Соловьёв - биография 02
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Персоналии >> Русские космисты >> Творцы РК >> Соловьёв 02




 

 



 

 

 

 

См. тж.:

Конспект биографии 02

Биография из антологи "Русский космизм"

Библиография

Литература о Чижевском (внизу)

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)


Владимир Сергеевич Соловьёв

Владимир Сергеевич Соловьев родился в семье знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева, автора монументальной "Истории России с древнейших времен".
В юные годы ничто не выдавало в Владимире Соловьеве будущего религиозного мыслителя. Скорее,ему можно было предсказать естественнонаучную карьеру. "Это был типический нигилист 60-х годов", - свидетельствует его приятель. Да и сам философ признавался, что не верил в божественность Христа, "стал деистом, а потом атеистом и материалистом". По настоянию отца поступил он сначала на историко-филологический факультет,но быстро перешел на физико-математический.Здесь и началось преображение.
"...Наука не может быть последнею целью жизни, - пишет он своей кузине Кате Романовой.-Высшая истинная цель жизни другая-нравственная(или религиозная),для которой и наука служит одним из средств".Свою жизненную задачу он видит в том,чтобы реформировать христианство,выявить его подлинную,гуманную сущность,облечь в современную форму,сделать всеобщим достоянием. Он покидает естественные науки ,экстерном сдает за историко-филологический факультет и,получив диплом,поступает вольным слушателем в Духовную академию
Его "первою любовью в области философии" был Спиноза.Второе,более значительное увлечение -Шопенгауэр.Но главные философские симпатии,которые он пронесет через всю жизнь,принадлежали Шеллингу.Отталкиваясь от Шеллинга, используя его терминологию,вдумываясь в поставленные им проблемы,он будет строить собственную систему взглядов.
Отличительной чертой Соловьева как мыслителя была высокая историко-философская культура.Это проявилось уже в его магистерской диссертации "Кризис западной философии(Против позитивистов)",которую он защитил в возрасте двадцати одного года.Здесь впервые Соловьев сформулировал свою любимую идею всеединства-синтеза,слияния культур.Эту идею он пронесет через всю жизнь.
Вскоре после защиты юный магистр уже стоял на кафедре Московского университета и читал вступительную лекцию к курсу истории новейшей философии. Его покровитель профессор П.Д.Юркевич скончался,и,согласно воле покойного, Соловьев стал его преемником.В эти же годы обнаруживается поэтический дар философа.
Для пополнения образования и исследовательской работы молодого приватдоцента отправляют в Англию...Он прилежно работает в Британском музее.Но потом с ним происходит что-то сверхординарное.Если верить тому,что позднее он описал в стихотворениии "Три свидания", ему (увлекавшемуся спиритизмом) явилась сама Божественная премудрость-София и повелела отправиться в Египет Там он снова узрел её - в пустыне,где чуть было не погиб от рук бедуинов, принявших его за нечистого.
В Каире,где Соловьев провел зиму,он начал писать диалог "София".Это первая попытка изложить свои взгляды.
Вернувшись в Россию,Соловьев приступает к систематизации своих идей.В Московском университете читает он курс логики и истории философии,работает над докторской диссертацией,которую защищает в возрасте двадцати семи лет. Диссертация называется "Критика отвлеченных начал".Отвлеченные начала - это неприемлемая для Соловьева "школьная" философия - эмпиризм и идеалистический рационализм.Сюда же он относит и "отвлеченный клерикализм" католической религии.Каждое из этих направлений было плодотворным для своего времени,но теперь необходим высший синтез - "положительное всеединство".
В начале 1878 года Соловьев читает цикл публичных лекций по философии религии,которые опубликует под названием "Чтения о богочеловечестве".Лекции имели шумный успех,вся образованная столица сьезжалась "на Соловьева".В "Чтениях..." Соловьев уже одинаково критически смотрит и на западное,и на восточное христианство,признавая одновременно и заслуги каждой религии.Запад выпестовал идею индивидуальности,воплотившуюся в образе "богочеловека". Восток создал идею "человекобога",олицетворение универсализма.Задача состоит в том,чтобы свести воедино оба христианских принципа.Идея синтеза владеет умом Соловьева,раньше он отстаивал её в философии,теперь переносит на религиозные дела,которые в скором будущем поглотят его целиком.
Профессором он так и не стал.Петербургский университет держал его попрежнему в приват-доцентах,вскоре он сам отказался от преподавательской деятельности.
Соловьеву не сиделось на одном месте,он всегда вел неустроенную жизнь странника.
В творчестве Соловьева начинается новый этап.Он отодвигает (на время) философские изыскания и обращается целиком к проблемам религии.Объединение церквей - православной и католической - такова,по его мнению,насущная задача.Вчерашний славянофил,он убеждает своих соотечественников в благости латинства,а католикам доказывает правоту православия.Достается ему от тех и других.
"Критика отвлеченных начал" содержала изложение двух первых частей его системы - этики и теории познания.Теперь он начинает работать над третьей частью - эстетикой.
Последнее десятилетие жизни Соловьева - наиболее плодотворное.Дарование Соловьева достигло вершины.В эти годы возникают вдохновенные статьи о поэзии Тютчева и Пушкина,"Смысл любви" - философский гимн высокому чувству, "Три разговора",где ирония и пародия пополам с апокалипсисом,и главный труд философа - "Оправдание добра".
Но силы подорваны.Отправившись в очередное странствие,Соловьев заболевает.Его привозят в подмосковное имение князей Трубецких Узкое.Здесь его настигает смерть.
В одной из статей Соловьев утверждает,что у него нет своего учения,видимо,полагая,что все написанное им - всего лишь комментарий к той истине,которая засияла нашему народу за девять веков до него.Он прав в том смысле, что его взгляды не только не выпадают из духовной традиции России,но в какой-то мере вбирают в себя все животворное,что в ней содержится.Но сделано это с такой глубиной,последовательностью и блеском,что мы можем (и должны) признать за Соловьевым заслугу создателя оригинальной философской системы

 

 
====
 
[Текст взят из сборника "Русский космизм", стр. 312 - 317]

Литература о Чижевском:

Название    
1. Статья в газете "Коммуна" (Калуга) в защиту Чижевского [04.04.24] Конспект Полностью

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы: