Концепции мировой истории
Историософские
Наш вариант
Источники
Историософские
1. Религиозная
2. Теория прогресса
2.1. Эволюционный (Формационный) вариант
2.1.1. Глобально-формационный
2.2. Религиозный вариант (активное христианство)
3. Позитивистская
4. Европоцентризм
5. Цивилизационный (Теория этногенёза)
5.1. Новая наука истории (школа "Анналов")
6. Эзотерическая (Метаисторическая)
7. Эзотерическая
8. Мир-системная
9. Синергетическая
1. Религиозная
История - линейное движение от Сотворения к Концу Света
Т.е. ничего в мире не меняется, усиление техники
и ослабление-усиление конфликтности - лишь кажимость, "стадия
обезьян" - заблуждение. Главное - душа, её испытание, её состояние
после смерти. История - полигон для испытаний
??): Правильно ли автор сайта выразил
суть этой концепции?
2. Теория прогресса: История - восхождение по пути совершенствования
человеческого рода
2.1. Эволюционный (Формационный) вариант: от первобытного (дикого)
состояния - к цивилизации и постиндустриальному обществу (К. Маркс,
Ф. Энгельс, В. И. Ленин и др.)
2.1.1. Глобально-формационный (Ю. И. Семёнов)
2.2. Религиозный вариант (активное христианство): от райского состояния
- через падение - к Царству Божию на земле
3. Позитивистская: История - чередование эпох сжатия и рассеивания
структурных элементов, образующих общество
??): Кто бы объяснил, что это значит?
4. Европоцентризм: История - это история европейских народов как
единственных носителей прогресса и цивилизации
5. Цивилизационный (Теория этногенёза): История - это история цивилизаций
(Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ш. Айзенштадт, Б. С.
Ерасов, Д. М. Бондаренко, И. В. Следзевский, С. А. Нефёдов, Г. В.
Алексушин и др.)
- Т.е. единой истории человечества нет. Есть история
цивилизаций - и они могут сосуществовать, будучи на разных стадиях
развития
5.1. Новая наука истории (школа "Анналов": М. Блок,
Л. Февр, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф и др.)
6. Эзотерическая (Метаисторическая): История - взаимодействие (борьба,
сотрудничество) эгрегоров
[ Подробнее
]
7. Эзотерическая (Конспирологическая): История - глобальная авантюра
одной из мировых сил (жрецов, рептилоидов, инопланетян) - или часть
авантюры вселенского масштаба (Земля повторяет путь Фаэтона, Луны,
Марса и др.)
8. Мир-системный (А. Гундер Франк, И. Валлерстайн, С. Амин, Дж.
Арриги, Т. дус Сантус, К. Чейз-Данн, Дж. Абу-Лутход, Т. Хопкинс,
М.А. Чешков, А.И. Фурсов, А.В. Коротаев, Л.Е. Гринин и др.)
9. Синергетический (И. Пригожин, Г. Хакен, С.П. Курдюмов, Г.Г.
Малинецкий, С.П. Капица, Л.И. Бородкин, П.В. Турчин, А.П. Назаретян
и др.)
Историко-хронологические
1. Западная академическая парадигма
2. Марксистская парадигма
3. Русская парадигма
1. Западная академическая парадигма
...
2. Марксистская парадигма
- Первобытнообщинный строй ("Первобытнный коммунизм")
завершается длительным периодом военной демократии. (Общество
воглавляют воины)
- Правители-воины создают древнейшую государственность типа вавилонской
- апофеоз общинного строя, зиждящийся на социальной (политэкономической)
иерархии и угнетении
- Таким образом, в основе цивилизации = государственности лежит
классовая борьба, направленная на сохранение привилегий
- Переход к производящему хозяйству является вынужденным для отношений
человека со средой обитания, но приводит к НТП
- В классовом обществе НТП порождает ряд противоречий
- Власть элиты держится на насилии
3. Русская парадигма
1. Версия Шилова:
- Первобытнообщинный строй ("Первобытнный коммунизм")
завершается длительным периодом священной демократии. (Общество
воглавляют священники)
- Правители-священники ("первобытная интеллигенция")
создают древнейшую государственность типа Аратты - апофеоз общинного
строя, зиждящийся на естественной иерархии
- Таким образом, в основе цивилизации = государственности лежит
диалог человечества с мирозданием, направленный на сохранение и
разработку естественной гармонии
- Переход к производящему хозяйству (ВНР) является дисгармоничным
для отношений человека со средой обитания и порождает возрастающий
ряд противоречий. Основное - между бытием и не-бытием
- Закономерный и эффективнейший способ их снятия - самопожертвование
во благо народа (мифоритуал Спасительства)
- Власть элиты держится именно на нём
ВНР
Великая неолитическая революция
Понятие введено Г. Чайлдом, англ. археолог, в с. XX в.
Зародилась на севере Месопотамии и в прилегающих областях (невысоуие
плато от Загроса до Анатолии)
(В Европе только что закончился ледниковый период. Она была покрыта
тундрами, тайгой и плёсами)
Временные рамки - 7 - 3 тыс. до н.э.
Анатолия почти сразу стала центром зарождающейся цивилизации
(Дж. Мелларт, англ. археолог, к. 1960-х; раскопки Чатал-Гуюка и
Хаджилляра)
Противоречия
Ландшафтно-климатические
Политические (Межплеменные)
Социальные (имущественные, классовые)
Экологические
...
Наш вариант
Комплексный: История = 2.2. + 5
+ 6 + 7
Источники
1. - 5. - см. "Энциклопедию юного историка"
|