По Истории русской философии
А.А. Грицанова
"...Идеи развиваются древнерусской мыслью не столько в понятийно-категориальной
форме, сколько через художественно-пластические образы, что формирует
характерное для Р.Ф. в целом тяготение к живому, образному слову..."
- Форма задаётся тяготением!..
----
Одной из значимых причин длительного философского молчания многими
специалистами считается тот факт, что Библия пришла на Русь сразу
в славянском переводе, что отрезало русскую культуру от античных
источников. В результате Средневековая Русь развила глубочайшее
"умозрение в красках" (Е.Н.Трубецкой), но не выработала
такого же уровня мировоззрение в понятиях
- Хорошо это или плохо?
----
В силу ряда причин философия в России не знала столь плодотворного
периода развития, как, например, средневековая схоластика в Европе
- А плодотворность - это хорошо или плохо? Обыватель скажет: хорошо.
"Умный" обыватель - "Как посмотреть". А спроси
его: ну и как посмотреть? (какие есть варианты и какой лучше?),
- "Если плодотворность сочетается с эффективностью, то хорошо,
если нет, то плохо"
Вот. Чихали на плодотворность, если она не сочетается с эффективностью,
и мы. У маньяка тоже имеется плодотворность, да только по его плодам
мы узнаём не Спасителя, а маньяка
Вопрос: почему бы не написать чуть иначе: "В отличие от западной
схоластики, русская философия была менее плодотворна, но более эффективна"?
- Но сравнение разных философий не входит в задачу... - начал было
возражать автор "Истории русской философии" и осёкся.
Зачем тогда вообще было упоминать о меньшей плодотворности русской
философии?
Возможно, имеем дело с обычной уловкой сеятелей инфовирусов: к
основной теме примешать постороннюю, исказив истину неверной методологией
(здесь: к теме истории философии примешана тема её критического
анализа; методология которого должна включать сравнение скорее эффективности,
чем плодотворности)
( Обычно это рассчитано на неискушённого, т.е. слабо ориентирующегося
в
- терминах
- проблематике
- методолологии
пользователя )
----
Идеи развиваются не столько в понятийно-категориальной форме, сколько
через художественно-пластические образы. Придавая своеобразие философствованию,
данная особенность одновременно и тормозила его развитие в России,
что давало некоторым критикам европоцентристского направления возможность
вообще отрицать наличие оригинальной Р.Ф.
- 1) Разве тормозила? (Следует обосновать; может, и тормозила)
- 2) Хорошо это или плохо?
В нормальном обществе любая мысль мгновенно становтся известной
всем
В нормальном обществе мысль формируется всеми
Фиксация мысли - письменность - существует лишь в обществе, где
распространение мысли сковано, а её развитие осуществляется особыми
инстанциями, склонными к искажениям
(В самом деле: зачем люди фиксируют мысль? Только для того чтобы
передать знания особым потомкам - уполномоченным или специально
интересующимся - в максимально неискажённом виде. Однако если всё
общество будет честным и свободным, то мысли будут циркулировать
свободно и искажать их никто не станет. Идея "У людей короткая
память" - могут совершенно забыть об ужасах Первой мировой,
например, - на самом деле должна звучать как "Короткая память
у ненормального общества")
Далее. Фиксация мысли требует особых усилий по словесному оформлению.
Они рождают необходимость особого душевного состояния:
- ориентации в смыслах (отличать "плодотворность" от
"эффективности")
- критичности
- ну и т.д., даже как-то противно перечислять
В этом особом состоянии сам процесс мышления протекает иначе, нежели
в нормальном обществе:
- особо уполномоченные больше ДУМАЮТ (критически, сугубо рационально,
чётко ориентируясь в уже познанном, отвергая непознанное), нежели
МЫСЛЯТ (сопрягая чувственное, совестное, интуитивное переживание
с думанием)
(Откуда и появляются феномены философии и философствования)
- неуполномоченные думают и мыслят некритически, нередко нерационально,
неумело
Назвать комплекс думания и мышления одним словом автор пока затрудняется
Но он явно выигрышнее обоих по отдельности - раз, и рождает явно
не столько философию, сколько нечто иное (тоже не ясно как назвать)
- два
Откуда следует, что если
"данная особенность тормозила развитие философствования в
России",
а "некоторые критики европоцентристского направления отрицали
наличие оригинальной Р.Ф.",
то это ещё не столь плачевно, как кажется - и, может быть, было
шагом к нормальному постижению истины,
а некоторым критикам полезно было бы у неоригинальных русских философов
тому поучиться
|