Монизм Вселенной 1
К.Э.Циолковский
Предисловие
В мои годы умирают, и я боюсь, что вы уйдете из этой жизни с горестью
в сердце, не узнав от меня (из чистого источника знания), что вас
ожидает непрерывная радость.
Вот почему я пишу это резюме, не окончив еще многочисленные основные
работы.
Мне хочется, чтобы эта жизнь ваша была светлой мечтой будущего,
никогда не кончающегося счастья.
Моя проповедь в моих глазах даже не мечта, а строго математический
вывод из точного знания.
Я хочу привести вас в восторг от созерцания Вселенной, от ожидающей
всех судьбы, от чудесной истории прошедшего и будущего каждого атома.
Это увеличит ваше здоровье, удлинит жизнь и даст силу терпеть превратности
судьбы. Вы будете умирать с радостью и в убеждении, что вас ожидает
счастье, совершенство, беспредельность и субъективная непрерывность
богатой органической жизни.
Мои выводы более утешительны, чем обещания самых жизнерадостных
религий.
Ни один позитивист не может быть трезвее меня. Даже Спиноза [ 2 ]
в сравнении со мной мистик. Если и опьяняет мое вино, то все же
оно натуральное.
Чтобы понять меня, вы должны совершенно отрешиться от всего неясного,
вроде оккультизма, спиритизма, темных философий, от всех авторитетов,
кроме авторитета точной науки, т. е. математики, геометрии, механики,
физики, химии, биологии и их приложений. [...]
(Конспект)
Панпсихизм 3 ,
или Всё чувствует
Я - чистейший материалист. Ничего не признаю, кроме материи. В
физике, химии и биологии я вижу одну механику. Весь космос только
бесконечный и сложный механизм. Сложность его так велика, что граничит
с произволом, неожиданностью и случайностью, она дает иллюзию свободной
воли сознательных существ. Хотя, как мы увидим, всё периодично,
но ничто и никогда строго не повторяется.
Способность организмов ощущать приятное и неприятное я называю
чувствительностью. Заметим это, так как под этим словом часто подразумевают
отзывчивость (в живом-рефлексы). Отзывчивость - совсем другое. Отзывчивы
все тела космоса. Так, все тела изменяются в объеме, форме, цвете,
крепости, прозрачности и всех других свойствах в зависимости от
температуры, давления, освещения и вообще воздействия других тел.
Мертвые тела даже иногда отзывчивее живых. Так, термометр, барометр,
гигроскоп и другие научные приборы гораздо отзывчивее человека.
Отзывчива всякая частица Вселенной. Мы думаем, что она также чувствительна.
Объяснимся.
Из известных нам животных чувствительнее всех человек. Остальные
известные животные тем менее чувствительны, чем организация их ниже.
Растения чувствительны еще менее. Это непрерывная лестница. Она
не кончается и на границе живой материи, потому что этой границы
нет. Она искусственна, как и все границы.
Чувствительность высших животных мы можем назвать радостью и горем,
страданием и восторгом, приятностью и неприятностью. Ощущения низших
животных не так сильны. Мы не знаем их названия и не имеем о них
представления. Тем более не понятны нам чувства растений и неорганических
тел. Сила их чувствительности близка к нулю. Говорю на том основании,
что со смертью, или переходом органического в неорганическое, чувствительность
прекращается. Если она прекращается в обмороке благодаря остановке
сердца, то тем более она исчезает при полной разрухе живого.
Чувство исчезает, но отзывчивость остается и у мертвого тела, только
она становится менее интенсивной и доступной более для ученого,
чем для среднего человека.
Человек может описать свои радости и муки. Мы ему верим, что он
чувствует, как и мы (хотя на то нет точных доказательств; интересный
пример веры в ненаучное). Высшие животные своим криком и движениями
заставляют нас догадываться, что их чувства подобны нашим. Но низшие
существа и того не могут сделать. Они только бегут от того, что
им вредно. (Тропизм [ 4 ] .)
Растения же часто и того не могут совершить. Значит ли из этого,
что они ничего не ощущают? Неорганический мир тоже ничего о себе
не в силах сообщить, но и это еще не означает, что он не обладает
низшею формою чувствительности.
Только степень чувствительности разных частей Вселенной различная
и непрерывно меняется от нуля до неопределенно большой величины
(в высших существах, т. е. более совершенных, чем люди. Они получаются
от людей же или находятся на других планетах).
Всё непрерывно, и всё едино. Материя едина, также её отзывчивость
и чувствительность. Степень же чувствительности зависит от материальных
сочетаний. Как живой мир по своей сложности и совершенству представляет
непрерывную лестницу, нисходящую до "мертвой" материи, так и сила
чувства представляет такую же лестницу, не исчезающую даже на границе
живого. Если не прекращается отзывчивость, явление механическое,
то почему прекратится чувствительность - явление, неправильно называемое
психическим, т. е. ничего общего с материек) не имеющим. (Мы этому
слову придаем материальность.) И те и другие явления идут параллельно,
согласно и никогда не оставляют ни живое, ни мертвое. Хотя, с другой
стороны, количество ощущения у мертвого так мало, что мы условно
или приблизительно можем считать его отсутствующим. Если на черную
бумагу упадет белая пылинка, то это еще не будет основанием называть её белой. Белая пылинка и есть эта чувствительность "мертвого".
В математическом же смысле вся Вселенная жива, но сила чувствительности
проявляется во всем блеске только у высших животных. Всякий атом
материи чувствует сообразно окружающей обстановке. Попадая в высокоорганизованные
существа, он живет их жизнью и чувствует приятное и неприятное,
попадая в мир неорганический, он как бы спит, находится в глубоком
обмороке, в небытии. Даже в одном животном, блуждая по телу, он
живет то жизнью мозга, то жизнью кости, волоса, ногтя, эпителия
и т. д. Значит, он то мыслит, то живет подобно атому, заключенному
в камне, воде или воздухе. То он спит, не сознавая времени, то живет
моментом, как низшие существа, то сознает прошедшее и рисует картину
будущего. Чем выше организация существа, тем это представление о
будущем и прошедшем простирается дальше.
Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность
всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи. Всё
живо, но условно мы считаем живым только то, что достаточно сильно
чувствует. Так как всякая материя всегда, при благоприятных условиях,
может перейти в органическое состояние, то мы можем условно сказать,
что неорганическая материя в зачатке (потенциально) жива. [...]
Явления космоса периодичны.
В общем, Вселенная всегда имела один вид
Люди склонны думать, что всё умирает, как умирают они сами. Под
смертью они подразумевают вечное погасание жизни или состояния.
Это одна из иллюзий ума, называемая антропоморфизмом, или уподоблением
окружающего явления жизни человека. Антропоморфист думает, что какая-нибудь
палка, гора, травка, насекомое думает и делает, как он сам. Например,
камень родится, растет, умирает, гора размышляет, бактерия соображает,
амеба хитрит и т. д.
Но нельзя не верить и в обратный процесс - восстановления. Разве
рождение растений, животных и человека не есть процесс, обратный
умиранию? Разве мы видим только одно разрушение организма? В равной
мере царствует и созидание - явление обратное, Оно даже сильнее
умирания, так как число организмов на Земле непрерывно возрастает.
Население Земли может увеличиться, при сохранении величайшего благосостояния,
в тысячу раз. Если бы не ограниченность солнечной энергии, приходящейся
на долю Земли, то вся она могла бы превратиться в живое. Вся планета
до самых недр могла бы тогда ожить. Можно ли после этой картины
сомневаться в жизненности материи! Мозг и душа смертны. Они разрушаются
при конце. Но атомы или части их бессмертны, и потому сгнившая материя
опять восстанавливается и опять дает жизнь, по закону прогресса,
еще более совершенную.
Планеты были сияющими солнцами и погасли. То же ожидает и все
солнца. Они должны погаснуть. Прекратится их лучеиспускание - источник
жизни, - и живой мир на планетах умрет. Вселенная станет подобна
темнице без окон и дверей. Но возможно ли это? Навсегда ли это?
Вселенная прожила бесконечность времени, и если бы солнца угасали,
то не было бы тысяч миллиардов солнц, которые мы сейчас видим в
млечных путях.
Редко астрономы наблюдают угасание солнц, гораздо чаще возникают
новые солнца. В каждое столетие появляется их в Млечном Пути несколько
штук. Это справедливо и относительно иных спиральных туманностей;
там тоже возникают вспышки зарождающихся солнц.
Вот и разгадка вечного сияния Млечного Пути и миллиона других таких
же спиральных туманностей; хотя и гаснут солнца, но на место их
возгораются новые.
Итак, солнце светит миллиарды лет, оживляя на остывших планетах
материю. Затем они остывают с поверхности и не дают лучей. Но атомный
процесс внутри их не останавливается, они накопляют радиоактивную
материю, которая дает вещество элементарное и очень упругое. Все
это кончается взрывом, т. е. появлением временной звезды и образованием
разреженной газовой массы, которая и дает через биллионы лет солнце
с планетами и их спутниками.
Умирают и спиральные туманности (страшно отдаленные группы солнц,
или млечные пути), т. е. их солнца сливаются и превращаются в очень
разреженную материю.
Слияние звезд каждого млечного пути неизбежно, по теории вероятности,
но оно требует громадного времени, которое можно вычислить. Оно
в миллиарды раз больше периода жизни одной солнечной системы. За
слиянием следует период блеска, за ним - остывание, а далее взрыв,
образование туманности, т. е. зачаточного млечного пути. Но и он
воскресает или снова дает млечный путь, состоящий из группы солнц.
Доказательством этого возникновения служат те сотни тысяч спиральных
туманностей, которые не выходят из поля зрения гигантских телескопов.
Если одни из них угасают, то другие восстанавливаются из угасших
невидимых. Также и группе млечных путей, т. е. эфирному острову,
должен быть временный конец. Но и эфирных островов множество. Если
один из них преобразовывается в элементарную материю, то другой
из подобной же возникает. Все астрономические единицы живут и умирают,
чтобы снова возникнуть. Вернее, только преобразовываются, образуя
то сложное, то более элементарное вещество и давая нам то вид звездного
неба, то вид разреженного большею частью невидимого газа.
Если период Солнечной системы составляет биллионы (1012)
лет, то период Млечного Пути (астроном, единица 3-го класса) продолжается
квадриллионы (1024) лет, а жизнь эфирного острова - секстиллионы
(1036). Чем сложнее астрономическая единица, чем выше её класс, тем её повторяющийся период длиннее. Какой же результат?
Вывод тот, что Вселенная, в общем, всегда представляла одну и ту
же картину. Хотя бы наша планетная система и была биллионы лет тому
назад туманностью, но вид Млечного Пути в течение квадриллионов
лет оставался тот же. Это было скопление сотен миллионов солнц в
разном возрасте - от планетарных туманностей до застывших с поверхности
темных солнц. Хотя и Млечный Путь квадриллионы лет тому назад был
единой чрезвычайно разреженной материей, но существовали другие
млечные пути в эфирном острове, состоящие из собрания солнц, и картина
его в среднем почти не изменялась в продолжение секстиллионов лет.
Также эфирный остров был временно разрушен, но группа их, или единиц
5-го класса, жила по-прежнему, состоя из множества уцелевших эфирных
островов. Каждый содержал миллионы млечных путей, каждый из последних,
в свою очередь, состоял из сотен миллионов солнечных систем, а каждая
солнечная система из сотен планет.
Итак, всегда Вселенная содержала множество планет, освещаемых
солнечными лучами.
Всю бесконечность космоса не может обнять ограниченный человеческий
ум. Но вообразим, что мы можем наблюдать один наш эфирный остров
в течение секстиллионов лет. Что мы тогда увидим? В каждом млечном
пути, из которых он состоит, множество раз погасают солнца, возникают
туманности, превращаясь в гигантские солнца и затем в планетные
системы. И наша солнечная система много раз должна умереть и возникнуть.
Проходят еще многие биллионы лет, и мы видим, как сливаются постепенно
солнца в любом млечном пути. Они близятся к единению и через многие
триллионы лет к погасанию, пройдя предварительно период невообразимого
блеска от столкновения и слияния солнц. Итак, мы видим, через квадриллионы
лет, погасание млечных путей, их обращение в туманности и новое
возникновение в форме собрания солнечных систем.
Секстиллионы лет держится эфирный остров, млечные пути которого
множество раз разрушаются и возникают. Но, наконец, и млечные пути
сливаются; разрушается сам эфирный остров, чтобы возникнуть снова
во всем блеске его жизни.
Что же считать за начало Вселенной? Если ограничиться эфирным
островом, то за начало Вселенной можно принять состояние "острова"
в виде аморфной материи. Но не надо забывать, что это "начало" есть
только начало периода и повторяется бесконечное число раз.
Если млечный путь считать космосом, то началом Вселенной будет
его газообразное состояние. И это "начало", конечно, есть только
начало одного из бесконечно повторяющихся периодов.
Наконец, если мир ограничить солнечной системой, то началом космоса
будет состояние её в форме очень разреженной материи. [...]
Монизм 5
Мы проповедуем монизм во Вселенной - не более. Весь процесс науки
состоит в этом стремлении к монизму, к единству, к элементарному
началу. Ее успех определяется степенью достижения единства. Монизм
в науке обусловлен строением космоса. Разве Дарвин и Ламарк [ 6 ]
не стремились к монизму в биологии? Разве того же не желают геологи?
Физика и химия влекут нас по тому же направлению. Астрономия и астрофизика
доказали единство образования небесных тел, сходство земли и неба,
однообразие их вещества и лучистой энергии. Даже исторические науки
стремятся к монизму.
В биологии объединяются клеточки низших существ, образуя животных
с единым управлением (мозг - душа), объединяются люди в общества,
стремясь слиться в одно могущественное тело. Скоро должна объединиться
так и вся земля. Это объединение на иных планетах должно достигнуть
высшего результата.
Я прибавлю к известным уже видам единства и всеобщую чувствительность
материи, потенциальную способность каждого атома, при сложной обстановке,
жить. Мыслит мозг, но чувствуют атомы, его составляющие. Разрушен
мозг - исчезло и напряженное чувство атомов, заменившись ощущением
небытия, близким к нулю.
Невозможно отрицать своевременное появление
органической жизни на таких крупных планетах, как Земля
Много общего между планетами разных солнечных систем: они составлены
из одних и тех же веществ, при достаточной величине имеют моря и
атмосферы, освещены лучами солнца, подвержены силе тяжести, имеют
сутки и времена года.
Почему бы на них не зародиться жизни, как она зародилась на Земле!
Правда, на отдаленных от светящегося светила планетах холодно, а
на близких к Солнцу - жарко. Но планет у каждого солнца множество.
Некоторые из них должны находиться, подобно Земле, на благоприятном
расстоянии от светила и потому должны быть пригодны к жизни. Потом
теории показывают, что все планеты отделились от Солнца, сначала
касаясь его, и только потом постепенно удалились. Так что любая
планета, некоторый промежуток времени, находилась в условиях температуры,
подходящей для самозарождения и развития жизни. Наоборот, каждая
планета, и в том числе Земля, когда-то не была в этих условиях.
Так же каждая планета, имеющая сейчас благоприятную степень тепла,
со временем лишится её, так как удалится от светила. Кроме того,
самое это центральное светило, разгораясь или угасая, также дает
всем планетам удобные моменты для развития жизни, независимо от
изменения их расстояния от солнца.
Некоторые планеты малы и потому без жидкостей и атмосфер. Другие
велики и потому еще не остыли. А когда остыли, то уже далеко ушли
от своего Солнца и не стали получать достаточно его лучей. Потому
ни малые, ни большие планеты жизни не дали. Заметим, впрочем, что
эти "моменты" могут продолжаться миллиарды лет, чего достаточно
для зачатия и развития организмов. Зачавшаяся в удобный момент жизнь
не погибает и при изменении условий, так как эти изменения происходят
постепенно и жизнь успевает к ним приспособиться.
На малых планетах нет атмосфер. Это как будто мешает образованию
живого.
Не будем сейчас спорить. Всё же вывод такой: большинство крупных
планет, или, вернее, планет с газовыми оболочками, или есть, или
было, или будет обитаемо.
Чего можно ждать от человечества
Трудно себе представить, как идет процесс развития жизни на какой-нибудь
планете, не обратившись к Земле. Чего мы можем ожидать от населения
земного шара?
Человек сделал великий путь от "мертвой" материи к одноклеточным
существам, а отсюда к своему теперешнему полуживотному состоянию.
Остановится ли он на этом пути? Если и остановится, то не сейчас,
ибо мы видим, какими гигантскими шагами прогрессирует в настоящее
время наука, техника, обстановка жизни и социальное устройство человечества.
Это указывает и на перемены в нем самом. Во всяком случае эти перемены
должны произойти.
Правда, пока сам человек мало изменяется. Те же остатки животных
страстей, инстинктов, слабость ума, рутинность. В отношении общественного
развития он даже уступает муравьям и пчелам. Но, в общем, он опередил
животных и, следовательно, сильно прогрессировал. Ничто сразу не
останавливается. Не остановится и человек в своем развитии, тем
более что ум давно уже ему подсказывает его нравственное несовершенство,
но пока животные наклонности сильнее и ум не может их одолеть.
Можно вскоре ожидать наступления разумного и умеренного общественного
устройства на Земле, которое будет соответствовать его свойствам
и его ограниченности. Наступит объединение, прекратятся вследствие
этого войны, так как не с кем будет воевать. Счастливое общественное
устройство, подсказанное гениями, заставит технику и науку идти
вперед с невообразимой быстротой и с такою же быстротой улучшать
человеческий быт. Это повлечет за собою усиленное размножение. Население
возрастет в 1000 раз, отчего человек сделается истинным хозяином
Земли. Он будет преобразовывать сушу, изменять состав атмосферы
и широко эксплуатировать океаны. Климат будет изменяться по желанию
или надобности. Вся Земля сделается обитаемой и приносящей великие
плоды. [...]
Будет полный простор для развития как общественных, так и индивидуальных
свойств человека, не вредящих людям.
Картину душевного мира будущего человека, его обеспеченности, комфорта,
понимания Вселенной, спокойной радости и уверенности в безоблачном
и нескончаемом счастье трудно себе представить. Ничего подобного
ни один миллиардер сейчас не может иметь.
Техника будущего даст возможность одолеть земную тяжесть и путешествовать
по всей Солнечной системе. Посетят и изучат все её планеты. Несовершенные
миры ликвидируют и заменят собственным населением. Окружат Солнце
искусственными жилищами, заимствуя материал от астероидов, планет
и их спутников. Это даст возможность существовать населению в 2
миллиарда раз более многочисленному, чем население Земли. Отчасти
она будет отдавать небесным колониям свой избыток людей, отчасти
переселенные кадры сами будут размножаться. Это размножение будет
страшно быстро, так как огромная часть яичек (яйцеклеток) и сперматозоидов
пойдет в дело.
Кругом Солнца, по близости астероидов, будут расти и совершенствоваться
миллиарды миллиардов существ. Получатся очень разнообразные породы
совершенных: пригодные для жизни в разных атмосферах, при разной
тяжести, на разных планетах, пригодные для существования в пустоте
или в разреженном газе, живущие пищей и живущие без нее - одними
солнечными лучами, существа, переносящие жар, существа, переносящие
холод, переносящие резкие и значительные изменения температуры.
Впрочем, будет господствующий наиболее совершенный тип организма,
живущего в эфире и питающегося непосредственно солнечной энергией
(как растение).
После заселения нашей Солнечной системы начнут заселяться иные
солнечные системы нашего Млечного Пути. С трудом отделится человек
от Земли. Гораздо легче было одолеть солнечное притяжение, ввиду
свободы движений в эфире и громадности лучи- стой энергии всего
солнца, которой мог воспользоваться человек. Земля оказывается исходным
пунктом расселения совершенных в Млечном Пути. Где на планетах встретят
пустыню или недоразвившийся уродливый мир, там безболезненно ликвидируют
его, заменив своим миром. Где можно ожидать хороших плодов, там
оставят его доразвиваться. Тяжкую дорогу прошло население Земли.
Страдальческий и длинный был путь. И еще осталось много времени
для мучительного развития. Нежелателен этот путь. Но Земля, расселяясь
в своей спиральной туманности (т. е. в Млечном Пути), устраняет
эту тяжелую дорогу для других и заменяет её легкой, исключающей
страдания и не отнимающей миллиарды лет, необходимых для самозарождения.
Заселение Вселенной
Что мы имеем право ожидать от нашей планеты, то с таким же правом
можем ждать и от других.
На всех планетах с атмосферами в свое время проявились зачатки
жизни. Но на некоторых из них, в силу старшего возраста и условий,
она пышнее и быстрее расцвела, дала существам техническое и умственное
могущество и стала источником высшей жизни для других планет Вселенной.
Они стали центрами распространения совершенной жизни. Эти потоки
встречались между собой, не тормозя друг друга, и заселяли Млечный
Путь. У всех была одна цель - заселить Вселенную совершенным миром
для общей выгоды. Какое же может быть несогласие? Они встречали
на пути и зачаточные культуры, и уродливые, и отставшие, и нормально
развивающиеся. Где ликвидировали жизнь, а где оставляли её для развития
и собственного обновления. В огромном большинстве случаев они заставали
жизнь отставшую, в форме мягкотелых, червей, одноклеточных или еще
более низкой.
Не было никакого смысла дожидаться от нее миллиарды лет мучительного
развития и получения сознательных и разумных существ. Гораздо скорее,
проще и безболезненнее размножить уже готовые, более совершенные
породы. Я думаю, мы на Земле не будем дожидаться, когда из волков
или бактерий получится человек, а лучше размножим наиболее удачных
его представителей. Так же рассуждали и сеятели высшей жизни. Кое-где
уничтожали зачатки примитивной жизни или уродливо развивавшейся,
кое-где ждали хороших плодов и обновления жизни космоса.
Так без страданий заселялись и другие млечные пути (группы солнц
или спиральные туманности). То же происходило и во всех эфирных
островах и во всей беспредельной Вселенной. Из счастливых наиболее
благоприятствуемых пунктов она, без мучительного процесса самозарождения,
распространялась по окрестности соседних солнц и быстро заполняла
бесконечные пустыни.
Во Вселенной господствовал, господствует и будет господствовать
разум и высшие общественные организации. Разум есть то, что ведет
к вечному благосостоянию каждого атома. Разум есть высший или истинный
эгоизм.
Миры в младенческом состоянии, как Земля, в космосе составляют
редкое исключение. Много ли однодневных людей на Земле! Еще меньше
только что родившихся. Именно секундного возраста младенцев, только
один на полтора миллиарда населения Земли. Так же мало и миров в
младенческом возрасте. Там, во Вселенной, их особенно мало ввиду
того, что большинство заселений совершается через посредство эмиграций
(перемещений). Уже готовое, совершенное подобие человечества заселяло
космос.
Какие же выводы? Видим беспредельную Вселенную с бесконечным числом
дециллионов совершенных существ, получившихся безболезненным размножением
и расселением. Такие очаги жизни, как Земля, составляют чрезвычайно
редкое исключение, как младенец, имеющий одну терцию возраста. Потому
мучительная жизнь Земли редкость, что она получилась самозарождением,
а не заселением. В космосе господствует заселение, как процесс более
выгодный. Ведь человек разводит морковь и яблоки от готовых организмов.
Какое было бы безумие, если бы он захотел получить их самозарождением
(автогония)!
Это возможно, только пришлось бы дожидаться моркови миллион лет.
Но в космосе самозарождение допускается, хотя и чрезвычайно редко,
в силу необходимости обновления или пополнения совершенных. Кое-где
они вырождаются и ликвидируются ввиду встречающегося местами регресса.
Необходим свежий приток, иначе может погаснуть и совершенная жизнь
или вытеснится уродливой.
Роль Земли и подобных немногих планет хотя и страдальческая, но
почетная. Земному усовершенствованному потоку
жизни и предназначено пополнить убыль регрессирующих пород космоса.
На долю земного населения выпал тяжелый жребий, высокий подвиг.
Немногие планеты его получают. Едва ли одна на биллион. Иначе быть
не может. В противном случае это противоречило бы разуму совершенных,
т. е. высшему эгоизму. Не могут же они работать во вред самим себе.
Некоторая доля страданий в космосе есть горькая необходимость
ввиду возможности обратного развития существ (регресса. попятного
хода).
Но можно сказать, что органическая жизнь Вселенной находится в
блестящем состоянии. Все живущие счастливы, и это счастье даже трудно
человеку понять.
Подавленные намозолившей глаза картиной земных неустройств, вы,
может быть, возразите: как же это так, если столько несчастных на
Земле?
Назовем ли мы снег черным на том основании, что на его поверхности
находится несколько микроскопически малых темных пылинок? Ведь снег
блестит так, что больно глазам! Боимся ли проиграть, если на триллион
выигрышей один билет пустой? Мы даже не боимся в этом году умереть,
хотя вероятность смерти составляет не менее 2-3 процентов.
Чувство атома или его частей
Мы видели, что каждый атом, т. е. каждая составляющая часть космоса,
во время переворотов, в течение бесконечно повторяющихся больших
и малых периодов всех астрономических единиц, в течение их распадения
и восстановления, и сам преобразуется. Атом то разлагается - и вес
его или масса уменьшается, то созидается, причем атомный вес его
увеличивается. Тяжелые (массивные) элементы превращаются в легкие
и обратно. Это даже необходимое условие периодичности солнц, млечных
путей и других астрономических единиц. Одно связано с другим. Если
бы не было превращения элементов, то не было бы периодичности астрономических
единиц и обратно.
Кроме того, атом перемещается. Например, из центральных частей небесного
тела попадает в краевые, от солнц перемещается на планеты и обратно.
И это повторяется без конца.
Отсюда видно, что нет ни одного атома, который не принимал бы
бесчисленное число раз участие в высшей животной жизни. Так, входя
в атмосферу или почву планет, он порою поступает в состав мозга
высших существ. Тогда он живет их жизнью и чувствует радость сознательного
и безоблачного бытия.
Пусть для этого случая воплощения потребуются миллиарды лет. Всё
же атом участвует в жизни бесчисленное множество раз. Время бесконечно,
и, на какие бы мы его колоссальные промежутки ни делили, число этих
промежутков неограниченно велико. Иначе сказать: время участия атома
в высшей жизни (а иной, в общем, нет) в абсолютном смысле бесконечно.
Это участие никогда не прекращается.
Но, скажете вы, в относительном смысле оно мало, так как краткие
периоды жизни разделяются миллиардами лет небытия. Но небытие не
идет в счёт субъективного времени, его как бы не существует. Существует
как бы одна высшая сознательная и никогда не прекращающаяся счастливая
жизнь. Чтобы получше понять это, поговорим об абсолютном и субъективном
времени и его течении. Абсолютное время - это то, которое наблюдается
ровно живущим, не умирающим и не спящим существом. Существо это,
конечно, воображаемое. Абсолютное время определяется часами, вращением
небесных тел и другими естественными или искусственными хронометрами.
Субъективное время - нечто совсем иное. Это кажущееся время, испытываемое
организмами. У одного и того же существа оно протекает с разною
скоростью. Оно идет то быстро, то медленно - в зависимости от окружающих
впечатлений, душевного состояния или состава мыслей. Оно зависит
от характера деятельности мозга. Во сне оно протекает быстрее. Но
и тут его ход зависит от обилия сонных видений. В крепком усыплении,
без сновидений, субъективное время почти незаметно. Еще незаметнее
оно в обмороке. Но часто и при обилии впечатлений в счастии время
протекает незаметно (счастливые часов не замечают). Мы не будем
говорить о субъективном времени разных животных. У высших его течение,
вероятно, подобно его течению у человека, а у низших его трудно
представить. Возможно, что жизнь их - подобие сна человеческого.
Понятие о времени у них слабо. Нет ни прошедшего, ни будущего, а
есть только текущий момент. Нам и не так интересно субъективное
время низших существ, так как космос, в общем, переполнен жизнью
даже высшею, чем человеческая.
Для низшей жизни места почти не остается. И человеческое состояние,
как мы видели, есть полуживотное, переходное, младенческое и занимает
незаметное место в космосе. Господствует зрелая жизнь, и она-то
нас более всего интересует. Также интересно представление о субъективном
времени умерших, т. е. атома в неорганическом теле, атома в воздухе,
воде, почве. Это еще более преобладающее состояние материи.
Тут мы видим более чем обморок, и потому течение времени тут совсем
почти незаметно. Не только годы, но и миллиарды миллиардов лет пролетают
как секунда живого существа. Можем ли мы после этого страшиться
такого "неорганического" времени или считать его!
Итак, громадные периоды небытия как бы не существуют для атома,
а существуют только периоды пребывания его в живой органической
материи, главным образом в мозгу высших существ.
Как бы ни были коротки периоды жизни, повторяясь бесконечное число
раз, они в сумме составляют бесконечное субъективное и абсолютное
время. Оно никогда не прекращается и не прекращалось. Прошедшее
так же беспредельно, как и будущее.
Поэтому течение высшей жизни любого атома не только не ограничено
по времени, но и субъективно непрерывно. Оно непрерывно и в смысле
того, что чувство жизни никогда не прекращается, хотя с каждой смертью
или рождением испытывает резкую перемену. Атом всегда жив и всегда
счастлив, несмотря на абсолютно громадные промежутки небытия или
состояния в неорганическом веществе. Для мертвых нет времени и нельзя
его считать. А так как воплощение неизбежно, ввиду всего сказанного
и ввиду бесконечности времен, то все эти воплощения субъективно
сливаются в одну субъективно-непрерывную прекрасную и нескончаемую
жизнь.
Какой же вывод в применении к человеку, животному и всякому атому,
в какой бы обстановке он ни находился?
С разрушением организма атом человека, его мозга или других частей
тела (также со времени выхода атома из организма, что совершается
много раз еще при его жизни) попадает сначала в неорганическую обстановку.
Вычисление показывает, что в среднем надо сотни миллионов лет, чтобы
он снова воплотился. Это время проходит для него как нуль. Его субъективно
нет. Но население Земли в такой промежуток времени совершенно преобразуется.
Земной шар будет покрыт тогда только высшими формами жизни, и наш
атом будет пользоваться только ими.
Значит, смерть прекращает все страдания и дает, субъективно, немедленно
счастье.
Если времени случайно протекло гораздо больше - биллионы биллионов
лет, то и это нисколько не хуже для атома. Земли уже нет, атом воплотился
на другой планете или других обителях жизни, не менее прекрасных.
Чрезвычайно мало вероятия, что атом воплотится на Земле через несколько
сотен лет и потому войдет в состав еще не уничтоженных животных
или несовершенного человека. Жизнь в растениях и низших существах
не идет в счет, как почти неощутимая. Жизнь в более высоких организмах
подобна сну, а жизнь в высших животных хотя и ужасна (с точки зрения
человека), но субъективно несознательна. Корова, овца, лошадь или
обезьяна не чувствует её унижения, как не чувствует сейчас и человек
унижения своей жизни, Но высшие существа смотрят на человека с сожалением,
как мы на собак или крыс.
Когда люди поверят в возможность, хотя и малую, жить в образе животных,
то они более будут стараться ликвидировать мир животных. Это есть
легкая угроза нам за нашу жестокость к низшим земным существам.
Так же редко возможное существование атома в форме современного
человека служит побуждением к его усовершенствованию и ликвидированию
всех отставших родов.
Картинное изображение чувственной жизни атома
Кто не думал всю жизнь над излагаемым, тому трудно ясно представить
чувственные приключения атома. Но мы предложим сравнение, чтобы
понять и оценить непрерывную и беспредельную жизнь атома.
Пренебрежем только младенческим периодом развития органической материи,
прок которого и значение незаметны в космосе, как незаметна грязная
микроскопическая пылинка на зеркале или на снежно-белом листе бумаги.
Представьте себе, что вся наша жизнь состоит из ряда радостных
снов. Проснулся человек, подумал секунду о прекрасном сне и поспешил
опять уснуть, чтобы снова погрузиться в блаженство. В каждом сне
он забывает, кто он, и в каждом сне он новое лицо. То он воображал
себя Ивановым, то Васильевым, то еще кем-нибудь. Второй сон не есть
продолжение первого, и третий не есть продолжение второго. Также
ни один сон не связан с предыдущим.
Но счастье налицо. Все сны прекрасны, они доставляют только радость
и никогда не прекращаются. Всегда были, есть и будут. Чего же вам
надо? Вы непрерывно счастливы! Эта, легко воображаемая, картина
даст некоторое понятие о жизни каждого атома Вселенной, где бы он
ни находился. Мы дали глубокое представление о чувственной судьбе
всего и всякого.
Когда говоришь об этом людям, то они оказываются недовольны. Они
непременно хотят, чтобы вторая жизнь была продолжением предыдущей.
Они хотят видеться с родственниками, друзьями, они хотят и пережитого.
"Неужели я никогда не увижу жены, сына, матери, отца, - горестно
восклицают они, -тогда лучше не жить совсем. Одним словом, ваша
теория меня не утешает".
Но как же вы можете видеть своих друзей, когда представление о
них - создание вашего мозга, который будет обязательно разрушен.
Ни собака, ни слон, ни муха не увидят своего рода по той же причине.
Не составляет исключения и человек. Умирающий прощается навсегда
со своей обстановкой. Ведь она у него в мозгу, а он расстраивается.
Она возникает, когда атом снова попадет в иной мозг. Он даст и обстановку,
но другую, не имеющую связи с первой.
Ведь вы счастливы вашими очаровательными снами, просыпаетесь каждый
раз с радостью, чтобы снова погрузиться в нее. Чего же вам надо?
Сейчас вы желаете свидания с умершими, но смерть истребит и эти
желания. Недовольство ваше только при жизни - уйдет жизнь, уйдет
и оно.
Мы в предыдущей жизни имели друзей, но видим ли их в этой жизни!
Говорим ли мы: вот человек, который мне хорошо известен, хотя я
его никогда не видал и ничего про него не слыхал. В новой жизни
останется только счастье и довольство. Как трудно отрешиться от
рутины и сознать истину. Так же трудно, как почувствовать движение
Земли!
Но есть и разница между рядом прекрасных, но не связанных между
собою в одно целое снов и рядом действительных жизней атома. Жизни
эти сознательны, как жизни мудрецов, а не смутны и бестолковы, как
сны. В промежутках между снами мы кое-что, хотя и недолго, чувствуем:
именно единую жизнь.
В промежутках же между жизнями атома мы ничего не чувствуем, несмотря
на их огромность. Они для нас не существуют. Жизнь атома субъективна,
непрерывна, безначальна и бесконечна, так как все его частные жизни
сливаются в одну. Каждая из частных жизней представляется в виде
волны в бесконечном ряде волн.
Действительная жизнь - волна - имеет начало и конец, и есть один
период из множества их.
Все эти периоды, в сущности, довольно однообразны: счастье, довольство,
сознание Вселенной, сознание своей нескончаемой судьбы, понимание
истины, которая есть верный путь к поддержке космоса в блестящем
состоянии совершенства.
Но каждая волна имеет начало и конец. Это - зарождение и угасание,
зачатие и распадение. В последующей волне они повторяются. Однако
никак нельзя считать эти волны тождественными. Волны могут быть
очень длинны, т. е. период одной жизни может быть очень велик -
продолжаться сотни и тысячи лет, но это для атома решительно все
равно, так как и короткие волны жизни, сливаясь в одну, дают бесконечность.
Смертных же мук не будет. Только жизнь организма, несмотря на это,
не должна быть короткой, чтобы существо в течение её могло достичь
высокого развития и принести обильные плоды. Что толку в дорогой
машинке, которая портится и бросается через два часа!
____________________
[ 1 ] |
Печатается
с небольшими сокращениями по: Циолковский К. Э. Монизм Вселенной.
Калуга, 1925 (изд. автора). |
[ 2 ] |
Спиноза Бенедикт (Барух) (1632-1677) - нидерландский философ-рационалист,
пантеист. |
[ 3 ] |
Представление о всеобщей одушевленности природы. Для Циолковского
это прежде всего способность ощущения, присущая всей живой и
неживой природе, всем элементам мира. |
[ 4 ] |
Движение органов растения (стебля, корня, листьев), которое
обусловлено направленным действием какого-либо раздражителя
- света, силы земного тяготения и др. Под тропизмом у "низших
существ" Циолковский, вероятно, имел в виду так называемый таксис,
т. е. направленное движение простейших животных и свободно живущих
низших растений и спор растений, являющееся реакцией на определенные
раздражители. |
[ 5 ] |
Способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой
основы (субстанции) всего существующего. |
[ 6 ] |
Ламарк Жан Батист (1744-1829) - французский естествоиспытатель,
предшественник Дарвина, создатель первого целостного эволюционного
учения. |
С. 264 - 277
|