Дискуссия на Радио Свобода
С форума по адресу: http://www.ntv.ru/forums/ForumThreadList.jsp?fi=625
Радио Свобода воспользовалась идеями, опубликованными
на этом форуме
| Viking | 05.05.2004 17:22 |
Вчера, 4-го мая после 14-00 в передаче Седьмой континент Радио
Свобода с участием священника Якова Кротова прозвучали предложения
развития идей философии Фёдорова по сохранению памяти о живущих и
ушедших с помощью Интернета. Примерно год назад эти предложения были
опубликованы и долго обсуждалась на этом форуме (для тех, кто хочет
вспомнить: наберите в любой поисковой системе два слова: "Ирена Кононова"
и вы найдете эссе, где воспроизведена та, прошедшая на этом форуме,
дискуссия). Если я не ошибаюсь, священник Яков Кротов принимал участие
в передаче Гордона и вроде бы даже очень с ним рассорился после этого.
Может быть, последнее помешало ему указать этот форум, и автора идеи
- Ирену Кононову, как первоисточник
Замечание автора эссе. Думаю, что если бы я с кем-то была не согласна,
как отец Яков Кротов не согласен с идеей виртуального бессмертия,
то я так же не стала бы называть автора, которого я ругаю. Честно
говоря, в моем эссе я не использую это понятие - "виртуальное
бессмертие", оно сейчас мне уже тоже не очень нравится, хотя на
моем сайте по прежнему существует раздел с моими рассуждениями
о виртуальном бессмертии http://www345.narod.ru/VirtBesm.html
С сайта Радио Свобода: http://www.svoboda.org/discussion/?link=/programs/sc/2004/sc.050304.asp
23.06.2004
Уважаемый господин Костинский!
Мне очень понравилась Ваша передача. Я тоже занимаюсь этой проблемой
- проблемой сохранения памяти о жизни людей в электронном виде.
Уже более года я пишу и публикую в Интернете эссе, посвященное
этой проблеме. Скорее это даже эссе-дайджест. И мне бы хотелось
разместить текст этой Вашей передачи в нем. Я, собственно говоря,
это уже сделала, но если Вы будет возражать, то я его уберу.
С текстом моего эссе Вы можете познакомиться по адресам: http://www345.narod.ru/esse.html или
http://www.agsmi.boom.ru/esse.html.
С уважением, Ирена Кононова
Текст передачи (взят с сайта "Радио Свобода" http://www.svoboda.org/programs/sc/2004/sc.050304.asp
):
Интернет - шаг к бессмертию?
Автор и ведущий Александр Костинский
Беседа Александра Костинского с Владимиром Губайловским
и отцом Яковом Кротовым
Александр Костинский: Современный человек активно общается
в Интернете. Он оставляет память о себе. Эта память жива, даже
если человек умер. Раньше подробно была известна жизнь и взгляды
только очень немногих знаменитых людей. Теперь, в эпоху Интернета,
своеобразное продолжение жизни практически каждый обретает в
Сети.
В нашей сегодняшней передаче речь пойдет о бессмертии и о том,
что оставляет после себя человек.
Мои собеседники Владимир Губайловский и священник отец Яков
Кротов.
Как появилась идея передачи о бессмертии в Интернете расскажет
Владимир Губайловский:
Владимир Губайловский: Непосредственным толчком к этой
идее стала заметка, на которую я натолкнулся на одном из форумов
, где обсуждалось программное обеспечение и прочие компьютерные
и сетевые примочки.
Александр Костинский: Этот форум - место в Интернете, где
люди общаются по специальным вопросам. Это не общий форум, как,
например, на сайте mail.ru?
Владимир Губайловский: Нет. Это довольно специализированный
форум, он и сейчас есть. Собирая материалы для новостей высоких
технологий я туда забрел и случайно натолкнулся на заметку "
Мы все бессмертны ", которая развернула ход моих мыслей
совершенно в другую сторону. Ее пишет Эндрю Томас, один из координаторов
этого форума (We're all immortal http://www.theinquirer.net/?article=11601):
" Около двух лет назад человек умер. Я никогда не встречался
с ним, никогда не видел его фотографий, никогда не говорил с
ним по телефону. Он жил на другом краю планеты. Почему же я
плачу?
Я общался с ним только одним способом: мы обменивались электронными
письмами и постами на нашем форуме - то есть обычными текстовыми
сообщениями, в которых иногда мелькали смайлики. Мы переписывались
года два и он стал моим другом. И я почувствовал, что знаю его
лучше, чем многих людей, которых встречаю каждый день.
Когда он вдруг перестал появляться на форуме, я и несколько
других постоянных участников обсуждения, почувствовали, что
произошло что-то плохое. И через несколько дней мы узнали, что
он умер. И мне не стыдно признаться, что слезы навернулись на
глаза. Я никак не ожидал, что его смерть произведет на меня
такое впечатление, самое сильное после смерти моей матери. Многие
участники форума почувствовали тоже, что и я. И мы переименовали
наш форум. В честь умершего назвали его " Пещера отшельника
".
Есть что-то очень личное и даже интимное в электронной переписке.
И это чувство действительно теряется при личной встрече лицом
к лицу. Многие участники нашего форума встречаются в разных
точках Великобритании, некоторые, но гораздо реже, в Соединенных
Штатах. Письма и посты от людей живущих в Богом забытых местечках
- в Люксембурге или Дании, имеют даже особую тонкую пикантность,
по сравнению с теми людьми, которых мы может реально встретить.
Это общение немного напоминает чтение книги и слушанье радио,
когда мы должны мобилизовать наше воображение, чтобы заполнить
пробелы, чтобы представить лицо человека.
Но, конечно, важно и то, что мой умерший друг - Дон Мартин,
был очень интересным человеком. Вот его собственные слова:
" Совсем кратко. Сын фермера. Два года в колледже. Но
на ферме нужно работать, чтобы платить нее. Мы с приятелем установили
6 камер для систем мониторинга дамбы Даллеса. Много оборудования.
Кабели. Усилители. Работал на монтаже кабелей и репитеров кабельного
телевидения. Ферма, ферма, ферма - целый день. Но два плохих
и года и ферма вылетела в трубу. Механик, где только можно.
Тракторист. Рабочий на чужих ранчо. И так всю неделю. Наконец
вернулся в школу. Закончил колледж. Работал в госпитале невропатологом.
Бросил. Ушел. Программист и координатор. Писал программы для
умственно-отсталых и больных. Ушел. Послал все это к черту.
Проектировал и разрабатывал программы для поддержки умственно-отсталых,
наркоманов и алкоголиков на дому. Рабочее время дробиться на
части, но нужно как-то сводить концы с концами. Детей нужно
растить, и какие-то деньги для этого нужны. Несколько лет -
здесь . Несколько - там. И так всегда - снова и снова".
Томас Эндрю продолжает:
" Прошлой ночью новичок нашего форума попросил рассказать
о том, кем точно был Дон Мартин. Когда я начал просматривать
мою старую электронную почту, я был потрясен тем, что все было
в точности также, как если бы Дон все еще был жив. Тексты были
точно такими же как и тогда когда он писал их. Ничего не изменилось.
У меня был только один способ общения с этим парнем - и он остался
в электронной переписке совершенно живым.
Один из постоянных участников форума написал: "...того,
кого я никогда не видел, чей голос я никогда не слышал голый
текст выражает гораздо более сильнее, чем моя память о том,
с кем я реально встречался".
Когда я читаю материалы Дона комок подкатывает под горло. Это
сильнее чем то ощущение, когда смотрю на фотографию моей матери,
умершей несколько лет назад. Лицо на снимке - это только тень
человека - а человек, который раскрывается за имайлами и постами
- до сих пор абсолютно живой.
Так я наконец понял, как Интернет может помочь нам. Мы останемся
жить навсегда.
На форуме " Пещера отшельника " - 300 000 постов.
Не удаляйте их".
Так Эндрю Томас заканчивает свою заметку на форуме в Интернете.
Александр Костинский: Владимир, скажите пожалуйста
, можем ли мы серьезно отнестись к такому взгляду на вещи? Ведь
любой человек и без Интернета оставлял след в жизни. Я даже
не говорю о детях, о влиянии на ближний круг людей. Может быть
это заблуждение, что след в истории оставляли только те, чьи
имена остались в истории. Мы ведь знаем, что очень часто может
быть самая главная в этот момент идея появлялась в голове не
того человека с чьим именем потом связывалась. Возьмем того
же Ньютона. Он действительно великий человек, но очень многие
идеи, которые в массовом сознании безраздельно приписаны ему,
принадлежали не ему. Если взять Эйнштейна, то в специальной
теории относительности одни соотношения называются соотношения
Лоренца, известна роль Пуанкаре и т.д. То, что имя простого
человека не осталось в памяти потомков, не значит, что человек
не внес свой вклад в систему, которую представляет собой жизнь
как целое.
Владимир Губайловский: Вы сделали одну очень существенную
оговорку - " от простого человека". Кто такой простой
человек, от которого не остается имени? Это человек, который
ничего не писал. И таких людей, если мы возьмем XVIII, XIX и
даже XX век, до наступления эры Интернета, подавляющее большинство.
Александр Костинский: Если мы не учитываем справки,
документы и т.д. После даже самого обычного человека оставались
записи в церковных книгах, справки, налоговые декларации и так
далее.
Владимир Губайловский: Такие следы оставались . Но
вот тот постинг, который я прочел и который принадлежал Дону
Мартину, это ведь совсем короткая заметка, где он просто описывает
свою жизнь. Он рассказывает о своей жизни человеку, с которым
достаточно хорошо знаком по переписке в Интернете.
Александр Костинский: Такой "сюжет для небольшого
рассказа".
Владимир Губайловский: Почему мы говорим о Доне Мартине?
Через Интернет, попав в эту Сеть, это сообщение доплыло до нас
и мы сейчас можем его обсуждать и ему сочувствовать. Интернет
в определенном смысле чтал некой огромной книгой, огромным романом
в письмах, которые люди пишут друг другу. И это не какие-то
избранные, выделенные люди такие как журналисты, писатели, философы.
То есть люди вербальной культуры, которые могут выразить не
какие-то свои внешние черты (наверное зарплата и уплата налогов
это достаточно внешние черты), а которые могут выразить существенные
черты своей души, передать их. Это может сделать любой человек,
который обращается в Сеть, общается в Сети.
Но здесь есть и еще один крайне важный момент. Он заключается
в том, что люди в Сети учатся читать. Об этом тоже говорит Эндрю
Томас. Когда мы в Сети общаемся с другим человеком, то это подобно
чтению книги или слушанью радио: наше воображение включается
на полную мощность и мы достраиваем образ и этот образ остается,
остается вербализованным. Это то новое, то совершенно не бывшее,
на мой взгляд, что приносит Интернет.
Александр Костинский: Наверное, мы все -таки говорим
о человеке, который довольно много этих самых постов оставил,
на форумах выступал. Должен существовать определенный порог.
Понятно, что написать одно электронное письмо мало, даже если
мы говорим о бессмертии в очень узком смысле, как об исчерпывающей
информации о человеке.
Владимир Губайловский: Александр, экспансия Сети настолько
мощна и она с огромной скоростью, как мощнейший пылесос засасывает
все наши проявления. Пять лет назад людей, которые пишут электронные
письма, было совсем немного. У меня постоянно возникали проблемы
с тем, что у человека нет выхода в Интернет, нет компьютера,
почтового адреса и т.д. Сейчас не иметь электронный адрес как-то
неприлично.
Александр Костинский: Отец Яков Кротов прокомментируйте
пожалуйста.
Отец Яков Кротов : Я думаю, что сама мысль о бессмертии
в Сети могла зародиться только в рамках христианской и постхристианской
культуры потому что это психология человека, воспитанного на
символе веры, где есть отдельная фраза об общении святых. В
любой западной школе умрет мальчик, собираются его одноклассники
и вспоминают его как святого. Вообще обычай писать некрологи,
собираться для годовщин, вспоминать покойника это все наследие
христианской культуры, которая не видит существенной разницы
между живым и умершим христианином. Но здесь христианство нам
может быть и не понадобится. То что описывает Томас Эндрю это
не совсем бессмертие. Это очень наивное, с философской точки
зрения, представление о том, что есть человек. Это проблема
не данного конкретного текста, я хорошо знаком с Интернетом.
В силу своей технической специфики он нивелирует отражение личности.
Это довольно ущербный способ воспроизводства особенностей личности.
Поэтому здесь не то что бессмертие, а более ли менее надежной
фиксации индивидуальных черт ждать не приходится. Вот я работал
с материалами Тайного приказа XVII, XVIII века.
Александр Костинский: Это их КГБ или ФСБ?
Отец Яков Кротов : Не их, а наше, российское, русское.
Александр Костинский: Извините.
Отец Яков Кротов : И там есть экзотические показания,
в том числе написанные собственной рукой. Все равно сущность
человека ускользает. Что человек говорит на дыбе и что он говорит
сидя у компьютера на редкость не соответствует тому, что у него
в сердце.
Александр Костинский: Я думаю, что на дыбе сильнее
не соответствует тому, что в душе.
Отец Яков Кротов : И у компьютера тоже сильно не соответствует,
хотя совершенно по другим причинам. Здесь, конечно заметно продолжение
мечты известного русского библиотекаря Николая Фёдорова, который
в начале ХХ века предлагал, чтобы наука сосредоточилась на сборе
максимума информации о каждом человеке, а потом бы его восстановила
по этой информации. По мнению Фёдорова это было бы технически
реальное воскрешение. Но это все равно ничтожная часть человека.
Это какой-то Голем, глиняное чудище. А нужно ли это самому человеку,
чтобы его воскрешали именно таким? Я думаю, что нет. Бессмертие
заключается не в бесконечности данного существования, это было
бы как у Свифта, довольно грустно, а бессмертие, о котором действительно
мечтает человек, это преображение того, что есть сейчас. Рассуждения
Томаса Эндрю все-таки иллюзия и то, что немецкий пастор Дитрих
Банхоффер назвал дешевой благодатью - попыткой и бессмертие
получить и от компьютера не отойти.
В отсутствие телесного контакта все крайне ущербно и человек
действительно достраивает другого в воображении. А потом, мы
это хорошо знаем, встречаются люди впервые после чата лицом
к лицу и, как правило, происходит радикальная переоценка иногда
в худшую, иногда в лучшую сторону. Но происходит радикальная
переоценка, потому что тело человека это не случайный феномен
и бессмертие это не бессмертие духа, души, математических способностей,
а бессмертие человека с печенкой, селезенкой, пятками, пальчиками
ушками, носиком и всем прочим.
Владимир Губайловский: То что в Сети человек не остается
с ушками, носиком и прочими своими телесными проявлениями это
абсолютно очевидно. С этим трудно спорить.
Александр Костинский: Некоторые ушки, правда , там
иногда торчат.
Отец Яков Кротов : Копыта, рога.
Владимир Губайловский: Но я не согласен здесь с тем,
что компьютер обязательно и неизбежно нивелирует общение и делает
его бессмысленным, штампованным, одинаковым - не выражает человека.
Отец Яков Кротов : Я не имел ввиду нивелирует. Я имел
ввиду дистортирует, искажает, какие-то черты выпукляются, какие-то
умаляются. Это - кривое зеркало.
Владимир Губайловский: Я хотел обратить здесь внимание
на следующий момент. Люди живут на Земле. Телесно общаться человек
может с крайне небольшим кругом людей.
Александр Костинский: И среди них можно не найти тех,
к кому хочется обратиться и кого хочется слушать.
Владимир Губайловский: Именно так.
Отец Яков Кротов : Не так страшна жизнь, как её воображают
программисты.
Владимир Губайловский: Когда возникает общее пространство
Интернета, то оно необыкновенно сближает людей. Люди выходят
на некоторые магистральные интересы, которые стягивают и кристаллизуют
сетевое пространство. Вероятность того, что я встречу близкого,
понятного, интересного мне человека повышается в разы, может
быть на порядки. При этом нельзя забывать, что Интернет позволяет
нам общаться на разных языках, например, используя программы-переводчики.
Он позволяет нам пусть искаженно, но тем ни менее, перешагнуть
языковые барьеры, которые иначе мы просто не можем перешагнуть.
Конечно, телесно, публично, человек общается более полно, но
с очень малым количеством людей. А вербально, словесно человек
может обратиться к огромному количеству людей и найти среди
них тех, с которыми такой неполноценный информационный канал
сыграет гораздо более важную роль, чем, может быть, его публичное
общение.
Александр Костинский: Тут я добавлю еще одну мысль.
Когда у нас была программа о психологии общения в Интернете,
то психологи утверждали, что для многих людей (по некоторым
оценкам 10-20%) серьезная проблема вступить в живое общение.
У этих людей есть очень сильные психологические проблемы. Безусловно,
Интернет снижает порог вступления в общение. Человек начинает
общаться в Интернете, потом переходит к живому общению, да,
иногда он при этом разочаровывается, что-то меняется, но у него
благодаря Сети появляется нормальное общение.
Отец Яков Кротов : Боюсь, что не случаен запрет церкви
принимать исповедь по Интернету. Это подобно общению с резиновой
женщиной. Она не помогает мужчине познакомится с реальной женщиной,
а наоборот мешает. Интернет - порождение западной, даже точнее
- англо-американской цивилизации, где, особенно в Америке, количество
телесных контактов людей в разы выше, чем в России. Американский
президент, прежде чем его изберут, пожмет руки сотням тысяч
людей. В России, чтобы стать президентом не нужно вообще никому
жать руки кроме одного единственного персонажа - своего предшественника
и еще нескольких человек. В Америке гражданское общество стоит
на том, что ты выходишь к соседу по лестничной клетке, по улице,
здороваешься с ним, преодолеваешь свою shyness - застенчивость
и вот так созидается общество. И тут никакой Интернет не поможет.
Александр Костинский: Надо заметить , что у отца Якова
Кротова один из самых интересных и содержательных русскоязычных
интернет-сайтов посвященных вере т православию www.krotov.info
. Тогда возникает вопрос, почему вы поддерживаете такой огромный
сайт в Интернете?
Отец Яков Кротов : Исключительно для своего удобства.
Когда-то, когда я начинал, я думал, что это поможет проповеди
Евангелия, поиску единомышленников. Но коэффициент полезного
действия ниже, чем у паровоза. Потому что единомышленники кое-какие
нашлись - один в Австралии, они в Америке - но слишком далеко,
практического дела здесь не выйдет. Те люди, которые посещают
приход, где я священник, все пришли не через Интернет. А люди,
которые мне пишут по Интернету: " О! Как интересно ! О!
О! Я к вам обязательно приду!", годами пишут и не приходят.
Чтобы созидать гражданское общество, нужно не начинать с Интернета,
а им заканчивать. Это последнее подручное средство. Эндрю Томас
пишет примерно так: " Тот, кого я никогда не видел, чей
голос я никогда не слышал, его голый текст выражает гораздо
больше, чем моя память о тех, с кем я реально встречался".
Мне кажется это ключевой момент. Человек слишком поглощен компьютерным
общением и для него родная умершая мать менее реальна, чем умерший
собрат по компьютерному общению. Это проблема, извините, уже
вашей памяти. Ее надо менять и не на DIMM, а на что -то более
человечное.
Александр Костинский: DIMM и SIMM это типы оперативной
компьютерной памяти.
Отец Яков Кротов : Это уже ваша глубокая психическая
проблема, если ваша память лучше реагирует на то, что вы получили
с терминала, а не из реальной жизни. Это уже показатель отрыва.
Это все равно что сказать, мол, мне с девушками на страницах
журнала Play boy значительно интереснее общаться, чем с девушками
из моего потока, из моей группы. В качестве заключения я бы
все-таки призвал чаще вспоминать, что общение, жизнь более широкое
понятие, чем жизнь человека, а тем более жизнь компьютерщика.
Потому что общение есть бесконечное чередование прикосновений.
Общение - не только возможность задать вопрос, но и получить,
внимательно выслушать ответ. Общение - возможность поглядеть
друг другу в глаза. Общение, действительно, очень мистический
процесс. Поэтому суть христианства - церковь, то есть собрание,
собрание для общения, но с одной оговоркой - полноценное общение,
я прошу прощения, все-таки требует какого-то связующего раствора,
какого-то центра. Для верующего таким центром является Создатель.
Потому что Он обнаруживает, что общение просто между двумя людьми
всегда будет неполноценным, даже если когда-нибудь изобретут
компьютер, который будет сканировать все. Человек тогда - человек,
когда у него открывается какой-то выносной, дополнительный центр,
который больше его. Вот через этот центр происходит общение.
В компьютерном мире, да и мире большинства людей, этот второй,
главный центр просто отсутствует.
Александр Костинский: Для неверующего это жизнь в целом.
Даже для человека неверующего или верующего как-то по-другому,
его продолжение - жизнь человечества в целом. Ведь люди готовы
погибнуть для чего-то более важного, чем их жизнь.
Отец Яков Кротов : То что вы описываете ужасно грустно.
Это такой кошмарный гуманистический взгляд на человека и его
жизнь, что даже спорить невозможно, а хочется вас как-то утешить,
но я совершенно не понимаю как. По-моему это бессмертие в человечестве,
бессмертие в потомках и прочее, это все, действительно какая-то
резиновая женщина, какое-то резиновое бессмертие.
Александр Костинский: Конечно, то бессмертие , о котором
говорит отец Яков - полноценное телесное и духовное христианское
бессмертие, это прекрасно. Но такое мировоззрение возможно только
для истинно верующего человека. При глубокой вере все эти игры
в интернет-бессмертие, подобны заигрыванию с резиновой женщиной.
" Блажен, кто верует - тепло ему на свете". А если
человек искренне не верит в Творца? Тогда у человека другая
система аксиом, то есть положений, которые принимаются на веру,
без доказательств. Отсутствие в аксиоматике Бога радикально
изменяет мировоззрение. В таком случае информационная форма
бессмертия, которую дает Интернет - это уже много. Это бессмертие
дается каждому человеку, а не только избранным, как было в прошлые
века. Такая форма бессмертия - шаг по направлению к мечте, быть
может и недостижимой.
|