Экзамен на порядочность
Воскресная
литургия в главном православном храме Риги: Св. Дары пресуществлены, священник
выходит с проповедью на... латышском языке. Верующие в недоумении: что это?
Ересь? Оппортунизм? Рука НАТО?
-
Нет,
- отвечает по главному телеканалу Его Святейшество
Патриарх Московский и Всея Руси, - это решение Поместного Собора РПЦ, заверенное
мною лично. Отныне проповедь во всех православных храмах стран Балтии (а, возможно,
и СНГ в целом) будет вестись на государственных языках.
Такую вот
картину подсказывает воображение автору сих заметок. Цель? Пусть
"третьи римляне" снизойдут-таки до "варваров", выучат их языки и преспокойно
получат европейское гражданство. Церковь лишний раз подчеркнёт свой вселенский
характер, и, глядишь, обретёт себе новых прихожан из числа так называемых "варваров".
Не это ли апостольский путь? Неоднократно из самое церковной среды высказывались
опасения, что-де наша Церковь успокоится в собственной "русскости" в ущерб "единству,
святости, соборности и апостоличности". Воистину, выйдя из "диаспоры",
обратившись лицом к "новым народам", мы обретём себе друзей "богатством неправедным".
Так думал я, когда Маковский (как всегда, горячо), высказал собственную
точку зрения. По его мнению, проблема русских в Латвии - не в языке. Не на знание
языка экзамен следует им сдавать, а экзамен на порядочность. Они должны доказать,
что они не бандиты, не агенты российской олигархии, что ничем не уступают аборигенам
в аккуратности и культуре. Что они нормальные граждане своей страны и Евросоюза.
Но граждане, пардон, особенные. Граждане-С-Совестью.
С совестью, не позволяющей им воровать, бросать окурки на тротуар, бросать
окурки на тротуар в виде протеста против русофобии, плохо работать, жить в стране,
не зная госъязыка, в том числе.
Имперский
шовинизм русских сыграл не последнюю роль в крушении Российской и Советской
империй. Он же рискует погубить и собственных детей в " новом рассеянии". Я
нарочно умалчиваю здесь о бесчисленных несправедливостях по отношении к нашему
народу в истории. Более того, призываю всех своих собратьев как можно реже позволять
себе говорить об этом во всеуслышание. Кто старое помянет - тому глаз вон. Совестью
мира должна сделаться Русь, а не сонмищем удельных князьков, сокрушающихся о
былых вотчинах.
Сейчас некоторые
пытаются изобразить приснопамятную Российскую империю этаким Царствием Божиим.
Они, вероятно, забывают о классовом характере того, да и вообще любого государства.
Со времён Петра Великого до Великого Октября империя проделала эволюцию от государства
православных дворян до развитой капиталистической державы с мощным участием
иностранного капитала. В 1928 году Маяковский в очерке "Рождённые столицы"
пишет: "Я помню дореволюционный Баку. Узкая дворцовая прибрежная полоса,
за нею грязь Чёрного и Белого города, за ней - тройная грязь промыслов, с архаической
фонтанной и желоночной добычей нефти. Где жили эти добыватели - аллах ведает,
а если и жили где, то не долго. Пыльно, безлисто. Культура - "интернациональная".
Язык - среднерусский: "Беру манташевские, даю манташевские!"Запросы простые
- заплатить копейку, вышибить рупь. А тюркский язык - к чему он? Манташев и
без него в Париже обойдётся, а манташевский рабочий читать всё равно не умеет".
Как видим, "Святая Русь" налицо.
"Но это
же безликий космополитичный Вавилон! - скажете вы. - Россия была аграрной страной.
В 1913 году мы экспортировали зерна больше всех". Вон Маковский возражает на
это: "Экспорт зерна говорит лишь о том, что Россия была сырьевым придатком развитых
держав". Из вышеприведённого отрывка видно, что кроме этого она делала и первые
шаги в промышленности, будучи, опять-таки, дешёвым полигоном для мирового капитала.
Революция на смену одному классовому государству привела другое. На сей
раз Страна
рабочих и крестьян Несёт свой свиток берестян. В нём толкование для всех Законов,
изданных в версех.
Советскому
Союзу национальные языки были нужны для того чтобы донести до всех и каждого
"благую весть" о мировой революции. И только. Прежний общинно-родовой строй
стремительно распадался. А с ним и всё многообразие наречий и диалектов. Новая
интеллигенция, как семя, упавшее при камении, скоро
взошла, но быстро увяла за дефицитом почвы под ногами. В круговерти последующих
индустриализаций и войн более других ко двору пришёлся всё тот же "среднерусский
язык". "Третьи римляне" стали и здесь доминирующей нацией. Местныенационализмы
окрылялись не пролетарством всех стран, а древним кондовым поместничеством.
Вернёмся
в Латвию. Недавно по ТВ один дед из лесных братьев говорил:
-
Немцы угнетали наc семьсот лет. Если бы русские не пришли к нам
с мечом первыми, мы воевали бы с немцами не хуже, а то и лучше вас.
Что у него
на уме и на совести, Бог весть.
Это поколение уходит.
МЫ понесём их раскол в своих сердцах.
МЫ натянем внутри своего сердца канат.
И МЫ должны будем пройти по нему свои четыре четверти.
Сдать экзамен на порядочность.
Стать совестью мира.
Первыми
- и добровольно!
|