Эвдемосфера - императивы
Счастье создаётся трудом над собой и миром. Но человек не умеет
жить! И жизнь ставит перед человеком ряд требований
Или императивов
1. Императив самосовершенствования
Рождается противоречием между психологическими слабостями и остальными
императивами
Требует любви, понимания ситуации и личной воли
Соблюдение приводит к
- духовным, душевным и практическим умениям:
- умение эффективно - много, качественно, продуктивно - трудиться
- умение пользоваться плодами труда и природными источниками
счастья, включая ныне недоступные
Исполняется воспитанием (духовным воспитанием, воспитанием души,
образованием и вдохновлением)
2. Императив полноты возможностей
Возможно, единственный императив, апеллирующий не к человеку,
а к природе
Рождается противоречием между необходиомостью эвдемосферы и вероятной
нехваткой средств для её построения
Требует средств
Исполняется их наличием в природе и соблюдением космического императива
человеком
- - - -
РАДИ СОГЛАСИЯ следует учесть императивы
когерентности, толерантности, глобального мышления и соборности
3. Императив когерентности
(лат. cohaerentia - согласованность, связь)
Рождается противоречиями между рудиментами старого технико - экономического
уклада и требованиями нового.
Требует любви и согласования интересов (ценностно-целевых установок)
их адептов
Старый уклад периодически сменяется новым вследствие однонаправленности
научно-технического прогресса. За последние триста лет западное
общество последовательно прошло пять таких смен [231]. Современный
уклад (информационная цивилизация) ёмко охарактеризован в [330].
Исполняется воспитанием души и вдохновлением
4. Императив толерантности
(англ. tolerance - терпимость)
Рождается противоречием между новым уровнем технологии и старой
структурой (социальной и информационно-управленческой) общества
Требует любви, умения вмещать чужое мнение, стремиться к реформам
и экономическому регулированию и к соблюдению прав человека вместо
революций и подавления инакомыслия
Исполняется воспитанием и вдохновлением
5. Императив глобального мышления
Рождается противоречием между глобальными и групповыми интересами
Требует правильной расстановки акцентов в приоритетах, что привеедёт
к
- становлению общечеловеческой мировоззренческой парадигмы,
- системному мышлению,
- международному сотрудничеству,
- признанию прав народов на культурную автономию,
- уважение экономической самостоятельности регионов
Исполняется воспитанием любви, образованием и вдохновлением
6. Императив Соборности
Рождается противоречием между ? и ?
Требует любви и единства как от народов (на основе ощущения самобытности
при участии в Общем Деле), так и от человечества в целом
Приведёт к моральной, материальной и деятельной поддержке пассионариев
- идеологов и организаторов преобразований
Исполняется воспитанием (привитием любви, образованием и вдохновлением)
- - - -
РАДИ КОЭВОЛЮЦИИ следует учесть императивы
экологический, интегративный и космический
7. Экологический императив
Рождается противоречиями между техносферой и миром природы.
Скорость адаптации биосферы к условиям, меняющимся вследствие
техногенной деятельности человека, всё более отстаёт от скорости
развития техносферы. В результате происходят необратимые экологические
изменения, ведущие к катастрофе. (Теория экономических циклов Н.
Д. Кондратьева и концепция эволюционной генетики, [191], [229],
[230] ).
То пустыня там, где цвели сады, то животные вымирают целыми видами,
то радиация
Требует стратегии самосогласованной эволюции геосоциальной системы
Исполняется воспитанием (привитием любви и образованием)
8. Интегративный императив
Рождается противоречием между креативной и адаптирующей деятельностью.
Требует комплексного, научно обоснованного анализа любых крупных
проектов, включая вневедомственную экспертизу
Исполняется воспитанием (образованием)
9. Космический императив
Рождается противоречием между экстенсивной антропогенной экспансией
и ограниченностью потенциалов природных ресурсов, включая усвоение
отходов
Требует либо
- снижения уровня потребления (концепция "нулевого роста",
сочетаемая обычно с требованием снижения народонаселения)
- либо освоения космического пространства
Исполняется воспитанием (образованием)
- - - -
РАДИ КРЕАТИВНОСТИ следует учесть императивы: духовности, антропный,
антиутопический
10. Императив духовности
Рождается противоречием между техносферой и пневматосферой (сферой
духа)
Таит две опасности:
- Растворение личности в коллективе - организме планетного масштаба
- Иллюзия абсолютной свободы творчества
Требует примата духовных, творческих ценостей над материальными,
потребительскими
Исполняется духовным воспитанием (привитием любви, развитием интуиции
и эстетического чувства)
11. Антропный императив
Рождается противоречием между техногенезом и свободным самовыражением
личности
Монотонный труд за конвейером вместо вдохновенного творчества.
Разрыв между богатыми и бедными
Требует условий для творчества
Исполняется воспитанием (привитием любви и образованием)
12. Антиутопический императив
Рождается противоречием между свободой воли и возможностью выбора
- с одной стороны и уровнем компетентности и сознанием ответственности
- с другой
Требует анализа возможных негативных последствий и указания цены,
которую придётся заплатить за осуществление того или иного проекта
Исполняется воспитанием (образованием)
- - - -
Общество НТП и общество без НТП - первое рассмотрено, второе нет
|