Современные политические идеологии
Десятки идеологических и псевдоидеологических течений, их всевозможные
тенденции, "правые" и "левые" уклоны, бесчисленные
множества "…измов"… - как во всём этом разобраться? И
как определить своё место на этом политическом поле, не перепутав
союзников с противниками? Тем более, что многие соратники, начинающие
свою деятельность на данном поле, зачастую с трудом разбираются
даже в основных направлениях политической мысли
Идеологии индустриально-буржуазной формации, сокращённый
вариант (показаны только действующие)
Схема отражает наиболее существенные направления общественно-политической
мысли
Выполнена в "трёхмерной" системе координат. Они отражают
три основных параметра любой идеологически акцентированной организации:
1) Принцип деятельности (горизонтальная ось) -
форма взаимоотношений носителей данной идеологии как с окружающими,
так и внутри организации
Эгалитаризм - принципа равенства
Автономизм - вытекающий из него приоритет общественного самоуправления
над государственным диктатом
Элитаризм - принципа иерархии
Этатизм - вытекающий из него приоритет государственного диктата
над общественным самоуправлением
2) Характер деятельности (вертикальная ось) -
степень готовности к борьбе
Умеренность - участие в выборах, протестные акции демонстративного
типа
Радикализм - вооружённый захват власти, террор
3) Направленность деятельности (спиральная ось)
- идеал
От полного неприятия до запредельного развития и диалектического
преодоления индустриально-буржуазной формации
Именно направленность деятельности является основным критерием
для классификации идеологий, по которому они делятся на три главных
группы:
1. Ретроградные ("реакционные") идеологии
Причина появления - реакция аграрно-феодальной формации на зарождение
и становление индустриально-буржуазной
В центре - некая абсолютная надличностная ценность (Бог, Вождь-Самодержец,
Государство-Держава-Родина, Нация-Народ и т.д.)
Человек - неполноценный объект действия
( Положительное качество - преданность "Абсолюту", негативное
- критика и свободомыслие
( Основным противоречием считается культурный конфликт между "нашими"
и "чужаками"
При описании идеала - апелляция к формам (как правило, деспотичным
и авторитарным) "славного прошлого" ("возрождение",
"золотой век", "старые добрые времена" и т.д.)
2. Конградные ("эволюционные") идеологии
Причина появления - "научное" обоснование ценностей индустриально-буржуазной
формации
В центре - человек
( Понимается в материально-биологическом смыле, т.е., как организм,
причём уже достаточно совершенный и самоценный
( Положительное качество - свободная (произвольная) активность,
негативное - явления и процессы, ограничивающие эту активность
( Основным противоречием считается политический конфликт между
такими свободно-активными гражданами и государственным аппаратом
(в лице "некомпетентных чиновников" для буржуазных идеологий
или в лице всего "государства" для анархических идеологий)
При описании идеала - стремление к максимальному развитию ценностей,
номинально лежащих в основе индустриально-буржуазного общества,
но реально не выполняющихся (свобода личности, права человека, демократия
и т.д.)
3. Авангардные ("революционные") идеологии
Причина появления - стремление революционного преодоления противоречий
индустриально-буржуазной формации
В центре - "новый человек"
( Понимаемый как постоянно развивающийся разумный процесс
( Положительное качество - сознательное совершенствование, негативное
- прагматичность
( Основным противоречием считается экономический конфликт между
производительными тружениками (стремящимися к освобождению от "отчуждённого"
труда и превращению его в труд-творчество) и собственниками капитала
(стремящимися к увеличению прибыли, приносимой им трудом производительных
тружеников)
При описании идеала - стремление как к преодолению форм угнетения,
основанных на абсолютизации "Абсолютов" (религии, государства,
нации, семьи и т.д.), так и материальных ограничителей конградных
идеологий (частной собственности, товарно-денежных отношений и т.д.)
----
Автор: Master
[ Источник
]
Дальнейшая работа:
Найти схожие статьи
- "Опыт политической классификации", Олег Торбасов, Рос.
Маоистская Партия
- "Коммунизм и Анархия", Пётр Рауш, питерская Лига Анархистов
|