Доисторический период - Италия 02
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир:   >> История >> Наши движения >> Система идей >> База >> История >> Доисторический период >> Италия >> 02




 

 



 

 

 

 

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)

Содержание
Сокращения
Вступление
Литература
Персоналии

Часть 01
Часть 02
Часть 03
Часть 04
Часть 05
Часть 06
Часть 07
Часть 08
Часть 09

 


Италия до н.э. 02


Сардиния

Древнейшее неИЕ население родственно иберам
Характерны нураги, 12-20-м башни, грубо сложенные из каменных блоков без раствора
Колонизирована греками
~500 до н.э. - Карфагеном
238 до н.э. - нарушив мир после 1-й Пунической войны, захватили римляне
Воинственные племена внутренней С. не были покорены
Жестокие войны
(Тиберий Семпроний Гракх истребил и поработил 80 тыс. сардинцев)
Гл. город - Каралес (ныне Кальяри)
~450 н.э. - Вандалы
Храм гл. бога С. "отца Сарда"


Культура оциери

Сарды
Первые памятники - на СЗ
19 в. - н. 20 в. до н.э.
- Гротто-ди-Бартоломео в окрестностях Кальяри
- Ангелу-Рую близ Альгеро
- Гротта-ди-Сан-Микеле в Оциери

Демографический рост
Основания:
- Обилие поселений
В Сан-Джемилиану-ди-Сесту (14 км севернее Кальяри) - более восьмидесяти углублённых площадок прямоугольной и овальной формы, длиной 8-10 м, на площади 220 x 200 м
(Крупное поселение для энеолита)
- Обилие погребений
Под Кальяри, в Ористано и Сассари
Причины:
- Благоприятные внешние природные условия
- Хозяйственная стабильность
- Отсутствие демографического давления извне
- Географическая и культурно-историческая обособленность
- Относительно спокойная жизнь

Подземные гробницы
Наиболее впечатляют
Сардинцы называют их domus de Janas ("ведьмины дома")
В северной Сардинии их сотни
Разнообразие форм
- Простые из одного помещения (яйцевидного или овального)
- Сложные комплексы (из нескольких сообщающихся комнат и залов)
Вырубленные из скального массива колонны упираются в кровли
Над входами - обычные для минойской культуры Крита изображения бычьих голов или рогов
Стены часто окрашивали охрой разных оттенков
На стенах также символы возрождения:
- рисунки "ока"
- сомкнутые вершинами пары треугольников
- бараньи рога и букрании
- свернувшиеся змеи
- концентрические круги
Изображения тройных вульв уподобливали гробницу материнской утробе
Не могилы, а многофункциональные храмовые гробницы (Итальянские археологи)

Керамика
Разнообразие форм
Декор
Протомы в виде животных, блюда, чаши, амфоры, горшки
Оригинальные керамические подставки на трёх и четырёх ножках для кувшинов и чаш
Алебастровые, костяные и мраморные статуэтки нагой Богини-Матери

"Пирамида Монте-д'Аккодди"
Самый замечательный памятник
Храмовый комплекс
Неподалеку от Альгеро
Высоко поднятая на каменном фундаменте прямоугольная платформа в виде усечённой пирамиды со стороной 27 м и высотой в 5,5 м
Пристроен покатый пандус
На вершине - прямоугольная площадка ("красный храм")
(Найдены следы красной, жёлтой и чёрной краски, покрывавшей стены)
Идеальное место для ритуальных церемоний
Сооружали неск. столетий

Поблизости
- Могильник из "ведьминых домов"
- Неск. посёлков из квадратных хижин
- Менгир
- Каменные алтарные плиты
- Большие каменные шары (вероятно, олицетворявшие Солнце и Луну)

29-28 в.в. до н.э. - внезапно покинут
Пожар, после чего "пирамиду" засыпали огромной грудой местного толчёного известняка, камней и земли

Вторая платформа в виде усечённой пирамиды 29 x 36 м, высотой ~10 м
Пандус длиной 41,80 м
Вероятно, создана культурой Абеальцу-Филигоса

Заброшена в бронзу
Разрушена к 1800 г. до н.э.
Наиболее сильные разрушения - во время второй мировой войны
(Американцы изуродовали траншеями для противовоздушной батареи)

Блюдо с изображением ритуального танца женщин, взявшихся за руки в круге
Возможно, обряд в чём-то был сходным с религиозными танцами критянок

Культура Абеальцу-Филигоса

Преемница Оциери
Выделена в самостоятельную на основе всего лишь нескольких исследованных памятников

Культура Монте-Кларо

Преемница Оциери
Около 80% известных памятников - к югу от залива Ористано

Смены населения не происходило
Языки иберо-лигурской группы
Резкое обеднение
Керамика невыразительна
Захоранения беспорядочны, в старые гробницы

Возможно, правильнее рассматривать обе как "деградацию культуры Оциери"


Общество сардов

Первобытно-общинное
Несомненное опережение в социальном и культурном развитии по сравнению с АП в к. медного века
В бронзу и железо безвозвратно утеряно

Племена центробежного типа
(В отличие от АП)
Общины делились
Образовавшиеся дочерние группы начинали самостоятельное существование

Осознавали культурную близость, общность происхождения, языковое единство
Могли существовать совместные религиозные центры

Непрочность племён
(Слабая нужда в племенной надстройке)

Высший орган власти - собрание взрослых общинников
Участие - по желанию
В особом священном месте
Право
- Излагать и отстаивать мнение
- Инициировать собрание
- Руководить им
- Покинуть общину
(Вплоть до разделения коллектива и переселения части общинников)
Планомерны по вопросам:
- Организация сезонной рыбной ловли
- Подготовка к посеву
Стихийны во время конфликтов
Межличностные конфликты разрешались штрафами, редко дуэлью на кулаках или палках или "божьим судом"
(Супружеская неверность, оскорбление, обвинение в колдовстве и пр.)
Спор - до понимания большинства и компромисса
После голосования - подчинение
Как правило, управляли старейшины
Возможно, наиболее красноречивы
Решения предлагались
(Не навязывались)

Структурные связи общины
Сложились в неолите
Достигли предельного напряжения
Не всегда соответствовали обновившимся элементам общественной системы
Для решения задач уже не хватало
- Общественного мнения
- Коллективной морали
- Знаний
- Опыта
Требовалось
- Умение взять на себя ответственность

В прежние времена община нивелировала личность
Воспоминания о герое, выручившем общину, становились темой эпических сказаний на века
Теперь такое становится нормой
Так складывается явление лидерства

Не следует отождествлять престиж и лидерство с реальной властью
Сард, достигший высокого статуса, не мог решать единолично
Лидерство сводилось к советам, просьбам и уговорам
До надменности Агамемнона было далеко
Лидеры не обладали аппаратом насилия
Положение лидера не наследовалось
Хотя отцы придавали сыновьям стартовый импульс
- Обеспечивая перспективными жёнами
- Снабжали престижными предметами
- Помогая в делах
Сыновья лидеров должны были
- Обладать талантами
- Приложить усилия
(Демонстрация ценимых качеств)
(Перечень назвать сложно:
- Щедрость, ум, храбрость, орг.способности, сила, мужество
- Возможно, и агрессивность, смелость, военный талант
- Мастерство в изобразительном искусстве?
- Знание родословий соседей, сказаний, осведомлённость в магических ритуалах?)
- Обзавестись сторонниками
(Пиры, подарки)
- Выиграть соперничество

- Укрепиться
(Убедить наибольшее число лиц)
Принцип: "Сначала ты работаешь на авторитет, потом авторитет работает на тебя"

Лидер считался носителем удачливости
Близость к её носителю означала прикосновение к ней
"Группa поддержки" росла
Община внутри общины
В первых рядах находились неудачники:
- Холостяки
- Бесталанные
- и пр.
Определяющим хозяйственным отношением стал комменсализм

Комменсализм
(фр. commensal - сотрапезник; лат, cum+mensa - стол)
= Нахлебничество, сожительство

Прав и привилегий лидеру не прибавляло
Лидеры работали наряду со всеми, в столкновениях с соседями выступали в первых рядах

С развитием культа предков-мужчин и складыванием пантеона антропоморфных мужских божеств роль религии могла вырасти
Возможно в обязанности лидера входило поддержание связей с божествами и духами предков, вымаливание покровительства общине

Зажиточность стала влиять на статус
Соперничество становилось затратным
Методы увеличения благосостояния:
- Повышение производительности семейного труда
- Выгодные браки
- Обменные связи
- Оттеснение конкурентов
- Посредниество в спорных ситуациях

Распределение общинного продукта контролировалось общиной
Препятствование накоплению богатств отдельными семьями
Общинников, скопивших заметные запасы, принуждали делиться
Оставалось вкладывать накопленное в повышающие престиж деяния

Функции становились разнообразнее
- Организация строительства погребальных и культово-обрядовых сооружений
- Земледелия
- Сезонных рыболовства и охоты
- Возглавляли значимыми ритуалыами
- Хранение священных предметов
- Решение конфликтов
- Представление общины при переговорах с соседями
- Возможно, скрепление общин личными связями
(Исчезали со смертью)

Общеплеменная власть была невозможна

Слабая структурированность
Снижение прочности
Мобильность
Высокие темпы трансформации

Личных качеств лидера стало недостаточно
Естественны попытки семьи лидера сохранить статус
Разработка механизмов преемственности
- Смена из ближайших родичей
(братьев, сыновей)
- Обучение преемников
- Обладание престижными предметами

Мат. ценности
- Пища
- Одежда
- Посуда
- Медь, обсидиан и пр.


"Культура колоколовидных кубков"

Энеолит ~28-19 в.в. до н.э.
(англ. Beaker culture)
Термин предложен Джоном Аберкромби
Функции кубков
- Выплавка меди
- Хранение еды и напитков
- Погребальные урны
Иные признаки культуры:
- Погребения в гротах (на Юге), в простых ямах, в каменных ящиках, реже - в курганах
- Медные кинжалы
- Обсидиановые и кремневые наконечники стрел
- Костяные и янтарные пуговицы

Происхождение
1. ВЦ Европы
Влияние степных кочевых племён [525]
Причины передвижения:
- Бурный рост населения
- Увеличение поголовья скота
Критика: переещение скотоводов в лесные зоны нецелесообразно
Перевоз стад морским путём, например, в Великобританию невоможен
Влияния курганных культур не было
2. Преемствнность культуры шнуровой керамики
Отвергнуто [526]
3. Сопоставлять с распространением Y-гаплогруппы R1b (одиночные генетики)
Отвергается остальными
4. Юг Пиренейского п-ва (большинство учёных)
Обоснование:
Самые ранние образцы керамики обнаружены в Португалии

Распространились повсеместно, включая Марокко

Носители
Племена иберо-лигурского происхождения

Типология памятников:
а) английская
б) голландская
в) рейнская
г) северо-германскую и голландская
д) саксо-тюрингская
е) среднеевропейская
ж) бретонская
з) пиренейская и южнофранцузская
и) островные (Сицилия и Сардиния)
к) североитальянская (ДРП)

"Лоскутное" размещение памятников
Объясняют уникальным характером
Отсутствие крупномасштабной этнической миграции
Были меньшинством в тех обществах, куда приносили "традицию кубков"
[Чебречук]
Но меньшинством очень активным, мобильным и предприимчивым
Прозвище "энеолитических цыган"
Группы вооружённых купцов-посредников плюс гончары, ткачи, металлурги
Оседали замкнутыми группами в чужой этнической среде
Сохраняли связи с такими же в других областях
"Эстафетная" торговля
(Товар перемещается годами по хорошо освоенным водным маршрутам)

Пастушеское хозяйство
Охота
Собирательство
На последнем этапе - земледелие

Культуры мегалитов и колоколовидной керамики - близкие наследники некогда единого народа
(антропологические, и лингвистические, и генетические параллели; популяционная генетика)
Культура мегалитов могла придти в З. Средиземноморье морским путём
Основания:
Значительное количество артефактов мегалитической культуры на о-вах и побережье Средиземного и Чёрного морей
(от о-вов Ц Средиземноморья и Балкан до Испании и СЗ Африки) [527]

 

 
====
 
 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

Доисторический период - Италия 02
* 14 04 2019 г.