Статья "Космизм и интернет" 02
Процесс всемирного совершенствования разбивается В.С. Соловьевым
на пять этапов, или "царств". Он пишет: "Минералы,
растения, животные, природное человечество и духовное человечество
- вот типичные формы бытия с точки зрения восходящего процесса
всемирного совершенствования" [11] . По мнению В.С.Соловьева,
"высшая задача богочеловека состоит в том, чтобы собирать
вселенную в действительности" [12] или, говоря другими словами,
воплотить в человечестве идею "положительного всеединства".
Основываясь на интуитивных прозрениях В.С. Соловьева, мы можем
выдвинуть следующую гипотезу: интернет и будущие компьютерные
технологии являются материализацией, воплощением принципа единобытия.
Сегодня мир становится единым не только в философских умозрениях
или во внутреннем мире мистика, который переживает это единство
экстатически. Благодаря современным информационным технологиям
мир становится единым буквально и физически, это единство становится
все более очевидным.
Формулируя это же положение теологически, можно сказать, что
Бог постепенно являет себя в истории человечеству: ведь Единство
- это один из Его основных атрибутов. Если взглянуть на это
явление глазами последователей В.С. Соловьева, то можно сказать,
что интернет делает возможным "соборное сознание".
Соборное сознание, в свою очередь, может быть понято как метафора
Абсолюта, как идея всеединства, спроецированная на социум.
Для подтверждения данной гипотезы проведем мысленный эксперимент.
Представим себе, как могла бы выглядеть область, где воплощены
идеи космистов: положительное всеединство, соборность, внехрамовая
литургия, сотворчество Бога и человека. Описание такой области
мы можем найти не только у космистов, но и у христианских или
иных мистиков, где они обычно принимают форму религиозно-мистических
прозрений: библейские пророчества, работы Якоба Беме, Эмануэля
Сведенборга, ибн аль-Араби, Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьева.
Мистик, воплотивший Единство во внутреннем бытии, пытается
с помощью образов иного мира выразить свои переживания. В результате
появляются описания загробной жизни, ангельских сфер, Царства
Божия, мира творческого воображения (в суфийской терминологии
- барзах).
Итак, рассмотрим отличительные особенности мира с большей проявленностью
Единства, о котором грезили космисты, и проанализируем возможность
реализации этих свойств в интернете.
1. Скорее всего, мир с большей проявленностью Абсолюта носил
бы знаково-символический характер. По самой своей сути знаково-символическая
деятельность выступает как интегрирующее начало. Как указывает
В.М. Розин: "знак - способ связи в человеческом сознании
двух до того самостоятельных предметов" [13] . Э. Сведенборг
пишет, что Слово служит для соединения человека с Богом.
Пространство интернета - это информационная среда, которая по
самой своей природе служит метафорическим отражением идеи Единства,
потому что "любая информация, включая аудиовизуальную,
может быть выражена в двоичном коде через единицу или же её
отсутствие, ноль. Цифры "один" оказывается достаточно,
чтобы запечатлеть все многообразие Вселенной. Ноль символизирует
отсутствие Абсолюта" [14] .
2. В экономическом устройстве "горнего мира" присутствует
ярко выраженный утопический элемент. В Библии сказано о будущем
утопическом веке: "...даже и вы, у которых нет серебра,
идите, покупайте и ешьте; покупайте без серебра и платы...".
(Исайя 55:1) Для этой среды характерно равенство и вытекающее
из равенства изобилие, избыточность, не скованная ограниченными
возможностями материального мира.
Большая часть информации и услуг, доступных в интернете, бесплатна.
Это совершенно не характерно для обычной, "материальной"
экономики. Д. Белл объясняет этот факт тем, что знание становится
основным общественным продуктом, "его особенность заключается
в том, что, даже будучи проданным, оно остается также и у своего
производителя, знание представляет собой "коллективное
благо", поскольку по своему характеру с момента создания
оно становится доступно всем" [15] .
3. В противоположность объектам материального мира, оцифрованные
виртуальные объекты, составляющие основу интернета, не меняются,
не ухудшаются со временем. То есть, они, в определенном смысле,
бессмертны.Бессмертие, нетленность - это свойство иного мира.
Преодоление смерти - центральная тема философии Н.Ф.Фёдорова.
Его идея воскрешения отцов до сих пор казалась невероятной утопией,
и только в последнее время в связи с успехами науки, особенно
генетики и биологии, появилась перспектива её воплощения. Об
этом пишет, например С.Г.Семенова: "Подразумевается возможность
восстановления предка по той наследственной информации, которую
он передал потомкам". [16]
В пользу возможного реконструирования прошлого, говорит и такая
особенность информации в целом, как восстановимость. Поясню
на простом примере: если поезд вышел из пункта А и прибыл в
пункт Б за три часа и шел при этом со скоростью 100 км/час,
мы можем установить, что расстояние между А и Б = 300 км. Где
была записана эта информация? Решительно нигде, пока мы не произвели
вычисления. Имея достаточно информации о настоящем и зная, какие
законы привели к сегодняшнему положению вещей, мы можем вычислять
события прошлого. Например, было ли солнечное затмение позавчера
или как выглядела Вселенная 10 - 15 млрд. лет назад.
Далее следует важный вопрос. Восстановима ли информация о человеке?
Допустим, что в будущем мы не будем ограничены мощностью компьюторов.
Если информация в принципе восстановима, и человеческое бытие
сводимо к информации, то бессмертие становится возможным. Конечно,
эта идея выглядит достаточно утопично. Но вопрос в том, есть
ли принципиальные физические ограничения на восстановление информации.
Если их нет, то мы ограничены только мощностью компьютеров и
отчасти знанием законов, по которым идет становление космоса.
4. При проявленности Единства снимаются или уменьшаются пространственно-временные
ограничения, поскольку разделенность существует в пространстве-времени.
Мейстер Экхарт пишет: "Нет большего препятствия на пути
к Богу, чем время". Э. Сведенборг так описывет ангельский
мир, в котором нет времени и пространства: "Хотя на небесах
все идет и движется точно так же последовательно, как и на земле,
тем не менее, у ангелов нет ни понятия, ни мысли о времени и
пространстве" [17] , вместо этого у них присутствует изменение
состояний.
Приближение происходит от сходства в состоянии, а удаление -
от несходства, так что перемещение в среде ангелов представляет
собой череду состояний. Для того чтобы одному небожителю попасть
к другому, ему достаточно представить его образ и он тут же
оказывается у него.
Интернет в значительной степени уже сейчас реализует эту идею.
Как было замечено, интернет создан, чтобы общаться, с кем хочется,
а не с теми, кто близко. В интернете люди объединяются не по
принципу общности их географического положения, а чаще исходя
из общности интересов, сродства душ.
Здесь можно возразить, что это присутствовало в обществе и
до интернета. Действительно, интернет лишь сделал эту идею наиболее
проявленной, общение в интернете не ограничено пространственными
и временными рамками.
Это свойство интернета можно показать на примере анализа интернет-конференции
[18] . Так как диалог в интернет-конференции ведется в письменном
виде, то каждое слово, высказанное участником, как бы "зависает
в вечности". Современные конференции позволяют осуществлять
разнообразный поиск по ключевым словам, по времени написания,
по автору и т. п. Все это делает нахождение нужного сообщения
делом нескольких секунд.
Мир интернет-конференции сжат в единую точку: здесь все одинаково
близко, и в тоже время этот мир способен расширяться до бесконечности,
ведь любой вопрос в конференции может вызвать сколь угодно много
ответов. В интернете все сплетено в тугой узел, в котором нет
времени; все существует актуально, как бы в Вечности.
5. В системе В.С.Соловьева красота становится "объективным
показателем степени воплощения предвечных идей, или их совокупности
"всемирной идеи"". [19] Поэтому среда, реализующая в себе идею
единства, вероятно, будет содержать эстетические элементы для
её обитателей. При этом справедливо и обратно, а именно, что
эстетическое чувство приближает нас к Единству. [20]
Искусство меняет наш взгляд на жизнь, открывает в повседневности
или в трагическом событии нечто недоступное невооруженному взгляду
- красоту, которая находится в основе всего, будь то нечто безобразное
или трагическое. Идея преобразования действительности с помощью
искусства занимает важное место в творчестве В.С.Соловьева.
Он пишет о свободной теургии как об "одном из главных двигателей
грядущего положительного всеединства, реализации идеального
социо-космического единства на основе сознательного высшего
объединения внутренне самостоятельных и самодостаточных элементов
творческой сферы". [21]
Тема создания нового искусства, пересоздающего существующую
действительность волновала таких мыслителей, как П.Флоренский,
С.Булгаков, Н.Бердяев, А.Белый. Видный русский поэт-символист
и мыслитель В.Иванов представлял себе искусство будущего в виде
Мистерии - сакрального действа, в котором зрители и актеры являются
полноправными участниками. Эта Мистерия должна основываться
на "соборном сознании".
Однако поставленная в русской культуре второй половины XIX
- начала XX века проблема кризиса искусства, неспособного трансформировать
человека и изменить его жизнь осталась не разрешенной и теперь.
До сих пор остаются актуальными слова Н. Бердяева: "Искусство
судорожно стремится выйти за свои пределы. Нарушаются грани,
отделяющие одно искусство от другого и искусство вообще от того,
что не есть уже искусство... Никогда еще так остро не стояла
проблема отношения искусства и жизни, творчества и бытия, никогда
еще не было такой жажды перейти от творчества произведений искусства
к творчеству самой жизни". [22]
Представляется возможным, что именно развитие интернета позволит
создать теургическую среду, в которой разрыв между искусством
и жизнью сведен до минимума, то есть, преодолен кризис искусства.
Поясним это на примере достаточно распространенного в интернете
явления - виртуальной конференции.
В рамках виртуальной конференции становится возможным непосредственное
взаимодействие автора и читателя. Участник конференции становится
героем художественного произведения, являясь при этом одним
из его соавторов. Конференция это своего рода "книга жизни",
куда каждый вписывает свою биографию. Эта книга разыгрывается
и пишется нами одновременно, как на картине Эшера, когда рука
художника постепенно переходит в рисунок руки.
Любой участник воспринимает свои высказывания на конференции
как выражение своей личной позиции. Он также может относиться
к ним (высказываниям) и как к репликам одного из литературных
героев, а сам он тогда становится одним из соавторов этого произведения.
Конечно, видение конференции как художественного произведения
требует сознательного усилия со стороны участника. Однако, это
усилие окупается той почти неограниченной авторской свободой,
которую он приобретает. Теперь у него появляется возможность
сознательно строить свое участие в конференции по законам художественного
творчества.
Такое превращение участника конференции в героя художественного
произведения - это процесс, в котором "плоть становится словом".
Став персонажем, каждый участник форума начинает жить по законам
искусства. Здесь необходимо заметить, что это принципиально
двухсторонний процесс. Не только человек стремится воплотить
себя в слове, но и слово-идея стремится к опредмечиванию. Нередко
эта идея обретает "виртуальную плоть" и становится персонажем,
равноправным участником действа.
Таким образом, виртуальная конференция - это пространство,
где слово становится плотью, а плоть обретает свойства слова.
Из приведенного отрывка видно, что даже в таком технически несовершенном
явлении как текстовая конференция ощущается уменьшение этого
разрыва. Здесь присутствует и "единство мистики, искусства и
техники", о которых пишет В. Соловьев, и "соборность сознания",
равноправное участие зрителей и актеров, упоминаемые В.Ивановым.
Таким образом, есть основания полагать, что интернет потенциально
может быть средой для создания иного, более "высокого"
уровня бытия, где иерархия бытия определяется степенью проявленности
Единства, то есть Реальности (или Бога). Если это так, то возникает
вопрос: насколько важными и социально значимыми могут быть данные
гипотезы? Насколько применимы к современности древние идеи о
построении Царства Божьего на земле?
Несмотря на всю кажущуюся утопичность этих идей, мы полагаем,
что они могли бы стать основанием для создания нового социо-культурного
проекта, гармонично сочетающего в себе достижения технической
цивилизации и идеалы "эзотерической", истинно религиозной, культуры.
Во-первых, потому что интернет, по крайней мере потенциально,
обладает необходимыми свойствами для создания такой идеальной
среды.
Во-вторых, эта идея значима для большинства людей, потому что
базируется на естественном для человека стремлении к поиску
счастья, удовольствия, она реализует вечные чаяния человечества
о построении Царства Божьего на земле. Привлекательность этих
идей в том, что, в отличие от большинства социальных утопий
прошлого, из них не следует необходимость отказа от собственных
желаний и потребностей в обмен на блага загробного рая или светлого
будущего.
Те самые технические достижения, которые возникли для удовлетворения
человеческих желаний, служат и цели духовного преображения.
Можно предположить, что в будущем будет уменьшаться или вовсе
исчезнет противопоставление материального и духовного, цивилизации
и культуры. Это было бы естественным следствием проявленности
единобытия.
Немаловажно также, что эти идеи не идут вразрез с существующими
социальными практиками, т.е. они не связаны с коренным изменением
социальной структуры.
Предлагаемый способ рассмотрения информационных технологий
позволяет ответить на вопрос, зачем нужны человеку эти технологии,
в чем смысл развития техники. Этот смысл оправдывает существование
современной техники, которая сейчас нередко рассматривается
как опасная система, угрожающая в своем развитии существованию
человека. Преодолеть противоречия в развитии техники можно не
противодействуя ей и не ограничивая её, а став её "хозяевами",
включив её в более общий процесс становления богочеловека. Именно
при таком рассмотрении техники мы можем управлять её развитием,
а не она будет диктовать условия существования человека.
Если принять, что Единство стремится явить себя, а в процессе
подвигает человека на эволюцию, технический прогресс, духовное
развитие, тогда и появление современных средств коммуникаций
будет восприниматься не просто как еще одно скучное и суетное
проявление машинной цивилизации, а как метафора атрибутов Божества,
например, способности быть одновременно везде и нигде. Этот
подход кажется продуктивным и для самой техники, поскольку задает
направление её развития. Подход, основанный на рассмотрении
информационных технологий как орудия манипулирования человеком,
ведет только к бесплодной конфронтации, поскольку все равно
отказаться от техники мы уже не можем. Также мы вряд ли сможем
просто притвориться, что ничего важного не происходит, и отмахнуться
от происходящих в настоящее время глобальных, сущностных перемен.
Создание такой среды приоткроет возможность для возвращения
истинной духовности и религиозности в наше секуляризованное
общество. Представляется возможным создание нового теургического
искусства, преодолевающего разрыв между искусством и жизнью
и способствующего духовному преображению человека [23] .
Это искусство будет направлено на преображение самой среды
обитания и приведет к появлению "нового неба и новой земли".
Создание такого утопического пространства в "реале" невозможно
- это подтверждается многовековой историей человечества.
Конечно, перечисленные особенности интернета присутствуют в
нем лишь потенциально и не проявятся без сознательного участия
человека. Однако без подобного осмысления интернета невозможно
его полноценное использование. Рассматривая пространство интернета
как знаково-символическую среду, мы согласны с В.М. Розиным
в том, что именно "формирование знаково-символических систем,
то есть семиозиса - основное условие и движущая причина развития
человека, его психики, деятельности и поведения". [24]
Эволюционирует сама среда, а не только биологические виды;
биосфера перерастает в ноосферу, а та, в свою очередь, порождает
"психосферу", или "семиосферу", прообразом
которой является интернет. Значимость современной ситуации в
том, что перед нами открывается перспектива создания новой знаково-символической
среды, живя в которой человек смог бы измениться, преобразить
себя и свой мир и преодолеть кризисные явления существующей
культуры.
Подводя итог, можно сказать, что теперь, с появлением интернета,
гениальные прозрения русских космистов обретают второе дыхание.
В прошлом веке эти идеи, задающие конечный, эсхатологический
этап в развитии человечества, практически не были реализованы.
И лишь теперь начинает проясняться смысл задач, которые русские
космисты ставили перед человечеством, балансирующем на грани
самоуничтожения. Только сейчас, в начале третьего тысячелетия,
можно сказать, что сама история подтверждает правоту концепций
русских космистов. Поэтому представляется абсолютно необходимым
вернуться к этим идеям на новом этапе, переосмыслить и использовать
их с учетом новых возможностей, возникающих благодаря стремительному
развитию информационных технологий.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Розин В.М. Эзотерическое мироощущение русских космистов//Стратегии
выыживания: космизм и экология. М., 1997 - 304 с. - С. 238.
[2] Розин В.М. Эзотерическое мироощущение русских космистов//Стратегии
выыживания: космизм и экология. М., 1997 - 304 с. - С. 233.
[3] Русский космизм и ноосфера //Тезисы докладов Всесоюзной
конференции часть 1. - М., 1989.
[4] Н.Ф.Фёдоров Философия общего дела, т.1 с. 250.
[5] Н.Ф.Фёдоров Философия общего дела, т.1 с. 237.
[6] Фесенкова Л.В. Русский космизм и стратегии выживания//Стратегии
выыживания: космизм и экология. М., 1997 - 304 с. - С. 228.
[7] В.М. Розин Типы и дискурсы научного мышления. - М.:Эдиториал
УРСС, 2000. - 248 с. - С. 129.
[8] Фёдоров Н.Ф. Сочинения. М.1994. "Раритет", с.126.
[9] Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела, т. 1, С. 334
[10] Розин В.М. Природа виртуальной реальности (условие философского
дискурса)//Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики.
Выпуск 4. - М., 1998. - 212с. - С.197.
[11] Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т.1, - М., 1988,
- С. 267.
[12] Там же, - С. 275.
[13] Розин В.М. На пороге нового мира (опыт методологического
осмысления). Аналитического альманаха "Россия и мир: политические
реалии и перспективы", N 15.
[14] Тираспольский Л.М. Золотой век. - М., 1995, 247 с., С.
119.
[15] Белл Даниел Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999,
783 с., С. СLI.
[16] Семенова С.Г. Вступительная статья к сочинениям Н.Фёдорова.
М., 1994. - С.12.
[17] Эмануэль Сведенборг О небесах, о мире духов и об аде. -
СПб., 2000, 470 с. - С.120
[18] Подробнее см.: Л.Тираспольский, В. Новиков "Жанр виртуальной
конференции" Полигнозис М.: 2001 № 1, С. 94-104.
[19] Бычков В.В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная
парадигма// История философии. № 4. - М.: ИФ РАН, 1999. - С.
3-43.
[20] Интернет-форум анализируется нами как эстетический феномен,
своего рода художественное произведение.
Подробнее см. нашу статью "Жанр виртуальной конференции" Полигнозис
М.: 2001 № 1, С. 94-104.
[21] Бычков В.В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная
парадигма// История философии. № 4. - М.: ИФ РАН, 1999. - С.
3-43.
[22] Бердяев Н. Кризис искусства // Философия творчества, культуры
и искусства. / Т.2. М.: Искусство,1994. С. 400.
[23] Там же.
[24] Розин В.М. На пороге нового мира (опыт методологического
осмысления). Аналитический альманах "Россия и мир: политические
реалии и перспективы",N 15.
==== |