Забелин: Что делать
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Архив >> Материалы к Исследованиям >> Разные тексты >> Близкие по духу >> Забелин: Что делать




 

 



 

 

 

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

 


Забелин: Что делать

Эколог Святослав Забелин видит 5 направлений деятельности ( Почему ) и дюжины полторы ипостасей человека. Пересекаясь, они дают табличку:

_
самоуправление производство экологическое
образование
сохранение
природы
глобальное
сотрудничество
мать или отец
_
_
гражданин
_
_
_
избиратель
_
_
_
политик
учитель
_
_
_
активист
меценат, инвестор,
спонсор
чиновник
_
_
_
журналист
_
_
_
предприниматель
_
_
_
инвестор
_
_
_
_
_
покупатель,
потребитель
_
_
_
издатель
_
_
_
_
землевладелец
_
_
_
"бытовое
существо"


Отсюда предлагаемые дела. По идее, читатели могут дополнить этот текст

Он взят из книги Забелина "Весь мир мне дом"

Глава 12: Конструктор для новой цивилизации

 "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят"

Евангелие от Матфея, 7:7

I

Чтобы содействовать развитию всех форм местного, демократического самоуправления, взаимопомощи и самообеспечения, гражданских, общественных движений в защиту прав Природы и Человека, необходимо вспомнить и не забывать бессмертный афоризм Ильфа и Петрова - "спасение утопающих дело рук самих утопающих" вместе со старой русской пословицей "на Бога надейся, а сам не плошай", избавиться от надежд на президентов, правительства и парламентов и взять судьбу в свои руки


Как мать или отец я могу:

  • научить своих детей быть самостоятельными, ценить дружбу, защищать слабых и обижаемых, ...

Как гражданин я могу:
  • выступать против нарушений прав Человека и Природы, как я их понимаю и хочу видеть соблюдаемыми, в том числе и своих собственных прав;
  • выступить организатором общественного объединения в защиту прав обиженных, для устройства нормальной жизни для себя, соседей и товарищей, у себя во дворе, на своей улице, в поселке, городе, и так далее;
  • инимать участие в деятельности органов самоуправления, в работе общественных организаций или морально поддерживать их.

Как избиратель я могу:
  • делать свой выбор в пользу политиков, выступающих за развитие гражданского общества, за развитие самоуправления, за охрану окружающей среды, против войн и насилия во всех его формах

Как политик я могу:
  • выступать за расширение прав и возможностей местного самоуправления, в том числе, в сфере социального обеспечения, образования, здравоохранения, охраны природных ресурсов и регулирования их использования;
  • выступать за поддержку развития малого и среднего бизнеса, в первую очередь, направленного на удовлетворение нужд местного населения;
  • выступать за расширение прав и возможностей участия в общественной жизни неправительственных и некоммерческих объединений;
  • выступать за расширение возможностей предотвращать и прекращать нарушения прав человека и целостности природных систем;
  • выступать против применения насилия в конфликтных ситуациях, за решение конфликтов путем переговоров с максимально полным участием всех заинтересованных или страдающих сторон, включая население;
  • выступать за вовлечение населения в процессы принятия решений, касающихся их прав, их здоровья, окружающей их среды;
  • выступать за свободу слова, свободу собраний, митингов и демонстраций, свободу объединения граждан по интересам и в защиту своих прав и свобод.

Как учитель я могу:
  • готовить учеников к преодолению трудностей предстоящего кризисного периода;
  • дать ученикам знания, необходимые для понимания происходящего, и научить их учиться;
  • вдохновить своих учеников примерами, когда побеждали дружба, взаимовыручка, знания, инициатива.

Как активист
общественной организации я могу:
  • помочь другим найти свое место в общественном движении.


Как меценат я могу:

  • поддерживать объединения, берущие на себя решение социальных проблем, охрану природного и культурного наследия, развитие личности, управление общественной жизнью.


Как
чиновник я могу:

  • относиться неформально к обращениям граждан и их общественных объединений;
  • организовывать совместный поиск решений возникающих конфликтов и коллизий.


Как журналист я могу:

  • чаще освещать положительный опыт решения всяческих проблем силами обыкновенных людей;
  • формировать положительный образ общественных объединений;
  • помогать людям убедиться в силе объединений, созданных для добрых дел

II

Чтобы помочь развитию производств, способных вписать человечество в пределы возможностей Биосферы содержать его и перерабатывать его отходы, необходимо перейти к производству товаров и использованию технологий со следующими свойствами:

1. Тиражируемость - возможность организовать производство и применение товаров (процессов) в обычных, а не уникальных условиях, с использованием рабочей силы средней квалификации

2. Обыкновенность
- возможность производства с использованием широко распространенных, как правило, возобновляемых природных ресурсов

3. Эффективность
- энергоэффективность и низкая материалоемкость производства и применения товаров (процессов)

4. Долговременность
- возможность длительного использования предметов обихода, инструментов и оборудования

5. Модернизируемость
- возможность относительно легкого ремонта и замены частей, в том числе по мере развития технического прогресса, с целью улучшения эксплуатационных качеств, а также в целях адаптации к местным или индивидуальным условиям (потребностям) использования

6. Экологичность
- возможность производства и утилизации без использования или побочного выделения токсичных веществ, возможность максимально полного вторичного использования материалов по окончании срока годности


Как предприниматель я могу:
  • сделать выбор в пользу производства товаров с перечисленными свойствами;
  • сделать выбор в пользу производства товаров и услуг для местного населения;
  • инициировать объединение предпринимателей, сделавших аналогичный выбор, для взаимной поддержки и защиты, или принять участие в деятельности такого объединения

Как инвестор я могу:
  • сделать выбор в пользу поддержки развития производств, ориентированных на местный рынок, на удовлетворение первоочередных нужд людей;
  • рискнуть инвестировать в создание и развитие производства товаров и услуг с новыми, перечисленными выше, свойствами

Как
политик я могу:
  • выступать за поддержку и развитие местной промышленности, местного сельского хозяйства;
  • выступать за развитие малого и среднего бизнеса, за поддержку процессов технологического обновления и экологизации производства;
  • выступать за меры, обеспечивающие выгодность производства и использования товаров с перечисленными свойствами;
  • выступать за инвестиции в восстановление плодородия почв, за инвестиции в восстановление естественных ландшафтов.

Как журналист
я могу:
  • содействовать возникновению моды на товары с перечисленными свойствами;
  • участвовать в создании положительного образа предпринимателя, развивающего местное производство, местное хозяйство.

Как активист
общественной организации я могу:
  • выступать как связующее звено между всеми, кто необходим для организации производства товаров с перечисленными свойствами, для развития местного производства;
  • собирать и распространять информацию о передовых технологиях, о положительном местном опыте, об успехах местных отечественных предпринимателей, о местных ремеслах и местных сортах сельхозкультур.

Как покупатель
я могу:
  • делать выбор в пользу товаров, произведенных в моем городе, в моем регионе, в моей стране;
  • делать выбор в пользу более экономичных, более долговечных, более экологичных товаров.

Как землевладелец
я могу:
  • сделать выбор в пользу органических удобрений, в пользу биологических способов борьбы с вредителями;
  • сделать выбор в пользу местных сортов сельскохозяйственных культур, в пользу местных пород сельскохозяйственных животных.

III

Чтобы содействовать обеспечению доступа к информации, развитию и распространению различных форм экологического образования


Как издатель я могу:

  • делать выбор в пользу произведений, воспевающих красоту Природы и Человека, гуманность и гуманизм, благородство и любовь;
  • делать выбор в пользу произведений, помогающих понять устройство мира и научиться жить в соответствии с законами Природы.

Как мать или отец
я могу:
  • воспитывать в своих детях любовь к природе и бережное отношение к её созданиям.

Как политик
я могу:
  • выступать за снятие всяческих препятствий между людьми и информацией, касающейся их прав, касающейся угроз их здоровью и благополучию;
  • выступать за приоритетное использование бюджетных средств на развитие образования и науки.

Как учитель я могу:
  • учить детей пониманию того, что человек - часть Природы, а не её хозяин;
  • учить детей понимать законы Природы и пользоваться ими во благо Человека и всего Живого на Земле.

Как активист
общественной организации я могу:
  • распространять всеми доступными мне средствами правдивую информацию о состоянии среды, об угрозах, о причинах и следствиях именно такого развития событий, о действиях, которые можно и нужно предпринять.

Как спонсор я могу:
  • поддерживать издания, помогающие людям, работающие на развитие и совершенствование личности;
  • поддерживать исследования, необходимые для объективного понимания происходящего, для поиска новых решений, для создания новой цивилизации;
  • поддерживать развитие образования, школьного и вне-школьного, и любого другого, ...

IV

Чтобы обеспечить исключение из сферы прямого хозяйственного воздействия и сохранение как можно больших природных территории в самых разных частях Земли


Как чиновник я могу:

  • препятствовать осуществлению проектов, предусматривающих нарушение еще не испорченных хозяйственной деятельностью земель;
  • поддерживать осуществление проектов, предусматривающих освобождение ранее использовавшихся земель от хозяйственной нагрузки в целях туризма, отдыха и охраны природы.

Как землевладелец
я могу:
  • оставить в распоряжении дикой природы, её растений и животных, часть моей земли;
  • помочь восстановлению естественных экосистем на той части моей земли, где они были уничтожены или нарушены.

Как политик
я могу:
  • выступать за сохранение нетронутых природных участков моей страны, за предотвращение их отчуждения для хозяйственных нужд;
  • выступать за инвестиции в восстановление нарушенных экосистем.

Как активист
общественной организации я могу:
  • искать территории, требующие законной охраны, и добиваться придания им статуса особо охраняемых;
  • искать согласия с землевладельцами, чтобы они взяли под свою охрану часть своих земель.

Как инвестор, как спонсор я могу:
  • поддерживать проекты создания особо охраняемых территорий, природных и национальных парков, проекты охраны редких и исчезающих видов животных.

Как потребитель я могу:
  • отказаться от приобретения товаров, произведенных за счёт уничтожения дикой природы.
V

Чтобы помочь развитию глобального сотрудничества всех людей, независимо от социального положения, должности, рода занятий, национальности и вероисповедания, всех объединений, организаций и структур, независимо от принадлежности к государственному, деловому или общественному секторам.


Как
мать или отец я могу:

  • воспитывать в своих детях любовь к людям, ближним и дальним, разных национальностей, культуры, веры и места рождения, стремление узнать и понять их.

Как гражданин я могу:
  • выступать против любых проявлений дискриминации по национальному, социальному, половому признакам, против любых действий, направленных против принципа равенства людей независимо от их происхождения.

Как избиратель я могу:
  • поддерживать политиков, выступающих за обеспечение свободы общения людей всего мира;
  • поддерживать политиков, выступающих против всех форм дискриминации по признакам происхождения или рода занятий.

Как политик я могу:
  • активно привлекать активистов общественных организаций к выработке моей позиции;
  • активно, повседневно и неформально общаться с моими избирателями, с заинтересованными людьми в целях выработки приемлемых для большинства и поддерживаемых населением решений;
  • выступать за снятие всяческих барьеров и препятствий, затрудняющих свободное общение людей и их объединений на планете.

Как активист общественной организации я могу:
  • активно искать контакта и диалога с политиками, предпринимателями, с активистами других объединений для объединения усилий в решении важных с моей точки зрения проблем;
  • быть внимательным к мнению и интересам других лиц и объединений, оказавшихся вовлеченными в ту или иную конфликтную ситуацию;
  • активно делиться своими знаниями, своей информацией для поддержки других граждан и объединений, решающих важные социальные задачи;
  • активно искать единомышленников среди населения, среди общественных объединений других регионов, других стран, активно делиться с ними своими успехами и проблемами, своими подходами;
  • помогать единомышленникам из разных объединений, разных регионов и стран находить друг друга и общаться между собой.

Как инвестор я могу:
  • делать выбор в пользу проектов, облегчающих все формы коммуникации;
  • приглашать к сотрудничеству активистов общественных движения для согласования интересов и выяснения противоречий в связи с моими инвестиционными проектами.

Как спонсор я могу:
  • поддерживать мероприятия, облегчающие участие общественности в общении с единомышленниками, особенно, географически удаленными.

Как предприниматель я могу:
  • приглашать к сотрудничеству активистов общественных движений для согласования интересов и выяснения противоречий в связи с реализацией моих проектов;
  • активно приглашать общественные объединения к сотрудничеству по распространению экологичных товаров и их пропаганде.
февраль - март 1998 г.

***

Из письма Ирины Фуфаевой, завотделом редакции газеты "Берегиня"

"... В свою очередь сообщаю Вам, что уже в четвертом номере "Берегини" на развороте "Сам себе экологичный хозяин" Вы увидите обсуждение, дополнение "Деталей конструктора", которое я начала с "потребительской" темы - какими действиями частный человек может "помочь человечеству вписаться в Биосферу" и сохранить природные территории в роли покупателя, "бытового существа" (домохозяйки) и пр
... Думаю продолжить обсуждение в пятом номере: какими действиями и т.д. и т.п
...в роли земледельца и землевладельца. Конечно, ощущаешь себя утопистом, но то и дело оказывается, что ты не один такой
... Не буду полностью пересылать тексты, помещенные в газете, пошлю только предлагаемые "детальки". Может быть, кому-то детализация покажется излишней, но если мы действительно хотим выходить в массовые издания, нужна конкретика.


Как покупатель я могу:
  • запрашивать у продавца документально подтвержденную нужную мне информацию (производитель, материал, безопасность), не покупать "неизвестно что";

Как гражданин я могу:
  • при недостатке информации о товаре обратиться в организации по защите прав потребителей, при отсутствии продуктов в многоразовой таре или на вес то же самое;
Как "бытовое существо" я могу:
  • составить себе домашние "программы" по энергосбережению и водосбережению, осознанно относиться к потреблению воды и энергии, применяя все простые способы их сбережения;
  • сокращать свои химические стоки из средств бытовой химии по возможности предпочитать пользоваться простыми, легко разлагающимися, такими, как мыло, сода и т.п., и по возможности избегать заведомо токсичных и могущих привести к образованию в стоках еще более токсичных веществ (содержащих хлор, фосфаты и пр.);
  • быть "самому себе ресайклером" - по возможности на месте утилизировать отходы и продлевать срок жизни вещам;
  • осознанно относиться к транспорту, стимулируя развитие его более экологичных видов;
  • предпочитать, разумеется по возможности, ходьбу пешком и велосипед электротранспорту, электротранспорт - автомобильному транспорту и т.п.; если покупаю автомобиль обращать внимание на его экологические характеристики;
  • собирая ягоды, грибы, лекарственные растения, оставлять самые лучшие экземпляры "на развод";

Все знают об антропогенном явлении "отрицательной селекции" дикорастущих видов, используемых людьми. А вот у этого замечательного правила "положительной селекции" и есть автор-исполнитель друг нашей газеты, нижегородский травник Александр Сергеевич Герасимов:

- как можно меньше рвать растения "для красоты";
- собирая их для лечения, брать максимум каждое четвертое растение (если вид не относится к запрещенным для сбора на этой территории); - что еще?"


Откуда взяты эти направления( см. выше ) :

В сентябре 1997 года на своей Шестой Конференции, состоявшейся в Казахстане, в г.Темиртау, Социально-экологический союз принял программное Заявление о своих целях и задачах, в котором процесс конкретизации действий, необходимых для "перехода в новое состояние, которое можно назвать духовно-информационной цивилизацией", был продолжен и было сформулировано, что подготовка к кризису и к строительству пост-кризисной цивилизации должны включать:

- содействие развитию всех форм местного, демократического самоуправления, взаимопомощи и самообеспечения, гражданских, общественных движений в защиту прав Природы и Человека - как форм самоорганизации людей и их коллективов, что равнозначно созданию социальных механизмов преодоления кризиса;

- развитие производств, способных вписать человечество в пределы возможностей Биосферы содержать его и перерабатывать его отходы, что равнозначно созданию технологических возможностей и способов преодоления кризиса;

- содействие обеспечению доступа к информации, развитию и распространению различных форм экологического образования, что равнозначно созданию интеллектуальных, моральных, духовных условий преодоления кризиса;

- исключение из сферы прямого хозяйственного воздействия и сохранение как можно больших природных территории в самых разных частях Земли, что равнозначно сохранению природных условий преодоления кризиса;

- развитие глобального сотрудничества всех людей, независимо от социального положения, должности, рода занятий, национальности и вероисповедания, всех объединений, организаций и структур, независимо от принадлежности к государственному, деловому или общественному секторам и т.п., способных действовать в обозначенных выше целях, что равнозначно созданию организационных механизмов преодоления кризиса.

Все эти задачи одинаково важны, и продвижение к решению любой из них будет содействовать и смягчению последствий цивилизационного кризиса, и формированию основ новой цивилизации.

Разумеется, этот список не следует считать исчерпывающим или окончательным. Он лишь фиксирует то понимание приоритетных направлений действий, которое сложилось в Социально-экологическом союзе к концу 1997 года, а также представление о том, что без решения этих задач успех всего дела может оказаться под вопросом. В то же время, как следует из содержания задач, их выполнение не может нанести вред и будет полезным даже для самого благополучного общества.

Ответ на вопрос, а что же именно каждый человек может или должен сделать, пожелав участвовать в решении той или иной, близкой, понятной или доступной ему задачи, может быть дан в самых разных формах. И использованная ниже - одна из форм, опирающаяся, с одной стороны, на образ конструктора, из которого каждый из нас в детстве что-нибудь собирал, а с другой стороны, на понимание того, что каждый из нас в жизни играет множество ролей, в некоторых из которых ему будет удобно сделать что-то для нашего общего дела, а в других - не очень, по самым разным причинам.

Такая форма позволяет каждому желающему принять творческое участие в совершенствовании и развертывании списков добрых дел во всех мыслимых направлениях и измерениях, в соответствии со своим опытом, взглядами и представлениями. Тем более, что это одна из первых попыток сочинить подобный конструктор.

Итак, начнем.

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы: