Бабосов, глава из "Основ идеологии"
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Разные тексты >> Близкие по духу >> Бабосов




 

 



 

 

 

 




- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)





Бабосов, глава из "Основ идеологии"

1.4. ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИДЕОЛОГИЙ

Идеологическая панорама современного мира чрезвычайно сложна, многообразна, многогранна. В ней сосуществуют и сталкиваются, соперничают друг с другом идеологии различного масштаба, уровня, разных степеней влияния на людей

Для правильного понимания и истолкования различных идеологий, их сущностей, особенностей, функций, способов аргументации, сфер влияния важное значение имеет их типологизация. Эта логико-теоретическая процедура представляет собой вычленение из общей совокупности сходных в определенном отношении социальных феноменов их основных, существенных признаков посредством конструирования типов, т.е. общезначимых характеристик на основе выявления их сходства и различия, надежных способов их идентификации

Осуществление такой процедуры предполагает построение некоей идеализированной модели абстрактной логической конструкции, которая фиксирует принципы классификации и систематизации сложноорганизованных феноменов социальной действительности, каковыми являются идеологии, тем самым несколько упрощая их, но вместе с тем позволяя вычленить системообразующие связи, существенные признаки, отличительные особенности

Типологизация идеологий может быть осуществлена по нескольким основаниям. В зависимости от пространственной распространенности и масштабов социальных общностей людей, подверженных влиянию тех или иных идей, взглядов, верований, ценностных ориентации, стандартов поведения и т.п., идеологические доктрины могут быть подразделены на глобальные, локальные и частичные. В зависимости от содержания распространяемых концепций, взглядов, принципов, убеждений идеологии могут быть дифференцированы на научные, религиозные, политические. По направленности предлагаемых идеалов, целей, средств их достижения идеологии относятся к прогрессивным или реакционным, революционным или контрреволюционным, гуманистическим или антигуманным


Либерализм

Одной из наиболее влиятельных глобальных идеологий на протяжении последних полутора-двух столетий является либерализм (лат. liberatis - свободный). Его идейно-теоретические истоки восходят к периоду буржуазных революций XVII-XVIII вв., сформулированы в работах Дж. Локка (1632-1704), Ш.Л. Монтескье (1689-1755), А. Смита (1723-1790), Б. Франклина (1706-1790), Т. Джефферсона (1743-1826), А. Токвиля (1805-1859). Мировоззренческие, политические, экономические, социальные основы либерализма были сформулированы в XIX в. в трудах И. Бентама, Д.С. Милля, Г. Спенсера

Содержательное ядро либеральной идеологии составляют следующие принципы: 1) безусловный приоритет индивидуальной свободы человека; 2) абсолютная ценность человеческой личности и изначальное равенство всех людей; 3) автономия индивидуальной воли; 4) неотчуждаемые права человека - на жизнь, свободу, собственность; 5) создание и функционирование государства на основе консенсуса с единственной целью сохранить и защитить естественные права человека; 6) договорный характер отношений между государством и индивидом 7) верховенство закона как инструмента контроля над по ведением людей; 8) разделение властей в государственно механизме и создание системы их сдержек и противовесов; 9) ограничение объема и сфер деятельности государства; 10) господство частной собственности и её неприкосновенность как гарантии независимости и достоинств личности; 11) идеалы свободного рынка, личной инициативы и честной конкуренции; 12) развитие гражданской общества, основанного на свободном рынке и частной собственности, независимого от государства и политических институтов; 13) защищенность частной жизни человека и свободы его действий в рамках закона во всех сферах общественной жизни (схема 1.4)

Схема 1.4. Основные принципы идеологии либерализма

Разумеется, каждый из названных основных принципов либерализма нуждается в конкретизации. Если иметь в виду первый из этих принципов, то речь идет о том, чтобы свобода сама по себе стала самоцелью для всех людей и чтобы в обществе были созданы условия и возможности, говоря словами Т. Грина, для "свободной практической реализации человеком своих способностей". Если этот тезис конкретизировать, то либерализм признает необходимость равенства всех граждан перед лицом закона и право каждого человека пользоваться основными свободами - совести, слова, собраний, создания ассоциаций и партий. Кроме того, признается и приветствуется свободное индивидуальное и групповое предпринимательство, свободный рынок и свободная конкуренция как универсально значимые социальные механизмы, позволяющие чело веку реализовать свою самостоятельность и инициативу экономике, культуре и других сферах общественной жизни и побуждающие его заботиться о повышении эффективности своей деятельности, о приобретении знаний, повышении профессионального уровня и компетенции

В рамках развития идеологической доктрины либерализма был разработан идеал равенства возможностей каждого члена общества независимо от того, к какой социальной группе или классу принадлежит семья, в которой он родился, одобряется стремление добиваться повышения своего благосостояния и приобретения собственности, также перемещаться на более высокие этажи социально пирамиды, но непременно в соответствии с затраченным им усилиями, со степенью его трудолюбия, предприимчивости и других личных свойств

Но практика частного капиталистического предпринимательства развивалась совершенно в ином направлении, чем утверждаемые либерализмом идеалы. Первый и охарактеризованных принципов реализовался в безудержном индивидуализме, а безграничная свобода конкуренции и свободный рынок не смогли сформировать гармоничные отношения между людьми, но привели к господству монополий, превративших лозунг "равных возможностей" в право жесткой эксплуатации людей наемного труда

Кризис классического капитализма и взлелеянное в его недрах классического либерализма привел к возникновению "нового", "социального" либерализма - неолиберализма. Стержневое требование этой разновидности либерализма, сформулированного в высказывании одного из видных его идеологов Л. фон Мизеса, таково: "Если сконденсировать всю программу либерализма в одно слово, то им будет частная собственность... Все другие требования либерализма вытекают из этого требования"

Другой его крупнейший идеолог, выдающийся английский экономист Дж. Кейнс признавал допустимость и необходимость вмешательства государства в экономическое развитие и отдавал предпочтение государственному сектору в экономике. В его понимании, главные задачи государства заключаются в прекращении социальных конфликтов посредством поддержки социально уязвимых слоев населения через налоги, государственную собственность и бюджетное регулирование

По мнению новых либералов, государство должно принимать меры, способствующие реальному, а не декларативному выравниванию возможностей, и в этих целях повышать уровень социальной защищенности тех групп и слоев граждан, которые очутились в более трудном экономическом положении, оказывать им социальную помощь.

Всякая идеологическая доктрина несет в себе многосторонний набор идей, взглядов, представлений, основанных на знаниях, а нередко и на предрассудках. Но в таком наборе выделяются три основные системообразующие идеи, касающиеся отношения к собственности, распределению доходов и к власти. Этот основополагающий концептуальный ряд в либерализме приобретает следующую конфигурацию (схема 1.5).

В современном либерализме существует консервативное, праворадикальное течение, получившее название либертаризма и сумевшее адаптировать традиционные ценности либерализма к экономическим и политически" реалиям второй половины XX в. Наиболее известные влиятельные представители либертаризма Л. Мизес, К. Поппер, Ф. Хайек, М. Фридмен делают акцент на правах и свободе индивида и отводят государству минимальную роль в экономике. Л. фон Мизес, в частности, считал, что единственной разумной экономической политикой временного общества может быть только предоставление полной свободы выступающим на рынке производителям, а государственное вмешательство в хозяйственную жизнь вредно для общества, порождает нестабильность, поэтом) должно быть максимально ограничено.

Если либералы выступают за личную свободу, но одновременно признают необходимость известной регуляции экономической деятельности, то либертаристы, в отличие от них, провозглашают свободу отдельного человека во всех сферах его деятельности при резком ограничении регулирующей роли государства. Лучшее из государств то, которое вообще "не правит", "ультраминималистское". Они - решительные противники государственного контроля над ценами, заработной платой, трудовыми отношениями, социальной сферой и экономикой в целом. Однако, выступая на словах за снижение роли государства как антипода индивида и его свободы, либертаристы поддерживают ту его деятельность, которая обеспечивает благоприятные условия для развития крупного бизнеса, национальных и транснациональных корпораций, международных финансовых структур. Применительно к переходным типам общества в современных странах Латинской Америки, Восточной Европы (включая Россию и Беларусь) либертаристы выступают за применение "шоковой терапии", приводящей к падению темпов и объемов промышленного производства, к снижению уровня жизни населения, к финансовым потрясениям и обострению социальных противоречий.

В противовес классическому либерализму в общем лоне либералистской идеологии развивается течение неолиберализма, который признает не только допустимость, но и необходимость государственного вмешательства в экономику, а целью общества провозглашает прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка.

В этой идеологической доктрине приобретают большую значимость и ценность такие цели, для достижения которых требуются не только действия, соответствующие законам рынка и конкуренции, но и такие поступки, которые мотивируются гуманистическими идеалами и выходят за рамки рыночных и конкурентных отношений. В частности, поборники этой доктрины активно выступают за прогрессивные налоги на доходы граждан и прибыли предприятий в целях перераспределения части национального богатства в пользу людей, которые по различным причинам не смогли стать полноправными субъектами свободного предпринимательства, рынка и конкуренции либо даже превратились в жертвы их спонтанного развития, оказались безработными.

Сторонники неолиберализма (Р. Даль, Дж. Роулс и др.) поддерживают расширение деятельности государства в социальной сфере и упрочение системы социального обеспечения имущественно уязвимых слоев населения, высказываются за многообразие и плюрализм мнений, реализуемых через осуществление многопартийности. Один из наиболее известных поборников неолиберализма, американский социолог, философ японского происхождения Фрэнсис Фукуяма утверждает, что в условиях коллапса коммунистической идеологии мировое человеческое сообщество движется к "концу истории". Под последним понимается универсализация государств, воплощающих в реальность принципы свободы и равенства граждан и поэтому способных решать фундаментальные проблемы, вставшие перед человечеством - "экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя"1.

Но как бы ни трансформировался либерализм в своих попытках адаптироваться к новейшим социально-экономическим и политическим трансформациям, в нем сохраняются многие основополагающие идеи, демонстрирующие ограниченность данной идеологии (включая Белорусский народный фронт, либерально-демократические партии в Беларуси и России) в изменяющихся исторических условиях. К числу таких идей относится ориентация преимущественно на публичные виды человеческой жизнедеятельности - политическую активность показного характера, свободу от предрассудков, предприимчивость, отношение к морали как частному делу индивида, враждебное отношение к интересам различных общностей - народу ("народ наш цёмны"), государству. Подобного рода принципы оказываются не в состоянии дать ответы на вызовы времени, в силу чего не получают ныне широкой поддержки народных масс, которые нередко отдают свои симпатии консерватизму.

' Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопр. филос. 1990. № 3. С. 148.

Консерватизм

К числу глобальных идеологических доктрин принадлежит консерватизм (лат. conserve - охраняю, сохраняю) - идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящее новым тенденциям социального развития, отстаивающее необходимость сохранения традиционных ценностей и порядков. Впервые термин был употреблен французским писателем Ф. Шатобрианом и обозначал идеологию феодально-аристократической реакции на Французскую буржуазную революцию конца XVIII в. К основоположникам консерватизма обычно причисляют французских мыслителей Э. Берна (1729-1797), Ж. де Местра (1753-1821), Л. Бональда (1754-1840). Э. Берн в своих "Раздумьях о Французской революции" (1790) сформулировал классическое консервативное утверждение: установленные социальные и политические учреждения должны защищаться, потому что они существуют и выросли "органически".

Основой консервативной идеологии является традиционализм, т.е. ориентация индивидуального или группового сознания в прошлое, которое обычно противопоставляется настоящему. С точки зрения Э. Берна, следовать традиционализму - значит действовать в соответствии с естественным ходом вещей, сообразовывать свои поступки с вековой мудростью, аккумулированной в традиционных нормах и представлениях.

В первой половине XIX в. в консерватизме господствовали три основные идеи: противостояние революции, критика рационализма и индивидуализма, противоборство с социальной атомизацией буржуазной цивилизации. Эти три идеи, органично взаимодействующие друг с другом, составили, с одной стороны, специфическую идеологическую позицию, ассоциирующуюся с определенными, а именно консервативными политическими представлениями, позициями, партиями, а с другой - консервативную модель поведения индивидов в повседневной жизни. Основные представители консерватизма - Э. Берн, Ж. де Местр, Л. Бональд, Р. Пиль, Дж. Сантаяна, О. Бисмарк. В России в XIX-XX вв. к этому идеологическому течению принадлежали Н.М. Карамзин, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк.

Один из наиболее влиятельных глашатаев консерватизма в США Томас Стерн Элиот выдвигал три главных принципа данной идеологической доктрины:

1) необходимость основать социальное благополучие на традиционных ценностях;

2) оказывать организационное и эффективное противодействие эгалитаризму (социальному равенству);

3) необходимость каждому индивиду соблюдать социальную лояльность и долг перед общностью.

Впоследствии эти три принципа получили дополнение еще несколькими основополагающими консервативными идеями. Наиболее существенные из них таковы:

а) отрицание мелиоризма (желательности улучшения общества);

б) осторожное, преимущественно критическое отношение к социальным переменам;

в) критическое отношение к потенциальным возможностям совершенствования общества и человека с помощью политических и экономических средств;

г) вера в естественность и справедливость социальной иерархии в обществе (наличие в нем высших и низших социальных слоев);

д) нравственный абсолютизм, выражающийся признании вечных истин, и неизменность нравственных ценностей;

е) прогресс и улучшение общественной жизни возможны, но бессмысленны.

Последовательные сторонники консерватизма отри ют идею, согласно которой человеческая история представляет собой непреклонное совершенствование общественной жизни и в силу этого гораздо более критичны отношению к социальным изменениям, чем представители иных идеологических доктрин. Иерархический характер общества, из которого проистекает социальное неравенство, считают они, является неизменной формой современного стратифицированного общества, вытекающей его естественного происхождения.

Отвергая перспективы возникновения авторитарной тирании, они утверждают, что последняя может возникнуть в двух случаях: 1) правление толпы; 2) деспотизм приведенный к власти в результате крушения хорошо организованной социальной иерархии.

Консерваторы отрицают не саму по себе идею социального равенства, а концепцию осуществления равенства в результате спланированных социальных действий, которые, по их утверждениям, "мешают естественным и желательным различиям между людьми". Функции государства и особенно правительства, по их мнению, следует ограничивать в использовании ими власти и сконцентрировать преимущественно на "роли охранника", являющегося "не обходимым тормозом потенциального социального переворота" (Д. Золл). Что же касается народной демократии, то она, считают консерваторы, "подрывает и ухудшает моральные ценности".

Стабильность политического порядка, по убеждений сторонников консерватизма, обеспечивается постепенным реформизмом, в основе которого должен лежать компромисс. Именно компромисс, с их точки зрения, составляет единственную гарантию сохранения существующий экономических и политических отношений, а также, пусть несовершенной, но все же реальной социальной гармонии различных социальных сил (схема 1.6)


Неоконсерватизм

На рубеже 60-70-х гг. XX в. консерватизм стал выступать преимущественно в обличье неоконсерватизма. Его наиболее влиятельными выразителями являются Д. Мойнихэн, И. Кристол, Д. Белл, 3. Бжезинский, Н. Глэйзе С. Хантингтон. Их нередко называют людьми, "меняющими американскую политику" и обеспечивающими её "поворот вправо". В основном они экслибералы, обеспокоенные закатом традиционной власти и "избытком демократии", волной студенческих беспорядков в конце 60-х годов упадком традиционных ценностей индустриальной цивилизации. Существуют две основные трактовки неоконсерватизма: 1) как современного консерватизма, приспосабливающего традиционные для него ценности к нововведениям постиндустриальной эпохи; 2) как идеологической течения, обогащающегося новыми идеями и выводами в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом.

Помня исходный принцип неоконсерватизма, один его основателей Д. Мойнихэн в 1976 г. утверждал: "Изменение курса во время шторма - это способ удержать курс". Однако другой провозвестник этой идеологической доктрины П. Бергер добавил, что "современная американская идеология консерватизма является по своему воздействию на людей глубоко и безусловно либеральной". Такая оценка обусловлена тем существенным обстоятельство, что сам по себе либерализм содержит немало важных консервативных элементов (схема 1.7).

Одна из наиболее существенных особенностей консерватизма заключается в том, что наиболее известные его представители (Д. Мойнихэн, И. Кристол, 3. Бжезинский, Д. Белл и др.) были или до сих пор являются ведущими экспертами правящих политических сил в США, Англии, Австралии, Японии. К числу неоконсерваторов принадлежат и такие влиятельные политические лидеры как М. Тэтчер, Р.Никсон, Р. Рейган, Г. Коль, Дж. Буг. старший и Дж. Буш-младший.

Вторая важнейшая особенность этой идеологической доктрины проявляется в том, что, говоря словами П. Стенфельса, "...неоконсерватизм стал прямым защитников интересов бизнеса. Излишне говорить, что бизнес, которому относительно долго не хватало идеологической поддержки от академических кругов, с энтузиазмом приветствовал неоконсерваторов1. Поэтому, убежден П. Стейнфельс, "неоконсерватизм не завянет в поисках богатых патронов"2 .

Третья отличительная особенность неоконсерватизма заключается в том, что его ведущие представители являются активными поборниками сциентистско-технократического направления социальной философии. Д. Белл, в частности, утверждает, что основным инструментом оптимизации современного капитализма и превращения его в постиндустриальное (информационное) общество является новейшая технология. В отличие от индустриального общества в постиндустриальную эпоху, считает Д. Белл, именно научное знание и его воплощение в технологиях выступают основными источниками богатства и власти, а поэтому решающим средством управления становятся уже не машинные, а интеллектуальные технологии и телекоммуникационные системы.

Четвертая особенность неоконсерватизма в том, что в отличие от своих предшественников, являвшихся открытыми противниками прогресса, современные неоконсерваторы превратились в поборников неотвратимости социально-экономических перемен и инициаторов инноваций, но не "методами толпы - снизу", а неспешными изменениями, проводимыми "сверху".

Пятая особенность неоконсервативной идеологии в том, что её последователи по-новому сконструировали теоретическую модель взаимодействий между индивидом и обществом, гражданином и государством. Индивид должен рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан (в отличие от того, что утверждают поборники либерализма), а не надеяться на поддержку государства, государство же призвано сохранять целостность общества и обеспечивать необходимые гражданину жизненные условия на основе незыблемого правопорядка и стабильности существующей экономической и политической системы.

Steinfels P. The Neoconservatives. N.Y., 1979. С. 10. Там же. С. 13.

Шестая особенность рассматриваемой идеологической доктрины заключается в обосновании тезиса, согласно которому в условиях углубляющейся глобализации мира, сопровождающейся ростом социальной нестабильности и неустойчивости, лучшими и наиболее эффективными средствами искоренения всяких нестабильностей выступают рыночная система и основанные на идеологии нес консерватизма принципы порядка и устойчивости, активно внедряемые в жизнь современного общества.

Основные отличительные особенности современно: неоконсерватизма изображены на схеме 1.7.

Поборники неоконсерватизма выступают за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику, считая, что государство обязано поддерживать частную инициативу, а не ограничивать её. В социальной политике они придерживаются трех основных принципов: а) принципа солидарности, основанного на единстве труда и капитала; б) принципа справедливости - справедливое распределение доходов, справедливая зарплата, справедливая налоговая политика и т.п.; в) принципа субсидиарности - содействие людям в их самопомощи и в развитии частной инициативы. В идеологическом плане они признают приоритетность принципов свободы над принципом равенства, утверждают, что равенство может существовать только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. В политической сфере неоконсерваторы строго придерживаются тезиса: демократия должна быть вертикальной, а вершину её составляет политическая и экономическая элита.


Социалистическая и коммунистическая идеология

Социализм (лат. socialis - общественный) - сложный комплекс социально-философских, общественно-политических концепций, идеологических доктрин и установок, обосновывающих идеалы общественного устройства, основанного на приоритете общественной собственности, отсутствии эксплуатации, справедливом распределении материальных и духовных благ. При всей своей многовариантности социализм имеет единые теоретико-философские и политические истоки. Социалистическое миропонимание вобрало в себя утопические идеи, сформулированные еще в античной Греции в "Государстве" Платона (427-347 до н.э.), а затем в "Утопии" Т. Мора (1478-1535) и в "Городе Солнца" Т. Кампанеллы (1568-1639). Существенное значение для его становления имели сформулированные Ж.-Ж. Руссо идеи о частной собственности как причине социального неравенства, о необходимости построения гражданского общества, основанного на общественном до говоре и равенстве людей.

Само понятие "социализм" как противоположное термину "индивидуализм" было введено в научный оборот французским мыслителем Пьером Леру в его работе "Об индивидуализме и социализме" (1834). К этому времени получили достаточно широкое распространение сочинения Р. Оуэна (1771-1858) в Англии, А. Сен-Симона (1760-1825>| и Ш. Фурье (1772-1837) во Франции. Первый из них обличал недостатки капитализма и считал, что новые производительные силы, созданные индивидуализмом, могут служить не кучке богачей, а использоваться на благо всех людей, если будет уничтожена конкуренция и установлен кооперативный контроль над промышленностью.

А. Сен-Симон считал, что современное ему общество страдает от нездорового и разнузданного индивидуализма, может и должно быть преобразовано развитием науки и техники, которое приведет к обществу, управляемому высокообразованными и компетентными экспертами. Такое общество обеспечит всем равные возможности, чтобы каждый мог занять в нем положение, соответствующее его способностям. На основе искоренения источников общественного беспорядка в таком обществе можно будет ликвидировать государство как принудительный социальный институт.

Решительным противником капиталистической системы был Ш. Фурье, который выступал за создание плана экономической организации общества, опирающейся на мелкое товарное производство в так называемых "фалангах" - первичных общественных ячейках, основанных на социальном равенстве, оптимальном сочетании талантов, страстей и вкусов и включающих в себя 1600 человек. Хотя взгляды названных теоретиков утопического социализма значительно различались по многим вопросам, но все они утверждали, что в обществе существуют реальные возможности для немедленного реформирования его на условиях искоренения эксплуатации, неравенства, в развитие социалистической идеологии в XIX в. внесли К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) - основатели марксизма, ставшего синонимом коммунистической идеологии. Они разработали философскую, экономическую и социально-политическую теорию, согласно которой социализм - это не утопия и не заманчивая мечта, а неизбежная и закономерная фаза исторического становления более отдаленного этапа развития общества - коммунизма, представляющего подлинную цель прогресса человечества. В их понимании, капитализм в процессе своего развития сам создает предпосылки для социальной революции, ликвидации частной собственности и перехода к социализму.

Согласно учению К. Маркса, рабочие, т.е. люди, совершающие трудовую деятельность при помощи орудий труда, средств производства, и сами эти средства производства являются производительными силами общества, т.е. теми его силами, которые производят новые ценности, новые материальные и духовные блага. Но трудящиеся люди объединяются со средствами производства не прямо, поскольку они не являются их хозяевами, а через владельца этих средств, их собственника, который нанимает работающих людей, предоставляет им работу и тем самым соединяет их с орудиями труда. Именно собственность на средства производства выступает в качестве основы социальных отношений, которые возникают между работниками, а также между работниками и владельцами средств производства - капиталистами. Эти отношения, складывающиеся в процессе производства, называются производственными отношениями.

Способ производства материальных благ, состоящий, согласно К. Марксу, из двух неразрывно связанных сторон - производительных сил и производственных отношений, не остается раз навсегда данным, неизменным, напротив, он находится в процессе постоянного изменение и развития. Революционизирующим элементом развития способа производства, вызывающим его изменения, являются трудящиеся люди и орудия труда, которые изменяются быстрее, чем базирующиеся на собственности производственные отношения. Вследствие этого на определённой ступени своего развития материальные произвол тельные силы приходят в противоречие, в состояние конфликта с существующими производственными отношениями, прежде всего с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. При рассмотрении таких переворотов необходимо отличат переворот в экономических условиях производства юридических, политических, религиозных, философски}! короче, от идеологических форм, в которых люди осознав этот конфликт и борются за его разрешение.

По мере развития капиталистического производства, считал К. Маркс, происходит не только обострение противоречия, конфликта между производительными силами производственными отношениями, что составляет экономическую основу революционного ниспровержения капитализма, но и формируется субъект такого ниспровержения, могильщик капитализма - рабочий класс.

К. Маркс устанавливает, что основное средство получения капиталистической прибыли - "безграничное развитие общественных производительных сил" - вступает постоянный конфликт с ограниченной целью - "увеличением стоимости существующего капитала". Поэтому капиталистический способ производства внутренне противоречив, а создаваемые им же самим производителей силы и прежде всего главная из них - рабочий класс находятся в постоянном, неуклонно воспроизводящем противоречии со свойственными данному способу производства общественными отношениями. По мере нарастания данного противоречия и осознания своих коренных интересов рабочий класс постепенно от частичных конфликтов доходит до понимания неизбежности своего всеобщего конфликта с буржуазией в рамках существующего буржуазного общества и необходимости революционного ниспровержения последнего.

Отсюда следует, что, в марксовом понимании, социальный конфликт является не только повсеместно распространенным, но и неизбежным свойством антагонистической социальной системы, вследствие чего он должен стать одним из основных объектов её социального анализа. Более того, такие конфликты имеют тенденцию к возрастанию и обострению, а высшим их средоточением и воплощением становится социальная революция, которая разрешает все антагонистические противоречия и конфликты и представляет собой главное социально-политическое орудие перехода к новому социальному устройству. Такой переход, по мысли К. Маркса, совершится очень нескоро, в отдаленной исторической перспективе, когда объединенными усилиями всех народов или, по крайней мере, передовых, наиболее развитых в экономическом, социально-политическом и духовном отношении стран будет сделан реальный шаг к гармоничному социальному развитию. В этом процессе свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех и тем самым будут созданы предпосылки для устранения социальных антагонизмов и эксплуатации из жизни общества.


Социал-демократическая идеология

Одновременно с революционным направлением в социалистической идеологии, основным и наиболее влиятельным воплощением которого стал большевизм, реализованный в деятельности Коммунистической партии Советского Союза, в лоне этой мировоззренческой политической доктрины сформировалось и другое, существенно отличное от него направление, которое тоже опирается на марксизм, но истолкованный совершенно иначе. Важнейший вклад в развитие этого направления, которое в последствии, уже в XX в. получило название социал-демократического, внесли Э. Бернштейн (1850-1932), К. Каутский (1854-1938), О. Бауэр (1882-1938), Ф. Адлер (1879 - 1960), а во второй половине XX в. - В. Брандт, У. Пальме Б. Крайский, Ф. Миттеран и др.

Э. Бернштейн, в частности, в отличие от К. Маркса В.И. Ленина, отвергал неизбежность разрушения старого мира и крушения капитализма, а также диктатуры пролетариата. Путь к социализму, в его истолковании, это социалистическая революция и следующая за ней отмена частной собственности, а поиск новых "товарищеских форм производства" в условиях непрерывного и мирного развития капиталистической экономики при непременном установлении социального равенства всех членов общества. Выдвинув свой знаменитый лозунг "Конечная цель - ничто, движение - все", он считал, что единственно верный путь к социализму - социальные реформы, нацеленные обеспечение наибольшей экономической эффективности наибольшей свободы. Все последующее развитие этого типа идеологии шло в направлении утверждения мирных средств достижения социалистических целей, плавного примирения и утверждения созидательной роли государства (демократической республики) в становлении социально справедливого общества. Основная задача поборниками данного направления определялась как построение такого общества, в котором бы оставались в неприкосновенности основные либерально-демократические свободы и утверждались ценности мировоззренческого и политического плюрализма, правового социального государства.

Преимущества такого пути социального реформирования были провозглашены в Венской программе Социалистической партии Австрии (1958) и Годесбергской программе Социал-демократической партии Германии (1959). Подобного же рода программные документы в последующем были приняты социал-демократами Швеции, Норвегии, ряда других государств. В конце XX - начале XXI в. социал-демократическое движение провозглашает приоритеты социального и международного мира, "социального партнерства" между предпринимателями и работниками (взамен марксистско-ленинского лозунга классовой борьбы между капиталистами и рабочим классом), проповедует необходимость осуществления принципов народовластия, свободы, солидарности и справедливости.

Серьезные трудности в осуществлении моделей "демократического социализма" и "государства всеобщего благоденствия", а также кризисные явления в страна) Восточной Европы, связанные с распадом СССР и крушением "реального социализма", привели к резкому сужению диапазона влияния социалистической идеологии в современном мире. Тем не менее, в России, Беларуси, Украине, ряде других стран на постсоветском пространстве социалистическая идеология, как в её коммунистической, так социал-демократической версиях, продолжает оказывать влияние на значительные массы населения, особенно на представителей его старших возрастов.


Фашистская идеология

В 20-40-х гг. XX в. в странах Европы, а также в ряде других регионов мира (Аргентина, Чили и др.) достаточно широкое распространение получила идеология фашизма (итал. fascio - пучок, связка, объединение).

В процессе конструирования этой идеологии были использованы в существенно препарированном виде элитаристские идеи Платона и Гегеля, а также итальянского политолога Г. Моска, французского социолога Г. Лебона, австрийского социолога Л. Гумпловича, французского синдикалиста Ж. Сореля. Значительную роль в формирована фашистских идей сыграли Ж. де Габино, Д' Аннуцио Г.1 Дж. Джентиле, Б. Муссолини, А. Гитлер, А. Розенберг И. Геббельс. Наиболее рельефное и полное воплощение фашистские позиции получили в диктаторских политических режимах сначала в Италии (Б.Муссолини), а затем в Германии (А. Гитлер). Менее развитые в теоретическом и агрессивном отношении формы фашизм приобрел в режима? генерала Франко в Испании, А. Салазара в Португалии, Хорти в Венгрии, Перона в Аргентине, Пиночета в Чили.

Фашизм беспрекословно отвергает все направления общественно-политической мысли, проповедующие свободу и социальное равенство людей независимо от их национальной и расовой принадлежности, религиозных и политических предпочтений. Он основывается на идее "оргастского государства", оправдывающей агрессивные действия власти по отношению абсолютно подчиненного ей населения, проповедует "безграничную волю" государства и руководящего им вождя (фюрера, дуче, каудильо и т п.), прославляет милитаристскую экспансию и войну как средство её достижения.

В противовес девизу Французской революции "свобода, равенство, братство" итальянские фашисты руководствовались лозунгом, сформулированным Б.Муссолини: "верить, подчиняться, бороться". Беспрекословная вера в вождя, соединенная с воинственностью и агрессивностью, должна, по убеждению фашистских идеологов, преобразовать нацию в постоянно мобилизованную вооруженную силу (наподобие знаменитых "штурмовиков" в Германии), призванную завоевать, сохранить, укрепить власть и распространить её на другие народы и страны

Роль решающего субъекта в фашизме придается нации, рассматриваемой в качестве мощной интегративной общности людей, объединенных по этическим признакам (в германской версии - по принадлежности к "арийской расе"). А. Гитлер, в частности, утверждал, что определяющее значение в обществе имеет "осуществление волеизъявления нации, ибо только это волеизъявление может быть исходной точкой для политических выступлений". Он беспрекословно отвергал все разновидности "буржуазного и марксистско-еврейского мировоззрения" и призывал строить национал-социалистическое "народное государство", признающее приоритетную значимость оценивания отдельных индивидов, их социальных групп и целых народов "в базовых расовых терминах". Решающую роль в этом призвана сыграть национал-социалистическая партия, которая превращается в стержневой социальный институт государственной системы и, в конечном итоге, в своих Устремлениях и действиях отождествляется со своим вождем - фюрером. Выражая эту идею, А. Гитлер провозглашал: "Партия есть моя частица, а я - часть партии"

На этой основе в Германии, Италии и других фашистских странах чудовищные формы принял тоталитаризм (этот термин в политический лексикон итальянского фашизма впервые введен Дж. Джентиле и Б. Муссолини в 20-х гг. XX в.), представляющий собой всеобъемлющую репрессивно-идеократическую систему, основанную на страхе, унижении личности и насилии.

Самая характерная особенность тоталитаризма - тотальная (всеобщая) преданность индивида и социальной группы и полное их самоотождествление с политической системой, воплощающей в себе тотальную целостность и беспрекословно следующей по пути, предначертанному вождем. А для того чтобы покорные вождю и системе массы безусловно действовали в соответствии с пропагандируемыми идеалами - мифами ("тысячелетний рейх" в Германии, возрождение величия Рима в Италии), самыми действенными средствами становятся массовые запугивания и террор, возникающий в качестве систематического и всеобъемлющего насилия во имя воспроизводства и упрочения тоталитарного режима. В фашистской идеологии абсолютизируется и всемерно превозносится воинственный дух, железная армейская дисциплина и жестокость ("нордический характер"), на агрессивном фоне которых рассыпаются в прах любые моральные представления кап проявления слабости и отсутствия воли. Ее политические воплощения реализуются в утопических идеях национального или расового превосходства одного народа над всеми остальными, апелляцией к низменным человеческим чувствам и предрассудкам, в насаждении культа вождя, в ультрареакционных, антигуманистических массовых репрессиях - в лагерях смерти, "душегубках", в рабской эксплуатации представителей оккупированных народов (схема 1.9)

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы: