Гипотеза
биополевой формации как субстрата жизни и психики человека 1
A.К.Манеев
Сложность современной экологической ситуации в мире очевидна. Она
обостряет многие аспекты проблемы человека. Под угрозу глобальных
кризисов (термоядерного и экологического) поставлено существование
всего человечества, жизни на нашей планете. В создании данной ситуации
решающую роль сыграл человеческий фактор; но и в выходе из нее ему
принадлежит не последняя роль, т. е. деятельности человека, его
сознанию, интеллекту как важнейшим социальным ресурсам. Поэтому
исследователи ориентируются на выявление всех человеческих способностей
и возможностей, так как они являются движущей силой и высшей целью
общественного прогресса. Необходимо расширять и углублять исследования
развития психологических, интеллектуальных возможностей человека.
Задачи изучения психики на современном этапе предполагают поиск
новых подходов, корни которых уходят в кибернетику, теорию информации,
голографию и т. д. Здесь же следует отметить и допущение форм жизни
и разума на небелковой основе и т. д. В наш век, писал академик
А. Колмогоров, отнюдь "не праздно предположение, что нам, возможно,
придется столкнуться с другими живыми существами, высокоорганизованными
и в то же время совершенно на нас не похожими" 1.
Более того, "мы допускаем, что на Земле, возможно, и в самих людях
существуют не только белково-нуклеиновые, но и другие формы жизни.
Почему бы и нет? До поры ученые не ведали о существовании вирусов,
бактерий, завтра, возможно, мы экспериментально обнаружим что-то
еще... Гипотетические формы жизни могут и не иметь четко очерченных
пространственных границ. Их сигналы передаются с помощью более сложных
полей, чем известные ныне" 2.
Идеи подобного рода фактически находятся в русле исследований и
разработок по проблемам искусственного интеллекта, позволяющих поставить
и обсудить вопрос о наличии в составе белковых живых организмов
и такой специфической полевой компоненты, которая, возможно, существенно
детерминирует комплекс свойств жизни и психики. Мы называем его
биопсифеноменом, субстратом которого считаем биопсиполевую формацию.
В генетическом аспекте, по нашему мнению, она выступает как состояние
определенного возмущения актуально бесконечной в пространстве и
во времени целостной субстанциальной реальности континуально-полевого
типа 3,
т. е. существующей без возникновения. На такой основе осуществимы
взаимодействия, распространяющиеся мгновенно, а их сила не зависит
от расстояния. Об этом свидетельствуют эксперименты Дж. Белла, совершившего
выдающееся научное открытие 4.
Биопсиполе, на наш взгляд, возникает в недрах этой реальности как
некоторое целостное первичное возмущение, а не какое-то дискретно-усложненное
состояние. Поэтому, как и субстанция, биопсиполе обладает специфической
структурой, своеобразие которой состоит в её континуальности (в
отличие от квазиконтинуальности, т. е. контактной непрерывности,
прочих, именно квантованных физических полей). Одним из наиболее
существенных свойств биопсиполя, имеющих фундаментальное значение
в системе детерминантов творческого потенциала субъекта, является
атрибут отражения. Его специфика коренится в упомянутой континуальности
структуры биопсиполя как целого. А самодвижение этой реалии в единстве
с её полевой протяженностью обусловливает (через связь с телесной
подсистемой организма) как внутреннюю самоактивность его, так и
активность во внешней среде. В первом плане система взаимосвязей
тела и биопсиполсвой формации лимитирует проявление её психических
функций - сферы психического, представленного единством уровней
бессознательного, подсознания, сознания и самосознания как необходимых
элементов в системе детерминации творческого потенциала человека.
Такова суть гипотезы биополевой формации как компонента организма.
Остановимся детальнее на анализе данных проблем, опираясь па эвристические
возможности предлагаемой гипотезы. С позиций структурно-уровневого
подхода к явлениям действительности можно на всех её структурных
срезах различать субстраты свойств и носителей последних. Под субстратом
будем понимать непосредственную, неотъемлемую основу свойства, а
под его "носителем" - -опосредованную, в принципе отделимую основу.
Например, окрашенная ткань - носитель цвета, а химический краситель
- субстрат цвета, неотделимый от последнего (или электрон - субстрат
спина, а атом - носитель). Аналогичный подход к структуре живых
белковых организмов позволяет на макроуровне выделить в них телесную
подсистему в качестве носителя жизни и психики, а субстратом их
счесть предполагаемую невещественную материальную подсистему, т.
е. некоторую полевую формацию, существующую объективно, как и тело
человека, и именуемую биопсиполем или специфически материальным
полем живых систем. Ее не следует отождествлять с обычными физическими
полями - гравитационным, электрическим, магнитным и т. д., ибо они
квантованы и потому не могут обладать выраженными свойствами жизни
и психики, присущими биополям. Поэтому никакой физический эксперимент,
регистрирующий физические поля, не обнаруживает сознания, мышления,
воли и других свойств психики. Однако человек, кем бы он ни был,
знает, что он жив, обладает сознанием, мышлением, волей, способностью
к ощущениям, восприятиям и т. д. Следовательно, можно допустить,
что у этих свойств есть собственный субстрат - формация полевого
типа. В нашей стране пионерами в исследовании её были биофизик А.
Г. Гурвич, который и использовал термин "биополе" для обозначения
этой непрерывной реальности, и Н. К. Кольцов, называвший поле, окружающее
зародыш, "силовым". У идеалистически настроенных ученых оно трактуется
(начиная с античных времен) как нематериальная "энтелехия". Однако
и последний термин, на наш взгляд, обозначал некоторую наличную
реальность, но невещественного характера. Ведь древние мыслители
под материей понимали только вещественные образования, а поэтому
неизвестные реалии качественно иного типа они автоматически относили
к нематериальным сущностям. Фактически на такой основе в течение
тысячелетий велась и до сих пор продолжается острая идеологическая
борьба между материалистическим и идеалистическим истолкованием
сущности жизни и психики. "Я непосредственно испытываю, - пишет
Дж. Экклз, - что моя мысль может вести к действию" и что душа как
особая бестелесная сущность в состоянии приводить в движение такое
материальное устройство, как тело. Мозг же есть детектор влияний,
которые "дух оказывает на тело" посредством специфической микросистемы 5,
т. е. дух вызывает изменения в системе материи и энергии 6.
Отстаивая "нематериальность" души, Экклз продолжает: "Я существую
как воплощение сознательного "я" в моем теле, и я не могу поверить,
что чудесный, божественный дар сознания не имеет будущего, что он
не будет воплощен после смерти в другом существовании" 7.
Советские ученые А. Р. Лурия и Г. С. Гургенидзе, рассматривая концепцию
Дж. Экклза, подчеркивают, что она свидетельствует "о методологических
трудностях, испытываемых нейрофизиологией, которая сталкивается
лицеям к лицу с такими реальными проблемами, как соотношение физиологического
и психологического, материального и идеального" 8.
Но это происходит потому, что указанные трудности должным образом
еще не преодолены и в философии как общеметодологическом базисе
частных наук, в том числе нейрофизиологии и психологии 9.
В психологии и в философии общепризнано, что для психического образа
характерны "отсутствие в нем каких-либо вещественных или энергетических
компонентов мозга и отображаемого объекта, невозможность обнаружить
идеальное... с помощью органов чувств или каких-то приборов" 10,
т. е. психический образ как некоторая реальность не обладает ни
одним из свойств, характерных для материальных объектов, способных
воздействовать на органы чувств биосистемы. Но если это верно, то
почему психическое все-таки влияет, и притом существенно, "на физиологические
процессы мозга, а через них, при необходимости, на соматические
процессы организма человека" 11?
В этой связи П. К. Анохин писал: "Я объясняю студентам, что нервное
возбуждение формируется и регулируется вот так, оно в такой форме
в нерве, оно является таким-то в клетке. Шаг за шагом, с точностью
до одного иона, и я говорю им об интеграции, о сложных системах
возбуждения, о построении поведения, формировании цели к действию
и т.д., а потом обрываю и говорю: сознание - идеальный фактор. Сам
я разделяю это положение, но я должен как-то показать, как же причинно
идеальное сознание рождается на основе объясненных мною материальных
причинно-следственных отношений. Нам это сделать очень трудно без
изменения принципов объяснения" (курсив наш. -А. М.) 12.
Необходимы более глубокие исследования этих проблем, а также ленинской
методологически важной идеи об отражении как атрибуте, лежащем в
фундаменте материи и по существу родственном ощущению. Новые сдвиги
в данной области знания возможны на основе интенсификации разработки
концепций биологических полей как в частнонаучном плане, так и в
философско-методологическом аспекте. В 1944 г. советский ученый
В. С. Грищенко выступил в Париже среди ученых с лекцией на тему
"Четвертое состояние вещества (ни твердое, ни жидкое, ни газообразное).
Новейшее открытие". Вот что сообщает об этом выступлении писатель
из Свердловска Ю. Е. Яровой: "Истина, очевидная каждому, сказал
докладчик. Если последовательно уменьшать число наших чувств восприятия
- ликвидировать зрение, затем осязание, обоняние, вкус, слух...
Что тогда останется в живом существе? Эмоции, не правда ли? Но если
эмоции существуют в нас, это значит, что они существуют вообще в
качестве материального компонента нашего существа... Логично предположить,
что эти процессы существуют и у животных. Ну, скажем, страх или
радость у собак. Более того, есть наблюдения, говорящие о том, что
такие процессы "душевного порядка" происходят и в растительном мире.
Как известно, все попытки определить материальную суть этих процессов,
их физическую природу не привели ни к чему. Возникает вопрос: почему?
Ответ на этот вопрос, мне кажется, может быть единственный: не там
искали. Материальную суть эмоций до сих пор искали в трех привычных
нам состояниях: твердом, жидком и газообразном. И не находили. Ибо.
как я смею утверждать, все процессы "душевного порядка", равно как
и целый ряд других, не объяснимых современной наукой явлений, -
проявление четвертого, неизвестного пока состояния материи... Таким
образом, базируясь на строго материалистических рассуждениях, независимо
от религии мы приходим к представлению о существовании человеческой
души..." 13.
Разумеется, дело не в названиях: "душа", "четвертое состояние материи",
"бионлазма", "более тонкое материальное образование", "биополе"
и т. д.; суть проблемы - в специфике сущности и природы той формации,
которая представляется связанной со сложным комплексом биопсихических
процессов и явлений в живых организмах. Профессор Н. И. Кобозев
писал, что в нашем организме имеются еще не исследованные системы,
не подверженные энтропийным явлениям и потому надежно хранящие информацию.
Например, память человека, прочно хранящаяся в течение десятилетий,
не могла бы оказаться столь устойчивой, будь она "записанной" на
клетках или молекулах либо даже на атомах, поскольку при температуре
человеческого тела тепловые флуктуации атомов и молекул, а особенно
процессы метаболизма сравнительно быстро уничтожили бы и удалили
из организма так записанную в нем информацию. Возможно, её "запись"
осуществлена на некотором суперустойчивом субстрате полевого типа,
непосредственно не вступающем в обмен веществ. (Пенфилд [ 2 ]
здесь усматривал некоторую аналогию с электрической звукозаписью
на магнитной ленте.) Поэтому биопсиполе, обладая всей информацией
организма, в силу собственной динамичности в состоянии обеспечить
протекание и таких явлений, которые заслуживают названия "высших
безэнтропийных форм мышления и психики как системных процессов" 13.
Полагаем, что макромасштабно биополе представлено внутренним компонентом
- континуальным биопсиполем как материальным субстратом психики,
заключенным в рамках тела организма, а также внешним компонентом
- квантованным биоэлектрическим полем и вакуумом, как бы продолжающими
биопсиполе за его пределами в бесконечность. Свойство же суперпозиции
полей обусловливает возможность их сосуществования и хранения в
них приобретаемой ими информации, для размещения которой не возникает
затруднений при наличии любого количества биополей, связанных соответственно
с многообразием биосистем. Биопсиполе (как область первичного возмущения
в недрах вечной субстанции полевого типа на основе избытка 15 её энергии самодвижения) выступает разновидностью непрерывно-полевых
формаций. Поэтому оно отлично от квантованных электромагнитных полей
как возмущенных состояний вакуума. Мы считаем, что биопсиполе обладает
невещественной протяженностью, относительным самодвижением и свойством
отражения, выступающим основой биопсифеномена всей живой системы.
Но структура дискретной вещественной подсистемы организма, как бы
"вмораживающая" в себя биопсиполе, "конкретизирует" его и оформляет
в нем определенный тип биопсифеномена, вторично структурируя эту
формацию своим "вторжением". По-видимому, в недрах материнского
организма (или в соответствующих условиях вне его) возникновение
биопсиполя будущей живой системы провоцируется информационно-генетическими
процессами, развертывающимися либо в результате слияния гамет в
зиготу, либо при явлениях партеногенеза. Эти процессы, будучи связаны
с соответствующей генетической информацией, и вызывают в "родственной"
им среде, т. е. в недрах субстанции, "отклик", адекватное им "возмущение".
Последнее предстает как соответственно структурированное биопсиполе
зародившегося организма. Оно соединяется с "затравочным" микробиопсиполем
исходных клеток новообразования и в дальнейшем существенно определяет
процессы его онтогенеза. Мы считаем, что в образующихся новых клетках
зародыша аналогичным образом во^нгкают микробиополя под эгидой прежде
возникшего макробиополя, с которым они вступают в связь (а также
между собой). Эти поля в единстве создают некоторую полевую диалектическую
противоположность тела биосистемы, так что её организованные вещественные
подсистемы (ДНК, клетки, ткани, органы и т. д.) выступают элементами
многоуровневой кодовой системы, выражающей информацию организма,
фактически заключенную в виде голограммы в его полевой подсистеме.
В то время как телесная подсистема, кроме функции выражения полевой
информации, относительно ограничивая степени свободы биопсиполя,
лимитирует и специфицирует проявление его возможностей, вплоть до
детерминации психопатологических состояний при соответствующих соматических
дисгармониях, искажающих нормальное проявление функции биопсиполя.
Возможно, что точки акупунктуры в теле являются своеобразными "окнами",
через которые в соответствующей ситуации усиливается связь биопсиполя
с внешним биоэлектрическим полем. Благодаря такому непосредственному
контакту этих полей биопсиполе оказывает организующее влияние на
биоэлектрическое поле, а потому в принципе может определенным образом
изменять его параметры. Этот процесс подтверждается несложными опытами.
Пластмассовый сосуд, используемый в качестве своеобразного резонатора
для биоэлектрического поля, заряжается при контакте с руками экспериментирующего.
В устройстве на обыкновенной нити подвешивается в виде равноплечевого
рычага легкая стрелка из любого материала. При приближении какого-либо
стержня стрелка отклоняется либо притягивается к нему, находясь
на расстоянии 2- 3 см от него. Но нередко удается произвольно изменить
каждый из этих процессов на противоположный, для чего необходимо
сконцентрировать сознание, желание на ожидаемом превращении. Однако
сознание не некий блок или материально-субстратная "управляющая
инстанция", а атрибут-отражение, свойственное нашему "я", т. е.
биопсиполевой формации, пронизывающей тело человека. Именно поэтому
сознание столь тесно связано с организмом. В биопсиполевом атрибуте
отражения организма относительно выделены области сознания, подсознания
и бессознательного посредством зон контакта биопсиполя соответственно
с корой полушарий головного мозга, подкоркой и остальной частью
телесной подсистемы организма. С данной точки зрения на основе атрибута
отражения биопсиполя и осуществляются рефлексия, оценочное отражение,
вообще процесс познавательного мышления, в том числе и собственного
состояния организма в его единстве с биополем. Такое отражение нашей
"самости" выступает как самосознание, восприятие субъектом собственного
бытия, т. е. как фиксирование существования своего "я" любым индивидом.
Целостное свойство отражения биопсиполя и можно трактовать в качестве
субъективности в психологическом смысле, выступающей объектом интереса
психологии как науки, "предметным" статусом психического. Как подчеркивает
А. В. Брушлинский, "психика ошибочно понимается как нечто абсолютно
"призрачное", не имеющее своей специфической природы, не обладающее
вообще никаким онтологическим статусом" 16.
Мы полагаем, что биопсиполе, обладая атрибутом отражения, а также
возникающим на его основе информационным содержанием самосознания,
подсознания и бессознательного, именно благодаря своей суперустойчивости
на базе континуальной (бесточечной, бесконтактной) непрерывности,
инвариантности и чрезвычайной динамичности обеспечивает идентичность
нашего активного "я" не только при каждом пробуждении после сна,
но и в случаях возвращения сознания по выходе организма из обморочных
состояний, наркоза, а также и по выведении человека из состояния
клинической смерти. Пронизывающее весь организм биополе, на наш
взгляд, является существенным фактором выработки, преобразования
и надежного хранения информации, а также условием и средством возможной
дистанционной связи биосистем на уровне подсознания и даже сознания
посредством внешнего биоэлектрического поля, вакуума и субстанции.
На такой основе в принципе возможны у экстрасенсов явления телекинеза,
ясновидения и т. п. Приведем исторические факты, свидетельствующие
о явлениях подобного рода. Эмануэль Сведенборг [ 3 ] ,
известный своими трудами в области математики, механики, астрономии,
горного дела, "в конце 1759 г., находясь в Готенбурге, ... сообщил
знакомым, что в Стокгольме начался пожар. Через несколько часов
он заявил, что пожар потушили, и он описал его размеры. Спустя два
дня в Готенбурге было получено известие, подтверждающее видение
Сведенборга" 17.
Аналогичным экстрасенсом в России во времена Ивана Грозного был
Василий, прозванный Блаженным, именем которого был назван воздвигнутый
в Москве храм [ 4 ] .
Д. И. Дубровский правильно подчеркивает, что хотя "наука пока не
может дать основательного объяснения некоторых феноменов человеческой
психики, но из этого не следует, что данные феномены заведомо нереальны,
что все это мистика или ловкие трюки" 18.
Мы убеждены, что субстратная система, обладающая соответствующим
строением, именно в силу и в меру её связи с непрерывным биопсиполем
способна проявить свойства жизни и психики в выраженной форме. Быть
может, поэтому столь иерархично строение белковых организмов (и
даже ДНК с её сверхспиральностью). Вероятно, такое строение и обеспечивает
не только оптимум контакта тела с биопсиполем, но и возможность
"сверхтекучего" движения этого квазивихря сквозь субстратную решетку
биосистемы. Нарушения её структуры сокращают сферу контакта организма
с биополем, ликвидируют условия "сверхпроводимости", необходимые
для движения последнего, т. е. ослабляется связь тела с данной формацией.
При этом в нем наступает известный диссонанс в системе биохимических
процессов и физиологических отправлений, ведущий в конечном счете
к патологии в проявлении телом психических функций биопсиполя вплоть
до временной или полной потери сознания человеком. С этой точки
зрения многообразие психопатологических состояний человека связано
с глубиной и обширностью деструктивных изменений в соматической
подсистеме живого организма, которыми обусловливаются адекватные
им степени изоляции центральной нервной системы от биопсиполя как
субстрата психики и носителя информационного содержания сознания
субъекта. Вариации отклонения связи биопсиполя с телом от нормы
(характерной для состояния бодрствования здорового организма) могут
выражаться целым спектром явлений (сон, сомнамбулизм, летаргия,
анабиоз у животных и другие виды угасания или нарушения биопсихических
проявлений в организмах). Значительные деструкции в теле, обусловливающие
адекватное нарушение связи биопсиполя с соматической подсистемой
человека или животного, могут вызвать и полный разрыв этой связи,
означающий неизбежность биологической смерти данного организма.
При локальном сохранении связи биополевой формации с телом, когда
степень структурно-функциональных изменений в нем такова, что они
с помощью средств реанимации могут быть приостановлены и устранены,
нормальная связь биополя с реабилитированной телесной подсистемой
восстанавливается. Процесс нормализации связи тела с биополем (как
носителем всей информации) является условием не только возвращения
сознания; но и возможного фиксирования реанимируемым субъектом даже
необычных картин, возникающих именно в период состояний, "когда
душа отделяется от тела" 19.
Известный американский астроном X. Шепли отмечает, что "вероятность
существования ощущений и органов чувств, неизвестных сейчас человеку,
высока..." 20.
Эту спсобность иного восприятия мира и может проявить биопсиполе
человека, выходя за пределы организма частично или на короткое время
даже полностью в состоянии клинической смерти. Экзотичность таких
картин у реанимируемых, достигаемая на основе биопсиполя, находится
в прямой зависимости от тяжести состояния клинической смерти. В
наиболее кризисных ситуациях биопсиполе соответственно более автономно,
ибо аномально проникает за пределы организма и потому способно к
необычному (без помощи анализаторов) восприятию и созданию информационных
образов, к реализации прочих видов рецепции, оказывающихся фантастическими
из-за возникновения их в непосредственном контакте биопсиполя с
объектами окружающей среды. Но случаев "оживления" лиц, находившихся
в наиболее тяжелых состояниях клинической смерти, не столь много,
а потому редко кто из общего числа реанимированных свидетельствует
о пережитых им каких-то необычных "видениях". Этим и можно объяснить
тот факт, что большинство из оживленных находилось в процессе реанимации
в состоянии глубокого сна, без сновидений. Дальнейшее совершенствование
путей и средств реанимации, а также методов генной инженерии, возможно,
позволит человеку достичь, например, практического бессмертия как
этапа на пути к безусловному индивидуальному бессмертию. Т. В. Карсаевская
и А. Т. Шаталов пишут, что исследование этой проблемы, по мнению
выдвигающих её энтузиастов, может стать предметом новой науки -
"иммортологии", науки о бессмертии 21.
яния бодрствования здорового организма) могут выражаться целым спектром
явлений (сон, сомнамбулизм, летаргия, анабиоз у животных и другие
виды угасания или нарушения биопсихических проявлений в организмах).
Значительные деструкции в теле, обусловливающие адекватное нарушение
связи биопсиноля с соматической подсистемой человека или животного,
могут вызвать и полный разрыв этой связи, означающий неизбежность
биологической смерти данного организма. При локальном сохранении
связи биополевой формации с телом, когда степень структурно-функциональных
изменений в нем такова, что они с помощью средств реанимации могут
быть приостановлены и устранены, нормальная связь биополя с реабилитированной
телесной подсистемой восстанавливается. Процесс нормализации связи
тела с биополем (как носителем всей информации) является условием
не только возвращения сознания, но и возможного фиксирования реанимируемым
субъектом даже необычных картин, возникающих именно в период состояний,
"когда душа отделяется от тела". Известный американский астроном
X. Шепли отмечает, что "вероятность существования ощущений и органов
чувств, неизвестных сейчас человеку, высока...". Эту спсобность
иного восприятия мира и может проявить биопсиполе человека, выходя
за пределы организма частично или на короткое время даже полностью
в состоянии клинической смерти. Экзотичность таких картин у реанимируемых,
достигаемая на основе биопсиполя, находится в прямой зависимости
от тяжести состояния клинической смерти. В наиболее кризисных ситуациях
биопсиполе соответственно более автономно, ибо аномально проникает
за пределы организма и потому способно к необычному (без помощи
анализаторов) восприятию и созданию информационных образов, к реализации
прочих видов рецепции, оказывающихся фантастическими из-за возникновения
их в непосредственном контакте биопсиполя с объектами окружающей
среды. Но случаев "оживления" лиц, находившихся в наиболее тяжелых
состояниях клинической смерти, не столь много, а потому редко кто
из общего числа реанимированных свидетельствует о пережитых им каких-то
необычных "видениях". Этим и можно объяснить тот факт, что большинство
из оживленных находилось в процессе реанимации в состоянии глубокого
сна, без сновидений. Дальнейшее совершенствование путей и средств
реанимации, а также методов генной инженерии, возможно, позволит
человеку достичь, например, практического бессмертия как этапа на
пути к безусловному индивидуальному бессмертию. Т. В. Карсаевская
и А. Т. Шаталов пишут, что исследование этой проблемы, по мнению
выдвигающих её энтузиастов, может стать предметом новой науки -
"иммортологии", науки о бессмертии^. В этом плане представляется
программной мысль физика Дж. Бернала: "Смерть... не выполняет больше
полезной роли в человеческом обществе. Сейчас, когда мы выросли
до осознания подлинных фактов, касающихся смерти, до осознания её связи с возрастающей бренностью более сложных (курсив наш. -А. М.)
организмов, мы поняли, что смерть в принципе никоим образом не неизбежна,
и мы должны позаботиться о том, чтобы найти способы отсрочить или
избежать её " 22.
В данной связи отметим, что в суперустойчивости именно простейшего
по своей структуре биопсиполе-вого макрокванта как континуальной
реалии и коренится возможность достижения индивидуального бессмертия
человека, поскольку такой квант, как носитель всей информации субъекта
по излучении из организма (в случае смерти последнего), может сохраняться
потенциально бесконечно. Как тончайшая полевая формация, как бесточечная
непрерывность, биополе не может быть разрушено, ибо более тонких
структур, способных расчленить его, не существует, а структурно
более сложные образования в силу своей одискреченности проницаемы
для него. При любой такой попытке оно "туннелирует" сквозь любые
"поры" в структуре предполагаемого орудия разрушительного воздействия.
Поэтому биополе правомерно рассматривать как надежно сохраняющуюся
информационно-голограммную основу принципиальной возможности даже
посмертного восстановления, но существенно преобразованного организма
для потенциально бесконечного существования. Последнее предполагает
коренное преобразование вещественной, телесной подсистемы в адекватную
биопсиполю динамично-устойчивую подсистему полевого типа (скажем,
напоминающую хотя бы поле постоянного магнита) как средство проявления
биопсиполевой голограммы организма, предстающей в виде голографического
образа бывшего телесного облика индивида в лучшую пору его жизни,
но ставшего полевой системой. "Материалом" подобного "квазителесного
обрамления" для биопсиполя могут послужить множество клеточных микробиополей,
а также вещественные элементы организма, преобразуемые в поля. Физик-теоретик
Харальд Фрич пишет, что "даже все вещество Вселенной в конце концов
превратится в свет" 23,
в полевой субстрат. Упомянутые микрообразования полевого типа соединяются
с биопсиполем бывшего организма в силу известной современной физике
квантовофизической корреляции между микрообъектами, однажды оказавшимися
в соответствующей связи друг с другом. Эту корреляцию при любых
расстояниях между системами микроуровня Д. Бом, В. А. Фок и другие
называли несиловым взаимодействием, а Дж. Белл экспериментально
подтвердил наличие такой связи в бытии. Таким образом, некоторые
идеалистические по форме соображения Дж. Экклза относительно индивидуального
бессмертия могут получить, по нашему мнению, вполне научную интерпретацию.
Денотатом понятия о душе, допускаемого современной наукой, правомерно
признать материально-полевую формацию континуального характера,
т. е. биопсиполе, функционирование которого на основе его атрибута
отражения обусловливает все черты психики биосистемы. Суперустойчивость
биопсиполя благодаря его континуальности, динамичности и топологической
инвариантности "делает" эту формацию неуничтожимым "соучастником
вечности", связанным с безначально существующей субстанцией полевого
типа, являющейся глубинной причиной и универсальной основой существования
вещественных и полевых образований. В рамках организма тогда понятна
связь его вещественного тела с душой, т. е. столь же материальной
подсистемой, хотя и невещественного, полевого типа. При этом подходе
исчезает непостижимость взаимодействия тела и души, свойственная
идеалистическим концепциям, не усматривающим объективной общности
у названных компонентов живого организма. Но так как биополе обычно
ускользает от непосредственной регистрации соматическими анализаторами
человека, оно в истории познания служило и до сих пор пока еще остается
объектом либо идеалистических спекуляций, либо нигилистически-механистического
отрицания его под флагом борьбы с душой вообще. Однако ни древними
материалистами (Гераклит, Демокрит, Эпикур [ 5 ] ),
ни в Новое время (Радищев [ 6 ]
и др.), ни диалектическим материализмом 24
не отрицалась принципиальная возможность обнаружения такого структурного
компонента в живой системе, который идентичен материалистически
понимаемой душе. Диалектический материализм не может быть не совместим
с признанием биополя в качестве материального субстрата психики,
т. е. её связь с мозгом не должна абсолютизироваться. Современная
наука прилагает усилия к созданию искусственного интеллекта, отнюдь
не намереваясь воссоздать при этом человеческий мозг и тем более
самого человека как якобы в принципе единственной системы, способной
мыслить. Следовательно, именно недиалектический, узкий, по существу
неомеханистический подход с позиций устоявшихся частнонаучных понятий
и принципов к совершенно новой проблеме - биополю - не может служить
основанием для того, чтобы столь поспешно похоронить её под тяжкой
плитой забвения с куцей эпитафией: "лженаука". С позиций обсуждаемой
концепции вне биополя человек мертв, и ни о каком творческом потенциале
его в таком состоянии не может быть и речи. Поэтому мы считаем,
что биополевую формацию как субстрат психики и основу выработки,
преобразования и устойчивого хранения информации правомерно признать
базисным элементом в системе детерминации творческого потенциала
личности, который функционально возрастает по мере исторического
развития человека, обогащения информационного содержания его сознания
в общественно-исторической и производственной практике, в условиях
научно-технического прогресса и социально-экономического развития.
Вне таких условий было бы существенно затруднено формирование и
раскрытие творческого информационно-отражательного потенциала субъекта,
становление его как личности, адекватной фазе развития социально-экономической
формации. Именно в функциональном аспекте биопсиполя, а точнее,
в информационно-отражательном плане и правомерно говорить о сущности
человека как социальном феномене, представляющем собой отражение
общественных отношений в нашем сознании (как компоненте психики,
являющейся атрибутивной функцией биопси-полевого субстрата организма)
и оказывающемся одним из фундаментально важных уровней человеческой
сущности как многоуровневой реалии, носящей биосоциальный характер.
Совокупность общественных отношений не может непосредственно вместиться
в человеке в качестве его сущности. Любые общественные отношения
внешни для субъекта, т. е. он в них вступает, а не наоборот, как
отмечал К. Маркс. Однако осознание, отображение личностью общественных
отношений, а значит, и обладание их информационно-отражательными
образами, а также умениями и навыками как способностями к действию
являются существенными моментами содержания сознания, психики, характеризующими
социальность субъекта, обусловливающими многообразие его общественных
ролей как граней человеческого фактора. Осуществление их в обществе
выступает в виде социальных действий, которые невозможны для человека
вне единства его телесного компонента с биополевой формацией как
субстратом его жизни и психики. Вместе с тем контакты, связи, отношения
личностей (прежде всего производственные) создают социум соответствующего
ранга, существующий, однако, не только на основе действующих вещественных
систем. Бытие этого социума дополняется и системой полевого характера,
возникающей в процессе объединения биополей индивидов в сложную
надстроечную макросистему (подобную незримой мегасистеме гравитационных
полей в космосе). Она выступает своеобразной ноосферой, несущей
в себе и общественное сознание. В последнем, однако, интегрируется
лишь тот "срез" информационного содержания индивидуальных сознаний,
который отражает именно общественное бытие. Общественное сознание
оказывается мысленным конструктом, формирующимся в процессе интеграции
определенных социально значимых аспектов информационного содержания
соответствующих индивидуальных сознании. Поэтому общественное сознание,
опирающееся на ноосферу (подобно индивидуальному в рамках своего
биополя), имеет статус относительно самодействующей социальной системы
надстроечного характера и играет существенную роль в жизни общества.
Это позволяет предположить, что и для социальных явлений важна база
биополевого типа, а тесное единство этих сфер обусловливает биосоциальную
сущность человека. Ведь и элементы телесной подсистемы организма
обладают микробиополями на уровне клеток, тканей, органов. Поэтому
естественно, что в настоящее время "ученые пытаются обнаружить некие
наиболее универсальные принципы живой материи, более общие, чем
наблюдаемые в природе". По-видимому, сфера их действия - континуальные
поля различных типов, свойственные белковым и небелковым биосистемам
____________________
1 |
Колмогоров А. //
Возможное и невозможное в кибернетике. М., 1969. С. |
2 |
Казначеев В. //
Поиск, 1989. 11. С. 8. |
3 |
Манеев А. К. Движение,
противоречие, развитие. М., 1972. |
4 |
Хеберт Н. // За
рубежом. 1987. № 30. |
5 |
Eccles J. Facing
Ready. New York; Heidelberg; Berlin 1970, р. 150. |
6 |
Там же. С. 119-136.
|
7 |
Там же. С. 83-84.
|
8 |
Лурия А. Р., Гургенидзе
Г. С. // Вопр. философии. 1972. № 6. С. 152. |
9 |
Жуков Н. И. Проблема
сознания. Мн., 1987. С. 146-147. |
10 |
Там же. С. 66. |
11 |
Там же. С. 147.
|
12 |
Анохин П. К. //
Ленинская теория отражения и современная наука. М., 1966. С.
288-289. |
13 |
Яровой Ю. // Простор.
1974. № 11. С. 77-79. |
14 |
Кобозев Н. И. //
Журнал физич. химии. М., 1966. Т. 15. Вып. 4. С. 794. |
15 |
Последний реализуем
в соответствующей ситуации, например когда при равенстве антинаправленных
импульсов провзаимодействовавших объектов их кинетические энергии
неодинаковы из-за различия масс (необходимое изменение в структуре
процессов осуществимо на основе платформы, с поднятыми бортами
которой сталкиваются указанные тела). |
16 |
Брушлинский А. В.
// Мышление: процесс, деятельность, общение. М., 1982. С. 8.
|
17 |
Гуревич П. С. Возрожден
ли мистицизм? М., 1984. С. 28. |
18 |
Дубровский Д. И.
// Филос. науки. 1987. № 7. С. 108. |
19 |
Гуревич П. // Лит.
газ. 1985, 25 дек. С. 13. |
20 |
Шепли X. Звезды
и люди. М., 1962. С. 24. |
21 |
Карсаевская Т. В.
Диалектика социального и биологического в целостном процессе
жизнедеятельности: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 1984.
С. 39. |
22 |
БерналДж. Возникновение
жизни. М., 1969. С. 224. |
23 |
Fritsch H. // Menschen
und Kosmos. Bem, 1980. S. 231-232. |
24 |
Ленин В. И. Полн.
собр. соч. Т. 29. С. 271. |
____________________
[ 1 ] |
Печатается по: Человек:
Философские аспекты сознания и деятельности. Минск, 1989.. |
[ 2 ] |
Пенфилд Уайлдер
Грейвс (1891-1976) - канадский невролог и нейрохирург. |
[ 3 ] |
Сведенборг Эмануэль
(1688-1772) - шведский ученый и теософ-мистик. |
[ 4 ] |
Покровский собор
что на рву. Василий Блаженный (ум. 1552) - русский святой, Христа
ради юродивый. В Степенной книге есть рассказ о том, что летом
1547 г. Василий долго и слезно молился в Вознесенском монастыре
на Остроге (Воздвиженке). Это явилось предвестием пожара, который
вспыхнул на Другой день именно в этом монастыре и испепелил
Москву. |
[ 5 ] |
Гераклит (ок. 520
- ок. 460 до н.э.)- древнегреческий философ, высказавший идею
непрерывного изменения, становления. Считая началом всего сущего
огонь, определял душу как смесь воды и огня, благородного, мудрого
и низменного начал. Демокрит (ок. 470 или 460 до н.э.- год смерти
неизвестен) - древнегреческий философ-материалист, атомист.
Считал, что именно душой все живое отличается от неживого. Душу
понимал как особое расположение сферически подвижных атомов,
подобных атомам огня. Эпикур (341-270 до н. э.) -древнегреческий
философ. Восприняв атомистическое учение Демокрита, определял
душу как состоящую из особо тонких и рассеянных по всему телу
атомов. |
[ 6 ] |
Радищев Александр
Николаевич (1749-1802) - русский писатель и философ. В философском
трактате "О человеке, его смертности и бессмертии" (написан
в 1792 г., опубликован в 1809 г.) сталкивает два воззрения на
природу души: согласно первому - душа обладает вещественной
природой и умирает вместе с телом, согласно второму - душа бестелесна
и сохраняется после смерти. |
С. 354 - 366
|