Из "Экологическое содержание идей русского космизма"
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Выписки >> Из "Экологическое содержание идей русского космизма"




 

 



 

 

 

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

 


Из статьи
"Экологическое содержание идей русского космизма"

(Архангельская Р. В., 2002)

По мнению Б. В. Емельянова, можно говорить о двух трактовках термина "русский космизм" - о широкой трактовке "как научно-философского направления - умонастроения - мироотношения - мировоззрения - принципа культуры…", и об узкой: как "естественно-научной школы" (Емельянов Б. В. Очерки русской философии начала 20 века: вып.2. Ек.1996 С. 33)

"мировоззрение" будет пониматься как комплекс представлений человека о себе и о мире, включающий как познавательный, так и ценностно-оценочный аспекты, т.е. определенную позицию субъекта по отношению к действительности

Что касается космистского мировоззрения, то оно главным предметом своего познавательного и ценностного отношения делает взаимодействие человека и среды (последняя понимается, чаще всего, как Космос)

В. П. Казначеев и Е. А. Спирин: "...русский космизм - универсалистский тип миросозерцания, отражающий бытие мира и человека в их единстве в нерасторжимой взаимосвязи микрокосма человека и микрокосма природы" (Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения. Новосибирск, 1991. С..64)

среда не всегда понимается как Космос: так у Н. А. Умова человек связан лишь со своим непосредственным, "земным" окружением, а для Вселенной, Космоса он лишь "пасынок", не связанный с ним и его судьбой

термин "экология" означает дословно - "учение о доме". Введен он был Э. Геккелем в середине 19 в. и имел тогда преимущественно узко-биологическое содержание

В настоящее время мы можем говорить уже о так называемой "макроэкологии", которая предстает в качестве "междисциплинарной области знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи" (Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология: учебник для вузов. М.: Юнити, 1998. С 20)

на наших глазах экология приобретает, по словам Акимовой Т. А. и Хаскина В. В, черты "всеобъемлющего и очень актуального мировоззрения" (там же). Таким образом, сегодня мы, судя по всему, можем говорить об экологии как мировоззрении или иначе - об экологическом мировоззрении, которое постепенно овладевает всеми сферами нашей жизни. Содержательным ядром этого мировоззрения является принцип рассмотрения человека и природы в их единстве и взаимозависимости

Вл. Соловьев, П. А. Флоренский и др.) разворачивают эту идею через принцип всеединства, согласно которому все со всем связано, а человек и мир соотносятся как микро- и макрокосмос

Идея всеединства в научной форме озвучивается у В. И. Вернадского в качестве представления о единстве Космоса, жизни и разума (человека), где живое обеспечивает "неуловимую их прочную и глубокую связь, охватывающую все явления" (Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории науки. - М.: Наука, 1988. С. 43). У А. Л. Чижевского эта внутренняя связь всего со всем получает свое фактическое подтверждение в его теории влияния солнечной активности на все живое и человека в том числе

синергетическом понимании мира как системы, как определенного целого, где существует тотальная взаимозависимость и взаимодействие всех её частей

Что касается социального уровня то "всеединство" здесь выражается в современном представлении о "мировом сообществе", в признании факта, что мы все - "в одной лодке"; в постулировании необходимости объединения человечества перед лицом глобальных проблем и реальном процессе такого объединения (деятельность таких международных организаций как ООН, Всемирный фонд охраны природы, ВОЗ и др. - яркий тому пример)

"цельного мировоззрения" Флоренского, которое представляло бы синтез философии, религии, науки и искусства

Возникая как ответ на потребность объединения науки и практики для предотвращения катастрофы, экологизация "отражает… важную тенденцию современной науки: переход к отказу от дифференциации и поиском синтеза" (Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. М., 1998. С. 17). Так экологическое содержание проникает в политику, экономику, социологию, этику, философию, а также в нашу повседневную жизнь и если не создает некий "высший" синтез, то, по крайней мере, способствует оформлению и развитию определенного экологического мировоззрения

Идея связи человека и природы в аспекте всеединства присуща также и формирующемуся экологическому мировоззрению - и это первое основание его родства с русским космизмом

наличие момента "синтеза" в гносеологическом плане - и в русском космизме и в современном экологическом мировоззрении будет вторым основанием их родства

В качестве третьего основания хотелось бы выделить наличие и в русском космизме и экологическом мировоззрении двух условно выделяемых подходов к проблеме взаимоотношения и развития человека и природы, среды

Согласно первому подходу эти взаимоотношения строятся по правилам, которые устанавливает сам человек

в русском космизме к этому подходу можно отнести концепцию Н. Ф. Фёдорова с его противоэволюционным по своей сути принципом "регуляции природы" как подчинения слепой силы природы разумной воле человека, управления всей Вселенной; в современной экологии этому подходу соответствует так называемое "антропоцентрическое" направление, которое представляет человека существом независимым от природных процессов и, более того, управляющего ими по своим человеческим правилам

второй подход, полагающий человека частью природы и утверждающий по этому коэволюцию, т.е. совместное развитие человека и среды

в экологии этому подходу соответствует "экоцентрическое" направление, рассматривающее развитие человеческого общества как часть эволюции природы. Прогресс человечества здесь ставится в зависимость от экологического императива, т.е. требования подчинения законам природы; в русском космизме такое понимание наиболее ярко выражено в направлении антропокосмизма (Холодный Н. Г., Циолковский К. Э., Вернадский В. И., Чижевский А. Л. и др.), утверждающем "связь человека и эволюции человечества с Космосом, в признании его составной частью Космоса" (Емельянов Б. В. Очерки русской философии начала 20 в.:вып.2, Екатеринбург, 1996. С. 37). Но в данном представлении (в отличие от экологического) человек мыслится не только частью, творением природы, Космоса, но и его творцом. Благодаря своей практической и интеллектуальной деятельности человек признается в антропокосмизме мощным "фактором эволюции" Космоса. Так, у Вернадского благодаря человеку биосфера превращается в ноосферу - естественное продолжение первой. А Циолковский верил в возможность преобразования человеком всего космического пространства

Акцентирование проблемы ответственности, ценностно-этического измерения деятельности человека - является важным мотивом как мировоззрения русского космизма, так и формирующегося сегодня экологического мировоззрения; оно будет обозначено нами в качестве четвертого основания их родства

Холодный говорил о том, что роль человека как сознательного "фактора дальнейшей эволюции природы" "налагает на него громадную ответственность, так как делает его прямым участником процессов космических масштабов и значения" (Холодный Н. Г. Мысли натуралиста о природе человека. Киев, 1947. С. 48). Вернадский также считал человека ответственным за все происходящее на Земле и в Космосе. П. А. Флоренский, развивая мысль о нерасторжимости человека и универсума, приходит к выводу, что, по словам В. П. Казначеева, "при реализации неразрывной связи микро- и макрокосма не допустимо насилие Человека над Средой, принесение Природы в жертву человеческой сиюминутной корысти" (Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения. Новосибирск, 1991. С. 70)

Н. Н. Моисеев в своей книге "Человек и ноосфера" пишет: "Разум понимает, что он может завести развитие рода человеческого в тупик. Это великое понимание!" (Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М., 1990. С. 272)

можно выделить еще много "оснований", свидетельствующих о родстве космистского и современного экологического мировоззрений, они могут включать телеологические, футурологические, эсхатологические моменты, мотив спасения, долга и т.д. Однако, это уже предмет отдельного исследования

Вывод:

идеи русского космизма (особенно естественно-научного его направления) имеют безусловное и очень глубокое экологическое содержание, а современное экологическое мировоззрение, в свою очередь, приходит к необходимости рассмотрения взаимоотношений человека и среды в космическом аспекте. В этом собственно и состоит их близость и родство. Этим собственно и обеспечивается традиция их постоянного "связывания" друг с другом

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы: