Русская и польская душа
1918 г.
I
Старая ссора в славянской семье, ссора русских с поляками, не может
быть объяснена лишь внешними силами истории и внешними политическими
причинами. Источники вековой, исторической распри России и Польши
лежат глубже. И сейчас особенно важно для нас осознать духовные
причины этой вражды и отталкивания, разделяющих славянский мир.
Это прежде всего распря двух славянских душ, родственных по крови
и языку, по общеславянским расовым свойствам и столь различных,
почти противоположных, с трудом совместимых, неспособных друг друга
понять. Народы родственные и близкие менее способны друг друга понять
и более отталкиваются друг от друга, чем далекие и чужие. Родственный
язык звучит неприятно и кажется порчей собственного языка. В семейной
жизни можно наблюдать это отталкивание близких и невозможность понять
друг друга. Чужим многое прощают, но своим, близким ничего не хотят
простить... И никто не кажется таким чужим и непонятным, как свой,
близкий.
Русские и поляки боролись не только за землю и за разное чувство
жизни. Внешне - исторически русские победили в этой вековой борьбе,
они не только отразили опасность полонизации русского народа, но
и агрессивно наступали на народ польский и делали попытки его русификации.
Польское государство было раздавлено и разорвано, но польская душа
сохранилась, и с еще большей напряженностью выразил себя польский
национальный лик. Великий духовный подъем, выразившийся в польском
мессианизме, произошел уже после гибели польского государства. Польский
народ, обнаруживший так мало способностей к государственному строительству,
обладающий чертами индивидуалистическими и анархическими, оказался
духовно сильным и несокрушимым. И нет в мире народа, который обладал
бы таким напряженным национальным чувством. Поляки совершенно не
поддаются ассимиляции. Именно у поляков идея национального мессианизма
достигла высочайшего подъема и напряжения. Поляки внесли в мир идею
жертвенного мессианизма. И русский мессианизм всегда должен был
казаться полякам нежертвенным, корыстным, притязающим на захват
земли. Многое должно после войны измениться во внешней, государственной
судьбе Польши, и невозможен уже возврат к старому её угнетению.
Внешние отношения России и Польши коренным образом меняются. Россия
сознает, что должна искупить свою историческую вину перед Польшей.
Но русская и польская душа все еще противостоят друг другу, как
страшно чуждые, бесконечно разные, друг другу непонятные. Внутреннего
сближения не происходит. Не явилось еще глубокой потребности понять
друг друга. Польско-русский вопрос ставится и самими поляками и
русскими слишком внешне, в плане политическом, и решение его колеблется
в зависимости от колебания политических настроений и военных удач.
Освобождение Польши сделает возможным настоящее общение между Польшей
и Россией, настоящее сближение между поляками и русскими, которому
доныне препятствовало угнетение Польши. Но что внутренно делается
для такого общения и сближения? К внешним обещаниям поляки относятся
подозрительно. Ныне подозрения эти исторически не основательны,
но психологически поляки имеют слишком много для них оснований.
Духовно же слишком мало делается для сближения с поляками. И хотелось
бы обратить особое внимание на то, что в польско-русских отношениях
есть более глубокая, духовная сторона. Только настоящее понимание
может быть освобождающим, оно избавляет от давящих отрицательных
чувств, и следует вникнуть и нам, русским, и полякам, почему русской
душе всегда так трудно было полюбить душу польскую, почему польская
душа с таким презрением относилась к душе русской? Посему так чужды
и так непонятны друг другу эти две славянские души? Внутри славянства
произошло столкновение Востока и Запада. Славянский Запад чувствовал
себя более цивилизованным, носителем единой европейской культуры.
Славянский Восток противополагал Западу свой собственный духовный
тип культуры и жизни.
II
Я всегда думал, что распря России и Польши есть, прежде всего,
распря души православной и души католической. И внутри славянства
это столкновение православной и католической души приобретает особенную
остроту. Россия исторически привыкла со стороны Запада охранять
свою православную душу и свой особый духовный уклад. В прошлом полонизация
и латинизация русского народа была бы гибелью его духовной самобытности,
его национального лика. Польша шла на русский Восток с чувством
своего культурного превосходства. Русский духовный тип казался полякам
не иным духовным типом, а просто низшим и некультурным состоянием.
Историческая борьба России с Польшей имела положительный смысл,
и духовное своеобразие русского народа было в ней утверждено навеки.
Воспоминание об этой борьбе оставило в душах обоих народов след
столь глубокий, что и сейчас трудно от него освободиться. Россия
выросла в колосса, как государственного, так и духовного, и давно
уже раздувание польской опасности, как и опасности католической,
постыдно и обидно для достоинства русского народа. Более сильному
обидчику не подобает кричать об опасности со стороны более слабого
и им же раздавленного. Ныне перед Россией стоят задачи творческие,
а не охранительно-утеснительные. Русская политика относительно Польши
давно уже стала историческим пережитком, она связана с далеким прошлым
и не дает возможности творить будущее. В этой неумной политике виновный
не мог простить тому, перед кем виноват. Это в сфере внешне-государственной.
В сфере же внутренно-духовной русской душе все еще мешает подойти
к душе польской чувство чуждости и враждебности, вызываемое латинско-католической
прививкой к славянской душе, создавшей польский национальный лик.
Для погруженной в себя русской души, получившей сильную православную
прививку, многое не только чуждо и непонятно в поляке, но неприятно,
отталкивает и вызывает вражду. И даже отпадавшие от православия
русские люди остаются православными по своему душевному типу, и
труднее всего им постигнуть католическую культуру и душевный тип,
на её почве вырастающий. Германский протестантизм менее отталкивал
русского человека, и это было настоящим несчастьем для судьбы России.
В типической русской душе есть много простоты, прямоты и бесхитренности,
ей чужда всякая аффектация, всякий взвинченный пафос, всякий аристократический
гонор, всякий жест. Это душа - легко опускающаяся и грешащая, кающаяся
и до болезненности сознающая свое ничтожество перед лицом Божьим.
В ней есть какой-то особый, совсем не западный демократизм на религиозной
почве, жажда спасения всем народом. Все остается в глубине у русского
народа, и он не умеет себя пластически-благообразно выявить. В русском
человеке так мало подтянутости, организованности души, закала личности,
он не вытягивается вверх, в складе души его нет ничего готического.
Ждет русский человек, что сам Бог организует его душу и устроит
его жизнь. В самых высших своих проявлениях русская душа - странническая,
ищущая града не здешнего и ждущая его сошествия с неба. Русский
народ в своих низах погружен в хаотическую, языческую еще земляную
стихию, а на вершинах своих живет в апокалиптических чаяниях, жаждет
абсолютного и не мирится ни с чем относительным. Совсем иная душа
польская. Польская душа - аристократична и индивидуалистична до
болезненности, в ней так сильно не только чувство чести, связанное
с рыцарской культурой, неведомой России, но и дурной гонор. Это
наиболее утонченная и изящная в славянстве душа, упоенная своей
страдальческой судьбой, патетическая до аффектации. В складе польской
души русских всегда поражает условная элегантность и сладость, недостаток
простоты и прямоты и отталкивает чувство превосходства и презрения,
от которых не свободны поляки. Полякам всегда недоставало чувства
во Христе, связанного с признанием бесконечной ценности каждой человеческой
души. Особое духовное шляхетство отравляло польскую жизнь и сыграло
роковую роль в их государственной судьбе. Русский человек мало способен
к презрению, он не любить давать чувствовать другому человеку, что
то ниже его. Русский человек горд своим смирением. Польская душа
вытягивается вверх. Это - католический духовный тип. Русская душа
распластывается перед Богом. Это - православный духовный тип. У
поляка есть любовь к жесту. У русского совсем нет жеста. В польской
душе есть переживание Христова пути, страстей Христовых, Голгофской
жертвы. На вершинах польской духовной жизни судьба польского народа
переживается, как судьба агнца, приносимого в жертву за грехи мира.
Таков польский мессианизм, прежде всего жертвенный, не связанный
с государственной силой, с успехом и господством в мире... Отсюда
рождается в польской душе пафос страдания и жертвы. Все по-иному
в русской душе. Русская душа больше связывает себя с заступничеством
Богородицы, чем с путем Христовых страстей, с переживанием Голгофской
жертвы. В русской душе есть настоящее смирение, но мало жертвенности.
Русская душа отдает себя церковному коллективизму, всегда связанному
для нее с русской землей. В польской душе чувствуется судорожное
противление личности, способность к жертве и неспособность к смирению.
В польской душе есть всегда отравленность страстями. Дионисизм русской
души совсем иной, не такой окровавленный. В польской душе есть страшная
зависимость от женщины, зависимость, нередко принимающая отталкивающую
форму, есть судорога и корчи. Эта власть женщины, рабство пола чувствуется
очень сильно у современных польских писателей, Пшибышевского, Жеромского
и др. В русской душе нет такого рабства у женщины. Любовь играет
меньшую роль в русской жизни и русской литературе, чем у поляков.
И русское сладострастие, гениально выраженное Достоевским, совсем
иное, чем у поляков. Проблема женщины у поляков совсем иначе ставится,
чем у французов, - это проблема страдания, а не наслаждения.
III
В каждой народной душе есть свои сильные и свои слабые стороны,
свои качества и свои недостатки. Но нужно взаимно полюбить качества
народных души и простить их недостатки. Тогда лишь возможно истинное
общение. В великом славянском мире должна быть и русская стихия
и стихия польская. Историческая распря изжита и кончилась, начинается
эпоха примирения и единения. Много можно было бы указать черт противоположных
в народной польской душе. Но можно открыть и черты общеславянские,
изобличающие принадлежность к единой расе. Это общее и роднящее
чувствуется на вершинах духовной жизни русского и польского народа,
в мессианском сознании. И русское и польское мессианское сознание
связывает себя с христианством, и одинаково полно оно апокалиптических
предчувствий и ожиданий. Жажда царства Христова на земле, откровения
Св. Духа есть жажда славянская, русская и польская жажда. Мицкевич
и Достоевский, Товянский и Вл. Соловьев в этом сходятся. И справедливость
требует признать, что польский мессианизм более чистый и жертвенный,
чем мессианизм русский. Много было грехов в старой шляхетской Польше,
но грехи эти искуплены жертвенной судьбой польского народа, пережитой
им Голгофой. Польский мессианизм - цвет польской духовной культуры
- преодолевает польские недостатки и пороки, сжигает их на жертвенном
огне. Старая легкомысленна Польша с магнатскими пирами, с мазуркой
и угнетением простого народа перевоплотилась в Польшу страдальческую.
Но если польское мессианское сознание и может быть поставлено выше
русского мессианского сознания, я верю, что в самом народе русском
есть более напряженная и чистая жажда правды Христовой и царства
Христова на земле, чем в народе польском. Национальное чувство искалечено
у нас, русских, наших внутренним рабством, у поляков - их внешним
рабством. Русский народ должен искупить свою историческую вину перед
народом польским, понять чуждое ему в душе Польши и не считать дурным
непохожий на его собственный духовный склад. Польский же народ должен
почувствовать и понять душу России, освободиться от ложного и дурного
презрения, которому иной духовный склад кажется низшим и некультурны.
Русская душа останется православной по своему основному душевному
типу, как польская душа останется католической. Это глубже и шире
православия и католичества, как вероисповеданий, это - особое чувство
жизни и особый склад души. Но эти разные народные души могут не
только понять и полюбить друг друга, но и почувствовать свою принадлежность
к единой расовой душе и сознать свою славянскую миссию в мире
|