еретиков и безбожников.
В сербском народе после подавления богумилов не было никакой ереси.
А безбожник - ни один не известен со времён Немани и до князя Милана
Обреновича, когда мы лицом к лицу столкнулись с Западной Европой
стр. 80
Патриархи сербские, равно как и владыки черногорские, были страждущими
рабами Христа Бога
стр. 82, 84
Вслед за ними и простой серб думал: "Если Неманя, старый и
немощный, принял постриг, то чего же я жду и почему бы мне не принять
монашество прежде неизбежной смерти? Если Савва попрал собственную
юность и ушёл в монастырь, то зачем мне ценить свою, коя словно
цветы отцветает? И если наши короли и монахи постились и на рогоже
спали ради спасения души, неужели мне искать господства и наслаждений?
И если вся знать сербская строила монастыри и храмы, почему бы мне
хотя бы не поставить свечку?"
Сербский дом стал настоящим монастырём, с единственным отличием
- освящением брака ради приумножения народа Божия; и с сокращённым
правилом молитвы - по необходимости, что компенсировалось б'ольшим
трудом
Что есть Иерусалим земной в сравнении с Иерусалимом небесным? Я
бы хотел отправиться в паломничество в Иерусалим земной, где ступала
нога Спасителя моего, но у меня нет возможности сделать это! Поэтому
я подымусь к горнему Иерусалиму, где не только следы Его, но и Сам
Он, воскресший и вознесшийся
стр. 85
Каждый серб мог пойти в свои местные обители - и действительно -
шёл каждый. Часто и надолго. Исповедовался, причащался, возвышал
и соединял свой дух с Богом; проведать сына или внука, в монастыре
учившегося - и самому поучиться. Монастыри были самой лучшей школой
для народа, какая когда-либо существовала в сербском роде
стр. 89
От тяжких искушений и частых катаклизм серб научился молчать и глубоко
задумываться. За всяким раздумьем о прошлом следовал вывод: так
и должно было быть! Должен был честной Лазарь на Косове погибнуть
за истину, дабы воскреснуть во славе. Должен был деспот Джюрадж
люто страдать и смотреть на своих сыновей ослеплённых и на дочь,
выданную замуж за мусульманина. Это было последствием греха родителя,
предателя Вука. Убыток на земле есть прибыль на небесах
стр. 91
Путь сербского народы ведёт по опасной крутизне над бездной. Этим
путём может пройти без страха лишь лунатик. Если бы сербы смотрели
вниз, они упали бы и пропали. Но они глядели ввысь, в небо - и шагали
бессознательно или едва сознавая, что делают
Порою срывались, но выкарабкивались. (Лишь) одиночки срывались
и больше не возвращались
стр. 93
На узкой тропе над бездной помощь оказывал не теоретик, но практик.
Не способен помочь и философ, который лишь предчувствует и предугадывает,
а менее всего учёный, который всё знает в обратном порядке и ничего
не знает наперёд
на узкой тропе проводником может быть только тот, кто уже прошёл
этот путь. На страшном пути, которым шёл сербский народ последние
800 лет, проводником был Иисус Христос
стр. 95
"Христиане страдают наравне с безбожниками, потому что переносят
всё с лёгкостью"
(Ибо знают, что идут во град Царя Вышнего и что их рука Господня
поддерживает)
- Правда же, странное утверждение? "Страдают, потому что легко
переносят страдание"! Однако автор так и пишет, не замечая
вопиющей нелогичности
Дословно:
"Если язычники и безбожники страдают, почему христиане страдают
тоже? Между тем, хотя страдания неверных и верных как будто и одинаковы,
смысл и цель страданий неизмеримо различны. Представьте себе высокую
гору, крутую и отвесную, и на вершине горы - великолепный град.
Гору эту опоясывает кругом путь, широкий и блистательный, который
никуда не ведёт, ибо проложен вокруг горы. На верхже, по крутизне,
ведёт тесная тропинка - ко граду. Одни путники идут сим широким
и окружным путём, не зная, куда и зачем; без какой-либо надежды
на лучшую жизнь в конце пути; без надежды на награду. Другое - той
крутой стезёй, зная, почему обливаются потом и куда идут. И потому
переносят всё с лёгкостью, ибо знают, что идут во град Царя Вышнего
и что их рука Господня поддерживает"
ОТЧЕГО ЖЕ всё-таки страдают христиане, так и не ясно
стр. 97
Страдал и великий русский народ, но ни на треть не страдал так,
как сербы
Страдали и греки, но гораздо меньше, ибо защищались с помощью ловкости
и уступок
Крест румын и болгар был несравнимо легче креста сербского
В турецком царстве серб-милет был самым ненавидимым. В Австро-Венгрии
- тоже. Почему? потому что сербы упорно стояли за Христа и сражались
за крест честной
----
Честной крест и златая свобода
стр. 103
О, эта Великая Небесная Сербия! Она представляет уже давно воплощённый
идеал Великой Сербии. Мы верим, что в ней больше ста миллионов крещёных
сербов
стр. 114
Чего сербский народ добился своей феодулией, своим служением Христу
Богу? Добился всего, и будет всего добиваться до конца света, чего
может добиться конкретный народ
Добился того, что за 800 лет не имел ни религиозной войны, ни экономической
войны, ни инородца в правителях в пору своей свободы. Уже только
эти три показателя есть достаточное чудо для народов на Балканах
и во всей Европе. Однако это не самое важное
Он добился создания великой и утончённой культуры жизни и труда,
коя вся проникнута духом святым и хозяйским. Но и это не самое важное
Он добился сведения к гармонии того, что зовётся индивидуальным
и коллективным, дабы не раскачивалось больше, как маятник, туда-сюда
- т.е. добился сохранения коллективной жизни, но при этом - неущемления
личности. Однако и это не самое важное
Ещё он достиг человечности и сердечности в отношениях между людьми,
так что и слугу своего включает в число своих домочадцев, и последнего
ннщего сажает за праздничный стол и прислуживает ему как князю,
что есть великое достижение, но не самое важное
Ещё он добился того, что чисто по-семейному заботится о соседних
народах и обо всём человечестве - с искренней любовью, молясь Богу
великодушной молитвой: помоги, боже, всем, и нам тоже. Но и это
не самое важное
Добился ещё и того, что имеет пропорционально большее число знаменитых
мужей и жён, и больше святых и героев, и больше полей сражений,
решающих для Балкан и Европы, чем какой бы то ни было соседний народ.
Но и это не самое важное
Ещё он добился того, что чрез Христа дошёл до познания истинного
смысла, пути и цели жизни человеческой на земле, равно как и ясного
и засвидетельствованного образа Царства Небесного. Это - самое важное
из всего, и всё прочее проистекло из этого
стр. 118
Но с 1918 года по 1941 сербский народ пережил катастрофу, более
тяжкую, чем та, что постигла его на Косове. Ибо на Косове пало воинство,
но не пала с ним народная идеология, не пала истина; было повержено
царство земное, но не было повержено вместе с ним Царство небесное;
пали слуги Христовы, но не пал Сам Христос; сломлены были крестоносцы,
но не крест
В последний же период нашей истории преобретено было царство земное,
но стало стремительно утрачиваться Царство Небесное
Государство выпряглось из ярма служения Христу и само поставило
под ярмо прочие институты, дабы служили ему: и церковь, и школу,
и армию, и все общественные учреждения
Земное царство стало не просто идеалом, но идолом
Была достигнута кульминация того умственного и нравственного распада,
что начался по смерти князя Михаила
стр. 119
Распад начался с партизанства; и начался, и довершён партизанством.
Причём партизанством четырёх видов: интеллектуальным, моральным,
политическим и экономическим. Сыновья сербских крестьян повернулись
к Западу... чтобы искать в первую очередь истину, кою Запад утратил,
ищет сам вот уже несколько веков, и не нашёл, но раскололся на интеллектуальные
партии. Разбились на партии и сыновья сербских крестьян
Югославия представляла собой для сербского народа величайшее недоразумение
и самое постыдное унижение
стр. 122
Малые знания приобретаются учением, великие знания приобретаются
верою и честностью
стр. 122
Христововерный и честный Карагеоргий не обладал всеми мелкими и
мелочными знаниями современных сербов, но он обладал всеми великими
знаниями. Карагеоргий предусматривал не нынешнюю Югославию, но этерию
(содружество, союз) православных народов на Балканах с опорой на
Россию
Его идея, тогда отвергнутая, сейчас выносится на повестку дня
стр. 124
Это царство может принести всему человечеству счастье и осуществить
мистическое тысячелетнее царство мира на земле (, предсказанное
Иоанном Богословом в Апокалипсисе)
стр. 128
Сербский народ должен твёрдо встать на свой исторический путь служения
Богу, и коли уж свернул с него, должен снова воротиться на сей путь.
Он в этерии православных народов должен воссиять как самый последовательный,
самый закалённый и самый прославленный слуга Христа Бога, так чтобы
остальным народам служить примером. Мы подчёркиваем: самый последовательный,
самый закалённый и самый прославленный
стр. 128
Исторические события это подтверждают. В своей прямолинейности и
последовательности сербы превзошли даже русских, не говоря уже о
других православных народах - конъюнктурщиках в безчисленные решающие
минуты
Русская интеллигенция, сытая брюхом да ленивая духом, была соблазнена
христоборцем Дарвином, Марксом, Ренаном и прочими западными сатанистами,
в большей степени, недели сербская
Не потому, что сербская интеллигенция была лучше русской, но потому,
что больше боялась свободного, храброго и мудрого крестьянина сербского,
который её кормил
И всё же, разленившись на свободе, как на летнем припёке, сербский
крестьянский народ позволил своей интеллигенции впрыснуть ему все
яды западной смерти в его дух и душу
стр. 134
Три программных принципа:
- Отвержение всех и освобождение ото всех неправославных идеологий
и чужеродных влияний на какую бы то ни было отрасль народной жизни
- Принятие служения Христу Богу, как пути и смысла и церкви, и
державы, и школы, и всех народных институтов, равно как и семейной
и личной жизни
- Ясное представление себе небесного Царствия Божия как верховной
цели земного странствия
Итак:
- Освобождение
- Феодулия
- Ясное представление
|