По "Живой как жизнь"
Чуковского
Разговор о русском языке
М., Молодая Гвардия, 1962, 175 000 экз., 39 коп.,
175 стр.
11 - 2: все усилия ревнителей чистоты языка остановить или хотя
бы ослабить этот бурный процесс (изменения языка) до сих пор остаются
бесплодными.
8 - 1: помню, как страшно я был возмущён, когда молодые люди,
словно сговорившись друг с другом, вместо "до свидания"
стали говорить почему-то "пока".
+ 9 - 4: Вдруг нежданно-негаданно в речь вторглось новое сочетание
"в адрес" - и в течение нескольких месяцев вытеснило прежнюю
форму "по адресу". Колкость в мой адрес, рукоплескания
в его адрес . . .
Слова входят в жизнь внезапно, сами, вдруг, словно в результате
сговора, стихийно . . .
И тем не менее всегда довольно планомерно!
13 - 2: Упомянув о том, что на его памяти принялись такие слова
как "деятель", "представитель", "почин",
"влиятельный", "сдержанный", академик Яков Грот
замечает:
"Ход введения подобных слов бывает обыкновенно такой: вначале
слово допускается очень немногими; другие его дичатся, смотрят на
него недоверчиво, как на незнакомца; но чем оно удачнее, тем чаще
начинает являться. Мало-помалу к нему привыкают, и новизна его забывается:
следующее поколение уже застаёт его в ходу и вполне усваивает себе".
- Отметим, что имеются и иные варианты. Скажем, штампик "по
жизни" появился в 1991-м, и никто его особенно не
дичился. А крылатые слова из кинофильмов даже радостно подхватываются
массами прямо враз по всей стране . . .
Во всех случаях у термина имеется автор - раз.
Во всех случаях происходит запуск термина - два.
И распространение - три.
Первое и последнее могут протекать по-разному.
<Видимо, следовало сказать: первое и второе?>
В 80-х нам вдалбливали, что антисоветизм - планомерно осуществляемая
диверсия. Причём изощрённая, умелая, всеохватная. Даже такие сферы
как юмор (сатира) и песня берутся ею в расчёт. В Америке даже существует
особый институт, в котором сочиняют политические анекдоты о Советском
Союзе.
Помню, как я был потрясён, услышав об этом. Да не тем потрясён,
что ЦРУ действует столь изощрённо, а что наша пропаганда дошла до
такого бреда.
В то, что солидные люди в галстуках собираются за столами и ни разу
не улыбнувшись, с серьёзным и даже суровым видом сочиняют тексты,
начинающиеся словами "Русский, немец и поляк", "Купил
медведь мотоцикл" или "Едет Брежнев по Луне", мне
не верилось ни секунды.
В 1989-м выяснилось, что такой институт действительно существовал.
И планы засылки через границу пластинок рок-групп и журналов "Плэйбой"
- тоже.
И официальные отчёты по выполнению этих планов существовали.
Согласно особому плану Даллеса, выработанному ещё в послевоенные
годы.
(Об этом тоже писал "Огонёк" - не о плане Даллеса, а
о том, что есть такой институт, - об этом писали и другие СМИ -
тогда ещё очень солидные, веские и осторожные в суждениях).
Это потрясение № 2 было несколько слабее на фоне общего информационного
бума тех лет, но всё же оказалось сенсационным.
Вот вам первый путь появления новых слов, шуток, гипотез, методик,
идей, призывов, путей к и поводов для.
"Кто носит майку "Адидас" - тот завтра Родину предаст"
- ведь правильная фраза-то! - а мы в 1985-м ржали.
Удачно сымпровизированное "сословие" - путь второй.
Ляпнул: "волнительно", нащупал: "Я тебе говорю!",
вставил смачное: "В натуре!", к месту: "Конкретно!"
- и пошло.
И т.д.
153: Теперь этой схоластике приходит конец. После опубликования
закона об укреплении связи школы с жизнью . . .
А ещё раньше Чуковский легкомысленно восхищается словом "трудодень"
(якобы наравне с "Советами", "спутником", "профсоюзом",
"универмагом" олицетворявшим светлость наших идей, значительность
- размах, важность, невиданность - побед) . . .
. . . как легкомысленно же не замечал он и двусмысленность своих
восторгов по поводу новых слов типа "показуха" и ленинского
"горячего одобрения" "разрухи" или "уклона".
(78 - п, 80 - 3 снизу, 70 - 1)
Отметив это легкомыслие, предлагаю оное простить и перехожу к основной
мысли этого пункта:
Необходимость укреплять связь школы с жизнью с помощью особого
закона тоже почему-то не удивляет.
Ещё немного - и особым указом будет провозглашён курс на стабилизацию
и дальнейшее укрепление добросердечия в ячейках общества семейного
типа - а Чуковскому хоть бы что - ?!
Впрочем, я и не об этом. Чуковскому можно простить любое заблуждение,
даже трагическое.
Я о том, что если возникла необходимость в законе - значит, дела
плохи.
Закон - это инструмент подавления. Руководством противодействия.
Если разрыв школы и жизни столь серьёзен - значит, кто-то здорово
потрудился для этого?
Где же вскрытие причин? Где факты, фамилии, осмысление тенденций
и где стратегия на преодоление ситуации естественным путём?
Их нет. Закон - и вперёд. Закон - и милиция, и предложение покинуть
стены школы, и партсобрание с мерами пресечения . . .
Которые, к тому же, ещё и не сработают: конец-то схоластике так
и не пришёл?
Порадовал меня Корней Иванович своей книгой. И посмеяться заставил,
и словно глоток воздуха свежего в душной котельной выдал . . .
А вот с планом действий подкачал.
Искусство? - и нет его . . .
Закон? - насилие?! - и тоже без толку . . .
Однако простим ему и это упущение. Тем более что "Старое не
сдаётся без боя. Нам всем предстоит борьба . . . В эту борьбу попытался
включиться и я . . . в своей книжке". (153 - 154)
Продолжим же эту борьбу!
Только не борьбу, а - работу!
Сплотим силы. Напишем песни и рассказы, сценарии и пьесы. Станем
регулярно обращаться к властям (пусть и без толку на первых порах).
Живой эфир и газетную площадь начнём регулярно . . . Создадим инициативные
группы, детализируем планы. Дополним. Осуществим.
Да?
То-то.
147-п: (1) Посредник между Пушкиным и 14-летним мальчуганом
(2) Произведение доводит идею до глубин нашего сознания
(3) Кто лучше Льва Толстого скажет мне, что он "хотел сказать"?
(4) Типа "хотел, да не смог"; а вот учитель (чиновник
в учебнике) сейчас всё растолкует.
4 мысли - 1 яркий образ и 3 идеи - в одном абзаце!
146 - п - 2/3 автоматизм (баюкает)
157 - 158:
Язык ощущается как стихия, с которой невозможно бороться.
Гумбольдт: " . . . сила индивида по сравнению с силой языка
незначительна".
Горнфельд А.Г.: "Не больше, чем курсы геологии действуют на
землетрясение".
Карамзин: "Слова входят в нашу жизнь самовластно".
Сельская учительница Ф.А.Шарабанова: "Руки опускаются. Как
ни толкую ребятам, что нельзя говорить "Сколько время",
"он пришёл со школы", "я раздел сапоги", они
упорно не желают расстаться с этими ужасным словами. Неужели не
существует способов сделать речь молодого поколения культурной?"
Есть, и неплохие. В серьёзном журнале "Русский язык в школе"
их множество. Я напечатал в "Известиях" статью, где было
намечено несколько мер - ежегодная всесоюзная "Неделя (или
месячник) борьбы за чистоту языка" под эгидой АН или СП, и
др.
Хлынула лавина писем (812!) со всех концов страны. Почти в каждом
- конкретные способы.
Списки правильных и неправильных слов на обложках тетрадей. (Рига,
К.Баранцев).
На открытках и конвертах, на спичечных этикетках и конфетных обёртках.
(Львов, В.Ужвенко, студент).
В киножурналах типа "Почему мы так говорим" или "Учись
правильно говорить" (он же).
Раздел "Как не следует говорить и писать" в прессе (А.
Кульман).
Особая организация - Всесоюзное Общество любителей русского языка
(Москва, А.В. Загоруйко); Оргком или ИГ, неуклонно работающие по
плану (Е.Гринберг, Бендеры).
День славянской письменности по примеру болгар (25 мая) (М. Терентьев).
"Восемь лет мы составляли на работе список искажаемых слов.
Интерес проявили все. Приходили запросто, просили копии списка.
Довели его до 165 слов". (М.Гартман).
По мне, так самое классное - последнее!
Пропаганда есть пропаганда: кто-то решил - и нам втемяшивает. Через
этикетки, через СМИ . . . А когда сами - совсем другое дело!
Объявить конкурс - и пусть люди шлют. А через полгода огласить весь
список.
Опечатки собирают, Задорнову шлют. В КП интересное исследование
Справочника профессий имело место быть ("подземный слесарь",
"главный обогатитель" . . . )
Нужно. Прикольно. Вневременно.
Но это - одно.
А работа по выявлению искажений - коллективная, всенародная, "грамадой",
"талакой" - это другое.
"Нет, здесь нужны сплочённые усилия всех разрозненных борцов
за чистоту языка - и можно ли сомневаться, что, если мы всей "громадой"
дружно и страстно возьмёмся за дело, нам удастся в ближайшее время
пусть не вполне, но в значительной мере очистить наш язык от этой
скверны".
(160 - 1)
"Стоит только целенаправленному комплексу СМИ дружно, планомерно,
решительно восстать против уродств нашей речи, . . . - и можно не
сомневаться, что многие из этих уродств если не исчезнут совсем,
то, во всяком случае, навсегда потеряют свой массовый, эпидемический
характер".
(159 - 2, 3, 4)
"Напрасно борцы за чистоту языка всё ещё чувствуют себя одиночками,
не имеющими ни малейшей опоры в той среде, которая их окружает,
и слишком часто впадают в уныние".
(159 - 5)
Процесс внедрения
12 - п: Это в высшей степени любопытный процесс - нормализация
недавно возникшего слова в сознании тех, кому при первом своём появлении
оно казалось совсем неприемлемым, грубо нарушающей нормы установленной
речи.
13 /п: (Почему бы не примириться?) + 17 - 3, 4
- В других языках есть аналоги (14 - 1=)
- В древности так говорили (14 - п - 15 - 1)
- Слово (выражение) имеет смысл (14 - 1= к. )
- Соответствие современным условиям жизни (темпу)
- (Скрытое) соответствие нормам (16 - 2/2)
13 - 2: (Ход введения)
Полемика между неформальным лидером и мудрым учителем:
- Надевайте польты и вперёд!
- Надо говорить "надевайте пальто"
- Надо говорить "надобно"! Почему - "пальто"?
- Иностранные слова не склоняются.
- А почему?
- Правило такое.
- Откуда оно взялось?
- Люди придумали.
- А кто разрешил?
- Но они же специалисты!
- Ну и что?
- Они лучше знают.
- Что они знают?
- . . .
- Спросите у учителя.
- Почему не склоняются иностранные слова?
- Специалисты решили.
- А почему?
- Им интуиция подсказывает. Сердце. Мы заняты другими делами
- они этим. Наша интуиция более чутка к чему-то другому, а их -
к лексике. Им нужно доверять.
А теперь вы спросите вашего Миху: зачем он завёл этот разговор?
- Потому что доверяй, но проверяй. Я смотрю, не очень много
толку от этих специалистов. И врут, и вред приносят. Так же и эти
филологи-лингвисты!
Вот почему.
- И что дальше?
- Вырастим субкультуру.
- И что?
- Она вытеснит систему.
- Куда?
- Думаете, скажу "на обочину"? Или "в могилу"?
Нет. На их
законное место. А какое - там видно будет. Даже некоторые пусть
останутся на местах. Только чтоб врать перестали и вредить. Совесть
пусть появится.
- Итак, новая субкультура призвана усовестить существующую
систему?
Да
|