Из статьи "Николай Николаевич Носов,
20 лет памяти писателя (1908-1976)"
Выписки и мысли
Взята на http://sheba.spb.ru
Из воспоминаний Носова мы можем узнать, что на мысль о создании
"Незнайки" его натолкнула книжка Анны Хвольсон "Царство
малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков" 1883 года
по мотивам американских комиксов Палмера Кокса. Отметим сразу, что
в "Малютках" Хвольсон много колоритных героев, но мало литературных
идей. Детям лучше её не покупать. Носов придумал своих коротышек
потому, что у него было много идей, но не хватало героев
Вообще-то в своих интервью Носов иногда допускал конъюнктурные,
впоследствии ничем не подтверждённые высказывания. Например, обещал
написать книгу о Ленине
Роман-сказку "Незнайка на Луне" экономисты называют самым толковым
и доступным учебником политэкономии
Даже бабушка отлично усвоит, что такое акционерное общество, реклама,
продажная пресса, лопнувший банк, биржа, забастовка, безработица
Лучшими иллюстрациями к "Незнайке" библиофилами признаются работы
художников Алексея Лаптева ("Приключения" и "В Солнечном городе")
и Генриха Валька ("На Луне"). Хорошими признаются также современные
издания с рисунками Евг. Козлова (стилизованы под Лаптева) и А.
Борисенко (стилизованы под Валька)
В книгах такого рода для максимального восприятия визуальный ряд
значит не меньше, чем смысловой
В начале 70-х вышла серия кукольных м/ф о Незнайке. Делали эти
фильмы люди, выросшие до появления книги и ознакомившиеся с ней
по необходимости. Фильм не получился, а когда на ТВ пришло поколение
носовских читателей, его показывать перестали. На слуху у публики
остался один только дурацкий мотивчик о кузнечике
Говорят, что известная питерская арт-тусовка во главе с С. Курехиным
своим графическим символом выбрала изображение Незнайки, как единственного
незаимствованного у иностранцев героя
"Буратино" пересказан с итальянского "Пиноккио" "Волшебник Изумрудного
города" - с американского "Волшебника страны Оз"
А между прочим, в Незнайке куда больше жизни и душевных качеств,
чем в иных героях из "серьёзной" литературы, не говоря уж о Микки
Маусе. Незнайка хоть и дурит в своей обычной жизни, но в экстремальных
ситуациях проявляет себя с лучшей стороны: рискуя собой, спасает
друга (Козлика); по ночам его мучает совесть за проступки; он постоянно
пытается чему-то научиться, но не доводит до конца. Незнайка бесхитростен
и нерасчётлив: он говорит, что думает, а делает всё, наоборот, не
подумавши
- Узнаю себя
Все эти носовские крошечные человечки - "взрослые", обладающие
забавной детской непосредственностью, в сущности, богоугодны. "Будьте
как дети" - говорится в Священном Писании. И коротышки из сказочной
страны не фарисействуют и не лицемерят с именем Бога на устах, они
вообще о Нём ничего не знают... А это незнание ещё более увеличивает
ценность хороших поступков или побуждений, так как они вроде как
и не "идут в зачёт"
Если не очень сложно, подумай над этим, читатель. А на досуге раскрой
какую-нибудь книжку Николая Носова
- Блеск! Вот за это спасибо!
замороченную иностранную "Алису" или "Хоббитов"
Лучшие носовские издания - это зелёный трёхтомник 1969 года и жёлтый
четырёхтомник 1979-го. В трёхтомнике иллюстрации А. Лаптева и Г.
Валька имеются в полном объёме, а в четырёхтомнике их крайне мало,
но зато есть 4-й том, в котором содержатся самые последние произведения
Носова, написанные для взрослых, а также масса полезных сведений
в комментариях. Настоящим носовским фанатам рекомендую иметь оба
Лучшие иллюстрации в повестях и рассказах - И. Семёнова
х/ф по Носову при его жизни было поставлено девять ("Приключения
Толи Клюквина" (1964) "Фантазёры" (1965)
Борис КАРЛОВ. Апрель 1996 г.
|