Забелин: Что делать
Эколог Святослав Забелин видит 5 направлений
деятельности ( Почему ) и дюжины полторы ипостасей
человека. Пересекаясь, они дают табличку:
_ |
самоуправление |
производство |
экологическое
образование |
сохранение
природы |
глобальное
сотрудничество |
мать или отец |
|
_ |
|
_ |
|
гражданин |
|
_ |
_ |
_ |
|
избиратель |
|
_ |
_ |
_ |
|
политик |
|
|
|
|
|
учитель |
|
_ |
|
_ |
_ |
активист |
|
|
|
|
|
меценат, инвестор,
спонсор |
|
|
|
|
|
чиновник |
|
_ |
_ |
|
_ |
журналист |
|
|
_ |
_ |
_ |
предприниматель |
_ |
|
_ |
_ |
|
инвестор |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
покупатель,
потребитель |
_ |
|
_ |
|
_ |
издатель |
_ |
_ |
|
_ |
_ |
землевладелец |
_ |
|
_ |
|
_ |
"бытовое
существо" |
|
Отсюда предлагаемые дела. По идее, читатели могут дополнить этот
текст
Он взят из книги Забелина "Весь мир мне дом"
Глава 12: Конструктор для новой цивилизации
"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте;
стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит,
и стучащему отворят"
Евангелие от Матфея, 7:7
I
Чтобы содействовать развитию всех форм местного, демократического
самоуправления, взаимопомощи и самообеспечения, гражданских, общественных
движений в защиту прав Природы и Человека, необходимо вспомнить
и не забывать бессмертный афоризм Ильфа и Петрова - "спасение
утопающих дело рук самих утопающих" вместе со старой русской
пословицей "на Бога надейся, а сам не плошай", избавиться
от надежд на президентов, правительства и парламентов и взять судьбу
в свои руки
Как мать или отец я могу:
Как гражданин я могу:
- выступать против нарушений прав Человека и Природы, как
я их понимаю и хочу видеть соблюдаемыми, в том числе и своих собственных
прав;
- выступить организатором общественного объединения в защиту
прав обиженных, для устройства нормальной жизни для себя, соседей
и товарищей, у себя во дворе, на своей улице, в поселке, городе,
и так далее;
- инимать участие в деятельности органов самоуправления, в
работе общественных организаций или морально поддерживать их.
Как избиратель я могу:
- делать свой выбор в пользу политиков, выступающих за развитие
гражданского общества, за развитие самоуправления, за охрану окружающей
среды, против войн и насилия во всех его формах
Как политик я могу:
- выступать за расширение прав и возможностей местного самоуправления,
в том числе, в сфере социального обеспечения, образования, здравоохранения,
охраны природных ресурсов и регулирования их использования;
- выступать за поддержку развития малого и среднего бизнеса,
в первую очередь, направленного на удовлетворение нужд местного
населения;
- выступать за расширение прав и возможностей участия в общественной
жизни неправительственных и некоммерческих объединений;
- выступать за расширение возможностей предотвращать и прекращать
нарушения прав человека и целостности природных систем;
- выступать против применения насилия в конфликтных ситуациях,
за решение конфликтов путем переговоров с максимально полным участием
всех заинтересованных или страдающих сторон, включая население;
- выступать за вовлечение населения в процессы принятия решений,
касающихся их прав, их здоровья, окружающей их среды;
- выступать за свободу слова, свободу собраний, митингов и
демонстраций, свободу объединения граждан по интересам и в защиту
своих прав и свобод.
Как учитель я могу:
- готовить учеников к преодолению трудностей предстоящего
кризисного периода;
- дать ученикам знания, необходимые для понимания происходящего,
и научить их учиться;
- вдохновить своих учеников примерами, когда побеждали дружба,
взаимовыручка, знания, инициатива.
Как активист общественной организации
я могу:
-
поддерживать объединения, берущие на себя решение социальных
проблем, охрану природного и культурного наследия, развитие
личности, управление общественной жизнью.
-
чаще освещать положительный опыт решения всяческих проблем
силами обыкновенных людей;
-
формировать положительный образ общественных объединений;
-
помогать людям убедиться в силе объединений, созданных
для добрых дел
II
Чтобы помочь развитию производств, способных вписать
человечество в пределы возможностей Биосферы содержать его и перерабатывать
его отходы, необходимо перейти к производству товаров и использованию
технологий со следующими свойствами:
1. Тиражируемость - возможность организовать
производство и применение товаров (процессов) в обычных, а не уникальных
условиях, с использованием рабочей силы средней квалификации
2. Обыкновенность - возможность производства с использованием
широко распространенных, как правило, возобновляемых природных ресурсов
3. Эффективность - энергоэффективность и низкая материалоемкость
производства и применения товаров (процессов)
4. Долговременность - возможность длительного использования
предметов обихода, инструментов и оборудования
5. Модернизируемость - возможность относительно легкого
ремонта и замены частей, в том числе по мере развития технического
прогресса, с целью улучшения эксплуатационных качеств, а также в целях
адаптации к местным или индивидуальным условиям (потребностям) использования
6. Экологичность - возможность производства и утилизации
без использования или побочного выделения токсичных веществ, возможность
максимально полного вторичного использования материалов по окончании
срока годности
Как предприниматель я могу:
-
сделать выбор в пользу производства товаров с перечисленными
свойствами;
-
сделать выбор в пользу производства товаров и услуг для
местного населения;
-
инициировать объединение предпринимателей, сделавших
аналогичный выбор, для взаимной поддержки и защиты, или принять
участие в деятельности такого объединения
-
сделать выбор в пользу поддержки развития производств,
ориентированных на местный рынок, на удовлетворение первоочередных
нужд людей;
-
рискнуть инвестировать в создание и развитие производства
товаров и услуг с новыми, перечисленными выше, свойствами
Как политик я могу:
-
выступать за поддержку и развитие местной промышленности,
местного сельского хозяйства;
-
выступать за развитие малого и среднего бизнеса, за поддержку
процессов технологического обновления и экологизации производства;
-
выступать за меры, обеспечивающие выгодность производства
и использования товаров с перечисленными свойствами;
-
выступать за инвестиции в восстановление плодородия почв,
за инвестиции в восстановление естественных ландшафтов.
Как журналист я могу:
-
содействовать возникновению моды на товары с перечисленными
свойствами;
-
участвовать в создании положительного образа предпринимателя,
развивающего местное производство, местное хозяйство.
Как активист общественной организации
я могу:
-
выступать как связующее звено между всеми, кто необходим
для организации производства товаров с перечисленными свойствами,
для развития местного производства;
-
собирать и распространять информацию о передовых технологиях,
о положительном местном опыте, об успехах местных отечественных
предпринимателей, о местных ремеслах и местных сортах сельхозкультур.
Как покупатель я могу:
-
делать выбор в пользу товаров, произведенных в моем городе,
в моем регионе, в моей стране;
-
делать выбор в пользу более экономичных, более долговечных,
более экологичных товаров.
Как землевладелец я могу:
-
сделать выбор в пользу органических удобрений, в пользу
биологических способов борьбы с вредителями;
-
сделать выбор в пользу местных сортов сельскохозяйственных
культур, в пользу местных пород сельскохозяйственных животных.
III
Чтобы содействовать обеспечению доступа к информации,
развитию и распространению различных форм экологического образования
Как издатель я могу:
-
делать выбор в пользу произведений, воспевающих красоту
Природы и Человека, гуманность и гуманизм, благородство и любовь;
-
делать выбор в пользу произведений, помогающих понять
устройство мира и научиться жить в соответствии с законами Природы.
Как мать или отец я могу:
- воспитывать в своих детях любовь к природе и бережное отношение
к её созданиям.
Как политик я могу:
-
выступать за снятие всяческих препятствий между людьми
и информацией, касающейся их прав, касающейся угроз их здоровью
и благополучию;
-
выступать за приоритетное использование бюджетных средств
на развитие образования и науки.
Как учитель я могу:
-
учить детей пониманию того, что человек - часть Природы,
а не её хозяин;
-
учить детей понимать законы Природы и пользоваться ими
во благо Человека и всего Живого на Земле.
Как активист общественной организации я могу:
-
распространять всеми доступными мне средствами правдивую
информацию о состоянии среды, об угрозах, о причинах и следствиях
именно такого развития событий, о действиях, которые можно и
нужно предпринять.
-
поддерживать издания, помогающие людям, работающие на
развитие и совершенствование личности;
-
поддерживать исследования, необходимые для объективного
понимания происходящего, для поиска новых решений, для создания
новой цивилизации;
-
поддерживать развитие образования, школьного и вне-школьного,
и любого другого, ...
IV
Чтобы обеспечить исключение из сферы прямого
хозяйственного воздействия и сохранение как можно больших природных
территории в самых разных частях Земли
Как чиновник я могу:
-
препятствовать осуществлению проектов, предусматривающих
нарушение еще не испорченных хозяйственной деятельностью земель;
-
поддерживать осуществление проектов, предусматривающих
освобождение ранее использовавшихся земель от хозяйственной
нагрузки в целях туризма, отдыха и охраны природы.
Как землевладелец я могу:
-
оставить в распоряжении дикой природы, её растений и животных,
часть моей земли;
-
помочь восстановлению естественных экосистем на той части
моей земли, где они были уничтожены или нарушены.
Как политик я могу:
-
выступать за сохранение нетронутых природных участков
моей страны, за предотвращение их отчуждения для хозяйственных
нужд;
-
выступать за инвестиции в восстановление нарушенных экосистем.
Как активист общественной организации я могу:
-
искать территории, требующие законной охраны, и добиваться
придания им статуса особо охраняемых;
-
искать согласия с землевладельцами, чтобы они взяли под
свою охрану часть своих земель.
Как инвестор, как спонсор я могу:
Как потребитель я могу:
V
Чтобы помочь развитию глобального сотрудничества
всех людей, независимо от социального положения, должности, рода
занятий, национальности и вероисповедания, всех объединений, организаций
и структур, независимо от принадлежности к государственному, деловому
или общественному секторам.
Как мать или отец я могу:
-
воспитывать в своих детях любовь к людям, ближним и дальним,
разных национальностей, культуры, веры и места рождения, стремление
узнать и понять их.
Как гражданин я могу:
-
выступать против любых проявлений дискриминации по национальному,
социальному, половому признакам, против любых действий, направленных
против принципа равенства людей независимо от их происхождения.
Как избиратель я могу:
-
поддерживать политиков, выступающих за обеспечение свободы
общения людей всего мира;
-
поддерживать политиков, выступающих против всех форм
дискриминации по признакам происхождения или рода занятий.
Как политик я могу:
-
активно привлекать активистов общественных организаций
к выработке моей позиции;
-
активно, повседневно и неформально общаться с моими избирателями,
с заинтересованными людьми в целях выработки приемлемых для
большинства и поддерживаемых населением решений;
-
выступать за снятие всяческих барьеров и препятствий,
затрудняющих свободное общение людей и их объединений на планете.
Как активист общественной организации я могу:
-
активно искать контакта и диалога с политиками, предпринимателями,
с активистами других объединений для объединения усилий в решении
важных с моей точки зрения проблем;
-
быть внимательным к мнению и интересам других лиц и объединений,
оказавшихся вовлеченными в ту или иную конфликтную ситуацию;
-
активно делиться своими знаниями, своей информацией для
поддержки других граждан и объединений, решающих важные социальные
задачи;
-
активно искать единомышленников среди населения, среди
общественных объединений других регионов, других стран, активно
делиться с ними своими успехами и проблемами, своими подходами;
-
помогать единомышленникам из разных объединений, разных
регионов и стран находить друг друга и общаться между
собой.
Как инвестор я могу:
-
делать выбор в пользу проектов, облегчающих все формы
коммуникации;
-
приглашать к сотрудничеству активистов общественных движения
для согласования интересов и выяснения противоречий в связи
с моими инвестиционными проектами.
Как спонсор я могу:
- поддерживать мероприятия, облегчающие участие общественности
в общении с единомышленниками, особенно, географически удаленными.
Как предприниматель я могу:
-
приглашать к сотрудничеству активистов общественных движений
для согласования интересов и выяснения противоречий в связи
с реализацией моих проектов;
-
активно приглашать общественные объединения к сотрудничеству
по распространению экологичных товаров и их пропаганде.
февраль - март 1998 г.
***
Из письма Ирины Фуфаевой, завотделом редакции
газеты "Берегиня"
"... В свою очередь сообщаю Вам, что уже в четвертом номере
"Берегини" на развороте "Сам себе экологичный хозяин"
Вы увидите обсуждение, дополнение "Деталей конструктора",
которое я начала с "потребительской" темы - какими действиями
частный человек может "помочь человечеству вписаться в Биосферу"
и сохранить природные территории в роли покупателя, "бытового
существа" (домохозяйки) и пр
... Думаю продолжить обсуждение в пятом номере: какими действиями
и т.д. и т.п
...в роли земледельца и землевладельца. Конечно, ощущаешь себя утопистом,
но то и дело оказывается, что ты не один такой
... Не буду полностью пересылать тексты, помещенные в газете, пошлю
только предлагаемые "детальки". Может быть, кому-то детализация
покажется излишней, но если мы действительно хотим выходить в массовые
издания, нужна конкретика.
Как покупатель я могу:
-
запрашивать у продавца документально подтвержденную нужную
мне информацию (производитель, материал, безопасность), не покупать
"неизвестно что";
Как гражданин я могу:
Как "бытовое существо"
я могу:
-
составить себе домашние "программы" по энергосбережению
и водосбережению, осознанно относиться к потреблению воды
и энергии, применяя все простые способы их сбережения;
-
сокращать свои химические стоки из средств бытовой химии
по возможности предпочитать пользоваться простыми, легко разлагающимися,
такими, как мыло, сода и т.п., и по возможности избегать заведомо
токсичных и могущих привести к образованию в стоках еще более
токсичных веществ (содержащих хлор, фосфаты и пр.);
-
быть "самому себе ресайклером" - по возможности
на месте утилизировать отходы и продлевать срок жизни вещам;
-
осознанно относиться к транспорту, стимулируя развитие
его более экологичных видов;
- предпочитать, разумеется по возможности, ходьбу пешком и
велосипед электротранспорту, электротранспорт - автомобильному
транспорту и т.п.; если покупаю автомобиль обращать внимание на
его экологические характеристики;
- собирая ягоды, грибы, лекарственные растения, оставлять самые
лучшие экземпляры "на развод";
Все знают об антропогенном явлении
"отрицательной селекции" дикорастущих видов, используемых
людьми. А вот у этого замечательного правила "положительной
селекции" и есть автор-исполнитель друг нашей газеты, нижегородский
травник Александр Сергеевич Герасимов:
- как можно меньше рвать растения "для красоты";
- собирая их для лечения, брать максимум каждое четвертое растение
(если вид не относится к запрещенным для сбора на этой территории);
- что еще?"
Откуда взяты эти направления( см. выше )
:
В сентябре 1997 года на своей Шестой Конференции, состоявшейся
в Казахстане, в г.Темиртау, Социально-экологический союз принял
программное Заявление о своих целях и задачах, в котором процесс
конкретизации действий, необходимых для "перехода в новое состояние,
которое можно назвать духовно-информационной цивилизацией",
был продолжен и было сформулировано, что подготовка к кризису и
к строительству пост-кризисной цивилизации должны включать:
- содействие развитию всех форм местного, демократического самоуправления,
взаимопомощи и самообеспечения, гражданских, общественных движений
в защиту прав Природы и Человека - как форм самоорганизации людей
и их коллективов, что равнозначно созданию социальных механизмов
преодоления кризиса;
- развитие производств, способных вписать человечество в пределы
возможностей Биосферы содержать его и перерабатывать его отходы,
что равнозначно созданию технологических возможностей и способов
преодоления кризиса;
- содействие обеспечению доступа к информации, развитию и распространению
различных форм экологического образования, что равнозначно созданию
интеллектуальных, моральных, духовных условий преодоления кризиса;
- исключение из сферы прямого хозяйственного воздействия и сохранение
как можно больших природных территории в самых разных частях Земли,
что равнозначно сохранению природных условий преодоления кризиса;
- развитие глобального сотрудничества всех людей, независимо
от социального положения, должности, рода занятий, национальности
и вероисповедания, всех объединений, организаций и структур, независимо
от принадлежности к государственному, деловому или общественному
секторам и т.п., способных действовать в обозначенных выше целях,
что равнозначно созданию организационных механизмов преодоления
кризиса.
Все эти задачи одинаково важны, и продвижение к решению любой
из них будет содействовать и смягчению последствий цивилизационного
кризиса, и формированию основ новой цивилизации.
Разумеется, этот список не следует считать исчерпывающим или
окончательным. Он лишь фиксирует то понимание приоритетных направлений
действий, которое сложилось в Социально-экологическом союзе к концу
1997 года, а также представление о том, что без решения этих задач
успех всего дела может оказаться под вопросом. В то же время, как
следует из содержания задач, их выполнение не может нанести вред
и будет полезным даже для самого благополучного общества.
Ответ на вопрос, а что же именно каждый человек может или должен
сделать, пожелав участвовать в решении той или иной, близкой, понятной
или доступной ему задачи, может быть дан в самых разных формах.
И использованная ниже - одна из форм, опирающаяся, с одной стороны,
на образ конструктора, из которого каждый из нас в детстве что-нибудь
собирал, а с другой стороны, на понимание того, что каждый из нас
в жизни играет множество ролей, в некоторых из которых ему будет
удобно сделать что-то для нашего общего дела, а в других - не очень,
по самым разным причинам.
Такая форма позволяет каждому желающему принять творческое участие
в совершенствовании и развертывании списков добрых дел во всех мыслимых
направлениях и измерениях, в соответствии со своим опытом, взглядами
и представлениями. Тем более, что это одна из первых попыток сочинить
подобный конструктор.
Итак, начнем.
|