Сущность воинственной политики фашизма
Одной из главных задач фашистских диктатур явилось проведение определенных
государственных мероприятий по регулированию производства, дальнейшее развитие
системы государственно-монополистического капитализма в целях скорейшей подготовки
к войне, к осуществлению агрессивных планов господствующих классов.
В тех странах, где к моменту прихода фашизма к власти еще не было развитого
монополистического капитализма, установление фашистской диктатуры способствовало
ускоренной монополизации и насаждению системы государственно-монополистического
регулирования хозяйства.
Внешнеполитические цели фашизма находились в зависимости от степени могущества
той или иной страны. Но везде фашистские диктатуры использовались империалистической
буржуазией в агрессивных целях, несли с собой смертельную угрозу для Советского
Союза, международного коммунистического движения, для демократических прав
и свобод трудящихся, национального и даже биологического существования многих
народов.
Изготовление свастики (экзамен на получение производственного разряда в Германии)
в 1934 г.
Фашизм - это война, сразу же сказали коммунисты. "Так как фашизм, - отмечает
Палм Датт, - является... выражением наиболее насильственной политики капитализма,
охваченного кризисом, то он неизбежно означает войну" {255}.
Фашистские клики бешено форсировали подготовку и развязывание войны, объективные
причины которой глубоко коренились в самой системе государственно-монополистического
капитализма. Западногерманский историк Хофер согласен признать, что "национал-социалистская
диктатура в Германии является той предпосылкой, без которой вторая мировая
война как историческое явление была бы немыслима; национал-социалистская диктатура
выступает как главная её причина" {256}.
Но фашизм был порождением империалистической системы. Хофер не разоблачает
[76] её виновность в возникновении мировых войн. В действительности же именно
алчный финансовый капитал Германии, как пишет А. Норден, "указал путь, на
который Гитлер должен был вступить с оружием в руках" {257}.
Самый влиятельный человек в концернах Веймарской республики - К. Дуисберг,
председатель наблюдательного совета "ИГ Фарбениндустри" и президент имперского
союза германской промышленности, был одним из тех, кто пестовал фашистскую
партию. И не удивительно, что Дуисберг приветствовал приход фашистов к власти.
"При режиме, установленном Адольфом Гитлером, Германия вновь станет могущественной"
{258},
- заявил он.
Ошибочно было бы считать, что буржуазная демократия может стать полной гарантией
против войны. Исторический опыт свидетельствует, что даже самые "демократические"
буржуазные государства прибегают к захватническим войнам и агрессии против
других стран и народов и что каждая такая война сочетается с усилением реакции
и террора внутри ведущей её страны.
Но фашистский политический режим принуждал к принятию той программы, которая
наиболее отвечала воле финансового капитала. Осуществлялось интенсивное идеологическое
принуждение. Фашистский террор распространился и на область идеологии. Фашистские
органы пропаганды (в Германии было создано министерство народного разъяснения
и пропаганды) во главе с Геббельсом действовали в тесном контакте с политической
полицией (гестапо в Германии) и широко пользовались её услугами. Они не переубеждали
людей, придерживавшихся других взглядов, они их уничтожали.
Ими усиленно насаждалась самая реакционная идеология - комплекс политических,
философских, религиозных, моральных (фактически аморальных) и художественных
(на деле антихудожественных) взглядов. Идеология фашизма, как и он сам, -
характерный продукт общего кризиса капитализма.
Идеологи фашизма отдавали себе отчет в своей неспособности противопоставить
марксизму какую-либо научную теорию. Поэтому в их программы вошло отрицание
общественных наук, научных знаний, научного мировоззрения, призывы к варварству.
Фашистские идеологи открыто говорили: "Мы скорее за мировоззрение, которое
ругают как варварство, ибо мы считаем наилучшим боевой клич, провозглашенный
в последние годы: назад к варварству" {259}.
Вскоре на улицах и площадях фашистских стран заполыхали костры сжигаемых книг,
а впоследствии небо над Европой затмил черный дым крематориев.
Из отрицания науки давалось и характерное для фашистов определение мировоззрения,
которое они рассматривали не как научное познание закономерностей общественного
развития, а как слепую, безрассудную веру в "истины", провозглашаемые фюрером.
Служебное предназначение подобного понимания мировоззрения Гитлер определил
следующими словами: "Человек может умирать (на войне. - Ред.) только
за ту идею, которую он не понимает". Иначе говоря, если бы люди поняли классовый
смысл нацистских идей, они бы не стали за них воевать.
Комплекс фашистских идей был почти одинаков во всех странах, где установились
подобные диктатуры. На первом месте находилась расовая теория, согласно которой
данная нация является единственной, "богом избранной", и потому ей должно
принадлежать мировое господство [72] и все богатства земли. Ведь "избранная
нация" не может жить в условиях ограниченного и потому недостаточного "жизненного
пространства"! В действительности фашисты заботились только о монополистической
верхушке. Чтобы скрыть истинное значение своих лозунгов, фашистские лидеры
усиленно убеждали население страны в полном совпадении и единстве своих идей
с национальными интересами.
Другой важной составной частью фашистской идеологии и политики было прославление
грубой силы, являющейся будто бы главным фактором общественного прогресса
и всего развития человечества. С этим неразрывно связывался культ вождя, "сверхчеловека",
отличающегося от простых смертных силой своего интеллекта, волей к всеобъемлющей
власти, способностью подчинить себе массы и средствами крайней жестокости
осуществить свои цели. Образцами таких "сверхчеловеков" провозглашались фашистские
вожди, фюреры.
Идеология фашизма требовала признания абсолютной правоты фюрера и безграничного
к нему доверия. Всеми средствами - от печати и радио, театральных постановок
и массовых зрелищ до концентрационных лагерей и пыток - фашисты убеждали население
в том, что такое доверие не требует ни размышлений, ни доказательств, что
оно основывается исключительно на вере, носящей религиозный характер. И Муссолини,
и Гитлер называли фашизм религиозной концепцией, высшей формой религиозного
культа.
Фашистский культ вождя используют и некоторые современные буржуазные авторы,
для того чтобы доказать, что фашизм был порождением лишь отдельных личностей.
Представителей различных направлений буржуазной историографии объединяет
стремление скрыть классовый характер фашизма как диктатуры монополистического
капитала. Буржуазные историки, философы и социологи пытаются изобразить фашизм
как своеобразный конгломерат "революционных и консервативных" сил, не поддающийся
четкой социально-политической характеристике.
Для современной профашистской литературы характерна книга английского автора
Гамильтона, выдающего себя за историка. В предисловии он пишет: "По существу,
фашизм был "мифом", полной противоречий "системой идолов", не поддающейся
логическому определению или рациональному анализу" {260}.
Он пытается уверить молодежь, не пережившую войны и бомбежек германской авиацией
английских городов, что никакого фашизма вообще не было, существует лишь миф
о фашизме. Впрочем, за его туманными формулировками скрывается определенная
концепция, которую раскрыло издательство, поместившее на суперобложке книги
Гамильтона следующую аннотацию: "Современные историки предпочитают пересмотреть
правду о фашизме, не говорить о том, что он в начальные годы апеллировал к
разумным людям доброй воли. Было бы слишком просто... рассматривать раннее
развитие фашизма как злокачественное образование, как неизбежную предтечу
гитлеровских концентрационных лагерей".
Так фашистские палачи изображаются выразителями доброй воли разумных людей!
Берется под сомнение злокачественная природа фашизма, не только породившая
чудовищные злодеяния, но и проявившая себя в этих преступлениях против человечества.
Широкое распространение на Западе получили концепции американского историка
Д. Вейсса, англичанина С. Вульфа и западногерманского историка Э. Нольте.
Все они хотят предать фашизм забвению, вычеркнуть из истории недавнего прошлого
важную составную её часть - борьбу [78] народов против фашизма. Вульф предлагает
"хотя бы временно выбросить из политического словаря слово "фашизм" {261}.
Вейсс называет фашизм "последним издыханием консерватизма" {262}.
Для Нольте фашизм - это консервативный феномен, имевший свою собственную природу
{263}.
И Вейсс, и Нольте пытаются найти истоки фашизма в феодальной реакции на Великую
французскую буржуазную революцию. Эта концепция игнорирует, следовательно,
присущий империализму симбиоз феодальной и монополистической реакции, единство
милитаризма и государственно-монополистического капитализма.
Большая группа буржуазных исследователей, отрицая генетическое родство между
фашизмом и крайним консерватизмом, делает упор на "революционные" компоненты
фашизма. Подобные взгляды наиболее активно отстаивает американский историк
Э. Вебер. Он недоволен тем, что еще находятся ученые, которые продолжают смешивать
реакционеров и фашистов {264}.
Фашисты, по утверждению Вебера, "были или хотели быть революционерами" {265}.
Концепции реакционной историографии, зачастую на первый взгляд взаимно друг
друга исключающие, пропитаны стремлением реабилитировать фашизм, помешать
борьбе прогрессивных сил против неофашизма. Реакционная историография скрывает
подлинное классовое лицо и служебное предназначение фашизма, представляющего
собой целую иерархическую систему организованного массового насилия, созданную
финансовым капиталом. Фашизм был призван империалистическими заправилами сыграть
роль организатора новой мировой войны.
История фашизма как определенного социального явления, которое приобрело
различные конкретные формы в отдельных странах, убедительно раскрывает его
суть. Фашизм представлял собой прямое порождение мирового империализма, был
им вспоен и вскормлен. Он появлялся там, где был особенно нужен монополистическому
капиталу. Террористическая фашистская диктатура имела совершенно определенное
классовое предназначение. Она создавалась для расправы с революционным, демократическим,
национально-освободительным, коммунистическим движением, для подготовки и
развязывания агрессивных войн. Поскольку природа империализма не изменилась,
фашизм и сегодня реально существует в некоторых странах и представляет собой
значительную потенциальную угрозу в капиталистическом мире.
Служебная роль фашизма не ограничилась задуманными и осуществленными им по
воле монополий многочисленными локальными актами агрессии. Именно империализм
и его детище - фашизм образовали очаги второй мировой войны.
Оглавление.
Рождение Второй мировой войны