Владимир Сергеевич Соловьёв
Владимир Сергеевич Соловьев родился в семье знаменитого историка
Сергея Михайловича Соловьева, автора монументальной "Истории
России с древнейших времен".
В юные годы ничто не выдавало в Владимире Соловьеве будущего религиозного
мыслителя. Скорее,ему можно было предсказать естественнонаучную
карьеру. "Это был типический нигилист 60-х годов", - свидетельствует
его приятель. Да и сам философ признавался, что не верил в божественность
Христа, "стал деистом, а потом атеистом и материалистом".
По настоянию отца поступил он сначала на историко-филологический
факультет,но быстро перешел на физико-математический.Здесь и началось
преображение.
"...Наука не может быть последнею целью жизни, - пишет он своей
кузине Кате Романовой.-Высшая истинная цель жизни другая-нравственная(или
религиозная),для которой и наука служит одним из средств".Свою
жизненную задачу он видит в том,чтобы реформировать христианство,выявить
его подлинную,гуманную сущность,облечь в современную форму,сделать
всеобщим достоянием. Он покидает естественные науки ,экстерном сдает
за историко-филологический факультет и,получив диплом,поступает
вольным слушателем в Духовную академию
Его "первою любовью в области философии" был Спиноза.Второе,более
значительное увлечение -Шопенгауэр.Но главные философские симпатии,которые
он пронесет через всю жизнь,принадлежали Шеллингу.Отталкиваясь от
Шеллинга, используя его терминологию,вдумываясь в поставленные им
проблемы,он будет строить собственную систему взглядов.
Отличительной чертой Соловьева как мыслителя была высокая историко-философская
культура.Это проявилось уже в его магистерской диссертации "Кризис
западной философии(Против позитивистов)",которую он защитил
в возрасте двадцати одного года.Здесь впервые Соловьев сформулировал
свою любимую идею всеединства-синтеза,слияния культур.Эту идею он
пронесет через всю жизнь.
Вскоре после защиты юный магистр уже стоял на кафедре Московского
университета и читал вступительную лекцию к курсу истории новейшей
философии. Его покровитель профессор П.Д.Юркевич скончался,и,согласно
воле покойного, Соловьев стал его преемником.В эти же годы обнаруживается
поэтический дар философа.
Для пополнения образования и исследовательской работы молодого приватдоцента
отправляют в Англию...Он прилежно работает в Британском музее.Но
потом с ним происходит что-то сверхординарное.Если верить тому,что
позднее он описал в стихотворениии "Три свидания", ему
(увлекавшемуся спиритизмом) явилась сама Божественная премудрость-София
и повелела отправиться в Египет Там он снова узрел её - в пустыне,где
чуть было не погиб от рук бедуинов, принявших его за нечистого.
В Каире,где Соловьев провел зиму,он начал писать диалог "София".Это
первая попытка изложить свои взгляды.
Вернувшись в Россию,Соловьев приступает к систематизации своих идей.В
Московском университете читает он курс логики и истории философии,работает
над докторской диссертацией,которую защищает в возрасте двадцати
семи лет. Диссертация называется "Критика отвлеченных начал".Отвлеченные
начала - это неприемлемая для Соловьева "школьная" философия
- эмпиризм и идеалистический рационализм.Сюда же он относит и "отвлеченный
клерикализм" католической религии.Каждое из этих направлений
было плодотворным для своего времени,но теперь необходим высший
синтез - "положительное всеединство".
В начале 1878 года Соловьев читает цикл публичных лекций по философии
религии,которые опубликует под названием "Чтения о богочеловечестве".Лекции
имели шумный успех,вся образованная столица сьезжалась "на
Соловьева".В "Чтениях..." Соловьев уже одинаково
критически смотрит и на западное,и на восточное христианство,признавая
одновременно и заслуги каждой религии.Запад выпестовал идею индивидуальности,воплотившуюся
в образе "богочеловека". Восток создал идею "человекобога",олицетворение
универсализма.Задача состоит в том,чтобы свести воедино оба христианских
принципа.Идея синтеза владеет умом Соловьева,раньше он отстаивал её в философии,теперь переносит на религиозные дела,которые в скором
будущем поглотят его целиком.
Профессором он так и не стал.Петербургский университет держал его
попрежнему в приват-доцентах,вскоре он сам отказался от преподавательской
деятельности.
Соловьеву не сиделось на одном месте,он всегда вел неустроенную
жизнь странника.
В творчестве Соловьева начинается новый этап.Он отодвигает (на время)
философские изыскания и обращается целиком к проблемам религии.Объединение
церквей - православной и католической - такова,по его мнению,насущная
задача.Вчерашний славянофил,он убеждает своих соотечественников
в благости латинства,а католикам доказывает правоту православия.Достается
ему от тех и других.
"Критика отвлеченных начал" содержала изложение двух первых
частей его системы - этики и теории познания.Теперь он начинает
работать над третьей частью - эстетикой.
Последнее десятилетие жизни Соловьева - наиболее плодотворное.Дарование
Соловьева достигло вершины.В эти годы возникают вдохновенные статьи
о поэзии Тютчева и Пушкина,"Смысл любви" - философский
гимн высокому чувству, "Три разговора",где ирония и пародия
пополам с апокалипсисом,и главный труд философа - "Оправдание
добра".
Но силы подорваны.Отправившись в очередное странствие,Соловьев заболевает.Его
привозят в подмосковное имение князей Трубецких Узкое.Здесь его
настигает смерть.
В одной из статей Соловьев утверждает,что у него нет своего учения,видимо,полагая,что
все написанное им - всего лишь комментарий к той истине,которая
засияла нашему народу за девять веков до него.Он прав в том смысле,
что его взгляды не только не выпадают из духовной традиции России,но
в какой-то мере вбирают в себя все животворное,что в ней содержится.Но
сделано это с такой глубиной,последовательностью и блеском,что мы
можем (и должны) признать за Соловьевым заслугу создателя оригинальной
философской системы
|