Концепции мировой истории
  "Мир спасти невозможно" - суть Западной философии  
"Мир спасать не следует" - Восточной
"Мир спасать можно и нужно" - суть Северной, она же русская    

Навигатор:

История : Космисты -> Творчество ; Искусство -> Рок-Энц || Архив || Система идей / Что делать /  Исследования || Быстро

Ориентир: >> История >> Наука >> Исследования >> Исторические >> Концепции мировой истории




 

 



 

 

 

 

См. тж.:

Гипотезы о возникновении жизни на Земле

 

- Содержание страницы может быть обновлено. Даже вами - адрес внизу
- Расширение adblock убирает рекламный баннер
(ставится как минимум на браузеры Мозилла, Opera, Chrome)


Концепции мировой истории

Историософские
Наш вариант

Источники


Историософские

1. Религиозная
2. Теория прогресса
2.1. Эволюционный (Формационный) вариант
2.1.1. Глобально-формационный
2.2. Религиозный вариант (активное христианство)
3. Позитивистская
4. Европоцентризм
5. Цивилизационный (Теория этногенёза)
5.1. Новая наука истории (школа "Анналов")
6. Эзотерическая (Метаисторическая)
7. Эзотерическая
8. Мир-системная
9. Синергетическая


1. Религиозная

История - линейное движение от Сотворения к Концу Света

Т.е. ничего в мире не меняется, усиление техники и ослабление-усиление конфликтности - лишь кажимость, "стадия обезьян" - заблуждение. Главное - душа, её испытание, её состояние после смерти. История - полигон для испытаний

??): Правильно ли автор сайта выразил суть этой концепции?

2. Теория прогресса: История - восхождение по пути совершенствования человеческого рода

2.1. Эволюционный (Формационный) вариант: от первобытного (дикого) состояния - к цивилизации и постиндустриальному обществу (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и др.)

2.1.1. Глобально-формационный (Ю. И. Семёнов)

2.2. Религиозный вариант (активное христианство): от райского состояния - через падение - к Царству Божию на земле

3. Позитивистская: История - чередование эпох сжатия и рассеивания структурных элементов, образующих общество

??): Кто бы объяснил, что это значит?

4. Европоцентризм: История - это история европейских народов как единственных носителей прогресса и цивилизации

5. Цивилизационный (Теория этногенёза): История - это история цивилизаций (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ш. Айзенштадт, Б. С. Ерасов, Д. М. Бондаренко, И. В. Следзевский, С. А. Нефёдов, Г. В. Алексушин и др.)

- Т.е. единой истории человечества нет. Есть история цивилизаций - и они могут сосуществовать, будучи на разных стадиях развития

5.1. Новая наука истории (школа "Анналов": М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф и др.)

6. Эзотерическая (Метаисторическая): История - взаимодействие (борьба, сотрудничество) эгрегоров
[
Подробнее ]

7. Эзотерическая (Конспирологическая): История - глобальная авантюра одной из мировых сил (жрецов, рептилоидов, инопланетян) - или часть авантюры вселенского масштаба (Земля повторяет путь Фаэтона, Луны, Марса и др.)

8. Мир-системный (А. Гундер Франк, И. Валлерстайн, С. Амин, Дж. Арриги, Т. дус Сантус, К. Чейз-Данн, Дж. Абу-Лутход, Т. Хопкинс, М.А. Чешков, А.И. Фурсов, А.В. Коротаев, Л.Е. Гринин и др.)

9. Синергетический (И. Пригожин, Г. Хакен, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, С.П. Капица, Л.И. Бородкин, П.В. Турчин, А.П. Назаретян и др.)


Историко-хронологические

1. Западная академическая парадигма
2. Марксистская парадигма
3. Русская парадигма


1. Западная академическая парадигма

...


2. Марксистская парадигма

- Первобытнообщинный строй ("Первобытнный коммунизм") завершается длительным периодом военной демократии. (Общество воглавляют воины)

- Правители-воины создают древнейшую государственность типа вавилонской - апофеоз общинного строя, зиждящийся на социальной (политэкономической) иерархии и угнетении

- Таким образом, в основе цивилизации = государственности лежит классовая борьба, направленная на сохранение привилегий

- Переход к производящему хозяйству является вынужденным для отношений человека со средой обитания, но приводит к НТП

- В классовом обществе НТП порождает ряд противоречий

- Власть элиты держится на насилии


3. Русская парадигма

1. Версия Шилова:

- Первобытнообщинный строй ("Первобытнный коммунизм") завершается длительным периодом священной демократии. (Общество воглавляют священники)

- Правители-священники ("первобытная интеллигенция") создают древнейшую государственность типа Аратты - апофеоз общинного строя, зиждящийся на естественной иерархии

- Таким образом, в основе цивилизации = государственности лежит диалог человечества с мирозданием, направленный на сохранение и разработку естественной гармонии

- Переход к производящему хозяйству (ВНР) является дисгармоничным для отношений человека со средой обитания и порождает возрастающий ряд противоречий. Основное - между бытием и не-бытием

- Закономерный и эффективнейший способ их снятия - самопожертвование во благо народа (мифоритуал Спасительства)

- Власть элиты держится именно на нём


ВНР

Великая неолитическая революция

Понятие введено Г. Чайлдом, англ. археолог, в с. XX в.

Зародилась на севере Месопотамии и в прилегающих областях (невысоуие плато от Загроса до Анатолии)

(В Европе только что закончился ледниковый период. Она была покрыта тундрами, тайгой и плёсами)

Временные рамки - 7 - 3 тыс. до н.э.

Анатолия почти сразу стала центром зарождающейся цивилизации
(Дж. Мелларт, англ. археолог, к. 1960-х; раскопки Чатал-Гуюка и Хаджилляра)


Противоречия

Ландшафтно-климатические
Политические (Межплеменные)
Социальные (имущественные, классовые)
Экологические
...


Наш вариант

Комплексный: История = 2.2. + 5 + 6 + 7


Источники

1. - 5. - см. "Энциклопедию юного историка"

 

 
====
 

История редакции текста:

23 05 2013 г. 1. Было: "Наш вариант - смешанный" 2. Название страницы было - "Исторические концепции"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширяйте границы представления о возможном!

Контактный адрес:

levzeppelin@yandex.ru

Яндекс кошелёк

 

История редактирования страницы:

17 12 2009 г.
31 05 2012 г.
11 08 2012 г.
23 05 2013 г.