Сергей Николаевич Булгаков
(1871 - 1944)
"Человек рождён для вечности
и слышит в себе голос вечности"
С. Н. Булгаков, религиозный философ, богослов, экономист и публицист,
родился 28 июня 1871 г. в семье священника, в маленьком городишке
Ливны Орловской губернии. Как вспоминал сам Сергей Николаевич, он
вырос "под кровом церковным", в атмосфере теплой, сердечной веры.
Мальчиком был отдан в семинарию. Предполагалось. что как сын священника
Сергей пойдет по стопам отца. Но сухое богословие не утоляло горячих
вопросов духа, а рано пробудившаяся критическая мысль не удовлетворялась
христианской апологетикой. Раздражало и обрядовое благочестие. И
вот на последнем курсе Булгаков покидает семинарию, поступает в
последний класс гимназии, а по окончании её - в Московский университет.
Он жаждет посвятить себя спасению отечества от "царской тирании".
Поэтому избирает юридический факультет, мало отвечавший его душевному
и духовному складу, и самоотверженно штудирует политэкономию. Впоследствии
свою юношескую судьбу он сравнит с судьбой Н. А. Добролюбова, русского
критика-демократа середины XIX в., тоже семинариста, порвавшего
со своей средой; с судьбами множества других представителей русской
интеллигенции, отвергнувших аскетизм и догматизм официального православия,
жаждавших реального дела. Девяностые годы прошлого века были временем
распространения в России учения К. Маркса. Сергей Николаевич становится
одним из активнейших "легальных марксисток", печатается в их журналах
"Начало" и "Научное обозрение". Первая его книга "О рынках при капиталистическом
производстве" (1897) была даже одобрена Лениным. Оправдывая свое
увлечение марксизмом, С. Булгаков писал, что эта доктрина "худо-бедно,
но объясняет человеку его самого", отводит ему определенную роль
в истории, дает цель жизни и деятельности. Но в самом начале нового
столетия, после двухлетнего пребывания за границей, куда молодой
ученый направился для работы над диссертацией, начинается перелом
в его мировоззрении, тот поворот "от марксизма к идеализму", который
определит всю его дальнейшую судьбу
Уже в магистерской диссертации "Капитализм и земледелие" (1900)
С. Булгаков критикует взгляды Маркса по аграрному вопросу, защищая
жизнеспособность мелких крестьянских хозяйств в условиях капитализма.
А в период работы профессором политехникума и приват-доцентом университета
в Киеве пишет ряд статей, в которых вопрос о социальном идеале,
о смысле прогресса, о месте человека в мире постепенно смещается
в область религиозной философии. Вскоре он составит сборник этих
работ, который в 1903 г. выпустит в Петербурге под характерным названием
"От марксизма к идеализму"
В Киеве С. Булгаков сближается с Н. Бердяевым, пережившим к тому
времени такой же перелом. С 1904 г. они вместе редактируют журнал
"Новый путь", а затем - "Вопросы жизни". Осенью 1906 г. Сергей Николаевич
переезжает в Москву и становится активным участником религиозно-философских
собраний. Сотрудничает в журнале "Русская мысль", избирается депутатом
2-й Государственной думы. Преподает в Московском университете, основывает
религиозно-философское издательство "Путь". Принимает участие в
церковном соборе по выборам Патриарха всея Руси. Вера не удаляет
его от общественной деятельности; напротив, он пытается обосновать
хозяйственную, культурную активность человека с религиозной точки
зрения, ввести её в христианскую концепцию развития мира. Ведь христианство
- это не только нравственная проповедь, но и деятельность, и творчество.
По мнению Булгакова, должны быть раскрыты "онтологические, космологические"
стороны христианства, его мироустроительный смысл. Проблема связи
христианства и хозяйства, христианства и культуры ложится в основу
докторской диссертации С. Булгакова "Философия хозяйства" (1912),
а затем развивается им в философско-богословском трактате "Свет
невечерний" (1917). Значима она и в позднем творчестве мыслителя,
в частности в богословской трилогии уже в изгнании, в 1933 - 1945
гг.
Именно в "Философии хозяйства", главу из которой вместе с частью
статьи "Душа социализма" (1931) мы предлагаем читателю, С. Булгаков
оказывается особенно близок идеям русского космизма. Центральным
понятием здесь становится понятие Софии, воспринятое от В. Соловьева
и П. Флоренского (с последним в те годы Сергей Николаевич интенсивно
общается). Мир теперешний, мир падший, не отвергнут Богом окончательно,
в Боге содержится идеальный образ этого мира, каждой вещи в нем,
каждого человека, "грядущего в мир"; содержится в красоте, славе
и нетлении. Этот совокупный идеальный образ мира и человека и есть
София Премудрость Божия, которая "реет" над мирозданием, излучает
в него божественный свет, живой нитью связывает его с Богом. София
- корень всех вещей и в то же время некая их идеальная норма. Она
является залогом полного восстановления образа Божия в природе и
в человеке. В этом восстановлении падшего и погибшего - смысл мировой
истории. В своем творчестве, в своей хозяйственной деятельности
человечество возвращает Вселенную в ту благодать эдема, в которой
она пребывала до грехопадения
Впрочем, с таким "сценарием" истории лишь как возвращения мира
к прежнему райскому бытию не вполне согласился Н. Бердяев. По его
мысли, человек не только восстановляет этот мир, но и участвует
в его творении. Мировой процесс, утверждает он в "Смысле творчества",
это продолжающееся творение, как бы "восьмой" его день, завершением
которого в конце времен и будет Царствие Небесное
Летом 1918 г. С. Булгаков принимает сан священника. Путь "блудного
сына", "изменника алтаря" (так он себя не раз называл) заканчивается
возвращением "в отчий дом", в "объятия Отца"
Из Москвы о. Сергий перебирается к семье в Крым. Преподает политэкономию
и богословие в Симферопольском университете, служит протоиереем
в Ялтинском соборе. Вернуться в Москву уже не удалось. В конце 1922
г. он был выслан из страны. Некоторое время промаялся в Константинополе,
оттуда переехал в Прагу, а затем - в Париж, где в 1925 г. учредил
Православный богословский институт. Почти 20 лет, до самой смерти,
о. Сергий был преподавателем и деканом этого института
Последние годы жизни сложились трудно. В 1939 г. ему оперировали
рак горла. И в том же году началась война. В оккупированном Париже
о. Сергий пишет книгу "Расизм и христианство" (1942), противопоставляя
в ней принципу расы принцип личности. уникальности каждой человеческой
жизни. Умер С. Н. Булгаков 13 июля 1944 г. от инсульта. Н. Бердяев
в своей книге "Русская идея" назвал С. Булгакова центральной фигурой
русского религиозно-философского ренессанса, подчеркнув его устремленность
к идее Богочеловечества, к новой религиозной эпохе, веру "в божественное
начало в человеке" |