Дунаев - Православие и рус лит
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Выписки >>




 

 



 

 

 

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

 


Православие и русская литература, I и II,
Дунаев М.М.

---- - использовано

quot

Мир даётся правдой, а не силой

Владислав Артёмов, Оптина пустынь

----

issl_psi

Западный человек воспринимает спасение как

- воздаяние за некоторое доброе делание (католицизм)
- то, что он получает только в силу веры (протестантизм)

---- - использовано
_issl

Сотериология - наука о спасении

- в чём смысл бытия?
- что делать?
- как спасаться?

----

issl_ist_n

Типы сотериологии:

Лютеранская - пассивная: "Стараться незачем, так как спасает лишь вера, но не дела"
Лютер -> Феофан Прокопович

Кальвинистская (-> англиканская) - богоборческая: "Бог - источник зла для человека, хотя Его критерии оценки иные и для Него оно злом не является"
(Это выглядит несправедливостью и рождает протест)

---- перенесено в Архив - Материалы

issl_est

Светлый сатана впервые появляется у Мильтона (Англия, XVII век) - пуританин, сблизившийся с итальянскими гуманистами

---- перенесено в Архив - Материалы

issl_est

Осуждение революции у Крылова: "Конь и всадник", "Колосс", "Сочинитель и разбойник", "Безбожники"

---- перенесено в Архив - Материалы

issl_est

Долина дикая - символ утраты ориентиров у Пушкина

---- перенесено на _si

si_alt к "Вдохновлять"

1. - Надо колоть глаза всякими мерзостями, преследовать, мучить, не давать отдыху - для того чтобы противно стало читателю это царство грязи, чтобы он, задетый за живое, вскочил и с азартом молвил: "Да что же это, дескать, за каторга, лучше пропадай моя душонка, а жить в этом омуте не хочу"
(И далее - призыв к топору)
Добролюбов

То, что Добролюбов видит у читателя не душу, а душонку, не минус: он считает низменное состояние временным

И то, что он не скорбит о возможной её гибели - тоже: имеется в виду гибель в войне, но не попадание в ад за "топор"

Неужели не так?!
Неужели не ясно?!

[Или всё-таки именно "ад за топор" Добролюбов и предполагает?]

И отрицание самосовершенствования Добролюбовым тоже вряд ли 100%-но

Справка

В эпоху Возрождения полагали, что те или иные качества (как талант, доброта, внимательность, так и вредные и порочные склонности) присущи человеку о природы. И вдохновлять на самосовершенствование литература тогда не собиралась

Локк (XVIII век) доказывает, что человек от природы - tabula rasa ("чистая доска"), а пишет на ней среда (общество, воспитание, природа: внешность, болезни - опыт)

И английский реалистический роман XVIII века обстоятельно повествует именно об этом

Этой идеей человечество живёт до сей поры. Настойчивее всех внедрял её Руссо

[Справка - из кн. "Проблемы реализма", С.М.петров, М., Худ. лит., 1962, с. 23]

--

Православные считают иначе:

- Душа по природе - христианка, но её совершенство замутнено первородным грехом
Борьба этих двух начал составляет всю историю и определяет судьбу каждого
[Например, фраза: "Худые сообщества развращают", 1 Кор. 15:33]
Окончательный выбор человек делает сам

2. Тургенев:

- Но в отрицании, как в огне, есть истребляющая сила - и как удержать эту силу в границах, как указать ей, где остановиться?

- Злоречием (описанием порока) не исправить зла, не очистить от греха. Изобразите добродетель

Святитель Филарет (Дроздов)

3. Вторая причина реактивного искусства - стремление к покаянию, доходящее до самоуничижения (особенно у Чаадаева)

4. М.б., искусство нового времени и не способно исправлять нравы?

Ведь необходимым энергетическим узлом эстетического замысла м.б. только конфликт, а для его развития требуется несовершенство?
(Абсолютному совершенству свойственен покой)?
(Попытка навязать конфликт хорошего с лучшим привела к фальши)

- Конфликт следует рождать в душе. (Да?)
Не "Ой как плохо мы живём, надо всё поменять", а "Как хорошо можно жить, надо это устроить!"

Не только грядущие опасности показывать, и даже не только желанную сказку, - но и путь к ней

- Нет, т.к. несовершенство есть физическое, а есть этическое. При этическом совершенстве (все добрые) вовсе не предполагается физическое (все изведали все источники радости)

Говорили об этом и православные:

- Большая часть талантов стремилась изобразить в России страсти человеческие. Изображено певцами, изображено живописцами, изображено музыкою зло во всевозможном разнообразии. В изображении добра талант слаб, бледен, натянут
Когда усвоится таланту евангельский характер - а это сопряжено с трудом и внутренней борьбою - тогда художник озаряется вдохновением свыше, только тогда он может петь свято, говорить свято, живописать свято
Святитель Игнатий Брянчанинов

----

issl_ist

Сотериологичекая и эвдемоническая культуры

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы: