Заметка взята из нета, см. внизу её Навигатор
Дуденков В. Н.
Русская идея и космизм
Русская идея вновь волнует умы россиян. Это и понятно: Россия
стоит перед очередным историческим выбором. Социально-политическое
самоопределение страны детерминирует размежевание не только политически
активного населения, но, думается, подавляющего его большинства.
Споры о национальной идее будут злободневными до тех пор, пока
наше отечество не обретет тот путь, который поддержит большинство
его граждан и который объединит их. Общенациональная объединительная
идея такой страны, как Россия, несомненно, имеет и всемирно-историческое
значение. её смысл и способы реализации не могут быть безразличными
для мирового сообщества.
Русская идея в общем виде - это путь движения страны, способ
её существования в настоящем и будущем, это и "далёкая"
цель её развития. По своему объёму она общенациональна. И как
таковая, являет собой идеал для всех народов, населяющих Россию,
их вековую мечту о благосостоянии, справедливости, добре и красоте.
Русская идея, как великая национальная идея (цель, мечта, идеал)
вызревает в недрах народа, зависит от родовых черт национального
характера - менталитета, как сейчас говорят - специфики его исторического
развития и религиозной веры.
Как всякая идея такого масштаба, она имеет свои особые истоки,
время созревания и развития. Не касаясь этих второстепенных для
данной статьи вопросов, следует, однако, отметить, что русская
национальная идея в точном смысле - её полном виде - сложилась
в период возникновения российской нации и российской государственности.
Появление национальной идеи, понятной, доступной большинству людей,
разделяемой ими, свидетельствовало о мощном национальном самосознании
народов, составляющих нацию, т.е. о понимании и приятии принципов
общественного бытия, государственного устройства, духовной жизни,
а также целей и путей исторического движения нации.
Русская идея не оставалась статичной. Она постоянно уточнялась
духовными воителями нации, развивалась ими, впитывая чаяния и
упования простых людей.
Коренной пересмотр национальной идеи, её кардинальное переосмысление,
вообще говоря, невозможны в рамках данной нации. Замена национальной
идеи невозможна потому, что для этого должен измениться состав
нации, её история. Смена общественно-политического строя не меняет
глубинного смысла и содержания национальной идеи, ибо, как показывает
история, подобного рода историческая трансформация в подавляющем
большинстве стран происходит эволюционным путем, постепенно, в
течение длительного исторического периода, на протяжении которого
в нее вносятся необходимые поправки и дополнения. Изменение же
общественно-политического порядка революционным или насильственным
путем ведет по необходимости и к насилию над национальной идеей,
её грубейшему искажению и попранию. Причем, прежде чем произойдет
идейно-духовная контаминация, определённые политические силы стремятся
осуществить насилие над многими представителями нации, т.е. пытаются
в исторически короткий срок "пересоздать" человека, сформировать
"новую личность", коей и вменить - навязать "новую",
искусственно сфабрикованную идеологию. С помощью последней и насилуют
вековую идею нации. Как показала новейшая история России, подобного
рода рискованные упражнения с народом и его идеей добром не кончаются:
они отбрасывают нацию и его духовную жизнь далеко назад. И тогда
вновь возникает вопрос о сущности национальной идеи и способах
её воплощения.
Крушение коммунистической диктатуры в нашей стране определило
взрыв интереса россиян к вопросу о национальной идее.
О ней много пишут и еще больше говорят. Изданы самые крупные
труды, посвящённые осмыслению этой проблемы. Наиболее глубоко
вопрос о русской идее был разработан в произведениях классической
русской философии, начиная с Вл.С.Соловьева и кончая А.Ф.Лосевым,
т.е. в работах мыслителей, живших в переломный для судеб России
исторический момент.
- Русская идея
- Русский космизм
- Русский характер
- Литература
Вопрос о том, что такое русская идея и как её воплотить, весьма
актуален. На мой взгляд, её основные положения развиты в философии
русского космизма с его Центральным учением о всеединстве. Согласиться
с мнением, что общее дело человечества, за которое взялась Россия,
это вопрос "о телесном бессмертии", как полагает Л.В.Карасев,
нельзя[18]. Вопрос о бессмертии обсуждается в рамках русской идеи,
но не является его ядром.
Вредоносность же русского коммунизма не только в том, что он
исказил русскую идею, деформировал учение всеединства, но и в
том, что он отдалил реализацию русской идеи. Именно проблема реализации
актуальна сейчас. Прав А.Гулыга, говоря, что русский космизм сказал
все, теперь дело за практиками, историческая миссия которых -
воплотить русскую национальную идею, с которой россияне обращаются
ко всему миру.
© В.Н.Дуденков, 1996.
Дуденков Владимир Николаевич доктор философских наук, профессор,
заведующий кафедрой философии Санкт-Петербургского государственного
технологического института (Технологического университета).
|