Из НФ рассказа "Образца 1919-го"
Владимир Григорьев
- Вы, судя по всему, привыкли к более роскошной обстановке, - сумрачно
заметил командир.
Подозрительные предположения уже кружились у него в голове, и он
наконец дал им ход.
- Роскошь? - рассеянно удивился перебежчик. - Я категорически против
неё. Лишний вес.
- А мы за роскошь, - строго сказал командир. - За такую, чтоб для
каждого. Нужники из золота
отливать будем!
- А я слышал, - голландское, кафельное лицо гостя исполнилось хитростью,
- что за бедность вы.
Чтоб все были бедными.
...
- Кто так говорит, отчасти и прав. Пускай мы за бедность. Но "бедность"
и "богатство" - эти
понятия не имеют точного определения. Они существуют только во
взаимоотношении. Не так ли?..
Все промолчали.
- Поэму "Кому на Руси жить хорошо" помните? ... бедные
ли, богатые, а счастливых нет. А потому
отбросим на время промежуточные понятия и скажем так: мы за общество,
где человек был бы
счастливым. А?
И он вопросительно взглянул на гостя. Но тот и глазом не моргнул.
- Вы можете определить понятие счастья? - Гость снисходительно
усмехнулся.
Комиссар тоже усмехнулся. А замечали вы, если собеседники стали
усмехаться, оставаясь внешне
спокойными, значит, разговор прошёл критическую зону и, значит,
один из собеседников начал брать
верх.
- Ну что же, - глаза комиссара Струмилина смеялись, - начнём. Счастье
- такое состояние разумного
существа в мире, когда всё в его существовании идёт по его воле
и желанию. ... Это Кант. ...
Заметьте акценты: "разумного существа", "всё в существовании",
"всё"!, "по его воле". Так вот,
мы за счастье. А теперь сами разберитесь в соотношениях с этим
бедности и богатства.
- Ах, товарищи! Неверную линию допроса взяли. Бедность не порок,
счастье не радость! ...
Документы!
(с. 341)
----
Г. Гор, "Странник и время"
- Нужно ли бессмертие?
Я ответил вопросом:
- Зачем гадать, нужно ли, разве оно возможно?
Обидин улыбнулся своими тонкими умными губами:
- Уж кто-кто, а вы-то знаете не хуже меня, что принципиально оно
возможно. И что...
- И что, - перебил я его, - запланирован опыт замедления жизни.
Мгновение, остановись!
- Я спрашиваю не о том, возможно ли оно, а нужно ли? Не таит ли
оно в себе философскую
бессмыслицу? Не противоречит ли оно нравственной сущности человека?
- Ответить на ваш вопрос мог бы только тот, кто испытал это счастье
или несчастье на себе.
- Беда в том, что нам не представилась бы возможность его об этом
спросить. Но шутка шуткой, а
последние два года я очень много думаю об этом. Есть "за"
и есть "против".
- Меня больше интересует "за".
- Меня тоже. Мне кажется, что, помимо всего прочего, смерть несёт
для личности интеллектуальную
трагедию. Каждому хочется знать - что дальше? А смерть отбирает
это "дальше" и не позволяет
человеку задавать вопросы. Бессмертие нужно хотя бы для того, чтобы
продолжать спрашивать. Нет,
смерть необходимо убрать с дороги, которая ведёт человека вперёд.
- А если это не соответствует человеческой сущности?
- Так чёрт с ней, с этой сущностью! Что она - вечна и неизменна?
С возможностью победы над
временем и смертью изменится и наша сущность.
- Усталость. О ней вы забыли?
- Физическая усталость?
- Нет, духовная, нравственная усталость. Духовный, интеллектуальный
организм вовсе не
приспособлен для очень длительной жизни.
- Приспособится.
...
- ...Дальнейший прогресс науки требует удлинения человеческой жизни.
- ...но... освободите человека от смерти, и он превратится в бездушное
существо.
- Не знаю, - ответил резко Обидин. - И никто не знает. Пока об
этом можно только гадать.
(с. 159-160)
----
Я едва успевал пожимать протянутые руки.
- Астронавигатор Винцент Карпов, - сказал быстро Катаев, подведя
к седому высокому человеку. -
Проложил трассу за пределы солнечной системы. Знакомьтесь... Астрогеолог
Альфред Ланц. Открыл
залежи урана на Венере. Астросадовод и космоботаник Васильева.
Создала фруктовый сад на
космической станции в окрестностях Марса. Астрофилолог и космолингвист
Алексей Дрин. ... Изучает
диалекты, возникшие у переселенцев и старожилов космических станций.
А также вопрос, как влияет
изменение среды на язык. Астроневропатолог и физиолог Аронсон.
Специалист в области изучения
космической энтомологии Валерий Поэтов. Вахрамеева. Знакомьтесь.
Исследование вопроса "Лирика и
космос". Старший научный сотрудник Института литературы солнечной
системы. Художник-пейзажист
Матисс Коломейцев. Космические пейзажи. Большой знаток живописи
Ван Гога ... Луи Севастьянов.
Астромикробиолог. Уполномоченный нашего общества на Луне. Архипов.
Межпланетный пропагандист и
лектор. Гимильтис. Жан Жак Пьер. Крупный специалист в области изучения
и применения
гравитационных сил. Судьбин. Эстетика и астрофизика. Платон Петров.
Генетика и нуклеиновые
кислоты. Ламлай. Автор памятников Вернадскому и Циолковскому на
Марсе. Цапкина. ...
----
Однажды историк Светлана Щеглова и писатель тиомец Бом спросили
меня, как я понимаю слово
"счастье", живя ещё в XX веке. Я, по-видимому, поспешил
и ответил неудачно. Я сказал:
- Счастье - это удовлетворение всех желаний.
Тиомец Бом молча усмехнулся, а Светлана возразила:
- Ну нет. Счастье, по-моему, не в этом. По-настоящему счастлив
только тот, кто никогда не бывает
удовлетворённым. По-моему, настоящее счастье - это реализация всех
твоих способностей на благо
всего коллектива. Ведь счастье - это не только итог, но и путь
к цели. И если этот путь слишком
лёгок, если он не требует никаких усилий, разве он может сделать
человека по-настоящему
счастливым? Самыми счастливыми людьми в нашем обществе считают
тех, кто меньше всех щадил себя,
прокладывая путь в будущее. Счастье не может быть очень спокойным.
И мы все долго спорили о том, что такое счастье.
(с. 142)
----
Живя в необыкновенном мире, я постепенно знакомился с новыми нравами
и обычаями. Где бы я ни
появлялся - в сельской ли местности, на фабрике ли фотосинтеза,
в научно-исследовательской
лаборатории, в гостях у друзей (а их становилось всё больше и больше),
- я везде ощущал
захватывающий ритм гармоничного коммунистического бытия, видел
новые, истинно человеческие
отношения. Изменилось не только мышление, но и словарь. Из бытового
разговорного языка исчезли,
отражавшие эгоцентризм, цинизм мысли, грубость и пошлость чувства.
Сердечность и мужество - эти
черты были свойственны и детям, и юношам, и старикам. Каждая отдельная
личность чувствовала своё
постоянное единство, духовную слитность со всем огромным коллективом.
Вот эта духовная слитность каждого гражданина с обществом и создавала
ту особую атмосферу эпической красоты и величия, которая была ни
с чем не сравнима. В каждом человеке, и в ребёнке и во взрослом,
отражалось всё величие огромного коллектива, всего коммунистического
человечества, превратившего Землю в центр творческой, никогда не
удовлетворённой мысли, мысли, рвущейся вперёд, в бесконечность ещё
не освоенных миров
|