Православие и русская литература, I и II,
Дунаев М.М.
---- - использовано
quot
Мир даётся правдой, а не силой
Владислав Артёмов, Оптина пустынь
----
issl_psi
Западный человек воспринимает спасение как
- воздаяние за некоторое доброе делание (католицизм)
- то, что он получает только в силу веры (протестантизм)
---- - использовано
_issl
Сотериология - наука о спасении
- в чём смысл бытия?
- что делать?
- как спасаться?
----
issl_ist_n
Типы сотериологии:
Лютеранская - пассивная: "Стараться незачем, так как спасает
лишь вера, но не дела"
Лютер -> Феофан Прокопович
Кальвинистская (-> англиканская) - богоборческая: "Бог
- источник зла для человека, хотя Его критерии оценки иные и для
Него оно злом не является"
(Это выглядит несправедливостью и рождает протест)
---- перенесено в Архив - Материалы
issl_est
Светлый сатана впервые появляется у Мильтона (Англия, XVII век)
- пуританин, сблизившийся с итальянскими гуманистами
---- перенесено в Архив - Материалы
issl_est
Осуждение революции у Крылова: "Конь и всадник", "Колосс",
"Сочинитель и разбойник", "Безбожники"
---- перенесено в Архив - Материалы
issl_est
Долина дикая - символ утраты ориентиров у Пушкина
---- перенесено на _si
si_alt к "Вдохновлять"
1. - Надо колоть глаза всякими мерзостями, преследовать, мучить,
не давать отдыху - для того чтобы противно стало читателю это царство
грязи, чтобы он, задетый за живое, вскочил и с азартом молвил: "Да
что же это, дескать, за каторга, лучше пропадай моя душонка, а жить
в этом омуте не хочу"
(И далее - призыв к топору)
Добролюбов
То, что Добролюбов видит у читателя не душу, а душонку, не минус:
он считает низменное состояние временным
И то, что он не скорбит о возможной её гибели - тоже: имеется
в виду гибель в войне, но не попадание в ад за "топор"
Неужели не так?!
Неужели не ясно?!
[Или всё-таки именно "ад за топор" Добролюбов и предполагает?]
И отрицание самосовершенствования Добролюбовым тоже вряд ли 100%-но
Справка
В эпоху Возрождения полагали, что те или иные качества (как талант,
доброта, внимательность, так и вредные и порочные склонности) присущи
человеку о природы. И вдохновлять на самосовершенствование литература
тогда не собиралась
Локк (XVIII век) доказывает, что человек от природы - tabula rasa
("чистая доска"), а пишет на ней среда (общество, воспитание,
природа: внешность, болезни - опыт)
И английский реалистический роман XVIII века обстоятельно повествует
именно об этом
Этой идеей человечество живёт до сей поры. Настойчивее всех внедрял
её Руссо
[Справка - из кн. "Проблемы реализма", С.М.петров, М.,
Худ. лит., 1962, с. 23]
--
Православные считают иначе:
- Душа по природе - христианка, но её совершенство замутнено первородным
грехом
Борьба этих двух начал составляет всю историю и определяет судьбу
каждого
[Например, фраза: "Худые сообщества развращают", 1 Кор.
15:33]
Окончательный выбор человек делает сам
2. Тургенев:
- Но в отрицании, как в огне, есть истребляющая сила - и как удержать
эту силу в границах, как указать ей, где остановиться?
- Злоречием (описанием порока) не исправить зла, не очистить от
греха. Изобразите добродетель
Святитель Филарет (Дроздов)
3. Вторая причина реактивного искусства - стремление к покаянию,
доходящее до самоуничижения (особенно у Чаадаева)
4. М.б., искусство нового времени и не способно исправлять нравы?
Ведь необходимым энергетическим узлом эстетического замысла м.б.
только конфликт, а для его развития требуется несовершенство?
(Абсолютному совершенству свойственен покой)?
(Попытка навязать конфликт хорошего с лучшим привела к фальши)
- Конфликт следует рождать в душе. (Да?)
Не "Ой как плохо мы живём, надо всё поменять", а "Как
хорошо можно жить, надо это устроить!"
Не только грядущие опасности показывать, и даже не только желанную
сказку, - но и путь к ней
- Нет, т.к. несовершенство есть физическое, а есть этическое.
При этическом совершенстве (все добрые) вовсе не предполагается
физическое (все изведали все источники радости)
Говорили об этом и православные:
- Большая часть талантов стремилась изобразить в России страсти
человеческие. Изображено певцами, изображено живописцами, изображено
музыкою зло во всевозможном разнообразии. В изображении добра талант
слаб, бледен, натянут
Когда усвоится таланту евангельский характер - а это сопряжено с
трудом и внутренней борьбою - тогда художник озаряется вдохновением
свыше, только тогда он может петь свято, говорить свято, живописать
свято
Святитель Игнатий Брянчанинов
----
issl_ist
Сотериологичекая и эвдемоническая культуры
|