Эволюция мировоззрений
в связи с учением Дарвина *
[ Сокращённое изложение ]
Н.А.Умов Исполнилось
уже 50 лет со дня оглашения основ учения Дарвина о происхождении видов, тем не
менее далеко еще не учтены вытекающие из него выводы по отношению к человеку,
его этической и социальной жизни. Обязательное для естествоиспытателя допущение,
что различные состояния и деятельности нашего ума сопровождается переменами в
нервной системе, приобретает твердую почву после новейших исследований о крайней
делимости материи и чрезвычайной малости её элементов. В одном кубическом сантиметре
мозг имеется столько отдельных элементов, сколько букв в обширнейшей библиотеке.
Подобно буквам, веками группировавшимся мысли, и элементы мозгового вещества в
течение чрезвычайно дли тельных промежутков времени укладывались в определенные
структуры. Работа психического аппарата живого существа тесно связана с материальной
структурой его нервной системы и неуловимой в своих деталях, потому что дело идет
о свойствах и группировке тончайших элементов материи. Отличия организации видов
живого должны поэтому отражаться в их психической жизни, а потому и в пределах
одного и того же вида изменения психической деятельности должны совпадать с изменениями
материально) структуры. Отсюда вытекает, что вопрос об эволюции мировоззрения
для естествоиспытателя есть в то же время и вопрос об эволю ции человеческого
типа. Сравнивая человека древности с современ ным, мы приходим к заключению о
глубоком различии между ними Старый тип довольствовался светом взошедшего над
горизонтом светила, новый - извлекает из недр Земли угасший в ней тысячи веков
тому назад луч солнца и воскрешает его в свете вольтовов дуги. Старый довольствовался
дарами природы в её силах и в свою органах чувств, новый - и к тем, и к другим
приставил машину Один седлал животное, другой седлает пар и электричество. Один
изнемогает под бременем далеких пространств и медлительно текущих времен, другой
сократил пространство и время и раба-вестника заменил электрической волной. Это
различие между древним г новым человеком вытекает из того, что в основу жизни
второго могучей волной устремилось научное знание.
Новый тип человека в отличие от старого - homo sapiens
- окрестим именем homo sapiens explorans **
. Оба типа еще не вполне дифференцировались. Старый тип существует
и среди современного человечества. Они разнятся и в своих мировоззрениях,
и их кардинальном пункте - вопросе о месте человека в природе. Учение
Дарвина решает этот вопрос в том смысле, что человек представляет
собою одну из форм живого, родословное дерево которого начинается
в тех атомах, которые когда-то считались основными камнями мироздания,
современной же наукой признаются рождаемыми и смертными. Творение
в мире представляется непрекращающимся процессом. Такими воззрениями
упраздняется дуализм в природе человека, пропасть между силами психическими
и силами неорганизованной материи. Богатство психики зависит от
более или менее тесной связи индивидуума с миром. Эта связь возрастает
от песчинки минерального царства к листу в царстве растительном
и к человеку в царстве животном. Психика вида - это отражение его
связи со всем существующим. Включение психи в разряд естественных
явлений богато последствиями. Все фазисы естественно-исторического
возникновения вида в течение нескончаемого числа веков должны найти
себе отражение и в его психике. Человек несет в себе инстинкты всех
существ, образующих его генеалогическое дерево. Наша психика имеет
поэтому несравненно больший объем, чем тот, который приписывается
ей нашим сознанием. Формула, что ничего нет в сознании, чего не
было бы в ощущении, должна быть добавлена фразой - в течение миллиона
веков.
Такой взгляд на психику освещает и этику. Грех и зло являются
несоответствиями эволюции типа. С этой точки зрения добро и зло
существуют и в несознаваемой психике, в той невменяемой натуре,
требования которой так императивны для индивида и подчинение которой
рекомендуется некоторыми. Но в этой невменяемой натуре отражаются
все качества предшествовавшего человеку звериного царства: бессердечность
рыб, сладострастие амфибий, ярость рептилий, мстительность тигра,
хитрость и вороватость обезьян. Эволюция невозможна без отбора требований
натуры, и человеческая совесть в области сознательной - воля - является
орудием этого отбора, препятствующим живому вернуться в те условия,
которые не соответствуют его месту в природе и при которых его существование
было невозможно. Природа вынуждает к жизни все живое; это часы с
очень короткой пружиной, требующие непрерывного завода. В то время
как вне живого процессы природы выражаются в разрушении стройных
движений и увеличении движений беспорядочных, эволюция живого развивает
типы, которые с большим и большим успехом борются с нестройностями
природы и сами становятся источниками возрастающей стройности. И
в этом отношении в настоящую минуту впереди всех стоит человек,
который в своих движениях, в своих воздействиях на природу, в построении
машин, в своей психической деятельности (мысли и чувства), в науке
и этике создает стройности. Стройность есть необходимый признак
живой материи. И в этом направлении человек переходит за пределы
своих органов чувств. Он познает и подчиняет своим целям силы природы,
для ощущения которых он не имеет специальных органов: сюда относятся
силы электрические;, магнитные и миллиарды неощутимых лучей, пронизывающих
Вселенную. Но все в мире связано между собой, если не непосредственно,
то посредственно; это есть основной принцип естествознания. Если
существуют две вещи А и В, которые не действуют друг на друга, то
непременно существует третья вещь- посредник С, - которая взаимодействует
и с А, и с В; А узнает о В по изменению С. Вся задача познания сводится
к построению цепей, концы которых представляют непосредственные
вещи и связаны с помощью вещей-посредников со звеньями из доступных
нам явлений. Если нам закрыта сущность явлений, то в смысле, указанном
выше, для науки нет непостижимого в мире.
Если сущее повелевает нам жить, то вместе с тем оно одаряет нас
приспособлениями для исполнения этого веления; наука раскрывает
нам эту волю и, работая рука об руку с нею, совершает великое дело
любви. От данных гением Ньютона axiomas leges motus ***
она восходит к axiomas leges vitae ****
, создает образы её уменья переживающие преходящую индивидуальность,
идущие от поколения к поколению, от века к веку... Она творит бессмертное.
В созерцании раскрывающейся истины без страха и тревоги смотрит
в будущее homo sapiens explorans.
____________________
|
*
|
Работа представляет
собой краткий конспект статьи Н. А. Умова "Эволюция мировоззрений
в связи с учением Дарвина", напечатанной в качестве предисловия
к вышедшему в 1909 г. в Москве переводу сочинений Каруса Штерне.
Конспект был напечатан в "Bulletin de la Societe Imperial
de Naturalistes de Moscou" (1908). Текст дается по: Умов
Н. А. Собр. соч. Т. 3. М., 1916.
|
|
**
|
Человек разумный
исследующий (лат.)
|
|
***
|
Аксиомы или законы
движения (лат)
|
|
****
|
Аксиомы или законы
жизни (лат) |
С. 111 - 114
|